23 Май, 2018

Влияние стресса на мозг

Влияние стресса на мозг

Все мы бывали когда-то раздражены или переживали из-за чего-то. Бывало, что не могли долго заснуть, обдумывая какую-то мысль.

Каждому человеку знакомы переживания стресса.

Но стресс это не всегда негативное переживание. Он может быть помощником. Например, когда нам нужно выступить публично перед большой аудиторией, или если у спортсмена соревнования, тогда стресс мобилизует наши силы.

Но когда человек переживает стресс длительно, то он может подвергнуть негативным изменениям весь организм. В этой статье я хотела бы обратить внимание на то, как длительный стресс отражается на нашем головном мозге.

Хронический стресс или как его еще называют дистресс, который бывает при постоянных перегрузках или длительных конфликтах на работе или в семье влияет на размер, структуру и функционирование мозга. Стресс регулируется гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системой. Это взаимодействие эндокринных желез и надпочечников. Когда наш мозг определяет стрессовую ситуацию, он подает сигнал организму активизироваться и синтезирует такой гормон как кортизол.

Кортизол приводит наш организм в состояние высокой боеготовности, по замыслу природы повышается наша способность действовать, но не думать. Пример тому — паника, когда человек может за короткое время оказаться в другом месте и не помнить, как попал туда. Действия в состоянии аффекта тоже относятся к этой категории.

Длительное воздействие кортизола вредит человеческому мозгу еще тем, что стимулирует развитие связей в миндалинах мозга в центре страха. Как следствие, повышенная тревожность — либо пустяковая ситуация начинает восприниматься как опасная.

Вместе с длительным ростом уровня кортизола нейронные связи в гиппокампе (части мозга, отвечающей за обучение, память и контроль эмоций и своего поведения) разрушаются. Человек становится неуравновешенным, легко поддается влиянию эмоций, про таких можно сказать «безвольные», и, конечно, же страдает память. Человек поговорил по телефону, положил трубку и не может вспомнить, о чем он говорил.

Гиппокамп также регулирует работу гипотоламо-гипофизарно-адреналовой системы, поэтому, когда он ослабевает, то нарушается и гормональный контроль. Как результат — вегетососудистая дистония или панические атаки, то есть на ровном месте у человека происходит выброс гормонов группы кортикостероидов.

Мало того, повышенный уровень кортизола вызывает разрушение синоптических связей между нейронами и ведет к уменьшению префронтальной коры головного мозга. Чем это грозит? Дело в том, что префронтальная часть коры головного мозга отвечает за концентрацию, принятие решений, рассуждения и социальное взаимодействие.

И еще одно важное исследование: кортизол повышает чувствительность центра удовольствия к дофамину. А он в свою очередь — ответственный за формирование условного рефлекса. Вы сделали что–то, мозг выделил дофамин, и вы чувствуете удовольствие. Дофамин как бы «говорит» нам «ты молодец, в следующий раз сделай так же».

Это хорошо, когда такое подкрепление идет после завершения работы, обретения полезного навыка. Но в условиях дисбаланса это может привести к различного рода зависимостям. То есть на фоне длительного стресса человек быстрее становится зависимым от любых психологически активных веществ, людей, вещей.

Есть версия, что длительный стресс может приводить к болезни Альцгеймера.

Есть еще одно интересное, но не очень приятное наблюдение. На концах хромосом есть теломеры: это защита, которая укорачивается с возрастом. Когда теломеры кончаются, то клетки перестают делиться и умирают. То есть теломеры прямо влияют на старение и длительность жизни. И, оказывается, стресс способствует укорачиванию теломер. Вывод напрашивается сам. Стресс способствует старению организма. Хотите быстро стареть — стрессуйте почаще.

Ну, а если серьезно, то 98% стрессовых ситуаций решаемы в будущем.

И если вы оглянетесь назад в прошлое, то подтвердите это.

Осознание этого факта дает нам возможность спокойно принимать ситуацию и находить из нее выход.

хотите быть молодыми и умными — управляйте стрессом.

www.all-psy.com

Стресс, пережитый в раннем детстве, оказывает устойчивое воздействие на головной мозг

Стресс влияет на всех людей без исключения — как на детей, так и на взрослых. Чтобы понять, насколько губителен стресс для головного мозга человека, ученые постоянно проводят исследования с участием людей разных возрастных групп.

Если уже сейчас достаточно хорошо известно, что влияние стресса на мозг взрослого человека разрушительно, тогда возникает закономерный вопрос, насколько разрушителен стресс для развивающегося мозга ребенка?

Дать ответ на этот вопрос пытаются многие ученые, но выводы, которые они делают по результатам своих исследований, не слишком оптимистичные. Практически все исследователи утверждают, что стресс, пережитый ребенком в детстве, оказывает негативное влияние на всю его дальнейшую жизнь, так как в развивающемся головном мозге малыша на фоне постоянного негативного стресса происходят необратимые нарушения.

Негативные последствия стресса

Несколько лет назад группа исследователей из Института неврологии при Университете штата Джорджия (Georgia State University Neuroscience Institute) обнаружила, что стресс, который испытывает ребенок в раннем детстве из-за боли, приводит к необратимым изменениям в головном мозге ребенка в тех нейронных сетях, которые несут ответственность за регулирование ответа на стресс. Ученые отмечают, что это навсегда изменяет реакцию ребенка на беспокойство, стресс и боль.

Еще одно исследование, проведенное в Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University), позволило ученым утверждать, что дети, остро реагирующие на стресс, могут подвергаться более высокому риску пострадать от избыточного веса или даже от ожирения, чем дети с благополучным жизненным опытом.

Пару лет назад исследователи из Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison) нашли доказательства того, насколько негативным может быть влияние стресса на развитие головного мозга ребенка. Ученые пришли к выводу, что стресс, пережитый детьми на ранних этапах жизни, приводит к возникновению проблем с некоторыми видами познавательных процессов, происходящих в мозге. Например, у детей, переживших интенсивный продолжительный стресс, намного хуже пространственная рабочая память, а также возникают проблемы с кратковременной памятью.

Чтобы детальнее изучить все негативные последствия воздействия длительного стресса на детей, ученые из Университета Висконсин-Мэдисон недавно провели еще одно исследование, которое подтвердило полученные ранее результаты и еще раз показало, что стресс на самом деле приводит к изменениям в головном мозге ребенка.

Стресс ухудшает память и способность к обучению

Стресс может оказывать значительное влияние на развитие детей. Как известно, небольшой стресс служит платформой для обучения, адаптации и развития способности преодолевать жизненные сложности. Однако если из-за бедности, физического насилия и из-за отсутствия нормального ухода стрессовое состояние у ребенка становиться хроническим и, в буквальном смысле этого слова, токсическим, это может привести к долгосрочным негативным последствиям.

Интернет-издание ScienceDaily рассказывает о недавнем исследовании, проведенном учеными из Университета Висконсин-Мэдисон, которое показало, что некоторые виды стресса, пережитые детьми в начале жизни, могут изменить развития тех областей головного мозга ребенка, которые несут ответственность за обучение, память и обработку стресса и эмоций. На более поздних этапах жизни эти изменения могут быть связаны с негативным влиянием на поведение, здоровье, занятость и даже на выбор романтических партнеров.

Ведущий автор исследования доктор Джейми Хэнсон (Jamie Hanson) говорит, что это исследование, отчет о котором был опубликован в журнале «Биологическая психиатрия» (Biological Psychiatry), может иметь большое значение для руководителей государств, экономистов и эпидемиологов.

Один из руководителей исследования, профессор психологии в Университете Висконсин-Мэдисон Сет Поллак (Seth Pollak), говорит, что на самом деле ученые до сих пор не понимали, почему вещи, которые случаются с людьми в возрасте двух, трех, четырех лет, путешествуют с нами всю жизнь и оказывают на нас столь долгосрочное воздействие.

Доктор Поллак также отмечает, что стресс, пережитый человеком на ранних этапах жизни, связан, прежде всего, с развитием депрессии, тревожности, болезней сердца, раковых заболеваний, а также с плохими успехами в учебе и с отсутствием работы в старшем возрасте.

А учитывая то, насколько дорогими для общества могут оказаться стрессовые переживания детей, ученым стоит более глубоко изучить влияние стресса на головной мозг ребенка, так как в противном случае медицинские работники не будут иметь возможность адаптировать ребенка, успев вовремя что-либо для него сделать.

Стресс приводит к изменению структур мозга ребенка

В исследовании принимали участие 128 детей в возрасте около 12 лет, которые в раннем возрасте испытали либо физическое насилие, либо пренебрежение ими родителей или опекунов, либо воспитывались в семьях с низким социально-экономическим статусом.

Чтобы можно было определить совокупный жизненный стресс, полученный детьми на ранних этапах жизни, ученые провели обширные интервью с детьми и их опекунами, а также изучили задокументированные поведенческие проблемы этих детей. Исследователи сделали также снимки головного мозга детей, сосредоточив особое внимание на гиппокампе и миндалине — областях, которые участвуют в обработке стресса и эмоций. Затем ученые сравнили эти снимки с изображением аналогичных областей мозга детей, проживающих в семьях с достатком среднего уровня, которые не подвергались жестокому обращению.

Доктор Хэнсон вместе с сотрудниками вручную измерили и рассчитали объемы гиппокампа и миндалевидных тел (миндалин) каждого ребенка. Доктора Хэнсон и Поллак говорят, что эти обе структуры головного мозга очень малы, особенно у детей (латинское название миндалевидные тела или миндалины – amygdaloideum, происходит от слова «amygda», которое переводится как миндаль, отражая размер и форму этой части мозга взрослого человека). Именно по этой причине автоматизированные измерения, полученные с помощью программного обеспечения, а также измерения, которые были получены с помощью компьютерных программ в других исследованиях, могут быть с погрешностями.

На самом деле, измерения, которые ученые сделали вручную, показали, что у детей, испытавших в начале жизни любой из трех типов стресса, размер миндалин (миндалевидных тел) был меньше, чем у детей, которые не подвергались воздействию постоянного негативного стресса.

Оказалось также, что у детей из семей с низким социально-экономическим статусом и у детей, подвергшихся физическому насилию, объем гиппокампа также был меньший. Когда же ученые вводили изображения мозга в компьютерные программы для автоматизированного измерения, никакого отличия отмечено не было.

Исследователи считают, что поведенческие проблемы и увеличение общего жизненного стресса были связаны с меньшим объемом гиппокампа и миндалин.

Доктор Хэнсон, который сейчас работает в Лаборатории нейрогенетики при Университете Дьюка (Duke University’s Laboratory for NeuroGenetics), говорит, что в настоящее время остается непонятным, почему стресс, которому подвергается ребенок на ранних этапах жизни, может привести к тому, что некоторые структуры головного мозга становятся меньше.

Тем не менее, как показали эти исследования, гиппокамп меньшего объема может быть фактором риска для развития определенных негативных последствий. Пока еще не слишком хорошо понятно, насколько большую негативную роль могут играть миндалины меньшего объема, но, как считают ученые, будущая научная работа должна быть сосредоточена на определении точного значения изменений, которые происходят в объемах этих областей головного мозга под воздействием стресса.

Человека формирует общество

Доктор Поллак говорит, что для него эти открытия стали важным напоминанием о том, что общество должно озаботиться, какой жизненный опыт может быть у того или иного ребенка. Ведь именно общество формирует то, каким человеком станет ребенок, став взрослым.

Доктора Хэнсон и доктор Поллак считают, что сделанные в этом исследовании выводы – это всего лишь маркеры нейробиологических изменений, демонстрация надежности человеческого мозга и гибкости человеческой биологии. Но это вовсе не хрустальный шар, который можно использовать, чтобы увидеть чье-либо будущее и сказать, что это его судьба.

nebolet.com

СИЛА ВСЕГО МИРА В ТЕБЕ

Подписаться на новые статьи

Современная жизнь постоянно сталкивает нас со стрессами и переживаниями. Поэтому в наши дни невозможно быть успешным без умения избегать стрессовых ситуаций. Стресс оказывает негативное влияние на здоровье человека, как физическое так и эмоциональное. Ежедневно мы ощущаем влияние стресса в различных формах: начиная от домашних скандалов и заканчивая стрессами на работе. И это действительно важно,ведь влияние стресса на организм человека приводит к снижению активности мозга, и вообще является причиной большого количества различных заболеваний.

Влияние стресса на организм человека

Влияние стресса на организм может проявляться по-разному. К примеру, интеллектуальное проявление стресса может характеризоваться ухудшением концентрации внимания и памяти. Под влиянием стресса человек вообще может потерять желание что-либо делать и к чему-либо стремиться. Влияние стресса нередко проявляется в виде постоянной внутренней суеты и импульсивных, поспешных, необдуманных решений. Также стресс влияет на работу всего организма, может привести к головным болям, учащению сердцебиения, хроническому недосыпанию и высокой утомляемости организма. Последствия физиологического проявления стресса также могут привести к нарушениям в половой жизни.

Как влияет стресс на психику человека

Влияние стресса на эмоциональное здоровье человека нередко проявляется как общее беспокойство и недовольство жизнью, своим социальным статусом и занимаемой должностью. Сопровождается такой стресс общей раздражительностью, агрессивностью, нетерпимостью к окружающим и приступами необоснованного гнева. Таким образом, стресс может вызвать искаженное воспиятие реальности. Человеку, который попал под влияние стресса, будет казаться, что его преследуют сплошные неудачи, а все окружающие как сговорились чтобы вывести его из себя. В действительности же ничего такого и нет. Что же произойдет в этом случае? Со временем окружающие действительно станут с негативом относиться к агрессору, а постоянные мысли о неудачах будут притягивать проблемы. Когда находишься под вляинием стресса, очень важно понять, что всё действительно не так плохо, как кажется, что это просто трудный жизненный период. Иначе круг замыкается, и выбраться из него очень сложно.

Следует отдельно отметить, что стресс приводит к проблемам в семейной жизни. Возможно, некоторое время ваши близкие смогут понять вечно хмурый вид и резкие замечания в их адрес, однако рано или поздно они просто не выдержат такого отношения. Это приведет к конфликтам, постоянным спорам и обидам. Каждый хочет, чтобы его уважали и ценили, особенно близкие люди. Если вы чувствуете, что не справляетесь со своей раздражительностью и агрессией, поговорите со своими близкими. Расскажите, что вы чувствуете и как вам сложно, что дело вовсе не в них, а в вас, попросите их поддержки — это лучшее что вы можете сделать для сохранения мира и спокойствия в доме.

Стресс может изменить поведение человека, усугубить вредные привычки. Результатом стресса может стать интенсивное курение, алкоголизм. Человек под влиянием стресса, как правило, не может полностью расслабится, организовать свой отдых, рационально распределить свое время. Стараясь отвлечься от проблем, человек либо занимает себя дополнительной работой, либо старается уйти от реального восприятия причин полученного стресса с помощью алкоголя.

Влияние стресса: выводы

Итак, влияние стресса на жизнь и здоровье человека может проявляться следующим образом:

  1. Стресс не позволяет объективно оценивать себя и окружающих. Вы когда-нибудь замечали, что в стрессовой ситуации люди очень часто принимают бредовые решения и вообще не могут ‘собраться с мыслями’?
  2. Стресс вызывает искаженное восприятие реальности, нервозность, страх сделать неправильный шаг. стресс встает на пути к желаемой цели.
  3. Если вы безумно хотите чего то , то стресс- это действительно то , что может вам помешать. Стрессовое состояние может помешать вам четко спланировать и воплотить намеченное в жизнь.
  4. Неуверенность в себе, сомнение в собственных силах.Одно негативное событие способно лишить вас уверенности в себе на долгое время. Критика, отказ, неудача могут привести к серьезному эмоциональному потрясению, которое не даст вам поверить в себя.
  5. Низкая работоспособность- результат «нервотрепок».
  6. Стресс разрушает отношения с близкими.

Как легко обидеть близкого человека, когда нервы на пределе! Стрессовая ситуация способна разрушить даже самые крепкие отношения, подорвать авторитет в глазах другого человека, лишить доверия друг к другу. в общем, всё хорошее что было в отношениях перевести на негатив.

  • Переживания вызывают проблемы со здоровьем.

    Стресс отнимает у человека очень много сил, и физических в том числе. Слабеет иммунная система, энергетика человека, а значит падает сопротивляемость организма всевозможным бактериям. В период эмоциональных потрясений риск заболеть очень велик, и это не обязательно может быть грипп или ОРЗ. Очень часто измотанный стрессами организм слабеет и обостряются хронические заболевания.

  • Как видите, влияние стресса на организм человека может быть достаточно серьезным и имеет бесконечное количество форм проявления. Можно сказать, что во время стресса человек более подвержен негативному влиянию извне. Стресс найдет «слабое» место у любого человека, и важно что это будет: неконтролируемые эмоции, затяжная депрессия или подорванное здоровье. Поэтому для борьбы со стрессами различного уровня, современному человеку необходимо научиться преодолевать стресс.

    Одним из вариантов решения проблемы стресса является метод «ключ к себе». Метод Хасая Алиева «ключ к себе» является уникальной методикой позволяющей максимально смягчить воздействие стрессовых ситуаций на жизнь и деятельность человека. Главное достоинство данной методики, заключается в возможности не только смягчить воздействие стрессовых ситуаций, но и помочь человеку эффективно восстановится после полученного стресса. Говоря проще, благодаря такой методике, вы научитесь избегать стрессовых ситуаций, и эффективно нейтрализовать последствия стресса для своей нервной системы.

    www.mir-edin.ru

    Как стресс влияет на работу мозга и память

    Любые переживания не проходят бесследно для организма. В ситуациях, когда присутствует регулярный или сильный стресс, страдает головной мозг и нервная система, что влечет за собой нарушения деятельности самых разных органов и развитие патологических процессов. Нередким явлением становится потеря памяти на фоне стресса. Как переживания влияют на деятельность клеток мозга и как восстановить память после стресса?

    Что такое стресс для организма

    Под стрессом не всегда подразумевается реакция на тревожные, негативные события и иные проявления окружающей действительности. Аналогичная реакция возникает в теле и на фоне радостных событий, особенно долгожданных. Так, стрессом может стать свадьба, выступление на каком-то конкурсе и т.д. Это является нормой.

    Причины стресса для каждого индивидуальны, разнится и интенсивность переживаний. Объективных факторов для появления стрессовой реакции не существует – все зависит от личного восприятия человека, стабильности его нервной системы, склада характера и т.д.

    Физиологическая реакция мозга на стресс

    Исследования демонстрируют, что стресс разрушительно воздействует на мозг. В этом органе есть три области, которые отвечают за распознавание стресса и реакцию на него. Это:

    Эти части взаимосвязаны с гипоталамусом – областью, ответственной за выработку гормонов, в том числе и гормонов стресса: адреналина, кортизола и норадреналина. Когда гормоны стресса начинают вырабатываться усиленно, ускоряется кровообращение. Это необходимо для обеспечения мозга большим количеством кислорода. Именно кислород выступает катализатором процессов в мозге, что позволяет человеку оперативно реагировать в стрессовых ситуациях.

    Импульсы головного мозга при стрессе являются естественной реакцией, одной из базовых функций здорового организма. Редкие переживания или несильный стресс идут человеку только на пользу. Но современный ритм жизни подразумевает обилие стрессовых ситуаций. Мы сталкиваемся с ними не только на работе или дома, но и в транспорте, в госучреждениях, на общественных мероприятиях и т.д. Хронический стресс становится причиной переизбытка гормона кортизола, ухудшения концентрации внимания и памяти. Потеря памяти после стресса может случиться даже при разовом сильном переживании – например, после аварии. Этому способствует резкий выброс кортизола.

    Как стресс влияет на мозг и каковы причины потери памяти? Рассмотрим специфику воздействия стресса на амигдалу, гиппокамп и префронтальный кортекс – лобные доли:

  • Амигдала. Из-за чрезмерной выработки кортизола амигдала – участок мозга, который отвечает за эмоциональное восприятие, – буквально усыхает. Это приводит к снижению уровня эмпатии, развитию депрессии, перепадам настроения, паническим приступам. При повреждениях этого участка мозга возникает агрессивное поведение. Также велик риск развития социопатии.
  • Гиппокамп. В этой области вырабатываются нейроны, которые отвечают за долговременную память. Влияние стресса на мозг в этом случае оборачивается провалами в памяти, как правило – кратковременной амнезией. Она характеризуется невозможностью вспомнить недавние события, в то время как то, что происходило давно, человек припоминает без труда. При регулярном негативном воздействии на клетки гиппокампа, отвечающего за память, наблюдается окислительный стресс в мозге, который сопровождается гибелью нейронов.
  • Префронтальный кортекс. Если гиппокамп отвечает за долговременную память, то лобные доли связаны с памятью кратковременной. Повреждения лобных долей из-за стресса приводят к низкой концентрации внимания, невозможности запомнить простые вещи, нарушениям поведения. Появляются резкие эмоциональные реакции на раздражители. Повышение уровня кортизола, влияющего состояние префронтальной коры головного мозга, влечет за собой провалы в памяти после стресса.
  • Таким образом, влияние стресса на ухудшение памяти носит комплексный характер. Разовая потеря памяти может быть вызвана сильными переживаниями, но она не причинит вреда организму. Если провалы в памяти происходят регулярно, а нарушения наблюдаются даже в отсутствие стрессовых ситуаций, речь идет о развитии серьезных патологий.

    Стресс может иметь затяжные последствия для работы мозга. Это иллюстрирует эксперимент с обезьянами, проведенный с целью выявления влияния стрессовых ситуаций на мозг и психику. Часть детенышей была оставлена с родителями, часть – сразу отдана на воспитание стае. Затем одну группу детенышей заменили другой, после чего поменяли их снова. В результате обезьянки, которых забрали от родителей и на время отдали стае, даже после возвращения к маме и папе долго испытывали стресс. Физиологические изменения также присутствовали – области мозга, отвечающие за восприятие стресса, у них были увеличены в размерах даже по прошествии нескольких месяцев после возвращения к родителям.

    Другие следствия влияния стресса на мозг

    Ухудшение памяти не единственная проблема, связанная со стрессом. Сильные переживания чреваты:

  • Снижением выработки серотонина – гормона радости. Существует прямая связь между стрессом и уменьшением уровня серотонина. Это приводит к развитию зависимостей: пищевой, алкогольной, игровой и т.д., а также способствует возникновению депрессивных состояний.
  • Нарушением пищеварения. Бросая силы на то, чтобы справиться со стрессом, мозг «отключает» неприоритетные системы. Пищеварительная – в их числе. Стрессовые ситуации могут вызвать появление тошноты и рвоты. Разумеется, аппетит также пропадает.
  • Затруднением мыслительного процесса. Человеку трудно принять решение, он не отдает отчет в своих действиях, не понимает, чего от него хотят.
  • Повышением риска инсультов. Стресс способствует нарушению кровообращения в мозге, что приводит к увеличению риска инсульта более чем в два раза.
  • Уменьшением размеров мозга. Переживания снижают объем серого вещества, что приводит к усыханию мозга. Это приводит к нарушению эмоциональных реакций.
  • Развитием разных заболеваний. Сбои в работе нервной системы приводят к патологиям сердечно-сосудистой системы, снижению иммунитета, появлению кожных высыпаний, нарушениям работы кишечника и т.д. Возникают головные боли, снижается половое влечение, появляется бессонница и др. Таким образом, из-за стресса страдает весь организм – заболевания могут коснуться любого органа.
  • Как нейтрализовать реакцию стресса на мозг и память

    Мозг во время сильных переживаний работает на износ, но это не значит, что восстановить мозг после стресса невозможно. Даже при наличии проблем с памятью – долговременных или кратковременных – при комплексном подходе к реабилитации после стресса можно восстановить здоровую работу мозга и избавиться от провалов в воспоминаниях, вызванных какими-либо событиями.

    Способы восстановления мозга и памяти после стресса:

  • Достаточный сон. Нормализация режима сна благотворно влияет на восстановление клеток мозга и их деятельности.
  • Медитация, массаж и другие расслабляющие практики. Регулярно обеспечивая организм покоем, вы делаете вклад в регуляцию выработки гормонов, в том числе и гормонов стресса.
  • Активный досуг. Прогулки на свежем воздухе, фитнес и спорт благотворно влияют на состояние нервной и сердечно-сосудистой системы. Это помогает улучшить настроение, снизить выработку кортизола, адреналина и норадреналина.
  • Соблюдение режима дня. Старайтесь просыпаться и засыпать в одно и то же время, не пренебрегайте приемами пищи, выделяйте время на отдых и досуг.
  • Расстановка приоритетов. Если работа связана с многозадачностью, составляйте план действий на каждый день, выделяя важные пункты. Выполняя задачи постепенно, фокусируясь на каждой по очереди, вы избавите себя от ежедневного эмоционального напряжения.

    www.sportobzor.ru

    10 поразительных фактов о работе головного мозга

    Мозг — это самый загадочный и таинственный орган человека. Парадоксально, но наши представления о его работе и то, как она самом деле происходит — вещи диаметрально противоположные. Следующие эксперименты и гипотезы приоткроют завесу над некоторыми тайнами функционирования этого «оплота мышления», взять который ученым не удалось по сей день.

    Работа биологических часов — внутренней системы организма, определяющей ритм его жизнедеятельности — имеет непосредственное влияние на повседневную жизнь человека и его продуктивность в целом. Если вы «жаворонок», то разумней всего выполнять сложную аналитическую работу, требующую серьезных умственных затрат, утром или до полудня. Для полуночников, иными словами — «сов» — это вторая половина дня, плавно переходящая в ночь.

    С другой стороны, за более креативную работу, требующую активации правого полушария, ученые советуют приниматься, когда организм чувствует физическую и умственную истощенность, а мозгу уже просто не под силу разобраться в доказательстве тернарной проблемы Гольдбаха. Звучит безумно, но если копнуть немного глубже, то рациональное зерно в данной гипотезе найти все же можно. Так или иначе, это объясняет, почему моменты типа «Эврика!» происходят во время езды в общественном транспорте после длинного рабочего дня или, если верить истории, в ванной. 🙂

    При недостатке сил и энергии фильтровать поток информации, анализировать статистические данные, находить и, что самое главное, запоминать причинно-следственные связи крайне тяжело. Когда речь заходит о творчестве, то перечисленные негативные моменты приобретают положительный окрас, так как этот вид умственной работы предполагает генерирование новых идей и нерациональное мышление. Другими словами, уставшая нервная система при работе над творческими проектами более эффективна.

    В одной из статей научно-популярного американского журнала Scientific American говорится о том, почему отвлечение играет важную роль в процессе креативного мышления:

    «Способность к отвлечению очень часто является источником нестандартных решений и оригинальных мыслей. В эти моменты человек менее сконцентрирован и может воспринимать более широкий спектр информации. Такая «открытость» позволяет оценивать альтернативные варианты решения проблем под новым углом, способствует принятию и созданию совершенно новых свежих идей».

    2. Влияние стресса на размеры мозга

    Стресс — это один из наиболее сильных факторов, влияющих на нормальное функционирование головного мозга человека. Недавно ученые Йельского университета (Yale University) доказали, что частые переживания и депрессии в буквальном смысле уменьшают размеры центральной части нервной системы организма.

    Исследуя мозг умерших людей, перед смертью страдавших от депрессии, ученые установили, что самая большая деформация наблюдается в префронтальной коре, отвечающей за наиболее сложные когнитивные и поведенческие функции. Кроме того, длительное нервное напряжение оказывает негативное воздействие на гиппокамп — часть лимбической системы головного мозга, участвующей в процессах формирования эмоций и консолидации памяти.

    3. Псевдопараллельная работа мозга

    Многие уверенны в том, что одновременное выполнение нескольких дел повышает продуктивность работы. Как выяснилось, смотреть фильм, жевать бутерброд и отвечать при этом на сообщение в Facebook практически невозможно. Навык, практикуемый нами изо дня в день, носит менее красноречивое название — переключение контекста (context switch). Иными словами, человек просто прекращает работу над одной задачей, быстро переключаясь на вторую, третью и т. д.

    Джон Медина (John Medina) в своей книге «Правила мозга» (Brain Rules) объяснил, насколько вредной может быть многозадачность:

    «Результаты многих исследований показывают, что параллельная работа над несколькими заданиями повышает частоту возникновения ошибок на 50% и увеличивает длительность работы в два раза.

    Пытаясь сделать два действия одновременно, мозг “разделяет и властвует” — каждое полушарие работает над решением одной единственной проблемы. В результате скорость обработки информации уменьшается ровно в два раза».

    Головной мозг человека не может синхронизировать процессы принятия решений в отношении двух отдельно взятых проблем. Пытаясь сделать два действия в одно и то же время, мы всего лишь истощаем свои когнитивные способности, переключаясь с одной проблемы на другую.

    В случае, если человек сконцентрирован на чем-то одном, основную роль играет префронтальная кора, контролирующая все возбуждающие и угнетающие импульсы.

    «Передняя (Anterior part) префронтальная кора головного мозга отвечает за формирование целей и намерений. К примеру, желание “Я хочу съесть тот кусочек торта” в виде возбуждающего импульса проходит по нейронной сети, достигает задней префронтальной коры, и вы уже наслаждаетесь лакомством».

    4. Короткий сон повышает умственную активность

    Прекрасно известно, какое влияние оказывает здоровый сон. Вопрос в том, какое воздействие имеет дремота? Как выяснилось, короткие «отключки» на протяжении дня не менее положительно сказываются на умственной деятельности.

    После окончания эксперимента по запоминанию 40 иллюстрированных карточек одна группа участников на протяжении 40 минут спала, тогда как вторая бодрствовала. В результате последующего тестирования выяснилось, что участники, которым выпал шанс немного вздремнуть, запомнили карточки гораздо лучше:

    «В это сложно поверить, но выспавшейся группе удалось возобновить в памяти 85% карточек, тогда как остальные вспомнили всего 55%».

    Очевидно, что короткий сон помогает нашему центральному компьютеру «кристаллизировать» воспоминания:

    «Исследование показывает, что едва сформировавшиеся в гиппокампе воспоминания очень хрупки и могут быть легко стерты из памяти, особенно если потребуется место для новой информации. Короткий сон, как оказалось, “проталкивает” недавно усвоенные данные к новой коре (неокортекс), месту длительного хранения воспоминаний, защищая их таким образом от уничтожения».

    В процессе исследования, проведенного профессорами Калифорнийского университета (The University of California), перед группой студентов было поставлено довольно сложное задание, требующее изучения большого количества новой информации. Через два часа после начала эксперимента половина волонтеров, точно так же, как и в случае с карточками, на протяжении короткого периода времени спала.

    В конце дня выспавшиеся участники не только качественнее выполнили задание и лучше усвоили материал, но их «вечерняя» продуктивность значительно превышала показатели, полученные перед началом исследования.

    Несколько недавних исследований показали, что во время сна активность правого полушария значительно повышается, тогда как левое ведет себя предельно тихо. 🙂

    Такое поведение ему совершенно не свойственно, так как у 95% населения планеты левое полушарие является доминирующим. Андрей Медведев, автор данного исследования, сделал весьма забавное сравнение:

    «Пока мы спим, правое полушарие беспрестанно хлопочет по дому».

    Несмотря на то, что зрение является одной из пяти составляющих сенсорной системы, способность воспринимать электромагнитное излучение видимого спектра по своей важности значительно превалирует над остальными:

    «Через три дня после изучения какого-либо текстового материала, вы вспомните всего 10% прочитанного. Несколько релевантных изображений способны увеличить эту цифру на 55%.

    Иллюстрации гораздо эффективнее текста отчасти потому, что чтение само по собе не приносит ожидаемых результатов. Наш мозг воспринимает слова в виде крошечных изображений. Чтобы вникнуть в смысл одного предложения, необходимо больше времени и энергии, нежели для того, чтобы рассмотреть красочную картинку».

    На самом деле то, что мы так сильно полагаемся на свою зрительную систему, имеет несколько негативных моментов. Вот один из них:

    «Наш мозг вынужден постоянно строить догадки, так как он не имеет никакого понятия, где конкретно находятся видимые предметы. Человек живет в трехмерном пространстве, тогда как свет на сетчатку его глаза падает в двумерной плоскости. Таким образом, мы додумываем все, что не можем увидеть».

    На картинке, представленной ниже, показано, какая часть головного мозга отвечает за обработку визуальной информации, и ее взаимодействие с другими областями мозга.

    Принято считать, что экстравертность и интровертность каким-то образом связаны с тем, насколько открыт или застенчив человек. На самом деле все опять-таки зависит от работы мозга. 🙂

    Умственная активность экстравертов значительно повышается, когда «выгорает» рискованная сделка или удается провернуть какую-то авантюру. С одной стороны, это просто генетическая предрасположенность общительных и импульсивных людей, а с другой — разные уровни нейромедиатора дофамина в мозгу разных типов личности.

    «Когда стало известно, что рискованная сделка оказалась удачной, повышенная активность прослеживалась в двух областях мозга экстравертов: миндалевидном теле (лат. corpus amygdaloidum) и прилежащем ядре (лат. nucleus accumbens)».

    Прилежащее ядро является частью дофаминергической системы, вызывающей чувство удовольствия и влияющей на процессы мотивации и обучения. Дофамин, вырабатываемый в мозгу экстравертов, подталкивает их к совершению безумных поступков и дает возможность полностью насладиться происходящими вокруг событиями. Миндалевидное тело, в свою очередь, играет ключевую роль в формировании эмоций и отвечает за обработку возбуждающих и угнетающих импульсов.

    Другие исследования продемонстрировали, что самая большая разница между интровертами и экстравертами заключается в процессах обработки различных стимулов, поступающих в мозг. У экстравертов этот путь гораздо короче — возбуждающие факторы двигаются через области, отвечающие за обработку сенсорной информации. У интровертов траектория движения стимулов гораздо сложнее — они проходят через области, связанные с процессами запоминания, планирования и принятия решений.

    Профессор социальной психологии Стэнфордского университета (Stanford University) Эллиот Аронсон (Elliot Aronson) обосновал существование так называемого эффекта «полного провала» (Pratfall Effect). Его суть состоит в том, что допуская ошибки, мы больше нравимся людям.

    «Тот, кто никогда не ошибается, менее симпатичен окружающим, нежели тот, кто временами делает глупости. Совершенство создает дистанцию и невидимую ауру недосягаемости. Именно поэтому в выигрыше всегда тот, у кого есть хоть какие-то изъяны.

    Эллиот Аронсон провел замечательный эксперимент, подтверждающий его гипотезу. Группе участников было предложено прослушать две аудиозаписи, сделанные во время собеседований. На одной из них было слышно, как человек опрокидывает чашку кофе. Когда участников опросили, какой из претендентов им симпатизировал больше, все проголосовали за неуклюжего соискателя».

    8. Медитация — подзарядка для мозга

    Медитация полезна не только для улучшения внимания и сохранения спокойствия в течении дня. Различные психофизические упражнения имеют множество положительных эффектов.

    Чем чаще мы медитируем, тем спокойнее становимся. Это утверждение несколько спорное, но довольно интересное. Как выяснилось, причиной тому является разрушение нервных окончаний мозга. Вот как выглядит префронтальная кора до и после 20-минутной медитации:

    Во время медитации нервные связи значительно ослабевают. При этом связи между областями мозга, отвечающими за рассуждения и принятия решений, телесными ощущениями и центром страха, наоборот, укрепляются. Поэтому, переживая стрессовые ситуации, мы можем более рационально их оценивать.

    Исследователи Лейденского университета в Нидерландах, изучая целенаправленную медитацию и медитацию ясного ума, обнаружили, что у участников эксперимента, практикующих стиль целенаправленной медитации, не наблюдалось особых изменений в областях мозга, регулирующих процесс творческого мышления. Те, кто избрал для себя медитацию ясного ума, намного превзошли остальных участников по результатам последующего тестирования.

    Кэтрин Кэрр (Catherine Kerr), доктор философских наук, сотрудник Центра Биомедицинского Сканирования MGH (Martinos Center for Biomedical Imaging) и Исследовательского центра Ошера Гарвардской Медицинской Школы, утверждает, что медитация повышает многие умственные способности, в частности — быстрое запоминание материала. Способность абсолютно абстрагироваться от всех отвлекающих факторов позволяет людям, практикующим медитацию, предельно концентрироваться на выполняемой задаче.

    9. Упражнения — реорганизация и воспитание силы воли

    Конечно, физические упражнения очень полезны для нашего тела, но как насчет работы мозга? Между тренировками и умственной активностью существует точно такая же связь, как между тренировками и положительными эмоциями.

    «Регулярная физическая нагрузка может стать причиной значительного улучшения когнитивных способностей человека. В результате проведенного тестирования выяснилось, что люди, активно занимающиеся спортом, в отличие от домоседов, имеют хорошую память, быстро принимают правильные решения, без особого труда концентрируют внимание на выполнении поставленной задачи и умеют выделять причинно-следственные связи».

    Если вы только приступили к занятиям, ваш мозг воспримет это событие не иначе как стресс. Учащенное сердцебиение, одышка, головокружение, судороги, мышечная боль и т. д. — все эти симптомы возникают не только в тренажерных залах, но и в более экстремальных жизненных ситуациях. Если ранее вы ощущали что-то подобное, эти неприятные воспоминания обязательно всплывут в памяти.

    Чтобы защититься от стресса, во время тренировки мозг вырабатывает белок BDNF (нейротрофический фактор мозга). Вот почему после занятий спортом мы чувствуем себя непринужденными и в конечном итоге даже счастливыми. Кроме того — как защитная реакция в ответ на стресс — увеличивается выработка эндорфинов:

    «Эндорфины минимизируют ощущение дискомфорта во время занятий, блокируют боль и способствуют возникновению чувства эйфории».

    10. Новая информация замедляет ход времени

    Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы время летело не так быстро? Наверное, неоднократно. Зная, каким образом человек воспринимает время, можно искусственно замедлять его ход.

    Поглощая огромное количество информации, поступающей от разных органов чувств, наш мозг структурирует данные таким образом, чтобы мы могли беспрепятственно воспользоваться ими в будущем.

    «Так как информация, воспринимаемая мозгом, совершенно неупорядоченная, она должна быть реорганизована и усвоена в понятной для нас форме. Несмотря на то, что процесс обработки данных занимает миллисекунды, новая информация усваивается мозгом немного дольше. Таким образом, человеку кажется, что время тянется вечность».

    Более странно то, что за восприятие времени отвечают практически все области нервной системы.

    Когда человек получает много информации, мозгу необходимо определенное время на ее обработку, и чем дольше длится этот процесс, тем больше замедляется ход времени.

    Когда же мы в который раз работаем над до боли знакомым материалом, все происходит с точностью до наоборот — время пролетает практически незаметно, так как особых умственных усилий прикладывать не приходится.

    lpgenerator.ru

  • About : admin