11 Май, 2018

Тяжелая умственная отсталость эмоциональная сфера

Тяжелая умственная отсталость эмоциональная сфера

Новая информация, как невзрачное серое дерево, наводит скуку и даже отпугивает.

Но со временем при изучении материала можно увидеть его крепкие корни, ствол и крону

И это дерево уже ясно стоит перед вами во всей свое красе

и даже видны листочки и цветы. Оказывается оно цветет.

Психические расстройства

Умственная отсталость

Умственная отсталость – это врожденное, либо приобретенное (ребенком в возрасте до 3-х лет) снижение интеллекта. При этом в основном снижается способность к абстрактному мышлению (именно оно является основой математических способностей, логики и даже творчества). Эмоциональная сфера при этом практически не страдает – т.е. пациенты с умственной отсталостью чувствуют симпатию и неприязнь, радость и горе, печаль и веселье, возможно, эмоции умственно отсталых людей не так многогранны и сложны, как у людей с нормальным интеллектом. Важно отметить, что умственная отсталость не имеет тенденции к прогрессированию – т.е. уровень недоразвития интеллекта стабилен, а иногда интеллект даже повышается со временем под влиянием обучения, воспитания.

Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия», используемые в традиционной классификации, полностью исключены из МКБ-10. Это сделано в связи с тем, что они вышли за сугубо медицинские рамки, стали играть социальный (негативный) оттенок. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости. На сегодняшний день выделяют 4 степени:

1. Лёгкая — соответствует традиционному понятию «дебильность», IQ 50—69.

2. Умеренная — имбецильность, IQ 35—49.

3. Тяжёлая — имбецильность, IQ 20—34.

4. Глубокая — идиотия, IQ < 20.

Умственная отсталость легкой степени

Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Часто люди с легкой степенью умственной отсталости зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие люди становятся замкнутыми (т.к. плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении). А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми. Практически все осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание. Подавляющее большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо.

Умственная отсталость умеренная

Люди с таким диагнозом способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного сопровождения. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.

Умственная отсталость тяжелая

Люди с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов. Почти все они нужны для сообщения о собственных желаниях и потребностях, их мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное. Явления и предметы, которые не знакомы детям, могут не вызывать никакой ответной реакции. Удовлетворительно различаются те предметы, что хорошо и длительно знакомы, находящиеся постоянно перед глазами. В редких случаях некоторые могут овладеть счётом видимых предметов или объединить реальные вещи в группу, например мебель или одежда. Так же имеются двигательные нарушения – походка замедленна и неуклюжа, движения рук и ног запаздывают и не имеют амплитуды.

Умственная отсталость глубокая

У людей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Речь полностью отсутствует, они издают либо отдельные слоги, либо нечленораздельные звуки, повторяя их бесконечно. Не могут отличить членов своей семьи от посторонних. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, с отсутствием сбалансированных движений рук и ног. Возможно недержание мочи и кала. Больные с глубокой умственной отсталостью себя не обслуживают и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

www.zzeira.ru

Умственная отсталость

Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость (олигофрения). Это общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьной программой, полноценное включение ребенка в социальную жизнь. Слово «отсталость» подразумевает возможность со временем догнать остальных, но в данном случае это не так. «Потолок» развития у умственно отсталого ребенка принципиально ниже, чем у его сверстников с сохранным интеллектом.

При тяжелой, а тем более глубокой умственной отсталости (диагнозы указываются по МКБ-10; по классификации, принятой ранее, это тяжелая имбецилъностъ и идиотия) предметного рисунка, как правило, не бывает. Под умеренной умственной отсталостью (имбе-цильностью) понимают такую сте-пень интеллектуального снижения, при которой отсутствует способность к овладению какой-либо профессией, но человек способен достаточно полно овладеть навыками самообслуживания. При такой глубине нарушения предметный рисунок также может отсутствовать, либо он появляется только в школьном возрасте и в дальнейшем остается на очень низком уровне. Рисунок человека, если он имеется, представляет собой примитивную схему, соответствующую приблизительно четырехлетнему возрасту выполнения задания (рис. 15). Количественная оценка выполнения задания Александром – 7 баллов (по 2 балла за голову, туловище и ноги, 1 балл – за волосы).

В отдельных случаях умственная отсталость (в том числе умеренная) может сочетаться с сохранным уровнем рисования и даже с художественной одаренностью. Однако здесь есть сомнение в правильности диагностической квалификации, в частности, можно высказать предположение, что у этих детей не умственная отсталость, а вторичный шизофренический дефект или ранний детский аутизм.

При легкой умственной отсталости (дебильности) ребенок способен к обучению по специальной облегченной программе и в дальнейшем – к простой профессиональной деятельности. У детей с этими нарушениями предметный рисунок и, в частности, рисунок человека обычно впервые появляется к концу дошкольного возраста. На протяжении последующей жизни он остается на уровне, типичном для дошкольного возраста, т.е. на уровне схемы (рис. 16). Рисунок Антона в целом приблизительно соответствует шестилетнему возрасту. Количественная оценка – 19 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу – за пальцы, ступни и за правильное количество пальцев; 2 балла – за изображение рук и ног двойной линией).

Рисунок одиннадцатилетнего Димы С., также страдающего легкой умственной отсталостью (рис. 17), приблизительно соответствует пятилетнему возрасту; количественная оценка – 17 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу – за волосы, уши и ступни).

Рисунок тринадцатилетней Лены Т. (диагноз: легкая умственная отсталость) приблизительно соответствует шестилетнему возрасту (рис. 18). Количественная оценка – 18 баллов. Такова же количественная оценка рисунка восемнадцатилетней Полины Т. (рис. 19); диагноз: легкая умственная отсталость (дебильность). Подобные рисунки, на которых тело как бы «просвечивает» через одежду (их называют «рентгеновскими»), типичны (в норме) для пятилетнего возраста.

Уровень развития изобразительной деятельности умственно отсталых детей относительно мало зависит от возраста. Усвоенные графические шаблоны фиксируются, и в дальнейшем они в течение многих лет (иногда в течение всей жизни) воспроизводятся почти без вариаций. Имеющиеся различия между рисунками зависят, в первую очередь, от степени интеллектуального дефекта и от обучения, полученного ребенком.

Наряду с умственной отсталостью задержка в развитии изобразительной функции может вызываться и другими причинами: органическим поражением мозга, нарушениями обучаемости (задержкой психического развития), педагогической запущенностью, психическим заболеванием. Данные рисуночных тестов недостаточны для постановки диагноза. При обнаружении существенного отставания в развитии изобразительной функции необходимо провести более подробное исследование состояния когнитивной сферы с применением специализированных тестовых методов.

studfiles.net

Характеристика общения и эмоциональной сферы

младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Кокоренко В.Л., Маргошина И.Ю. (Санкт-Петербург)

Кокоренко Виктория Леонидовна

– кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Маргошина Инна Юрьевна

– кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной конфликтологии и девиантологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.

Аннотация. Представлены результаты изучения характеристик общения и эмоциональной сферы и «успевающих» и «неуспевающих» по программе учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью легкой степени. Определены проблемы особенности эмоциональной сферы и общения, которые затрудняют учебную деятельность и адаптивные процессы у неуспевающих младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (тревожность, скудность речевого запаса, проблемы с усвоением социальных норм и требований). У школьников обеих групп выявлено стремление активно взаимодействовать с окружающими с предпочтением к общению с родителями и учителем, нежели с одноклассниками. На основе результатов исследования представлена программа развития эмоциональной сферы и общения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова: умственная отсталость, интеллектуальная недостаточность, общение, эмоциональная сфера, тревожность, коммуникативные способности, социально-бытовая адаптация, межличностные отношения, коррекционно-развивающая программа.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга. Оно проявляется в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка [4]. Дети с интеллектуальной недостаточностью — это весьма полиморфная группа, в которой преобладающее большинство составляют дети с психическим недоразвитием [6].

Психическое недоразвитие — совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта [6].

По данным МКБ-10 и DSM-IV умственная отсталость подразделяется на 4 степени: легкая умственная отсталость (F 70), умеренная умственная отсталость (F 71), тяжелая умственная отсталость (F 72) и глубокая умственная отсталость (F 73).

Легкая умственная отсталость (IQ 50-70) наблюдается у 80 % от общего числа умственно отсталых лиц. Эта степень умственной отсталости представляет собой интеллектуальный дефект, обнаруживаемый, как правило, в старшем дошкольном возрасте и начале школьного обучения. Она проявляется в неспособности образовывать отвлечённые понятия при относительной сохранности наглядно-образного мышления, задержке развития навыков чтения и письма, неспособности распознавать отношения событий и предметов во времени и пространстве (понятия «раньше», «позже», «правее», «левее»), недостаточной способности сравнивать понятия и предметы, примитивности эмоциональных реакций, недостаточно развитом воображении.

Процессы социализации и адаптации, учебная деятельность неразрывно связаны с общением. В них ребёнок выступает одновременно и как субъект, и как объект общения. Сложности общения в процессе учебной деятельности школьника с интеллектуальной недостаточностью с различными людьми сказываются на характере его поведения в школе. Таким образом, важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений у младших школьников является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания [7; 8].

Экспериментальные исследования разных лет показывают, что общение детей младшего школьно возраста с интеллектуальной недостаточностью носит проблемный характер [16]: общая неразвитость, недостаточная дифференцированость общения, несоответствие реакции стимулу, пассивность, скудность речевых и неречевых средств и т.д. Отмеченное несовершенство коммуникации имеет тенденцию к углублению по мере нарастания выраженности умственной отсталости. Общение, включая состояние речи как высшей психической функции, учебная деятельность с доминирующими в ней познавательными процессами, у школьников с интеллектуальной недостаточностью находятся на низком уровне развития и влияют на процесс социальной адаптации и личностной самореализации. Интеллектуальные и речевые особенности умственно отсталых учащихся отрицательно сказываются на их взаимодействии, как между собой, так и с окружающими людьми. Несовершенство речевого развития [2], фрагментарность и неполнота знаний, неумение анализировать обстановку, ограниченный опыт общения и своеобразие личностных проявлений тормозят развитие коммуникативной функции речи школьников.

Исследованиями И.С. Багдасарьян констатировано, что интеллектуальная недостаточность ребенка накладывает отпечаток на все сферы его жизни, в том числе на межличностные отношения и общение с родителями и ближайшими родственниками [1]. Межличностные отношения, сложившиеся в семье, имеющей умственно отсталого ребенка, существенно отличаются от отношений, имеющихся в семье нормально развивающихся детей. Особенности и закономерности отношений умственно отсталых детей к родителям и ближайшим родственникам также обусловлены нарушением познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, микросоциальными условиями их жизнедеятельности [15; 16; 17].

У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью снижена активность в общении. Например, они редко бывают инициаторами диалогов. Такие дети не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают. Причиной тому служит не только недостаточная сформированность речи, но и особенности эмоциональной сферы [3; 6; 14], в частности импульсивность, возбудимость, эгоцентризм, что существенно препятствует адаптации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью к обучению [10; 11; 12 и др.]

Эмоциональные переживания младших школьников с умственной отсталостью ограничены интересами, имеющими к ним непосредственное отношение. Чем сильнее выражена умственная отсталость, тем больше желаний, направленных на удовлетворение элементарных витальных потребностей [5; 15]. Такие дети редко испытывают недовольство собой, сознание вины.

Учитывая актуальность выше изложенного, целью практического исследования явилось выявление особенностей эмоциональной сферы и общения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с различной степенью успеваемости в школе.

1. Изучить и сравнить особенности речевого развития, эмоциональной сферы, межличностного взаимодействия у групп младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с различной степенью успеваемости в школе.

2. Сформировать рекомендации для развития общения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Объект исследования: 40 учащихся начальных классов специальной школы VIII вида г. Санкт-Петербурга. Средний возраст испытуемых — 9,6 лет.

Всем детям был установлен диагноз «неосложненная форма умственной отсталости» (по МКБ-10 — F 70, легкая форма умственной отсталости).

В рамках проведения экспериментально-психологического исследования общая выборка была разделена на 2 группы. Педагогами, выступившими в качестве экспертов, были отобраны 20 человек со статусом «неуспевающих учеников» в учебной деятельности и 20 человек (1 группа; средний возраст — 9,5 лет), со статусом «успевающих учеников» (2 группа; средний возраст — 9,8 лет) с опорой на нормативы успеваемости в учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью.

Предмет исследования: коммуникативная и эмоциональная сфера.

Гипотеза исследования: у «успевающих» в учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью лучше развит словарный запас, понимание речи, стремление к активным социальным контактам, усвоение социальных норм и требований, меньшая агрессивность и тревожность, чем у «неуспевающих» в учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Методы психологической диагностики:

1. Методика «Исследование речи» И.Ф. Марковской [9]. Методика направлена на исследование состояния уровня речевого развития. Были использованы шкалы импрессивной и экспрессивной речи.

2. Методика «Карта наблюдений» Л.М. Щипициной [15]. Применялись шкалы «Эмоциональная сфера» и «Социально-бытовое ориентирование». При помощи шкалы «Эмоциональная сфера» данной методики исследуются особенности эмоциональной сферы: уравновешенность, сбалансированность эмоциональных процессов; тенденции к самостоятельности, ответственности, целенаправленности действий и др. Шкала «Социально- бытовое ориентирование» характеризует усвоение социальных норм и требований, их выполнение; коммуникативные способности личности (в диапазоне замкнутость-общительность) и адекватная ориентация в системе межличностных отношений.

3. Методика отношений к окружению Рене Жиля (сокращенный вариант). Методика направлена на исследование сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.

При статистической обработке использовался анализ средних величин (mean) и U-критерий различий Манна-Уитни. Данные были обработаны с использованием программы Statistica SPSS13.0.

Результаты исследования

Результаты диагностики уровня речевого развития

Результаты исследования экспрессивной и импрессивной речи у обеих групп учащихся отражены на Рисунке 1. Были обнаружены статистически значимые различия по развитию речи (при p≤0.05)

Рисунок 1. Развитие речи у групп «успевающих» и «неуспевающих»

младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Так, из Рисунка 1 видно, что уровень развития экспрессивной речи у группы «неуспевающих» младших школьников с интеллектуальной недостаточностью очень низкий (m=1,6). У них бедный словарный запас; речь чаще всего примитивная. Показатель импрессивной речи также низкий (m=2,25), детям недоступны сложные задания; легкие задания повторяются ими вслух, в ряде случаев — неоднократно.

У «успевающей» группы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью показатели экспрессивной речи низкие по сравнению со сверстниками с нормативным уровнем развития. Имея бедный словарный запас, эта группа младших школьников часто использует мимику вместо слов, компенсируя недостаток речевых средств. Импрессивная речь большинства младших школьников этой группы характеризуется пониманием сложных речевых конструкций только при повторном проговаривании.

При сопоставлении результатов сравниваемых групп выявлено, что уровень развития экспрессивной и импрессивной речи у «неуспевающих» младших школьников с интеллектуальной недостаточностью достоверно ниже, чем у группы «успевающих» школьников. Импрессивная речь у младших школьников обеих групп, по сравнению с экспрессивной, имеет более высокий уровень развития, что полностью совпадает в данными специальной литературы. При этом «неуспевающие» младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью в целом понимают смысл предложения, но быстро отвлекаются, не могут исправить свои ошибки и не стремятся проговаривать вслух задание, как это, например, происходит у «успевающей» группы младших школьников, понимающих смысл задания и старающихся выполнить его путем самостоятельного постоянного проговаривания инструкций задания.

Результаты изучения эмоциональной сферы и социально- бытовой адаптации по методике «Карта наблюдений»

Результаты обеих групп испытуемых, полученые по шкале «Эмоциональная сфера», отражены на Рисунке 2.

Рисунок 2. Характеристики эмоциональной сферы групп «неуспевающих» и «успевающих» младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

У «неуспевающих» младших школьников с интеллектуальной недостаточностью выявлен достаточно высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющийся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (m=2,44). В группе «успевающих» младших школьников выявлен средний уровень тревожности, достаточная сбалансированность процессов возбуждения и торможения (m=4,05).

Степень агрессивности у «неуспевающей» (m=3,3) и «успевающей» (m=4,5) групп — средняя. То есть агрессивное поведение в отношении окружающих обусловлено ситуацией.

Статистически значимые различия между группами сравнения обнаружены только по шкале « тревожность-спокойствие», где «неуспевающая» группа более тревожна, чем группа «успевающих» младших школьников (p≤0,01).

Показатели шкалы «Социально- бытовая адаптация» отражены на Рисунке 3.

Рисунок 3. Характеристики социально- бытовой адаптации у групп

«успевающих» и «неуспевающих» младших школьников

с интеллектуальной недостаточностью.

У детей «неуспевающей» группы выявлен очень низкий уровень социально-бытовой ориентации (m=2,28). Им сложно ориентироваться в социальных нормах и требованиях, большинство из которых они пока не в состоянии реализовать. Выполняются элементарные действия, например, учащиеся усвоили ритуалы приветствия педагога. Средний показатель коммуникативности (m=3) свидетельствует о том, что дети тянутся к контактам.

«Успевающая» группа младших школьников с интеллектуальной недостаточностью имеет средний уровень социально-бытовой ориентации (m=6,3). Они знают и стараются соблюдать правила поведения на уроках, переменах. Но при этом усвоенные поведенческие стереотипы им сложно перенести в другую ситуацию. Так, например, при посещении общешкольного мероприятия им трудно проявлять навыки дисциплины, которые уже сформированы и привычны в каждодневном взаимодействии в классе. У данной группы детей средний уровень коммуникативных навыков (m=5,3). Они также стремятся к контактам, но в определенных случаях могут их избегать.

Сравнение показателей шкалы «социально-бытовая адаптация» выявило статистически значимые различия между двумя группами по всем параметрам. Так, по параметру «социально-бытовое ориентирование» и «коммуникативность» группа «успевающих» младших школьников, в отличие от группы «неуспевающих» младших школьников, достоверно лучше усваивает поведенческие нормы (при p≤0,01) и взаимодействует с окружающими (при p≤0,05).

Результаты исследования отношения детей с интеллектуальной недостаточностью к окружающим людям с помощью методики

Результаты показателей отношения к окружающим у всех групп

младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В группе «неуспевающих» младших школьников с интеллектуальной недостаточностью по параметру отношений преобладают отношения к родителям (из 10 выборов — средняя оценка выборов m=5). На втором месте находится отношение к учителю (из 15 выборов — m=5). Менее всего для них оказались значимы отношения с одноклассниками (из 20 выборов — m=4). Таким образом, общение со взрослыми, особенно с родителями, для данной группы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью более важны, чем отношения с одноклассниками и общение с ними.

В группе «успевающих» младших школьников с интеллектуальной недостаточностью по параметру «отношение к другим людям» преобладает отношение к родителям (из 10 выборов — 4). На втором месте — ценность отношений к учителю (из 15 выборов — 7). И на последнем месте — стоят отношений с одноклассниками (из 20 выборов — 7 выборов). У этой группы младших школьников общение со взрослыми (где приоритет занимают родители) также важнее, чем отношения с детьми.

При сравнении предпочтений в отношениях между двумя группами значимые различия были выявлены по параметрам отношений к одноклассникам (р=0,02) и к учителю (р=0,05), которые для «успевающих» школьников с интеллектуальной недостаточностью достоверно более важны и предпочитаемы, чем для «неуспевающих» ребят.

При анализе черт личности, проявляемых в межличностных отношениях, у «неуспевающих» младших школьников превалировали доминантность (из 4 возможных —2 выбора) и общительность (из 4 выборов — 1). Таким образом, младшие школьники данной группы в общении стремятся доминировать, требуют к себе внимания. При этом у них слабо развиты такие личностные характеристики, как любознательность, социальная адекватность поведения и закрытость.

В группе «успевающих» младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характеристика представленных личностных черт во многом сходная, с доминированием общительности.

При сравнении выраженности параметров личностных черт, были выявлены достоверно значимые различия по шкалам «общительность» (р=0,05), «закрытость» (р=0,00) и «социальная адекватность поведения» (р=0,03), где «успевающие» младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью более общительны, менее закрыты, более социально адекватны поведении, в отличие от группы «неуспевающих» младших школьников с интеллектуальными проблемами.

1. «Неуспевающих» в учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отличает низкий уровень словарного запаса, бедность речи и трудности понимания многосложного речевого обращения, при этом простые речевые обращения доступны пониманию. Для них характерен высокий уровень тревожности, а средний уровень агрессивности обусловлен ситуацией. Детей также отличает низкий уровень социально-бытовой ориентации. При стремлении к общению у них обнаружен средний уровень развития коммуникативных способностей и ситуативность общения. Для детей важно общение со взрослыми (родителями и учителем), где предпочтение отдается родителям. В общении проявляется тенденция к доминированию, стремление обращать на себя внимание в сочетании с низкой любознательностью и недостаточной социальной адекватностью поведения.

2. Для группы «успевающих» в учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью также характерен низкий уровень словарного запаса, но при этом после повторов им доступно понимание сложного речевого обращения к ним. У детей выявлен средний уровень тревожности, проявляющийся в достаточной сбалансированность процессов возбуждения и торможения, ситуативное агрессивное поведение при среднем уровне агрессивности. Констатирован средний уровень социально-бытовой ориентации, который выражается в частичном соблюдении норм и требований, без умения применять усвоенные нормы в аналогичной ситуации. Общение «успевающих» младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется избирательностью и ситуативностью со средним уровнем развития коммуникативных качеств. В отношениях с социальным окружением кроме приоритетного общения со взрослыми (родителями и учителем), достаточно значимыми являются и отношения с одноклассниками.

3. Статистические значимые различия между группами «неуспевающих» и «успевающих» в учебной деятельности младших школьников показали, что «успевающие» в учебной деятельности младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью менее тревожны и способны лучше усваивать поведенческие нормы. Дети с интеллектуальной недостаточностью, «успевающие» в учебной деятельности, в отличие от группы «неуспевающих» в учебной деятельности младших школьников, более общительны, лучше взаимодействуют, в меньшей степени закрыты в отношениях с окружающими (в частности с учителями и одноклассниками), чаще проявляют социальную адекватность в поведении.

Различий в проявлениях агрессивного поведения, любознательности и доминантности, отношению к родителям между группами выявлено не было.

Полученные данные сравнительного анализа подтвердили нашу гипотезу о большей развтости параметров общения у «успевающих» в учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с «неуспевающими» младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью, за исключением агрессивности, уровень которой идентичен в обеих группах.

В связи с тем, что общение непосредственно связано с учебной деятельностью, была предложена программа развития навыков общения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Программа развития навыков общения строится с учетом следующих положений:

– формирование представлений о социальном мире, о самом себе в нем;

– воспитание оценочного отношения к окружающему миру, где доминирует сфера учебной деятельности;

– формирование активной позиции в общении, оптимистического само- и мироощущения, в преобразовании действительности;

– коррекция когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы при ознакомлении с социальной действительностью и активном межличностном общении с родителями, учителем, одноклассниками;

– коррекция речевого развития, являющаяся непременной составляющей каждого занятия;

– активное использование всех видов деятельности младшего школьника и разных форм ее организации при доминировании учебной деятельности;

– закрепление формирующихся оценок, углубление знаний; воспитание личности;

– приобретение младшим школьником социального опыта жизни среди окружающих;

– осознание младшим школьником важности и необходимости усвоения правил взаимодействия и деятельности;

– развитие стремления к социально адекватному образу жизни, детерминируемому общением.

Программа состоит из 7 тем, куда включено 25 занятий. В таблице 2 отражена краткая характеристика тем занятий.

Программа занятий по развитию общения, эмоциональной сферы

у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

При разработке конкретного содержания каждого занятия учитывается, что знания о закономерностях общения должны выполнять в процессе социализации личности триединую функцию: нести информацию (информативность), вызывать эмоции, чувства, отношения («эмоциогенность»), побуждать к деятельности, поступкам (побудительность) [13]. Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику.

Программа нацеливает на последовательное введение младшего школьника в систему общения, как «дорогу» в социальный мир. Скорость и глубина познания сугубо индивидуальны, особенно в отношении школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Многое зависит от характера накопленного учеником социального опыта, особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер и др. Поэтому ориентироваться следует не только на пол и возраст, но и на фактическое освоение программы конкретным данным учеником.

Особое внимание необходимо уделить организации и стилю воспитательной работы, так как именно они служат базой и показателями успешности освоения предлагаемой программы.

Воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы младший школьник чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, был убежден в том, что его уважают, дорожат его мнением, общением, удовлетворяют его разумные потребности. Только в этом случае можно рассчитывать на конгруэнтное отношение ребенка к окружающим.

В качестве методов развития общения рекомендуется использовать: наблюдение, упражнения, приучение, индивидуальные беседы, элементы трудовой деятельности. Также развитию навыков общения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью способствует углубление и активизация процессов общения внутри класса и с учителем.

1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова [и др.]. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2002. – 384 с.

2. Багдарасьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Н. Новгород, 2000. – 22 с.

3. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушением интеллекта: тенденции, перспективы развития //Дефектология. – 2004. – № 3. – С. 51-54.

4. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.

5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.

6. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 5-13.

7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.

8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

9. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка-пресс, 1994. – 176 с.

10. Махова В.М. Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2000. – 23 с.

11. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 272 с.

12. Основы специальной психологии: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.

13. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 160 с.

14. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. &тdash; М.: Рефл-бук, 2001. – 656 с.

15. Слепович Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью: практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.

16. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – 496 с.

17. Щанкина Н.С. Исследование особенностей межличностного познания у детей с проблемами в развитии // Интеграция образования. – 2001. – № 3. – С. 65-68.

Ссылка для цитирования

Кокоренко В.Л., Маргошина И.Ю. Характеристика общения и эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

mprj.ru

Домашние дети — Умственная отсталость (МКБ- 1. УО)Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется, прежде всего, снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т. Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него. Умственная отсталость является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы. Это заболевание, главным условием которого является либо врожденное, либо приобретенное (ребенком в возрасте до 3- х лет) снижение интеллекта.

При этом в основном снижается способность к абстрактному мышлению (именно оно является основой математических способностей, логики и даже творчества). Эмоциональная сфера при этом практически не страдает – т. Важно отметить, что умственная отсталость не имеет тенденции к прогрессированию – т. Обычно они испытывают сложности в обучении из- за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая.

Детей с тяжелой умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта не рекомендуется включать в классы смешанного состава, так как обучение этих детей носит качественно иной характер и осуществляется по особому учебному плану и программам.

Сроки освоения программы: 1 год. Объем учебного времени: 100 часов; Форма обучения: очная. Режим занятий:3 часа в неделю. С программой обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Содержание обучения математике для детей с умеренной умственной отсталостью. Объем, последовательность происхождения тем, виды работ, форма предъявления, количество.

Обучение детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Рабочая программа по математике. Интеллектуальное недоразвитие проявляется преимущественно в форме умеренной степени умственной отсталости. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего При тяжелой форме умственной отсталости, дети малоподвижны. Для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 1-й год обучения. Вся работа по математике проходит в форме совместной деятельности. Программы учитывают особенности познавательной деятельности. Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, Программы обучения глубоко умственно отсталых детей математика. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются. 1) Элементарные математические представления о форме, величине.

