24 Май, 2018

Стресс это ганс селье

Смысл жизни и стресс без дистресса.

Теория Ганса Селье (1907-1982)

Выдающийся канадский физиолог Ганс Селье не создал своего направления в психологии, однако много его идей имеют основополагающее значение для этой науки. Вопросы адаптации и приспособления организма, стресса и дистресса, творчества (в частности научного), этического истолкования естественнонаучных и психологических открытий, поиска смысла жизни, построение этической теории альтруистического эгоизма — все это дает основания отвести Селье почетное место в истории психологии.

Ганс Селье родился в Вене. С 1932 года работал в Канаде. Проявил большое трудолюбие и творческий поиск в научно-исследовательской работе. Ему принадлежит более тысячи публикаций, среди них 20 монографий. Он создал институт, которым руководил много лет. Был активным организатором исследований проблем стресса, результаты которых вышли далеко за границы патофизиологии и получили общенаучное значение.

В 1936 г., изучая влияние неблагоприятных условий на крыс, Селье сформулировал понятие «стресс как синдром физиологического ответа на повреждение как таковое» и понятие «общий адаптационный синдром» (General Adaptation Syndrome, GAS). Этот синдром был назван «триадой».

Когда стрессогенный фактор действует непрерывно, «триада стресса» меняется по интенсивности. Соответственно существует три стадии этих изменений.

Стадии общего адаптационного синдрома:

1. Реакция тревоги и мобилизация адаптивных возможностей организма.

2. Стадия резистентности (сопротивления).

3. Стадия истощения.

Селье отмечает, что ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если стресс-агент слишком сильный, организм погибает еще на стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если он выживает, то за первоначальной реакцией обязательно наступает стадия «резистентности»

Второй стадии свойственна сбалансированность в расходах резервов адаптации. Организм продолжает существовать, хотя требования к адаптационным системам имеют повышенный характер. Поскольку «адаптивная энергия не безгранична», а стрессор продолжает свое влияние, наступает стадия истощения.

Здесь, как и на первой стадии, возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. Помощь уже не может осуществляться за счет собственных резервов, это лишь призыв о помощи из внешнего мира — поддержка или устранения стрессора, который истощает организм.

Г. Селье во время лекции в Луизиане объясняет принцип общего адаптационного синдрома. Фото: Fondation Hans Selye

Коллизионные ситуации могут длиться короткое время, когда приходят на помощь всегда готовые программы реагирования. Эти ситуации (уже как длительные) требуют адаптивной перестройки функциональных систем организма, что должно сказываться и на внутренних субъективных состояниях.

При длительном пребывании организма в экстремальных условиях наступают значительные изменения — физиологические, психологические и социально-психологические. Они приобретают уже необратимый характер. Организм вступает в полосу патологических повреждений, что может привести к смерти. В дальнейших исследованиях явления общего адаптивного синдрома было установлено, что возникает стадия «супер и гиперкомпенсации», когда необратимо подавлены защитные механизмы, истощенные эрготропные функции живой системы и начинают доминировать трофотропные факторы, что неизбежно приводит организм к коллапсу, шока и смерти, если только не вмешаются внешние силы.

Селье выдвинул теорию, что синдром общей адаптации присущ любым живим организмам, включая людей. Различные изменения среды вызывают один и тот же «неспецифический» физиологический ответ, который может быть вреден или полезен организму. Он и называется стрессом.

Стресс — это неспецифический ответ на любые требования среды, представляющий собой напряжение организма, направленное на приспособление и преодоление возникших трудностей.

Нетрудно увидеть, что теория общего адаптационного синдрома (ОАС) может быть понята как некий аналог развернутой деятельностной структуры. Этот аналог показывает, как она отражается на психическом и физическом здоровье организма. Речь идет о тревоге как формировании ситуативных значений, о сопротивлении, резистентности, которая выражается в форме и силе мотивации, и об истощении как результанте, выраженном в действиях (не обязательно в телесных внешних движениях).

