7 Авг, 2018

Упражнения при умственной отсталости

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умствен­ной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двуслов-ными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, грубое недоразвитие фонематического воспри­ятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных син­таксических конструкциях, в нарушении согласования прилага­тельного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).

3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющие­ся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существитель­ного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформиро-ванность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последова­тельности событий.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР

При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопе­дического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопеди­ческом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.

Примерные формулировки логопедического заключения

• ОНР (III уровень).

Выход из моторной алалии.

Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения

языкового анализа и синтеза.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия.

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

По типу задержки речевого развития.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и син­теза, аграмматическая дисграфия.

• Лексико-грамматическое недоразвитие. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.

Обследование школьников с умственной отсталостью

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звуко-произношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа).

studfiles.net

Упражнения для детей с умственной отсталостью

Программа тренинговых занятий для детей с умственной отсталостью Волшебный сон

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Все большему числу детей во всех странах мира уже на первом году жизни ставится диагноз умственная отсталость .

Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству.

Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Если они содержатся в интернатных учреждениях, то окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Большинство умственно отсталых не будут обучаться в школе и не получат никакого профессионального образования. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Основная их часть живет в изоляции от общества — дома или в интернатных учреждениях.

Предложенная программа тренинговых занятий предназначена для развития навыков общения у детей с различной степенью умственной отсталости. В основе обучения лежит ролевой принцип. Это позволяет ребенку осознать свою ролевую позицию (знакомый — незнакомый, мальчик — девочка, гость — хозяин) и строить свое поведение, используя необходимые в данный момент знания и умения. Еще одним принципом успешного усвоения программы является принцип сопереживания. Во время проведения занятий создаются ситуации, стимулирующие активность детей и побуждающие их к общению друг с другом и с окружающими людьми.

В ходе занятий вырабатываются навыки:

поведения в процессе общения;

доброжелательного общения (со знакомыми и незнакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими);

формирование и развитие у ребенка представлений о самом себе как о человеке; установление более тесных взаимоотношений между участниками тренинга; формирование навыков рассказывать о себе и знакомиться; развитие мелкой моторики, координации.

Дети по очереди кидают друг другу мяч, здороваясь и называя свое имя.

Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-нибудь фразу, обращенную к остальным, например: Добрый день! , Желаю всем узнать много нового! и т. д. Неговорящие дети встают, и им высказывают пожелания остальные дети или ведущий.

Ведущий объясняет детям, сидящим в кругу, что все, кто здесь присутствует, и все, кого дети видят дома, на улице, в транспорте, — люди. Затем ведущий спрашивает: Что есть у каждого человека? Показывает: руки, ноги, тело, голова. Дети показывают вместе с ведущим.

Ручками похлопали — хлоп, хлоп, хлоп.

Ножками потопали — топ, топ, топ

Покачали головой — ой, ой, ой!

Стихотворение рассказывает ведущий, дети повторяют за ним.

Ведущий. У каждого из нас есть лицо. А что есть у нас на лице? Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и расскажет, что он видит: глазки, носик, ротик, ушки.

Каждый ребенок должен показать на себе перечисленные части тела и назвать их в зависимости от своих возможностей (степени развития речи).

Упражнение 5. Волшебный сон

Дети сидят в кругу, ведущий предлагает им взяться за руки и закрыть глаза. Некоторое время дети сидят с закрытыми глазами. Ведущий читает:

Дышим ровно, глубоко,

Заниматься нам легко.

Обратная связь в конце занятия: ведущий спрашивает детей о том, что они сегодня узнали. Дети, умеющие говорить, рассказывают о своих впечатлениях (это отдельные слова или простые фразы, никто из детей не в состоянии построить рассказ). Дети, которые не владеют речевыми навыками, с помощью ведущего могут показать, понравилось им занятие или нет, жестами выразить свое настроение после занятия.

понимание значения вербальных и невербальных обращений и правильного их использования;

умения вести диалог, установить контакт;

самостоятельности в деловых, повседневных и праздничных ситуациях.

Цель занятий — повысить самостоятельность умственно отсталых детей и расширить возможности их общения в современном обществе.

Темы занятий взяты из повседневной жизни. Педагоги и родители должны стремиться сделать предметом обучения именно те вещи, ситуации и отношения, которые для конкретного ребенка актуальны в данной жизненной ситуации. Развитие умения вести себя в обществе способствует интеграции детей в это общество.

Условия проведения тренинга.

Занятия проводятся в группах социализации и социальной адаптации. Группа социализации — 11 человек. Группа социальной адаптации — 9 человек. При формировании группы учитывались поведенческие особенности каждого ребенка, состояние его эмоционально-волевой сферы.

1. Для большей эффективности занятий каждая группа делится на подгруппы по 4–5 человек.

2. Теоретический и практический материал подбирается с учетом особенностей обучающихся, что повышает мотивацию каждого участника.

3. В ходе каждого занятия все участники обеспечиваются необходимым раздаточным материалом. Обязательное условие — наличие в комнате для занятий доски и стенда для размещения рисунков и плакатов.

4. Занятия проводятся в кругу.

5. Для проведения подвижных игр и упражнений должно быть предусмотрено свободное пространство с учетом количества участников.

6. Для проведения релаксационных упражнений необходимы ковер, магнитофон и записи соответствующей музыки.

Данный тренинг состоит из 30 встреч. Каждая встреча рассчитана на 30–40 минут в зависимости от эмоционального состояния и физического самочувствия участников. Продолжительность занятий может быть увеличена или уменьшена по желанию ведущего в зависимости от перечисленных выше факторов.

Некоторые упражнения выполняются на каждой встрече, что становится своеобразным ритуалом группы, способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу, благоприятный психологический климат. Каждое занятие посвящается какой-нибудь одной теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщенных на одном занятии, ограниченно, чтобы дети могли их запомнить.

Весь материал — в документе.

Программа тренинговых занятий для детей с умственной отсталостью Волшебный сон (73.5 КB)

Методика проведения занятий с умственно отсталыми детьми 12-13 лет по адаптивной физической культуре Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • физическая культура ,
  • физическое воспитание ,
  • физические упражнения ,
  • адаптивная физическая культура ,
  • умственная отсталость ,
  • подростковый возраст ,
  • психофизическое развитие ,
  • физическая подготовленность

научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Корнев А. В.

В статье представлены результаты влияния специальной методики занятий физическими упражнениями на уровень психофизического развития н физической подготовленности детей с умственной отсталостью 12-13 лет. Выявлены особенности формирования двигательных программ у здоровых детей и детей-олигофренов.

Abstract 2007 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Kornev A. V.

The article introduces the results of the special physical exercises methodology s influence on the psychophysical development and physical training of mental defective children at the age of 12-13. It also shows the features of motor programmes forming among sane and oligophrenic children.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена , Корнев А. В.

Корнев А. В. Методика проведения занятий с умственно отсталыми детьми 12-13 лет по адаптивной физической культуре // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №45. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-provedeniya-zanyatiy-s-umstvenno-otstalymi-detmi-12-13-let-po-adaptivnoy-fizicheskoy-kulture (дата обращения: 19.09).

Корнев А. В. Методика проведения занятий с умственно отсталыми детьми 12-13 лет по адаптивной физической культуре Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 19 (2007). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-provedeniya-zanyatiy-s-umstvenno-otstalymi-detmi-12-13-let-po-adaptivnoy-fizicheskoy-kulture (дата обращения: 19.09).

Корнев А. В. (2007). Методика проведения занятий с умственно отсталыми детьми 12-13 лет по адаптивной физической культуре. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-provedeniya-zanyatiy-s-umstvenno-otstalymi-detmi-12-13-let-po-adaptivnoy-fizicheskoy-kulture (дата обращения: 19.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Корнев А. В. Методика проведения занятий с умственно отсталыми детьми 12-13 лет по адаптивной физической культуре // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №45

Корнев А. В. Методика проведения занятий с умственно отсталыми детьми 12-13 лет по адаптивной физической культуре Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 19 (2007).

Корнев А. В. (2007). Методика проведения занятий с умственно отсталыми детьми 12-13 лет по адаптивной физической культуре. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для

детей «Теремок» г. Абакан, учитель – дефектолог.

Использование коррекционно – развивающих упражнений на занятиях с детьми умеренной и тяжелой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ.

Вопрос о работе с умственно отсталыми детьми всегда был одним из основных и главных в истории коррекционной педагогики. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей-инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающихся в определённой опеке, индивидуальной психолого-медико- педагогической и социальной помощию \

Главной задачей обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, находящихся в детских домах-интернатах является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с нарушением интеллекта в процессе обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития.

Категория детей с интеллектуальной недостаточностью довольно разнообразна, требующая высокоорганизованного процесса обучения и воспитания.

Коррекционное занятие — основная форма организации учебно-коррекционной работы в учреждении.

Коррекционно — развивающее занятие — это наиболее традиционная форма общения взрослого и ребенка, в ходе которого решаются различные задачи по формированию способов познания мира ребенка и коррекции его недостатков.

Направления работы на коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии

При организации коррекционно-развивающих занятий рекомендуется помнить, что:

Любое коррекционно-развивающее занятие должно представлять собой комплекс, включающий не только задания на развитие и коррекцию познавательных и эмоционально-волевых процессов, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.

Для повышения эффективности занятий необходимо использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент, возможно введение системы штрафов и поощрений. Этот принцип является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом — «ворона» («ловил ворон», то есть был невнимательным, часто отвлекался ит.д.), которые получает ребенок.

• Занятия должны быть построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с умственно отсталыми детьми, так как это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

• Использование упражнений на проверку внимания. Этот прием проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Это могут быть вопросы типа: «кто меня слышал — покажите большой палец»; или использование контрольных карточек: «внимание!», «тишина!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употреблении различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например колокольчик, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте, минуты молчания.

Определив тему и цели занятия, педагог моделирует формы общения, отбирает методы и приемы. определяет формат содержание занятия.

Что важно не упустить на этом этапе планирования занятия?

Большое место на занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Используются такие приемы, как показ, сопровождение словесным объяснением, показ без инструкции, словесное объяснение без показа.

Во — первых, отобрать, придумать коррекционные упражнения, которые решали поставленную коррекционную задачу и определить их место в структуре занятия.

Лучше всего это делать на « Организационном. моменте» так как тогда дети сразу настраиваются на « нужную волну» и создается определенный эмоциональный контакт. \

Всегда возникает вопрос: «Как придумывать эти коррекционные упражнения и отчего они зависят?»

Зависят они то того. какие анализаторы ребенка у вас будут задействованы максимально. то есть через какой канал « потечет» информация: зрительный, слуховой, двигательный и др. Бесспорно ,что они будут задействованы в занятии, но какой — то из них будет работать больше всех, вот его и надо « прочищать». то есть корригировать.

Другими словами, корригируется доминантный (на данном занятии ) анализатор.

1. Занятие по лепке « Мишка» .

Основные действия будут связаны с руками. поэтому коррекционная цель занятие « Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в скоординиронных движения пальцев рук»

Упражнение — переложить из одного блюдечка в другое несколько предметов(3-5 фасолин ,гороха, и т.д.)).

2.Домашние животные. Тема занятия « Кошка и собака».

Цель. коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в соотнесении.

Упражнение на развитие зрительного восприятия. \

Детям предлагается выделить и показать среди стоящих на столе игрушек. заданную игрушку. Предлагаемая инструкция: покажи собаку карандашом. Покажи рукой кошку.

Дети рассматривают плоскостные изображения животных на доске, узнают и выделяют заданных животных. По инструкции подкладывают к игрушке собаки и кошки изображение с доски.

3. Тема: Растения зимой: хвойные растения»

Цель: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

Упражнение по коррекции зрительного восприятия: назвать предметы, изображенные на доске.

Учитель рисует на доске контуры растений, которые наложены друг на друга. Ученики смотрят 10 секунд на этот рисунок. Затем учитель закрывает изображение, и дети должны назвать предметы, которые они увидели. Упражнение повторяется 2-3 раза.

1.Коррекционно – воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях развития / под. ред. Д.А.Самонова .- М. 1986г./

2. Шипицына Л.М. Иванов Е.С. Данилова Л.А. Смирнова Н.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии: Международный ун –т семьи и ребенка им. Р.Валленберга.-СПБ. Образование, 1995 .- 80с.

vylechitrebenka.ru

Игры и упражнения для развития умственной отсталости

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

« Игры и упражнения для развития умственной отсталости»

— Конструирование из палочек.

2)Игры и упражнения для развития слухового восприятия, зрения, речи у детей

а) Игры для развития слухового восприятия

— Упражнение « Коробочки со звуками »

б) Игры для развития зрения

— Игра «Сходство и противоположность»

в) Игры и упражнения для развития речи

— Упражнение « УГАДАЙ ПО ЗВУКУ»

— Игра « ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

3) Упражнение для психического развития

Упражнение « Дорисуй фигуру»

4) Упражнение для устранения психопат подобного поведения

Упражнение « Распредели правильно»

5) Игры для преодоления астенического и реактивного состояния и конфликтного переживания

Игра « Подари движение»

6) Упражнение для детей с начальным проявлением психических заболеваний

1)Диагностики на определение отсталости ребенка

Конструирование из палочек

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение ребенка действовать по подражанию, по показу.

Оборудование. Плоские палочки одного цвета (6 штук).

Проведение обследования. Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек») и просят его сделать такую же.

Обучение. Если ребенок по образцу не может построить молоточек, его просят выполнить задание по подражанию. В тех случаях, когда ребенок справляется с заданием, ему предлагают построить треугольник. Вначале по образцу, потом по показу, а если он не выполняет по показу, то предлагают построить по подражанию.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, действия по подражанию, по показу, по образцу, результат и отношение к нему.

2.1) Игры и упражнения для развития слухового восприятия, зрения, речи у детей

а) Игры для развития слухового восприятия:

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы. Материалы. Непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами. Насыпьте в небольшие одинаковые баночки (например, из-под Киндер-сюрпризов) разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную крупы (должно быть по 2 баночки с крупой каждого вида и одинакового количества). Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы. Потрясите одной из баночек, привлекая внимание ребенка. Затем предложите ребенку найти среди баночек ту, которая издает такой же звук. Количество баночек увеличивайте постепенно. В игре можно использовать не только сыпучие материалы. Одну пару баночек можно наполнить водой, а другую пару ватой. Откройте баночки и покажите малышу, что находится внутри. В другую пару баночек опустите по одному шарику – деревянному, пластмассовому, стеклянному или железному; в следующую – по орешку или абрикосовой косточке и т.п.

Цель. Развивать слуховое внимание, определение длительности и прерывистости сигнала. Материалы. Лист бумаги с нарисованным облаком, фломастеры или цветные карандаши. Взрослый произносит длинные, короткие, непрерывные и прерывистые звуки. Например: длинный непрерывный звук С_______, короткий: С__, прерывистый звук: С-С-С-С. Ребенок в момент произнесения звука проводит линию. Когда взрослый молчит, ребенок останавливается. Можно использовать разные звуки, например, «Р», «У», «М» или другие. Побудите ребенка повторить или самостоятельно произнести короткий, длинный и непрерывный, прерывистый звуки.

б) Игры для развития зрения:

Ведущий диктует слово, состоящее из трех-четырех букв. Его записывают в строчку, далеко отставляя одну букву от другой.

Задача играющих – как можно скорее подобрать по пять слов, начинающихся с букв, входящих в это слово. Например, дано слово сова. Запись может быть такой:

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай;

О – облако, окно, огород, орех, окунь;

В – вилка, вата, воск, ворот, венок;

А – арфа, арба, арбуз, анкета, алмаз.

Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

СХОДСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

Надо продиктовать участникам игры ряд слов: сильный, порожний, темнота, спешить, пылкий, древность, зной, горе, спелый, доблесть, юный, ссора.

Играющие должны подобрать к каждому из этих слов еще два: одно — схожее с ним по смыслу, другое — противоположное ему, т.е. синоним и антоним. Например, сильный — мощный, слабый. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задачу и правильно подберет слова.

Для этой игры по развитию речи ребенка подойдут любые предметы, способные производить характерные звуки. Всё, что можно бросать, рвать, пересыпать и т.д.

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д. За каждый правильный ответ — поощрение в виде фишки или звездочки. В эту игру по развитию речи детей можно вовлечь и других малышей. Тогда игра по развитию речи станет не просто игрой, а игрой-соревнованием.

Основное правило это й игры по развитию речи в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце»…

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце…

3) Игры и упражнения для психического развития.

Упражнение «дорисуй фигуру»

Цель: развитие воображения.

Материал: листы бумаги форматом А5 с нарисованными неопределенными фигурками.

Учитель: Дорисуй фигурки, чтобы получилось изображение.

4) Упражнение для устранения психопатоподобного поведения.

Упражнение « Распредели правильно»

Материалы: емкость, крупы( фасоль, горох, рис).

В емкости рассыпаны все крупы, ребенку нужно правильно распределить их в емкости. В это время, педагог разговаривает с ребенком.

5) Игра для преодоления астенического и реактивного состояния и конфликтного переживания.

Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Ход игры : Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие – нибудь однотипные движения в течении 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается.

6) Упражнения для детей с начальным проявлением психических заболеваний.

Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

infourok.ru

Игры и упражнения для детей с отклонениниями в развитии

Диагностика отклонений в развитии. Игры и упражнения для развития умственной отсталости

Студентка Ш-41 группы

1.Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности

2.Диагностика предметные картинки

1.Дети с сенсорной неполноценностью ( с нарушением слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики)

2.Дети с задержкой психического развития

Игра « Найди отличие»

Упражнение «Составление фигур из разрозненных деталей»

3. Дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями

Игра «Сиамские близнецы»

4. Дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения)

5. Умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии)

6.Дети с начальными проявлениями психических заболеваний ( шизофрения, эпилепсия, истерия и др.)

Игра « Расставь посты»

Игра «Слушай Хлопки»

1. Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности.

Диагностика внимания, умения действовать по правилу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики провожу с использованием методики «Графический узор».

Ребенок получает задание перерисовать на тетрадный лист в клетку имеющийся на образце графический узор (первый этап задания) и самостоятельно продолжить его до конца строки (второй этап задания). Образец остается на доске на протяжении всего времени выполнения задания. При выполнении задания оцениваются точность копирования образца и правильность последующего воспроизведения узора.

К 1-му уровню развития относятся дети, полностью справившиеся с заданием и не допустившие ни одной ошибки. Они точно копируют образец и продолжают узор до конца строки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом.

Ко 2-му уровню развития относятся дошкольники, которые также успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами исправляют, сверяя свой результат с образцом.

К 3-му уровню относятся дети, которые точно срисовали образец узора, но допустили ошибки при выполнении его продолжения, что требует развитых навыков самоконтроля. Эти дети отличаются высокой моторной расторможенностью, быстрым истощением внимания, они не могут сосредоточиться на целенаправленной деятельности.

К 4-му уровню относятся дети, которые изначально не могут скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке.

Если при фронтальной работе ребенок, выполняя задание, демонстрирует 3-й или 4-й уровни развития, я отдельно предлогаю этот вид задания при индивидуальной форме организации диагностики. В этом случае предлагается другой образец графического узора. В протоколе фиксирую, какая форма помощи приводит ребенка к правильному выполнению задания: одно лишь присутствие взрослого (без активного вмешательства в процесс выполнения задания), пошаговая стимуляция активности (поощряющие высказывания), пошаговое планирование действий (обсуждение каждого последующего действия).

Сизображением знакомых детям предметов могут применяться с разной целью. При исследовании внимания, зрительной памяти перед ребенком раскладываются в ряд 4—5 картинок, а затем ребенка просят закрыть глаза и убирают одну картинку. Ребенок должен найти эту картинку среди предложенных. Можно провести эту игру с игрушками. С этой же целью предлагается игра «Что забыли нарисовать?» (заяц без уха, собака без лапы и т. д.). Для исследования мышления перед ребенком кладут три картинки в ряд (стол, хлеб, пальто) и под ними вместо инструкции соответствующие изображения (стул, бублик, шапка). После этого ребенок должен сам разложить остальные картинки. Эта невербальная классификация исследует не только мыслительные операции детей, но и запас общих представлений. Этой же цели служат игры с картинками типа «Кому что нужно?», «Кто что любит?» и т. п. С помощью всех перечисленных материалов исследуется обучаемость детей (способность понимать объяснения, т. е. принимать помощь, а затем выполнять аналогичные задания самостоятельно). Во всех заданиях можно исследовать и речь детей: фонетические и грамматические особенности, словарный запас (пассивный и активный) и т. д. Важно установить возможность речевого сопровождения игровых действий, их адекватность. Указанные задания выявляют и запас сведений детей об окружающем, особенности личности. Все это (речь, мыслительные операции, память, запас сведений, игровая деятельность) является показателем психического развития детей.

1. Дети с сенсорной неполноценностью ( с нарушением слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики).

Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их отпускаю, И на место возвращаю. Губы не напряжены и расслабленны.

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, умения концентрировать и переключать внимание, согласованности действий.

Количество игроков — 4 и более.

Инструкция. Детей делят на две команды (два круга). По сигналу ведущего в каждой команде начинается переброска мяча друг другу. На сигнал «хлопок в ладоши» следует менять направление, на сигнал «раз» —- подбрасывать мяч вверх, на сигнал «два» — бросать через круг, то есть команды меняются местами. Выигрывает команда, которая, перебрасывая мяч, не уронила его и закончила задание быстрее другой команды. Методические указания. Ведущий может давать до 10 сигналов.

2.Дети с задержкой психического развития.

Игра «Найди отличие»

Цель: развитие умение сосредоточить внимание на деталях.

Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, дом и т.д.) и передает ее учителю, а сам отворачивается. Учитель дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.

Учитель предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет.

3.Дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями.

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

Цель: Научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Скажите детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте лицом к лицу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, похлопать в ладоши и т. д.». Чтобы «третья»нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.

4. Дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения).

Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации.

Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить карточки с названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность и т.п.). Участникам раздаются эти карточки. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим. Каждому нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы – отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий. После завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть. Если чье-то сообщение о своих чувствах вызвало желание рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать.

Цели: коррекция отрицательных эмоций, отработка умений воздействовать друг на друга.

Ход игры: дети садятся на стулья, расставленные по кругу, лицом друг к другу. Психолог просит их показать, какие бывают выражения лица, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей. (Дети рассказывают и показывают). Затем ведущий спрашивает: «Как ругают вас старшие, когда вы чего-то боитесь? Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, сердитесь?» (Дети разыгрывают две-три сценки).

5. Умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии)

Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку. Данное упражнение проводится на уроке игрокоррекции.

Детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность). Данное упражнение проводится на физкультминутке во время уроков.

6. Дети с начальными проявлениями психических заболеваний ( шизофрения, эпилепсия, истерия и др.)

Игра «Расставить посты»

Дети маршируют под музыку (Ф. Шуберт! «Марш») друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

Игра «Слушай хлопки»

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Лечение слабоумия и реабилитация пациентов

К умственной отсталости относятся состояния неполного развития психики или задержки психологического развития. Проявляется патология интеллектуальной недостаточностью. Стоит отметить, что слабоумие относится к приобретенным патологиям, которое выражается оскудением психической деятельности, нарушением поведения. Лечение слабоумия напрямую зависит от причины возникновения.

Методики лечения умственной отсталости

Перед тем как лечить врожденную умственную отсталость, пациентам исключают шизофрению, травмы мозга, сосудистые патологии, деменцию. Главной задачей терапии является сохранение социальной адаптации больного и приобретенных ранее навыков самообслуживания.

Обычно на начальных стадиях заболевания проводится общеукрепляющее лечение умственной отсталости, включающее в себя прием витаминов, минералов, ноотропных препаратов (лекарственные препараты, оказывающие специфическое воздействие на функции мозга, стимулируют память).

Совет! Продукты питания должны содержать в себе большое количество витаминов, полиненасыщенных жирных кислот, минералов, природных антиоксидантов. Больным необходимо ежедневно контролировать артериальное давление.

Если причиной слабоумия стали возрастные изменения в сосудах головного мозга, то в таком случае вопрос будет направлен на коррекцию повышенного артериального давления, лечение атеросклероза и васкулитов. Если у пациента развивается болезнь Альцгеймера, назначают препараты, останавливающие гибель нервных клеток, средств, уменьшающих проявления заболевания.

Лечение умственной отсталости у детей включает логопедические упражнения, предназначенные для устранения недостатков в произношении слов и их связывании, а также формировании здоровой речи. Лечебная физкультура способствует развитию координации движений, моторики, улучшению внимания, положительных эмоций. Комплексы физических упражнений укрепляют организм, и стимулирует общее медикаментозное излечение данного заболевания.

Медикаментозное лечение при сформировавшейся умственной отсталости заключается в устранении причин. Если у ребенка в анамнезе есть энзимопатии, назначают диетотерапию, гормональные препараты. При врожденных венерических заболеваниях (сифилис) показано специфическое лечение. Пациентам назначают седативные препараты и средства для восстановления психических функций (аминалон, энцефабол). Частично решают проблемы препараты для мозгового кровообращения и стимуляции мозговой деятельности (Нейро-Норм).

Инвалидность при умственной отсталости ставят после оценки психического здоровья больного. Существуют основные критерии:

  1. Критерии при постановке 3 группы — легкая стадия дебильности с незначительными нарушениями психики. Способность к труду, учению и контроль своего поведения выражены в незначительной степени.
  2. Критерии для постановки 2 группы инвалидности — умеренная стадия умственной отсталости, когда больной резко ограничен в контроле своего поведения, неспособен к активному труду, учению, общению и физическому передвижению.
  3. Критерии для постановки 1 группы инвалидности — резко и значительно выражена имбецильность (тяжелая умственная отсталость), двигательные нарушения видны невооруженным глазом, неврологические симптомы проявляются в виде параличей, аграфии и апраксии, глухоты и появляются эпилептиформные припадки.

Реабилитация людей с умственной отсталостью

Мероприятия в области медицины, педагогические занятия и социальные мероприятия должны взаимодействовать между собой при реабилитации людей с умственной отсталостью. Методы лечения умственной отсталости таким больным должны осуществляться учреждениями обслуживания населения в стране, медицинскими учреждениями, организациями общего и профессионального образования.

Одним из важных факторов в реабилитации пациентов с умственной отсталостью является своевременное выявление симптомов болезни, работа специалистов для коррекции нарушений. Это происходит с учетом стадий тяжести заболевания, возраста и уровня социализации больного человека. Такие функции на себя возлагают:

  • интернаты, где обучаются и проживают пациенты;
  • профтехучилища, где подготавливают к труду подростков инвалидов;
  • интернаты для содержания больных с тяжелыми нарушениями умственного развития.
  • Учебная и воспитательная работа в школе-интернате стоит на первом месте в подготовке особенных пациентов к свободной жизни в социуме. Трудотерапия для людей с недостатками развития имеет свои специфические трудности, и требует специальных приемов обучения профессии. При нормальных условиях реабилитации у пациентов не проявляется выраженная картина умственной отсталости.

    golmozg.ru

About : admin