Часто люди с легкой степенью умственной отсталости зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие люди становятся замкнутыми (т. А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми.

Практически все осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание. Подавляющее большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности. В социокультуральных условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно- теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы.

Дети с легкой степенью умственной отсталости в России обучаются в коррекционных школах VIII вида по специальной коррекционной программе. Дети- сироты, как правило, проживают в коррекционных интернатах VIII вида. После выпуска они получают профессиональное образование, трудоустраиваются, дееспособны, имеют право на получение жилья. Опыт показывает, что у детей, переживших травму потери кровных родителей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, подвергавшихся насилию, жестокому обращению, зачастую трудно различить симптомы УО и социопедагогической запущенности. При изменении условий жизни на более благоприятные (в том числе при размещении в принимающие семьи) эти дети, как правило, дают хорошую динамику в развитии и их диагноз может быть снят или пересмотрен. Умственная отсталость умеренная (F7. Люди с таким диагнозом способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету.

Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного сопровождения. Совершенно независимое проживание достигается редко.

Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях. Дети- сироты с таким диагнозом обычно проживают в ДДИ (детских домах- интернатах для умственно отсталых детей), в некоторых случаях могут обучаться в коррекционных школах VIII вида (как правило, в классах для детей со сложной структурой дефекта). После выпуска из ДДИ большинство из них переходят в ПНИ (психоневрологические интернаты для взрослых), так как пока в России нет масштабного опыта организации сопровождаемого проживания. Но при необходимой поддержке у таких людей есть потенциал частично самостоятельной жизни. Умственная отсталость тяжелая (F7.

Люди с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти- двадцати слов. Почти все они нужны для сообщения о собственных желаниях и потребностях, их мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное. Явления и предметы, которые не знакомы детям, могут не вызывать никакой ответной реакции. Удовлетворительно различаются те предметы, что хорошо и длительно знакомы, находящиеся постоянно перед глазами. В редких случаях некоторые могут овладеть счётом видимых предметов или объединить реальные вещи в группу, например мебель или одежда. Но, это возможно только в случаях длительного процесса специального обучения.

Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения – их походка замедленна и неуклюжа, движения рук и ног запаздывают и не имеют амплитуды. Дети- сироты с таким диагнозом обычно проживают в ДДИ (детских домах- интернатах для умственно отсталых детей), после выпуска из ДДИ, как правило, признаются недееспособными и проживают в ПНИ (психоневрологических интернатах для взрослых). Нуждаются в сопровождении и заботе в течение всей жизни. Умственная отсталость глубокая (F7. У людей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Их речь не развивается, она полностью нарушена.

Они издают либо отдельные слоги, либо нечленораздельные звуки, повторяя их бесконечно. Они не понимают того, о чем говорят вокруг, не могут отличить членов своей семьи от посторонних. С самого раннего детства заметно их отставание в развитии, малыши поздно начинают сидеть и держать головку. Начав ходить, они передвигаются неуклюже, с отсутствием сбалансированных движений рук и ног. При тяжелой форме умственной отсталости, дети малоподвижны. Дети- сироты с таким диагнозом обычно проживают в ДДИ (детских домах- интернатах для умственно отсталых детей), после выпуска из ДДИ, как правило, признаются недееспособными и проживают в ПНИ (психоневрологических интернатах для взрослых). Нуждаются в уходе в течение всей жизни.

Причины возникновения умственной отсталости. Развитие интеллекта определяют наследственность и окружающая среда.

В большинстве случаев причину умственной отсталости установить не удается. Однако известно, что ряд неблагоприятных факторов может способствовать нарушениям умственного развития ребенка. Самые распространенные из них: -употребление некоторых лекарств, злоупотребление алкоголем матерью,- недостаточное питание матери во время беременности,- эндокринные нарушения,- лучевое облучение,- некоторые вирусные инфекции, которыми мать переболела во время беременности,- генетические дефекты,- наследственные заболевания (в настоящее время считаются не столь частой причиной отсталости, как предполагалось раньше),- преждевременные роды,- травмы центральной нервной системы ребенка во время родов,- кислородное голодание ребенка во время родов,- тяжелые инфекционные заболевания новорожденных. Следует заметить, что далеко не у всех больных, которые подвергались действию этих факторов, развивается умственная отсталость. Кроме того, ее развитие в большей степени зависит от времени, когда действовал фактор, нежели от его природы.

Диагностика умственной отсталости. Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Но нужно иметь в виду, что IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости. Кроме того, известны случаи, когда у людей с низким IQ не было никаких признаков умственной отсталости. Кроме IQ, врач оценивает бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень социальной адаптации, перенесенные заболевания. И только на основании комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости.

Следует также иметь в виду тот факт, что ребенок, имеющий психотравму, например, потерю родителей (в т. Это происходит из- за того, что нестабильное эмоциональное состояние такого ребенка подавляет все остальные высшие психические функции. Плюс к этому, сама ситуация обследования является стрессовой для ребенка и усугубляет этот процесс. Таким образом, до проведения подобной диагностики необходимо организовать психотерапевтическую работу с ребенком для того, чтобы стабилизировать его психологическое состояние. Существует еще один важный фактор, который необходимо не упустить из вида, работая с ребенком, имеющим диагноз умственной отсталости. Это гипердиагностика (ошибочное медицинское заключение).

В основном это касается детей, лишенных опеки родителей и имеющих опыт проживания в учреждениях. Специалисты, работающие с такими детьми, часто в своей практике сталкиваются со случаями, когда при грамотно выстроенной коррекционно- развивающей работе ребенок показывает уровень развития, не соответствующий поставленному диагнозу, а значительно выше.

Как может проявляться. Симптомы умственной отсталости усугубляются в зависимости от степени заболевания.

Сниженный уровень интеллекта. Недоразвитие сложных функций мышления (образования понятий, обобщения, установления причинно- следственных связей).

Общие системное недоразвитие речи (дети поздно начинают говорить, задерживается формирование фразовой речи, значительные трудности в овладении чтением и письмом).

idmkniga.weebly.com

1. Умственная отсталость

2. Краткий исторический очерк

имеет длительную историю, в которой

принято выделять 4 периода.

В начале XVII в. профессор медицины из Базеля Феликс Платтер

(1537-1614) создал первую классификацию душевнобольных,

характеристики нарушений интеллекта, эмоций и физического

Платтер впервые в истории психиатрии

дал совершенно ясное указание на

эндогенное и экзогенное происхождение

Он же впервые заявил о

детском слабоумии «стультиции» или

ясного представления о нарушениях психической деятельности у

детей; их возможность просто отрицалась поскольку считалось, что

в силу ограниченности жизненного опыта, а также элементарности

и сравнительной простоты мозговых актов (что также

соответствовало представлениям той эпохи) ребенок гарантирован

от психического заболевания, а психическое расстройство может

развиться лишь у взрослого человека.

? начале была известна только одна форма

психического расстройства у детей позднее

определенная как «кретинизм»

(умственная отсталость связанная с

дисфункцией щитовидной железы).

с умственной отсталостью начало изменяться к концу XVIII

Одним из первых описал врождённое слабоумие с

выделением его разновидностей по степени глубины

(идиотия и имбецильность) Дюфур (Dufour) в 1770 году.

Однако до первой половины XIX века для обозначения

интеллектуальной неполноценности использовался только

один термин – идиотия.

Филипп Пинель (1745-1826), французский врач психиатр,

дал свою классификацию душевных болезней, где тупоумие

и идиотию он рассмотрел как две особые формы психозов.

Пинель – первый психиатр, рассмотревший идиотию как

психическое заболевание с остановкой в развитии

интеллектуальных и аффективных способностей. Он

различил две клинические формы слабоумия – врожденную

выделив 4 вида идиотии:

состояние, близкое к животному

(дикость, отсутствие всех чувств),

состояние, при котором есть

некоторые понятия и физические

глупость – состояние, если имеются

имбецилизм – состояние, при котором

у субъекта наблюдается постепенное

ухудшение ранее имевшегося разума.

Пинеля продолжил заниматься

Он впервые указал, что идиотия – это

не болезнь, а состояние,

характеризующееся тем, что при нем

умственные способности никогда не

проявлялись или же не развились в

По его образному выражению, олигофрен — бедняк от

рождения, в то время как дементный — это разорившийся

Именно работы Эскироля положили начало клиническому

и психологическому изучению слабоумия.

своей классификации слабоумия –

Идиот – экстрасоциальный субъект,

совершенно не способный принимать

участие в жизни общества, не представляет

для общества опасности

Имбецил – антисоциальный субъект,

неполно и неправильно мыслящий. Имеет

определенный уровень активности, вступая

в контакт с обществом, является для него

опасным и вредным

то, что к началу XX века сложилось преобладающее убеждение об

неблагоприятной наследственности как о его причине. Были

описаны несколько форм степеней врожденного слабоумия,

различающиеся по степени выраженности интеллектуального

В этот период еще не было единообразной терминологии

умственной отсталости, впервые начали описываться ее

отдельные формы, представления об этиологии и патогенезе были

интеллектуальную недостаточность и нарушения эмоциональной и

волевой сфер. Такое целостное клиническое изучение

существенно отличает исследования первого периода развития об

олигофрении от работ последующего этапа (Сухарева Г. Е., 1965).

Развитие учения о проблеме слабоумия в XIX – XX

Первое направление в понимании характера и

Они считали, что слабоумие появилось из-за

влияния вредностей, нанесенных организму

ребенка на разных стадиях его развития.

За рубежом это психиатры: Д. Бурневиль,

а в России — С.С.Корсаков, В. П. Сербский, А.

Н. Берштейн, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин и

— психологопедагогическое (А. Бинэ, Т. Симон, Санте

С.Я.Рубинштейн и другие).

Сторонники этого направления понимали

слабоумие как количественное отставание

развития его нормального сверстника и

занимались в основном поиском путей

выявления уровня психического развития

разнообразные подходы к проблеме, различная

унификации на основе выделения одного

ведущего признака умственного развития

Эти мысли привели французского психолога

Альфреда Бинэ (1857-1911) и врача Тома

Симона к разработке метода тестов и игр. В

основу тестов было положено состояние

коммуникативной функции речи.

большинством сверстников, он

В ряде случаев задания

оказывались слишком легкими,

либо непосильными. Это побудило

ввести понятие об умственном возрасте – МА (от англ.

Меntal Age) в отличие от хронологического возраста СА (Chronological Age).

Их несовпадение считалось

умственной отсталости (МА

одаренности (МА выше СА).

Вильям Штерн (1871 —1938)

в 1911г. назвал это

(Intelligence quotient — IQ).

Данный коэффициент получается от деления

умственного возраста на физический и

умножения полученного результата на 100.

Позже Д.Векслер (1896-1981) разработал

(1949) сначала шкалу оценки интеллекта для

взрослых, а затем и для детей, в составе

которых были как вербальные, так и

периода явилось внедрение тестовых методик, которое

оказалось неплодотворным для изучения олигофрении.

Стремясь получить оценку врожденного слабоумия

коэффициента интеллекта», исследователи расширяли

понятие умственной недостаточности, в то время как во

предлагавшимся тестам может быть связано с

задержкой развития из-за соматической ослабленности

или неблагоприятных условий жизни.

В этот период выяснилась возможность возникновения

умственной отсталости под влиянием внешних причин.

направление в учении о слабоумии начала XX века

внес немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926).

Он ввел Термин «олигофрения» как синоним понятия

«общая задержка психического развития» (Allgemeine

Указывая на клиническое единство

олигофрении как аномалии

развития не только головного

мозга, но и всего организма,

Э.Крепелин подчеркивал, что,

несмотря на сходство

внешних проявлений, олигофрения

представляет собой «пеструю смесь»

болезненных форм самого разного

соответственно 2 типа больных:

эретичные олигофрены — больные с врожденным

слабоумием, сопровождающимся двигательным

беспокойством и раздражительностью;

торпидные олигофрены — больные, отличающиеся

тупым безразличием, апатией и заторможенностью.

Введенный Э.Крепелином термин «олигофрения»

(«малоумие») был призван также отграничить

обозначаемое им врожденное слабоумие от слабоумия

Крепелин придерживался традиционной классификации

олигофрении по степени дефекта: идиотия,

имбецильность и дебильность.

Его учение дало толчок для дальнейших исследований

слабоумия как формы врожденной задержки

проявлений умственной отсталости, началось несколько

позже — в начале XX в. Это стало предметом широкого

изучения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г. И.

Россолимо и др.), но и в дефектологии, возникшей в

20-е гг. XX в., усилиями Л.С.Выготского. Он

раскритиковал те учения о слабоумии, которые

умственно отсталого характеризовали с негативной

Он считал, что в

ребенке нужно найти

отсталости очень сложен и не может быть

констатирован путем простого перечисления

симптомов. Симптом — не признак умственной

отсталости, а результат развития умственно

направление, где на первый план выдвигалась

интеллектуальная недостаточность и отрицалось

ее значимость и где недостатки выводятся из

расстройств аффекта и воли. Выготский считает,

что интеллект и аффект едины. Он по своему

понимал умственную отсталость, выделяя при этом

и разграничивая первичную и вторичную природу

дефекта. Первичный – материальная основа

нарушения ЦНС), а вторичная – место

умственно отсталого в социальной среде.

Этот период изучения умственной отсталости, продолжающийся и в

настоящее время, особенно плодотворен. Выявлены и описаны несколько

сотен наследственных синдромов, сочетающихся с умственной

В связи с установлением этиологии различных форм умственной

отсталости расширились терапевтические возможности. Успешно

осуществляется лечение фенилкетонурии, галактоземии, умственной

отсталости, вызванной токсоплазмозом, и др. Наряду с успехами

генетического консультирования внедряется дородовая диагностика

состояний умственной отсталости.

Увеличилось число социальных, психологических и дефектологических

исследований умственно отсталых детей и подростков, значительно

расширивших представления о структуре психических нарушений и их

формы в соответствии с физиологическими и другими механизмами,

лежащими в их основе (ОзерецкийН. И., 1958; Исаев Д. Н., 1965; Мнухин

С. С, 1961; Певзнер М. С, 1959; Сухарева Г. Е., 1965; Benda С, 1960; Jervis

G., 1959; Mautner H., 1959; Хебер Р., 1959; НП-liard L. Т. и Kirman В.

Н.,1965; Penrose L., 1963; Tredgold A., 1956; Clarke Ann. и Clarke A., 1965;

Kohler С, 1963 и др.).

Пересмотрено представление об умственной отсталости как о

неизменном интеллектуальном дефекте. Имеющиеся у умственно

отсталых лиц стабильные психические нарушения постоянно изменяются,

однако не исчезая полностью. Стало ясно, что существующая

нарушений может быть интенсифицирована как коррекционными

педагогическими методами, так и медикаментозными средствами. Более

того, доказано, что чем раньше и интенсивнее проводится стимуляция

психического развития умственно отсталых детей, тем она эффективней.

В то же время их социальная адаптация находится в большой

зависимости от жизненных обстоятельств, приводя намного чаще, чем у

здоровых лиц, к декомпенсациям и невротическим или психотическим

наследственных, врожденных или

общей психической отсталости,

проявляющихся в затруднении

социальной адаптации главным

образом из-за преобладающего

интеллектуального дефекта (Исаев

задержанного или неполного развития

психики, которое в первую очередь

способностей, проявляющихся в период

созревания и обеспечивающих общий

уровень интеллектуальности, то есть

когнитивных, речевых, моторных и

социальных способностей. (МКБ-10,

24. Эпидемиология умственной отсталости .

также ряда отечественных и зарубежных авторов,

показатели распространенности умственной

отсталости в популяции колеблются в пределах от 1

до 3 % населения.

экопатогенных факторов, а также наблюдаются

Среди лиц мужского пола умственная отсталость

встречается примерно в 1,5 раза чаще, чем среди

Подобное соотношение наиболее заметно при легкой

разницы между мальчиками и девочками не

26. Распространенность степеней умственной отсталости

– легкая умственная отсталость (IQ от 50–55 до 70), т. е.

они могут получить начальное образование и овладеть

Около 10 % имеют умеренную умственную отсталость

(IQ от 35–40 до 50–55), они способны приобрести

несложные знания и навыки.

Около 3–4 % страдают тяжелой умственной

отсталостью (IQ от 20–25 до 35–40) и около 1–2 % –

глубокой умственной отсталостью (IQ ниже 20 или 25), у

них не развиты предпосылки интеллекта (Kaplan H. I.,

Sadock B. J., 1996).

являются такие понятия как

«общее психическое недоразвитие»,

клиническое, оно уже понятия умственной

Под олигофренией обычно понимают

дефект, ограниченный в первую очередь

наблюдаются нарушения подвижности внутренних

процессов в интеллектуально–речевой сфере и в

меньше степени — в сенсомоторной.

Деменция — стойкое ослабление познавательной

деятельности, приводящее к снижению критичности,

ослаблению памяти, уплощению эмоций. Носит

В детском возрасте деменция может возникнуть в

вследствие сотрясений и ушибов мозга.

подразделяют олигофрении на

несколько групп в зависимости от

основного принципа систематизации:

традиционной классификации олигофрении по трем

• Дебильность является наиболее легкой по степени

и наиболее распространенной формой олигофрении

(коэффициент интеллекта 50-69). При отсутствии

осложняющих интеллектуальную недостаточность

расстройств, а также при ранних и адекватных

коррекционных мероприятиях социальный прогноз

• Более тяжелой степенью олигофрении является

имбецильность (коэффициент интеллекта 20-49).

При имбецильности грубо нарушена способность к

отвлеченной деятельности и к образованию понятий.

• Самая тяжелая степень олигофрении — идиотия

(коэффициент интеллекта менее 20) характеризуется грубым недоразвитием всех

1. Неосложненная форма

2. Олигофрения, осложненная

3. Олигофрения с

5. Олигофрения с выраженной

36. Клинические формы умственной отсталости

Неосложненная форма олигофрении

Олигофрения с психопатоподобными

нарушениями в области

Олигофрения с выраженной

является клинико-физиологическая классификация

психического недоразвития, предложенная С.С.

Мнухиным и дополненная в дальнейшем Д.Н. Исаевым.

Согласно этой классификации, умственная отсталость

подразделяется на четыре формы:

38. Астеническая форма

Дети отличаются несоответствием уровня одних психических процессов по

отношению к другим, что приводит, как правило, к «западению» одних

школьных навыков по отношению к другим. У этих больных отмечаются

неустойчивое и легко истощающееся внимание, эмоциональная

лабильность, выражающаяся в повышенной раздражительности,

плаксивости и склонности к быстрой смене настроения.

Дети часто неусидчивы и суетливы (вплоть до расторможенности). У

большинства пациентов моторика неуклюжая, неловкая, тонкая

координация движений затруднена.

Недостаточен и запас пространственных представлений – дети не могут

правильно обозначить такие понятия, как «сбоку», «снизу», «сверху»,

интеллектуальном дефекте у большинства больных отмечается

значительное затруднение в овладении самыми простыми учебными

39. Астеническая форма

1. Основной вариант. Помимо общих клинических проявлений никаких

других признаков не наблюдается;

2. Брадипсихический вариант. Наряду с общими симптомами на

первый план выступает замедление психических процессов,

выражающееся, в первую очередь, в затруднении мышления и речи;

3. Дислалический вариант, характеризующийся выраженными

4. Диспрактический вариант. Характерными для данного варианта

умствен-ной отсталости являются выраженные нарушения тонкой

5. Дисмнестический вариант. На первый план выступают нарушения

памяти, которые заметно контрастируют с остальными психическими

процессами, относительно более сохранными.

40. Атоническая форма.

также нарушенная способность к сосредоточению (гипопрозексия) или

практически полная неспособность к нему (апрозексия).

Больные не в состоянии активно сосредоточиться на какой-либо

деятельности, а объекты их внимания меняются очень быстро.

Недостаточность психического напряжения (собственно «атония»)

проявляет себя и в низкой активности этих больных, вялости, а в ряде

случаев — и в полной бездеятельности; поведение их непоследовательно и

Характерными для этих пациентов являются повторяющиеся стереотипные

простые движения или действия – крутят шнурок, рвут на полоски бумагу,

открывают и закрывают кран и т.п. Тонкая моторика развита плохо. Можно

отметить склонность к повторению одних и тех же слов, гримасничанье.

Установление продуктивного контакта с такими детьми крайне затруднено.

Этим больным свойственны уплощенность чувств, недостаточная

отзывчивость, однако эмоциональные переживания близких людей часто

являются для них вполне адекватным воздействием, которое может

вызвать ответные чувства.

41. Атоническая форма.

1. Аспонтанно-апатический вариант. Отличительными

признаками этих больных являются особенно заметное

обеднение эмоций, снижение активности, резкое ограничение

2. Акатизический вариант. Для таких детей характерны

повышенная суетливость, склонность к постоянному

двигательному беспокойству с невозможностью усидеть на

3. Мориоподобный вариант. У этих больных на первый план

выступает приподнятое настроение, сочетающееся с

двигательной расторможенностью, многоречивостью и

42. Стеническая форма

относительной равномерностью психического недоразвития.

Эти дети эмоциональны, общительны, привязаны к родителям и

Характерным для них является плохое непосредственное

запечатление наглядного и словесного материла, при этом,

несмотря на меньший словарный запас, чем, например, при

астенической форме умственной отсталости, такие дети и

подростки гораздо лучше приспосабливаются в бытовой жизни.

43. Стеническая форма.

1. уравновешенный вариант, когда соотношение между

интеллектуально-мнестической и эмоциональноволевой сферами относительно равномерно;

2. неуравновешенный вариант, когда наряду с

суетливость и эмоциональная неустойчивость.

44. Дисфорическая форма.

вспышкам и агрессивному поведению, грубо

расстроенным вниманием (вплоть до апрозексии),

своеобразной «прилипчивостью» при общении. Дети

с дисфорической формой умственной отсталости

раздражительны, капризны, легко возбудимы по

малейшему поводу. Часто аффективные вспышки

возникают у них и без каких-либо видимых внешних

воздействий, могут сопровождаться как агрессией,

так и аутоагрессией, разрушительными действиями.

отсталости в МКБ-10 предложено

использование раздела F7 (F70 – 79) с

уточняющими после точки цифрами в

зависимости от этиологии, а также

46. КЛАССИФИКАЦИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ПО МКБ-10

F-71(IQ35-49) Умеренная умственная отсталость

F-72(IQ20-34) Тяжелая умственная отсталость

F-73(IQниже 20) Глубокая умственная отсталость

F-78 Другие виды умственной отсталости

F-79 Неуточненная умственная отсталость

.0 – отсутствие или слабовыраженные нарушения

.01 – инфекция, интоксикация;

.04 – хромосомные нарушения;

.09 – не уточненные причины.

48. Критерии выраженности умственной отсталости по МКБ – 10

49. Соотношение клинических и психометрических оценок тяжести умственной отсталости (IQ)

50. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

51. Клинические критерии по МКБ-10.

Для легкой умственной

Эти больные не проявляют самостоятельности и инициативы в работе (учебе),

основную трудность составляет переход к мыслительным задачам, решение

которых требует замены привычного способа деятельности новым и еще

Выявляется недостаточная способность к самообладанию и подавлению влечений,

импульсивность на фоне повышенной внушаемости и склонности к

Таким образом, эти больные в большинстве своем обучаемы (вспомогательная

программа школы) и в дальнейшем могут жить самостоятельно. Они могут

овладевать целым рядом неквалифицированных профессий, прежде всего, ручного

труда, проявляют хорошую бытовую приспособленность к жизни.

Оптимальным возрастным диапазоном

дебильности является возраст от 6 до 8 лет.

52. Умственная отсталость умеренная (легкая имбецильность, раздел F71).

многих из них достаточна развита.

Такие больные овладевают речью, хотя запас слов у них невелик, речь

аграмматична, а понимание и использование речи ограничено.

При легкой имбецильности сознание своего «Я» более или менее развито. Многие

из больных эгоцентричны, требуют к себе повышенного внимания, проявляют

радость при положительной оценке их действий и обиду, когда их ругают.

При беседе с этими больными можно заметить, что на вопросы, требующие

напряжения, они отвечают «не могу», «не знаю», «не хочу».

Объем усваиваемого материала крайне низок. При достаточном моторном развитии

пациенты с умеренной умственной отсталостью могут овладевать простыми

видами труда, но их работа носит механический характер, они не в состоянии

самостоятельной жизни эти больные, как правило, не приспособлены и нуждаются

в постоянной опеке и в уходе за ними. Оптимальным возрастным диапазоном для

окончательной диагностики легкой имбецильности является возраст от 3 до 5 лет.

53. Умственная отсталость тяжелая (выраженная имбецильность, раздел F72).

прежде всего, с симптоматологией легкой имбецильности.

Отмечается низкий уровень социального функционирования, что

проявляется в практически полной невозможности усвоить

элементарные школьные знания, бытовые умения и навыки.

Обычно эти дети выводятся из системы обучения, в дальнейшем

на протяжении всей жизни нуждаются в опеке и постоянном уходе

Наблюдаются выраженные расстройства моторной сферы, что

также затрудняет даже их про-стую социальную адаптацию.

Оптимальным возрастным диапазоном для окончательной

диагностики легкой имбецильности является возраст от 3 до 5 лет.

Для детей, страдающих олигофренией в степени идиотии, характерным является

резкое снижение реакции на окружающее.

Больные либо совершенно не реагируют на все происходящее вокруг, либо дают

неадекватные реакции, откликаясь на любой раздражитель, ни на одном из них не

задерживаясь. Членораздельная речь отсутствует, в обращенной к ним речи больные

воспринимают интонацию, но не понимают смысла. Предоставленные самим себе,

многие из них остаются неподвижными, другие находятся в бесцельном постоянном

движении, ползают, хватают предметы, могут быть агрессивны или же отмечается

аутоагрессия. Состояния двигательного возбуждения возникают периодически и часто

без всяких видимых причин. Проявления удовольствия или неудовольствия

примитивны. Соматическое благополучие, ощущение сытости приводят к благодушию и

спокойствию, а чувство голода или иные неприятные ощущения выражаются в криках с

выражением неудовольствия, в ажитации или других сходных проявлениях. В ответ на

неизвестное может наблюдаться страх, плач. Час-то отмечаются извращенные или

измененные влечения: булимия или же извращения пищевого влечения,

гиперсексуальность, например, сопровождающаяся упорной мастурбацией, и др. С

глубоким недоразвитием всей психической деятельности коррелируют и различные, в

том числе грубые, дефекты физического развития: диспластичность, деформации

черепа, пороки и аномалии развития. Нередко наблюдаются и неврологические

симптомы, в том числе парезы и параличи. Оптимальным возрастом для диагностики

идиотии, особенно с точки зрения прогноза и социальных последствий заболевания,

являются первые месяцы (первый год) жизни до 3 лет.

55. Другие диагностические рубрики умственной отсталости (F78, F79).

случаях, когда оценка уровня интеллектуального

развития крайне затруднена или невозможна в связи

с сопутствующими сенсорными или соматическими

нарушениями (слепота, глухонемота и др.).

Категория F79 – не-уточненная умственная отсталость

– используется только при отсутствии достаточной

информации о больном, что не позволяет отнести его

к какой-либо другой диагностической рубрике.

Ограничена способность к абстрактному мышлению

Относительная сохранность наглядно-образного мышления

ppt-online.org

About : admin