Совокупность стрессов и характер их влияния на организм составляет ситуативный аспект ОАС. Нарушение стабильности в отношениях между «внешней» и «внутренней» средой организма, то есть нарушение гомеостазиса, влияет, в частности, на эмоциональное напряжение, которое требует разрядки и восстановления гомеостазиса. Поскольку нарушение среды продолжается, его напряжение можно квалифицировать как мотивацию, направленную на восстановление гомеостаза, или как адаптацию. Сама адаптация предполагает ряд действий (включая изменения и внутренней среды, и поведения организма.

В этом состоят три части, или этапы, общего адаптивного синдрома.

Стадии стресса по Г. Селье

Итак, адаптационный синдром выражает общий закон поведения живых существ и включает три фазы — реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения.

Селье определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое требование среды.

Дрожание на морозе для выделения тепла имеет специфический характер. Лекарства, гормоны имеют другое специфическое действие. Но все эти агенты имеют и нечто общее. Они ставят перед организмом требование его перестройки с целью надлежащей адаптации к трудностям среды. Другими словами: кроме специфического эффекта, все агенты, влияющие на человека, имеют также и неспецифическую потребность осуществления приспособительной функции, чтобы восстановить нормальное состояние.

Вредный или неприятный стресс Селье называет дистрессом.

В отличие от дистресса, стресса не следует избегать. Он является и приспособлением к изменениям среды, и мобилизацией сил для защиты организма. Полная свобода от стресса означает смерть. Селье считает возможным использовать стресс и наслаждаться им, если лучше понять его механизмы и выработать соответствующую философию жизни. Тогда стресс сопровождается приятными переживаниями радости, достижения, самовыражения.

Селье специально останавливается на мотивации, указывая на удовлетворение инстинктивных влечений, потребности в самовыражении, накоплении богатства, получении власти, творчестве, достижении цели. Все эти мотивы обусловливают человеческое поведение. Это дает основание связать с учением об общем адаптационном синдроме психолого-этические проблемы.

Ганс Селье в своей библиотеке. Фото: Fondation Hans Selye

Альтруизм рассматривается как видоизменение форм эгоизма, которое порождает благодарность, — мысль, которую основательно развивал еще Г. Сковорода. Побуждая других людей желать нам добра за то, что мы для них сделали, мы вызываем положительные чувства к себе. Это и есть альтруистический эгоизм.

Заслужить уважение и благодарность — в этом Селье видит основы «естественного» кодекса поведения, полезного личности и обществу. Альтруистический эгоизм он стремится сделать девизом общечеловеческой этики.

Аналогичный закон действует и в животном мире. В частности, в колониях клеток конкуренция перекрывается взаимопомощью. Существует и сотрудничество между отдельными живыми существами (симбиоз). Совершенная система взаимопомощи между частями единого организма сводит к минимуму внутренний стресс и способствует их гармоничному сосуществованию.

Вопреки всем кодексам поведения, которые предлагают различные религии, философские и политические системы, межличностные отношения в реальной жизни остаются крайне неудовлетворительными. В стрессе, вызванном необходимостью сосуществовать друг с другом, Ганс Селье видит главную причину дистресса. Приязнь и благодарность, ненависть и жажда мести отвечают за наличие или отсутствие дистресса в человеческих отношениях.

Человек делает выбор: либо принимает каждый вызов и сопротивляется, либо уступает и покоряется. Здесь каждый должен руководствоваться естественной философией поведения.

Людям для счастья нужны разные степени стресса. Каждый выбирает «комфортный» для себя уровень. Следует учитывать и цикличность жизненных процессов. Если цикл не полностью завершен, наступает дистресс.

Г. Селье в лаборатории, 1965-й год. Фото: Fondation Hans Selye

Биологическая необходимость полного завершения жизненных циклов распространяется и на произвольное человеческое поведение. Эту цикличность Селье относит к трем фазам который воспроизводится в миниатюре несколько раз в день, а в полной мере — в течение всего жизненного пути. Какие бы требования ставила перед людьми жизнь, они начинают с первичной реакции удивления или тревоги в связи с отсутствием должного опыта и неумением справиться с ситуацией. За первоначальной реакцией наступает фаза сопротивления, когда человек учится решать задачи умело и без лишних волнений. Дальше наступает фаза истощения, когда потрачены запасы энергии, и это приводит к усталости. Селье указывает на удивительную сходство этих фаз на неустойчивость неопытного детства, устойчивость зрелости и старение в пожилом возрасте.

Особое внимание Селье уделяет проблеме мотивации в связи с проявлениями общего адаптационного синдрома. Отсутствие мотивации он считает самой большой душевной трагедией, которая разрушает все жизненные основы личности. Он подчеркивает значение мотивации — преимущественно в форме потребности свершений, которые всем принесут удовольствие и никому не сделают зла.

«Образ жизни, учитывающий реакции человека на стресс непрерывных изменений, — единственный выход из лабиринта противоречивых суждений о добре и зле, справедливости и несправедливости, в которых наше нравственное чувство заблудилось и погасло». Современная жизнь ставит перед человеком задачи постоянной адаптации. Ведь от действительности убежать нельзя.

В изнурительной реадаптации Селье видит главную причину дистресса. А стресс — это аромат и вкус жизни. Кому нужна жизнь без дерзаний, успехов, ошибок? Соответствующая деятельность имеет целебную силу и помогает держать механизмы стресса «в хорошей форме». Здесь и выступает большая польза труда с его стрессовой динамикой.

Селье излагает отношение между стрессом, трудом и свободным временем. Результаты лабораторного изучения стресса дают солидный научный базис для социального прогресса. «Практические деятели переведут плоды медицинских исследований и психологической переориентации в термины государственной и даже международной политики».

Он противопоставляет два типа влиятельных людей: творцы и проходимцы, которые добиваются влияния и власти. Выдающиеся творцы в умственном плане гораздо выше ловких интриганов, но они не всегда могут применить свои дарования в соревновании с ними.

Стресс, приводящий к фрустрации, оставляет после себя неизлечимые рубцы. Накопление неустранимых повреждений является важным симптомом старения. По аналогии Селье приводит поведение охотничьей собаки, которая с гордостью приносит своему хозяину добычу невредимой.

Для преодоления дистресса рекомендуется найти работу, соответствующую способностям и дарованиям человека.

Цель жизни Селье определяет как типичный биолог-экспериментатор. Это — самосохранение, реализация врожденных способностей и влечений с наименьшими потерями и неудачами. Следует учитывать и типологию людей. Ведь существуют экстравертные и интровертные, близкие и отдаленные цели. Последние освещают нам путь в течение всей жизни, отодвигая сомнения при выборе и совершении поступков. Бесстрастную логику используют только для того, чтобы достичь эмоционально выбранной цели. Окончательная цель жизни человека — раскрыть себя наиболее полно, проявить свою «искру Божью», добиться уверенности и надежности. Для этого следует найти для себя уровень стресса и тратить адаптационную энергию в таком темпе и направлении, которые соответствуют врожденным особенностям и преимуществам индивида.

Выступая уже как моралист, Селье находит движущие силы поведения людей в желании добиться одобрения своих поступков и в страхе перед осуждением. «Для меня, — говорит он, — жажда одобрения и признания была одной из главных движущих сил в течение всей жизни».

Пока существует человечество, эгоизм должен оставаться основным рычагом поведения. Когда он исчезнет, исчезнет сама жизнь. Но вместе с эгоизмом должен проявляться и альтруизм, чтобы преодолевать агрессивность эгоизма. Для этого следует разумно согласовывать свои поступки с законами природы. Этого очень трудно достичь, и люди все еще находятся очень далеко от всеобщего блаженства.

Селье, по его признанию, не сказал ничего нового своим этическим учением: все это лежит в основе большинства религий и философских систем на протяжении веков. Каждый человек должен выработать кодекс поведения, который примиряет его извечные влечения, столкновение которых вызывает у большинства людей душевные страдания.

«Заслужить любовь ближнего» соответствует старинной заповеди «возлюби ближнего как самого себя». Селье напоминает, что этот принцип принес людям много добра, но осуществить его трудно, и сам он его не придерживается. Разве можно всех любить? Этот вопрос задавал и Фрейд: как можно любить мерзавца? Вместе с тем данный принцип Селье хочет согласовать с биологическими законами. Поэтому он формулирует положения: «Заслужи любовь ближнего». Но при этом не надо любить мерзавцев. «Любить ближнего как самого себя» противоречит биологическим законам. Ближний — это, по Селье, родственный в духовном и интеллектуальном смысле. Это и есть столп бытия: опора в других.

Селье непосредственно сочетает естественное и психологическое, стремясь скорректировать биологизм благородством конечной цели. Резюмируя свою попытку опереть этику на биологические основы, он прежде всего говорит о назначении своего этического кодекса. Кодекс должен указать цель жизни — заслужить доброжелательное отношение. Это не вредит никому.

Учитывая ограниченный запас жизнеспособности индивида, следует мудро тратить данный природой капитал, понимать биологическую необходимость активности, ставить достижимую цель, переключаться для отдыха на другую работу. Ничто так не помогает, как целебный стресс отвлечения внимания.

Следует внимательно выбирать синтоксическую или кататоксическую тактику в повседневной жизни. Здесь важен выбор между поступком и сопротивлением. Синтоксические или кататоксические гормоны передают химическим языком приказ мирно сосуществовать с агрессором или вступить в бой. Только на эмоции рассчитывать здесь невозможно.

Селье считает свой кодекс приемлемым для людей любой идеологии. Быть ближе к природе — его лозунг, хотя он и далеко не новый (это исповедовали киники, Ж. Руссо и др.)

Чтобы избежать стресса конфликтов, разрушенных надежд и ненависти, чтобы получить мир и счастье, следует уделять больше внимания изучению естественной основы мотивации и поведения, и наконец — поступков. Здесь Селье дает «полезные советы». Стремясь завоевать любовь, не дружи с бешеной собакой. Держись настоящей простоты жизненного уклада. Правильно выбирай синтоксическую или кататоксическую тактику. Вспоминай светлое, а не обременительное. Веди счет только радостным дням. И т.п.

Природный кодекс, основанный на неспецифических механизмах адаптации, ближе всего подходит к тому, что можно считать общим принципом нравственного поведения.

Ганс Селье поставил важный мировоззренческий вопрос о связи конкретных научных знаний и характера нравственного поведения человека. Биологу и физиологу, который обладает психологическим мышлением, это сделать, видимо, было проще, чем математику или физику. Когда-то Макс Планк совершенно неожиданно закончил свою книгу о статистической и динамической картине мира так: «Все, что я говорил о законах физики, интересно, но главное заключается в том, как человек должен поступать».

Пожалуй, непосредственный переход от конкретно научных знаний к принципам этического поведения сам по себе достаточно искусственен. Однако нет сомнения в том, что проблемы человеческого поступка и его нравственных устоев влияют на пафос творчества, и настоящий ученый видит в этом исходную мотивацию своей научной деятельности. Когда же он формулирует любые конкретные вопросы своей науки, они имеют вокруг себя священный нимб, освещаются им, и мы видим в каждой, на первый взгляд — индифферентной, научной мысли основание смысла человеческого бытия. Оно наполняется конкретным содержанием, мотивирует творческое вдохновение и подсказывает человеку путь от мечты к открытию.

  1. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме, М., 1960.
  2. Селье Г. Стресс без дистресса. — Москва, Прогресс, 1982
  3. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. — М., Прогресс, 1987
  4. Роменець В.А. Маноха И.П. История психологии XX века. — Киев, Лыбидь, 2003

psyfactor.org

Книги, написанные Гансом Селье. Биография и профессиональная деятельность Ганса Селье

Стресс испытывали всегда. Он беспокоил первых людей, наших далеких предков, он донимал правителей и крестьян. Сегодня также его никто не может избежать, и не у каждого получатся себя контролировать. Стрессу столько же веков, сколько человечеству. Однако открыт он совсем недавно – в 30-е годы прошлого века ученым Гансом Селье. Его исследования помогли разобраться в природе реакции организма на эмоциональные изменения и доказать значение адаптационного этапа.

Стресс и номинация на Нобеля

Биография Ганса Селье (1907-1982 гг.) — история жизни талантливого ученого. Это канадский патолог и эндокринолог. В 1936 г. опубликовал теорию общего адаптационного синдрома и ввел понятие стресса.

Селье родился в Вене. Его отец был хирургом и имел собственную клинику. Ганс Селье стал доктором медицины и химии. Учился в Монреале на стипендию Рокфеллера, перешел к лабораторным исследованиям реакции организма на эмоции и обстоятельства. Началась профессиональная деятельность. Она принесла огромные плоды. Гансом Селье было доказано влияние стресса на организм и его присутствие в жизни каждого человека.

В 1949 г. Селье номинировали на Нобелевскую премию. Умер ученый в Канаде. Популярен как автор Ганс Селье: «Стресс без дистресса» и «От мечты к открытию».

Теорию стресса Ганса Селье подтвердила природа. Ученые часто обращаются к внешнему миру, наблюдая его как иллюстрацию и доказательство своих предположений. Или ищут в природе подсказок и вдохновения.

Стресс сейчас знаком всем. Но почему-то так называют неровное потрясение или напряжение. Но по Селье стресс — это физиологический фактор, это ответ организма на любой раздражитель, перенапряжение и негативные эмоции. В опытах на крысах он установил, что разные воздействия – инфекция, отравления, травмы и т. д. вызывают однотипную реакцию. На всякую опасность организм отвечает одинаково. Сначала ученый назвал это синдромом болезни. Потом — синдромом биологического стресса. И вот результат. Появилось учение Ганса Селье о стрессе. После неизбежного периода непонимания и неприятия теория завоевала всеобщее признание.

Селье обнаружил локальный стресс. Как-то крысе на небольшом участке кожи удалили шерсть. На следующий день ученый заметил, что это место обызвествлено. Это — локальная стрессовая реакции. Изучив ее, исследователи поняли, что она происходит не только при удалении шерсти, но после щипков, повреждения или раздражения участка кожи. Во всех случаях на этом месте будет наблюдаться обызвествление. Стресс – это единый ответ организма на разные раздражители.

Обычно, когда мы говорим о стрессе, мы хотим сказать об общем стрессе, касающемся всего организма. Но если обжечь руку сигаретой или ударить ее о стол, то ответом будет локальный стресс. Если ожог окажется настолько сильным, что повредит всю руку, тогда через нервную и кровеносную системы это локальное стрессовое воздействие пошлет сигнал гипофизу. Тот начнет раздражать надпочечники и все перейдет в общий стресс.

Теория стресса Ганса Селье включает три неизменные фазы стресса:

Гансом Селье эти этапы сравнивались с самой жизнью. Итак.

Тревога. В момент рождения живое существо испытывает сильнейшее потрясение, оно впадает сразу в иную среду и обязано быстро к ней приспособиться, поскорее встать на ноги. И здесь детенышам приходит на помощь стресс, мобилизующий все силы организма.

Фазу сопротивления-приспособления можно сравнить с периодом жизненной активности. