14 Авг, 2018

Великая депрессия италия

"Великая депрессия" в развитых капиталистических странах (стр. 4 из 5)

Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволили в течение 1934 г. покончить с кризисом прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста.

Экономический подъем был прерван охватившим в 1929 г. все экономически развитые страны мировым экономическим кризисом. В Италии кризис положил начало новому этапу становления фашистского режима. Под предлогом принятия антикризисных мер фашистское государство полностью поставило под свой контроль основные отрасли экономики. Усилился процесс концентрации финансового и промышленного капитала, монополизации экономики страны. Правительство Муссолини отдавало приоритет монополистам, что существенно затрагивало интересы мелких и средних собственников. Сумма правительственных субсидий крупным монополистам достигла 10 млрд. лир, государство приобретало тысячи акций и облигаций промышленных предприятий. В итоге оно стало одним из крупнейших акционеров, в его руках были сосредоточены мощные рычаги для оказания не только административного, но и экономического воздействия на политику крупных монополистических объединений.

Экономическая политика фашистского государства способствовала росту авторитета Муссолини в кругах крупных предпринимателей. Ведущие представители финансово-промышленного капитала — Донегани, Мотта, Пирелли, Аньелли, Вольпи и др. — стали одновременно и руководителями корпораций соответствующих отраслей, заняли крупные посты в фашистской иерархии. Фактически в стране сложилась система государственно-монополистического капитализма. Отдельные концерны полностью господствовали в итальянской экономике. Наиболее крупными из них являлись химический и горнорудный трест «Монтекатини», электроэнергетический «Эдисон», резиновый «Пирелли», металлургический и оружейный «Терни» и некоторые другие.

Вместе с тем, в годы кризиса существенно сократился сектор мелких частных предприятий. В 1929-1932 гг. потерпело финансовый крах, разорилось или было поглощено более сильными конкурентами 12661 предприятие. Большая часть разорившихся предпринимателей была вынуждена идти работать на крупные предприятия или государственную службу.

Централизация управления экономикой имела и другие негативные последствия. Она привела к бюрократизации экономической системы и бурному расцвету коррупции среди чиновников.

Вместе с тем, по сравнению с экономикой нацистской Германии, уровень монополизации в Италии был все же значительно ниже. Итальянским фашистам не удалось полностью подчинить себе экономику, сохранялся сектор частных предприятий, в том числе и крупных. Действие рыночных механизмов сильно ограничивалось, но они не были полностью разрушены.

В области экономической с начала 1935 г. Муссолини объявляет курс на автаркию — полное самообеспечение Италии всеми видами продукции, в том числе и военной. Эта политика больно ударила по интересам представителей крупного итальянского капитала, тесно сотрудничавших со странами Запада. Однако участие в реализации экспансионистских замыслов Муссолини сулило им существенные выгоды: милитаризация экономики, военные заказы, завоевание новых территорий открывало перед представителями итальянского капитала новые масштабные перспективы.

В итоге финансовые круги пошли по пути компромисса: с одной стороны, они сохраняли внешнюю лояльность режиму, с другой — продолжали, зачастую нелегально, в обход распоряжений дуче и международных санкций, взаимовыгодный торговый обмен с западными партнерами (такая позиция позволила им не только сохранить, но и во многом увеличить свои прибыли). Вместе с тем, изменение экономического курса Италии стало началом раскола между фашистским режимом и итальянскими промышленниками. Часть финансовой элиты, понесшая наиболее сильные убытки в результате переориентации экономики, стала формироваться вокруг других существовавших в Италии центров влияния.

Специфика Италии состояла в том, что, в отличие, например, от Германии, где Гитлер к этому времени стал единовластным хозяином страны, положение Муссолини во многом зависело от поддержки его традиционными институтами — в первую очередь королем и Католической церковью в лице Ватикана. Эти институты стали в дальнейшем теми центрами, вокруг которых формировались оппозиционные фашистскому режиму представители политической и финансовой элиты.

Понимая неизбежность противодействия своим агрессивным планам со стороны западных государств, Муссолини начинает искать новых союзников. В 1935 г. через свои дипломатические каналы он впервые информирует Гитлера о готовности к усилению связей с Германией. Одновременно начинается подготовка к развязыванию войны в Северной Африке. Объектом агрессии Муссолини избрал Эфиопию, победа над которой, по мнению дуче, могла достаться легко и принести ему новые политические дивиденды. В ответ на оккупацию Эфиопии Лига Наций объявила экономическую блокаду Италии как государству-агрессору.

Это ускорило процесс сближения двух фашистских режимов: экономические санкции, хотя и малоэффективные, заставили Муссолини увидеть в Германии политического и экономического партнера.

Экономика Италии все больше начинает ориентироваться на германские промышленные ресурсы: увеличивается ввоз германского угля, стали, военной продукции.

В мае 1939 г. двусторонние отношения между Италией и Германией были оформлены официально: министры иностранных дел этих государств Чиано и Риббентроп подписали договор о военно-политическом союзе, получивший название «Стальной пакт».

Таким образом, накануне Второй мировой войны Италия была полностью втянута в орбиту устремлений германских нацистов.

Наметившийся подъем деловой активности был остановлен кризисом 1927 г. На волне финансовых неурядиц к власти пришли милитаристы, рассчитывавшие преодолеть внутренние экономические трудности с помощью вооруженной внешней экспансии. В качестве объектов предстоящих захватов рассматривались Китай, Юго-Восточная Азия, Индия, восточные районы Сибири и советского Дальнего Востока. Однако охватившая страну экономическая депрессия была подстегнута в 1929 г. крахом Нью-йоркской фондовой биржи. Предпринятые правительством меры по спасению экономики не дали ощутимого результата и поколебали доверие народа к политическим партиям, вышедшим на общественную сцену. Япония встала на путь ускоренной милитаризации.

За этот выбор особенно ратовали новые концерны, возникшие главным образом в годы первой мировой войны и составившие себе капитал на военной конъюнктуре. В унисон им звучали призывы офицерства, связывавшего свою карьеру с перспективами грабительских военных походов, к вооруженному переделу мира. Фашистские группировки укрепляли свои позиции не только в армии, но и в государственной власти.

С марта 1931 г. было предпринято несколько попыток осуществления государственного переворота и установления военно-фашистской диктатуры. Военные приступили к детальной проработке плана захвата Маньчжурии. После серии вооруженных провокаций Квантунская армия в ночь на 19 сентября 1931 г. напала на китайские войска в Мукдене. Вскоре вся Маньчжурия была оккупирована японцами. В 1932 г. на её территории было образовано марионеточное государство Маньчжоу-го. Лига Наций потребовала от Японии прекратить военные действия в Китае и вывести оттуда войска. В марте 1933 г. Япония заявила о своем выходе из Лиги Наций и продолжила захватнические действия на континенте. Квантунская армия заняла весь Северный Китай.

Поворотным пунктом аграрной политики японского правительства послужила мировая депрессия 1929-1933 гг., в борьбе с которой оно, взяв за образец опыт соседа-противника (СССР), провело в жизнь «План возрождения деревни» и «Пятилетку распространения производительных кооперативов». Коллективистское направление в решении продовольственного вопроса укрепилось во время упомянутой войны с Китаем.

К началу японо-американской войны (1941 г.) сложилась продовольственно-контрольная система, которая покоилась на трех принципах: 1) Государственная монополия на торговлю рисом 2) Единый канал распределения риса, состоящий исключительно из государственных предприятий и общественных организаций. 3) Ценовая система с «обратными ножницами»: правительственные заготовительные цены были выше продажных.

Начавшись в промышленности и кредитной системе, кризис охватил все другие отрасли хозяйства — строительство, транспорт, торговлю. Согласно официальной статистике, за годы кризиса потерпели крах более 110 тыс. торговых и промышленных фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, разорилось свыше 5760 банков, а вместе с ними и миллионы вкладчиков. Германия отказалась платить репарации, Великобритания и Франция перестали возвращать долги. Падение производства в США оказалось большим, чем в других странах. Общий уровень промышленного производства в 1933 г. упал по сравнению с 1929 г. на 46%, a производственные мощности оказались загружены всего на одну треть. Промышленность страны была отброшена белее, чем на 20 лет назад, к уровню 1911 г. Ввиду того, что кризис был мировым и охватил все страны без исключения, резко нарушились сложившиеся внешнеэкономические связи. Обороты внешней торговли США снизились в 3,1 раза. Отрасли промышленности с высокой концентрацией производства отличались сравнительно незначительным падением цен и большим сокращением производства в первые годы "Великой Депрессии". В отраслях с низкой концентрацией производства, цены снизились значительно, а производство сократилось лишь ненамного.

mirznanii.com

Тесты: Великая депрессия и наступление тоталитаризма (Всемирная история, 9 класс)

Великая депрессия и наступление тоталитаризма

Что стало следствием преодоления странами Запада (США, Великобритания, Франция) мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.?

  • А общее огосударствление экономики и создание централизованной системы управления отраслями промышленности
  • Б создание государственных механизмов регулирования экономических и социальных процессов в обществе
  • В установление рабочего контроля на предприятиях и транспорте, ликвидация большого землевладения
  • Г ограничение экономической свободы, прав частной собственности и создания государственных концернов
  • Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США
  • Установите последовательность событий первой половины ХХ в.

  • А начало гражданской войны в Испании
  • Б начало реализации «Нового курса» Ф. Рузвельта
  • В провозглашение Веймарской республики
  • Г образование Союза Советских Социалистических Республик
  • Италия напала на Эфиопию в:

  • А 1933 г.
  • Б 1934 г.
  • В 1935 г.
  • Г 1936 г.
  • Нарастание агрессии и борьба за мир
  • Перечень каких понятий и сроков нужно использовать, характеризуя общественно-политическое развитие Германии в 1930-е гг.?

  • А «просперити», «Великая депрессия», «сухой закон», «Новый курс»
  • Б «большевизм», «военный коммунизм», «продразверстка», «Большой террор»
  • В «фашизм», «сквадры», «корпоративная система», «Латеранский пакт»
  • Г «национал-социализм», «фюрер», «гестапо», «хрустальная ночь»
  • Кому из исторических деятелей принадлежат следующие слова: «Марксисты украли это понятие и исказили его смысл. В отличие от марксизма, социализм не отрицает частную собственность и человеческую индивидуальность. В отличие от марксизма, социализм патриотичен. Мы не интернационалисты. Наш социализм национален. Но мы решили назваться национал-социалистами. Мы требуем исполнения государством справедливых требований трудящихся классов на основе расовой солидарности. Для нас раса и государство — это единое целое»?

  • А Бенито Муссолини
  • Б Франсиско Франко
  • В Адольфу Гитлеру
  • Г Миклошу Хорти
  • Укажите событие, произошедшее позже:

  • А поход на Рим
  • Б создание оси «Берлин — Рим-Токио»
  • В приход к власти фашистов в Германии
  • Г приход к власти фашистов в Италии
  • Рост международной напряженности
    • задание не связано с указанной темой
    • дан неверный ответ
    • некорректно составлено задание
    • другое
    • testonik.net

      Великая депрессия (англ. Great Depression ) — рецессия мировой экономики, начавшаяся в большинстве мест в 1929 году и закончившаяся полностью в начале 1933. Таким образом Великая депрессия длилась 4 года.

      В русском языке более употребителен термин мировой экономический кризис, а термин «Великая депрессия» обычно употребляется лишь в отношении кризиса в США.

      Спад особенно сильно затронул наиболее развитые страны Запада, включая США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию, но коснулся и других государств. В наибольшей степени пострадали промышленные города, в ряде стран практически прекратилось строительство. Из-за сокращения платёжеспособного спроса, цены на сельскохозяйственную продукцию упали на 40—60 %.

      Предшествовали Великой депрессии события Биржевого краха США 1929 г.: обвальное падение цен акций, начавшееся в «Черный четверг» 24 октября 1929 г., принявшее катастрофические масштабы в «Черный понедельник» (28 октября) и «Черный вторник» (29 октября). 29 октября 1929 г. — день биржевого краха Уолл-Стрит.

      Экономисты не пришли к единому мнению о причинах Великой депрессии.

      Существует ряд теорий на этот счет, но по всей видимости в возникновении экономического кризиса сыграла свою роль совокупность факторов.

      1. Кейнсианское объяснение — нехватка денежной массы. В то время деньги были привязаны к золотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили, самолёты, радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильная дефляция — падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность, банкротство многих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.
      2. Монетаризм — кризис вызвала денежная политикаФРС.
      3. Марксизм — просто кризис перепроизводства, присущий капитализму.
      4. Биржевой пузырь; инвестиции в производство сверх реальной необходимости.
      5. Стремительный прирост населения; большое количество детей в семье было характерным для прежнего аграрного способа производства (в среднем 3-5 детей на семью), однако в связи с прогрессом медицины и временным повышением уровня жизни серьёзно сократилась естественная убыль из-за болезней.
      6. Одним из факторов, подстегнувших наступление Великой депрессии, называют принятие Закона Смута-Хоули в 1930 году, вводившим высокие таможенные пошлины на импортные товары. Пытаясь таким образом защитить внутреннего производителя, правительство протекционистскими мерами повысило цены на дешёвый импорт. Это в свою очередь снизило и без того неважную покупательную способность населения, а также вынудило другие страны применить контрмеры, навредившие американским экспортёрам. Лишь в середине 30-х годов после вступления в силу Закона о соглашениях о взаимной торговле, существенно снизившего таможенные пошлины, международная торговля начала восстанавливаться, оказывая позитивное влияние на мировую экономику.
      7. Марживые займы. Суть займа проста – можно приобрести акции кампаний, внеся всего 10% от их стоимости. Например: акции стоимостью 1000 долларов можно приобрести за 100 долларов. Этот тип ссуды был популярен в 20-е годы, потому что все играли на рынке акций. Но в этом займе есть одна хитрость. Брокер в любой момент может потребовать уплаты долга и его нужно вернуть в 24 часа. Это называется марживое требование и обычно оно вызывает продажу акций, купленных в кредит. 24 октября 1929 ньйоркские брокеры, которые выдавали марживые займы, стали массово требовать уплаты по ним. Все начали избавляться от акций, чтобы избежать уплаты по марживым займам. Это вызвало нехватку средств в банках по тем же причинам, и привело к краху шестнадцати тысяч банков, что позволило международным банкирам не только скупить банки конкурентов, но и скупить крупные кампании за сущие копейки. Когда общество было полностью разорено, банкиры Федерального резерва США решили отменить золотой стандарт США. С этой целью они решили собрать оставшееся в США золото. Так под предлогом борьбы с последствиями депрессии была проведена конфискация золота у населения США. В конце 1933 года золотой стандарт в США был отменён. Если взглянуть на долларовую купюру до 1933 года, то на ней написано, что она обеспечена золотом. Доллар сегодня гласит, что он лишь законное средство оплаты, т.е. он не обеспечен ни чем. Всё это было сделано специально крупными банкирами США. (Из документального фильма «Zeitgeist»).
      • уровень промышленного производства был отброшен к уровню начала XX века, то есть на 30 лет назад
      • в странах Запада насчитывалось около 30 млн безработных
      • ухудшилось положение фермеров, мелких торговцев, представителей среднего класса. Многие оказались за чертой бедности
      • возросло количество сторонников как коммунистических, так и правоэкстремистских (фашистских) партий (например, в Германии пришла к власти Национал-социалистическая немецкая рабочая партия)
      • Результатом затяжного экономического кризиса явилось небывалое доселе обострение политического положения капиталистических стран как внутри этих стран, так и между ними.

        Усиление борьбы за внешние рынки, уничтожение последних остатков свободной торговли, запретительные таможенные пошлины, торговая война, война валют, демпинг и многие другие аналогичные мероприятия, демонстрирующие крайний национализм в экономической политике, обострили до крайности отношения между странами, создали почву для военных столкновений и поставили на очередь войну, как средство нового передела мира и сфер влияния в пользу более сильных государств…

        …Еще больше обостряется, ввиду действия тех же факторов, внутреннее положение капиталистических стран. Четыре года промышленного кризиса истощили и довели до отчаяния рабочий класс. Четыре года сельскохозяйственного кризиса разорили вконец неимущие слои крестьянства не только в основных капиталистических странах, но и — особенно — в зависимых и колониальных странах. Это факт, что, несмотря на всякие статистические ухищрения, имеющие своей целью преуменьшение числа безработных, количество безработных по официальным данным буржуазных учреждений доходит в Англии до 3 млн, в Германии до 5 млн, в США до 10 млн, не говоря уже о других странах Европы. Добавьте к этому частично безработных, количество которых превышает десяток миллионов, добавьте миллионные массы разорившихся крестьян, — и вы получите приблизительную картину нужды и отчаяния трудящихся масс. Народные массы не дошли еще до того, чтобы пойти на штурм капитализма, но что идея штурма зреет в сознании масс, — в этом едва ли может быть сомнение…

        …Но если буржуазия избирает путь войны, то рабочий класс капиталистических стран, доведенный до отчаяния 4-летним кризисом и безработицей, становится на путь революции. Это значит, что зреет и будет назревать революционный кризис. И революционный кризис будет нарастать тем скорее, чем больше будет запутываться буржуазия в своих военных комбинациях, чем чаще будет она прибегать к террористическим методам борьбы против рабочего класса и трудящихся крестьян.

        — http://www.hrono.info/vkpb_17/1_2_1.html ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД И. СТАЛИНА ХVII СЪЕЗДУ ПАРТИИ О РАБОТЕ ЦК ВКП(б) 26 ЯНВАРЯ 1934 Г.)

        Кризис в отдельных странах

        Полномасштабная рецессия в США началась в августе 1929 года, за два месяца до биржевого краха (объем строительства начал сокращаться еще в 1926 году). В феврале 1930 года на начало кризиса отреагировала ФРС, снизив ставку прайм-рейт с 6 до 4 %. Кроме того, был осуществлён выкуп государственных облигаций с рынка для поддержания ликвидности. В следующие два года ФРС не делала почти ничего. Секретарь казначейства Эндрю Меллон считал, что необходимо дать возможность рынку самостоятельно произвести необходимые корректировки пропорций и цен.

        В июне 1930 года в США был принят так называемый тариф Смута—Хоули, вводящий 40?процентную пошлину на импорт в целях защиты внутреннего рынка. Эта мера стала одним из основных каналов передачи кризиса в Европу, так как сбыт продукции европейских производителей в США был затруднён.

        В конце 1930 года вкладчики банков начали массовое изъятие вкладов, что привело к волне банкротств банков. В результате началось абсолютное сжатие денежной массы. Вторая банковская паника происходит весной 1931 года. Все эти месяцы власти никак не реагируют на набирающее обороты экономическое цунами. ВВП в 1930—1931 годы падает соответственно на 9,4 и 8,5 %, а уровень безработицы поднимается с 3,2 % на начало 1930?го до 15,9 % к концу 1931 года.

        В 1932 году ВВП сократился на 13,4 %, а всего с 1929 года — на 31 %. Уровень безработицы в 1932 г. увеличился до 23,6 %. За три с небольшим года с начала кризиса лишились работы более 13 млн американцев. Промышленные запасы потеряли 80 % их стоимости с 1930 года, а сельскохозяйственные цены упали на 53 % с 1929 года. За три года обанкротились два из каждых пяти банков, их вкладчики потеряли 2 млрд долларов депозитов. Денежная масса с 1929 года сократилась по номиналу на 31 %.

        На фоне небольшого расширения денежной базы (с 6,05 млрд долларов в 1929 году до 7,02 млрд в 1933?м) денежная масса резко упала — с 26,6 млрд до 19,9 млрд долларов. Волны банковских банкротств подорвали доверие людей к финансовым институтам, сбережения лихорадочно изымались с депозитов и переводились в наличную форму. Выжившие банки, в свою очередь, избегали выдачи новых кредитов, предпочитая хранить деньги в максимально ликвидной форме. Таким образом, банковский мультипликатор резко снизился и кредитно-депозитная эмиссия банков была фактически парализована. Желание и банков, и населения держать деньги в наличном виде, несомненно, резко усилило рецессию.

        Естественный прирост населения в США в период Великой Депрессии резко снизился.

        В январе 1932 года Конгресс США создал Финансовую корпорацию реконструкции (RFC). Эта организация была призвана оказывать финансовую помощь железным дорогам, финансовым институтам и бизнес-корпорациям. В июле ее роль была расширена для оказания помощи сельскому хозяйству и финансирования государственных и местных общественных работ.

        Был принят закон о Федеральном жилищном банке, который должен предоставлять кредиты организациям, занимающимся ипотечным кредитованием (прообраз будущей Fannie Mae). Был принят первый из двух законов, носящих имя Гласа—Стигала, направленный на либерализацию ФРС и разрешающий, в частности, ей кредитовать банки-члены. Было признано необходимым активизировать бюджетное перераспределение доходов от богатых к бедным, чтобы стимулировать потребление. Максимальная ставка подоходного налога была повышена с 25 до 63 %.

        Однако общественность считала, что меры, предпринимаемые администрацией Гувера, недостаточны и слишком запоздали. Франклин Рузвельт легко победил Гувера на президентских выборах осенью 1932 года, одновременно демократы смогли завоевать контроль над Конгрессом.

        Для выхода из кризиса в 1933 г. начал осуществляться Новый курс Рузвельта — различные меры, направленные на регулирование экономики. Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины Великой Депрессии, некоторые носили социальную направленность, помогая наиболее пострадавшим выжить, другие меры усугубили положение.

        Почти сразу же после вступления в должность, в марте 1933 года, Рузвельту пришлось столкнуться с третьей волной банковской паники, на которую новый президент отреагировал закрытием банков на неделю и подготовкой за это время программы гарантирования вкладов.

        Первые 100 дней президентства Рузвельта были отмечены интенсивной законодательной деятельностью. Конгресс разрешил создать Федеральную корпорацию страхования вкладов и Федеральную администрацию чрезвычайной помощи (ФАЧП), создание которой предписывалось Законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года. В задачи ФАЧП входило: а) строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей, общественных зданий и любых других государственных предприятий и коммунальных удобств; б) сохранение естественных богатств и развитие их добычи, включая сюда контроль, использование и очищение вод, предотвращение почвенной и береговой эрозии, развитие водной энергетики, передачу электрической энергии, строительство различных речных и портовых сооружений и предотвращение наводнений.

        Безработные активно привлекались к общественным работам. В общей сложности в 1933—1939 гг. на общественных работах под эгидой Администрации общественных работ (PWA) и администрация гражданских работ Civil Works Administration — СВА (это строительство каналов, дорог, мостов зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах) численность занятых на общественных работах достигала 4 миллиона человек.

        Через Конгресс были проведены также несколько законопроектов, регулирующих финансовую сферу: чрезвычайный банковской закон, еще один закон Гласа—Стигала (1933 года) о разграничении инвестиционных и коммерческих банков, закон о кредитовании сельского хозяйства, закон о комиссии по ценным бумагам.

        В сфере сельского хозяйства принятый 12 мая 1933 года закон о регулировании реструктурировал двенадцатимиллиардный фермерский долг, сократил проценты по ипотечной задолженности и удлинил срок погашения всех долгов. Правительство получило возможность предоставить фермерам заем, и в течение последующих четырех лет аграрные банки выдали полумиллиону земельных владельцев ссуды на общую сумму 2,2 млрд долларов на очень лёгких условиях. Для поднятия цен на сельхозпродукцию законом от 12 мая фермерам рекомендовалось уменьшить производство, урезать посевные площади, снизить поголовье скота, а для компенсации возможных убытков создавался специальный фонд.

        Итоги первого года президентства Рузвельта были неоднозначны: падение ВВП значительно замедлилось и составило лишь 2,1 % в 1933 году, но безработица выросла до 24,9 %.

        После выкупа государством всего золота по твёрдой цене, опираясь на закон о золотом резерве, принятый в январе 1934 года, Рузвельт издал 31 января 1934 года прокламацию, которая сокращала золотое содержание доллара с 25,8 до 15 5/21 грана и устанавливала официальную цену золота на уровне 35 долларов за унцию. Иными словами, доллар был девальвирован на 14 %.

        Было составлено 557 основных и 189 дополнительных так называемых «кодексов честной конкуренции» в различных отраслях. Стороны гарантировали минимум зарплаты, а также единую зарплату для всех рабочих одной категории. Эти кодексы охватили 95 % всех промышленных рабочих. Такие кодексы сильно ограничивали конкуренцию.

        Методы Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение на Конституцию США. В 1935 году Верховный Суд США постановил, что Национальная администрация восстановления и вводящий её закон (National Industrial Recovery Act, NIRA) неконституционны. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на найм работников.

        Государство решительно вторглось в сферу образования, здравоохранения, гарантировало прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства в 1932—1940 годах выросли более чем вдвое. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета и расходы на 1937 год, когда, казалось бы, экономика набрала уже достаточные обороты, были сокращены. Это снова погрузило страну в рецессию 1937—1938 годов.

        Индекс промышленного производства составил в 1939 году только 90 % уровня 1932 года. В 1939 году безработица все еще оставалась на уровне 17 %. Некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Бурный рост в американской промышленности начался лишь в 1939—1941 годах на волне активного наращивания военных приготовлений.

        Сейчас большинство экономистов полагает, что кризис в США усугубили неверные действия властей. Классики монетаризма Милтон Фридман и Анна Шварц полагали, что ФРС виновата в создании «кризиса доверия», так как вовремя банкам не была оказана помощь и началась волна банкротств. Меры по расширению кредитования банков, аналогичные тем, которые принимались с 1932 года, по их мнению, могли быть приняты и раньше — в 1930?м или 1931 году. В 2002 г. член совета директоров ФРС Бен Бернанке выступая на 90?летии Милтона Фридмана, сказал: «Позвольте мне немного злоупотребить моим статусом как официального представителя ФРС. Я хотел бы сказать Милтону и Анне [Шварц]: что касается Великой депрессии — вы правы, это сделали мы. И мы очень огорчены. Но благодаря вам мы не сделаем это снова».

        По подсчетам экономистов-исследователей Великой депрессии Коула и Оханиана, без мер администрации Рузвельта по сдерживанию конкуренции уровень восстановления 1939 года мог быть достигнут пятью годами раньше.

        Что интересно, во время мирового финансового кризиса начавшегося в 2007-2008 годах, США использовало очень похожие методы борьбы с ходом и последствиями рецессии. Имел место выкуп государственных облигаций, кстати говоря очень сильно взлетевших в цене, а так же постоянное снижение ставки ФРС. Денежная масса уже не была привязана к золотому запасу, что дало возможность включения «печатного станка», хотя этот факт недоказуем и неопровержим из за закрытости информации с 2006 года. Похожи и ошибки допущенные во время кризисов. Так было допущено банкроство Fannie Mae и Freddie Mac, а после великой депрессии именно допущение банкротства банков признавалось одним из важнейших просчетов.

        Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г. то есть несколько позднее, чем в ряде других стран. В первоначальный период в правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной программы. Лейбористское правительство стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за счёт усиления налогового пресса на имущих. Подобная политика встретила сопротивление со стороны последних и заставила Дж. Макдональда в августе 1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством.

        Поворот в антикризисной политике получил обоснование в докладе Королевской комиссии по национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея. Руководствуясь либеральными принципами на первых порах новое английское правительство пыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счёт обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.

        Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупный внешний займ, с целью восстановления платёжного баланса. Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта.

        За Великобританией вынуждены были последовать страны входящие в так называемый стерлинговый блок (25 государств — страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и др. включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основании английского фунта. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены покупать английские товары и одновременно поставлять сырье и продовольствие. В отношениях со странами — конкурентами, сохранявшими некоторое время золотой паритет национальных валют (США, Германия, Франция, Италия и др.), Англия получила преимущество за счёт повышения ценовой конкурентоспособности своих товаров, что способствовало усилению политики протекционизма в этих странах. В силу последнего обстоятельства и Великобритания наконец отказалась от принципа фритредерства, перейдя к политике жёсткого протекционизма.

        В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходит в основном за счёт использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счёт упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жёсткого внутреннего экономического курса, что отличало её антикризисную политику от Нового курса Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934 г. жёсткая бюджетная политика экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление пособий по безработице, снижения размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.

        Начавшийся в 1934 г. подъем подкрепился существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с вооружением. Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жёсткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики, что впрочем существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная промышленность продолжали стагнировать.

        Мировой экономический кризис распространился на Францию несколько позднее, в 1930 г. , зато он был более продолжительным и глубоким. В кризисный период произошла крайняя радикализация внутриполитических отношений, что было обусловлено отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими традициями страны.

        Наряду с усилением демократических и леворадикальных течений появилась тенденция к фашизации страны. Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь определила особенности антикризисной политики и во многом повлияла на длительность кризиса.

        Подавление коммунистами и социалистами в феврале 1934 г. попытки фашистского путча (за которым стояли не только фашистские организации, но и часть крупных монополий, представители церкви.) вызвало заметный рост влияния двух левых партий: социалистической (СФИО) и коммунистической (ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно, падение авторитета правительства.

        Народный фронт (единая организация левых антифашистских сил) к началу 1936 г. включал в себя еще и организацию радикал-социалистов, движение интеллигенции «Амстердам — Плейель» и др.

        Программа народного фронта была ориентирована в основном на удовлетворение ближайших нужд широких слоев граждан. Среди самых основных требований следует отметить создание национального фонда безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест (за счет уменьшения порога пенсионного возраста, организация масштабных общественных работ и др.)

        4 июля 1936 года было создано первое правительство Народного фронта (во главе с премьер — министром Л.Блюмом), 7 июля было подписано соглашение между всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост. Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков, признание системы коллективных договоров.

        Этот документ и большая часть положений платформы Народного фронта были закреплены законодательно парламентом страны. Это было триумфом народного фронта и кульминацией рабочего движения в его поддержку.

        Увеличение расходов по социальным статьям поставило правительство перед проблемой непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Это заставило правительство пойти на первую девальвацию франка, что немедленно отрицательно сказалось на уровне жизни самых широких слоев граждан. Левая направленность политики правительства социалистов способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса сокращения производства, появлению иных форм противодействия правительственному кризису со стороны прежде всего крупного капитала.

        В этих условиях правительство Блюма не решалось поставить под государственный контроль деятельность Французского банка и начать налоговую реформу. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и как результат — смену кабинета министров.

        Правительство социалиста — радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между интересами широких слоев населения и представителей крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенное свертывание бюджетных расходов состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило правительство вторично произвести девальвацию национальной валюты.

        Непоследовательность антикризисных действий привели к расколу внутри самого Народного фронта, в результате чего трансформировалась и его программа. В результате нового правительственного кризиса весной 1938 г. формируется 2-й кабинет Блюма, который проводит дальнейшее свертывание политики Народного фронта. За счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить военно-оборонительное строительство в стране. Одновременно в качестве источников средств для выполнения оборонной программы правительством были названы : увеличение размеров налога на капитал, на привилегированные предприятия, на сверхприбыли оборонных предприятий, а так же установление жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и некоторые другие мероприятия. Политика пересмотра доходной и расходной статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных промышленных и финансовых кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.

        Сформированное в апреле 1938 г. правительство Эдуарда Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий.

        Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объясняется непоследовательностью антикризисных мероприятий, а по сути отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны было вызвано накануне войны усилением государственных ассигнований на военное строительство.

        Поражение Германии в Первой Мировой войне и вследствие этого зависимое положение страны, ее ослабленная войной экономика предопределили продолжительность и глубину кризиса в стране.

        Своей нижней точки кризис достиг в 1932 г. поразив промышленный сектор (68 тыс. предприятий стали банкротами), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн чел.) и гиперинфляцию.

        Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках, растущая ностальгия широких общественных кругов граждан по былому величию Германии в условиях резкого падения жизненного уровня, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств других стран было главным факторами прихода к власти национал-социалистов в стране в 1933 г.

        Экономическая политика национал-социалистов носила ярко выраженный этатистский характер. Антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические цели вывода экономики в режим роста, но и стратегические — возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства.

        Эта стратегия и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которого становится тотальная милитаризация народного хозяйства. Нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования экономики, явившейся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских и прочих ресурсов.

        Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда.

        Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра — Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс за счет гражданских отраслей. Таким образом в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели ярко — выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерных кампаниях.

        Экономический подъем был прерван охватившим в 1929 г. все экономически развитые страны мировым экономическим кризисом. В Италии кризис положил начало новому этапу становления фашистского режима. Под предлогом принятия антикризисных мер фашистское государство полностью поставило под свой контроль основные отрасли экономики. Усилился процесс концентрации финансового и промышленного капитала, монополизации экономики страны. Правительство Муссолини отдавало приоритет монополистам, что существенно затрагивало интересы мелких и средних собственников. Сумма правительственных субсидий крупным монополистам достигла 10 млрд лир, государство приобретало тысячи акций и облигаций промышленных предприятий. В итоге оно стало одним из крупнейших акционеров, в его руках были сосредоточены мощные рычаги для оказания не только административного, но и экономического воздействия на политику крупных монополистических объединений.

        Экономическая политика фашистского государства способствовала росту авторитета Муссолини в кругах крупных предпринимателей. Ведущие представители финансово-промышленного капитала — Донегани, Мотта, Пирелли, Аньелли, Вольпи и др. — стали одновременно и руководителями корпораций соответствующих отраслей, заняли крупные посты в фашистской иерархии. Фактически в стране сложилась система государственно-монополистического капитализма. Отдельные концерны полностью господствовали в итальянской экономике. Наиболее крупными из них являлись химический и горнорудный трест «Монтекатини», электроэнергетический «Эдисон», резиновый «Пирелли», металлургический и оружейный «Терни» и некоторые другие.

        Вместе с тем, в годы кризиса существенно сократился сектор мелких частных предприятий. В 1929—1932 гг. потерпело финансовый крах, разорилось или было поглощено более сильными конкурентами 12661 предприятие. Большая часть разорившихся предпринимателей была вынуждена идти работать на крупные предприятия или государственную службу.

        Монополизация экономики и рост промышленности позволили Муссолини задуматься о военной экспансии. Муссолини с 1935 г. начинает менять свой экономический и внешнеполитический курс.

        В области экономической с начала 1935 г. Муссолини объявляет курс на автаркию — полное самообеспечение Италии всеми видами продукции, в том числе и военной. Эта политика больно ударила по интересам представителей крупного итальянского капитала, тесно сотрудничавших со странами Запада. Однако участие в реализации экспансионистских замыслов Муссолини сулило им существенные выгоды: милитаризация экономики, военные заказы, завоевание новых территорий открывало перед представителями итальянского капитала новые масштабные перспективы.

        В итоге финансовые круги пошли по пути компромисса: с одной стороны, они сохраняли внешнюю лояльность режиму, с другой — продолжали, зачастую нелегально, в обход распоряжений дуче и международных санкций, взаимовыгодный торговый обмен с западными партнерами (такая позиция позволила им не только сохранить, но и во многом увеличить свои прибыли). Вместе с тем, изменение экономического курса Италии стало началом раскола между фашистским режимом и итальянскими промышленниками. Часть финансовой элиты, понесшая наиболее сильные убытки в результате переориентации экономики, стала формироваться вокруг других существовавших в Италии центров влияния.

        Специфика Италии состояла в том, что, в отличие, например, от Германии, где Гитлер к этому времени стал единовластным хозяином страны, положение Муссолини во многом зависело от поддержки его традиционными институтами — в первую очередь королем и Католической церковью в лице Ватикана. Эти институты стали в дальнейшем теми центрами, вокруг которых формировались оппозиционные фашистскому режиму представители политической и финансовой элиты.

        Понимая неизбежность противодействия своим агрессивным планам со стороны западных государств, Муссолини начинает искать новых союзников. В 1935 г. через свои дипломатические каналы он впервые информирует Гитлера о готовности к усилению связей с Германией. Одновременно начинается подготовка к развязыванию войны в Северной Африке. Объектом агрессии Муссолини избрал Эфиопию, победа над которой, по мнению дуче, могла достаться легко и принести ему новые политические дивиденды. В ответ на оккупацию Эфиопии Лига Наций объявила экономическую блокаду Италии как государству-агрессору. Это ускорило процесс сближения двух фашистских режимов: экономические санкции, хотя и малоэффективные, заставили Муссолини увидеть в Германии политического и экономического партнера. Экономика Италии все больше начинает ориентироваться на германские промышленные ресурсы: увеличивается ввоз германского угля, стали, военной продукции.

        В июле 1936 г., немецкие и итальянские фашисты совместно поддержали мятеж генерала Франко в Испании, фактически экспортировав фашизм в эту страну. В марте 1938 г. Муссолини поддержал аншлюс Австрии, а в апреле 1939 г. начал, при поддержке Германии, боевые действия против Албании.

        В мае 1939 г. двусторонние отношения между Италией и Германией были оформлены официально: министры иностранных дел этих государств Чиано и Риббентроп подписали договор о военно-политическом союзе, получивший название «Стальной пакт». Таким образом, накануне Второй мировой войны Италия была полностью втянута в орбиту устремлений германских нацистов.

        Наметившийся подъем деловой активности был остановлен кризисом 1927 г. На волне финансовых неурядиц к власти пришли милитаристы, рассчитывавшие преодолеть внутренние экономические трудности с помощью вооруженной внешней экспансии. В качестве объектов предстоящих захватов рассматривались Китай, Юго-Восточная Азия, Индия, восточные районы Сибири и советского Дальнего Востока. Однако охватившая страну экономическая депрессия была подстегнута в 1929 г. крахом Нью-Йоркской фондовой биржи. Предпринятые правительством меры по спасению экономики не дали ощутимого результата и поколебали доверие народа к политическим партиям, вышедшим на общественную сцену. Япония встала на путь ускоренной милитаризации.

        С марта 1931 г. было предпринято несколько попыток осуществления государственного переворота и установления военно-фашистской диктатуры. Военные приступили к детальной проработке плана захвата Маньчжурии. После серии вооруженных провокаций Квантунская армия в ночь на 19 сентября 1931 г. напала на китайские войска в Мукдене. Вскоре вся Маньчжурия была оккупирована японцами. В 1932 г. на ее территории было образовано марионеточное государство Маньчжоу-го. Лига Наций потребовала от Японии прекратить военные действия в Китае и вывести оттуда войска. В марте 1933 г. Япония заявила о своем выходе из Лиги Наций и продолжила захватнические действия на континенте. Квантунская армия заняла весь Северный Китай.

        Поворотным пунктом аграрной политики японского правительства послужила мировая депрессия 1929—1933 гг., в борьбе с которой оно, взяв за образец опыт соседа-противника (СССР), провело в жизнь «План возрождения деревни» и «Пятилетку распространения производительных кооперативов». Коллективистское направление в решении продовольственного вопроса укрепилось во время упомянутой войны с Китаем.

        dic.academic.ru

    About : admin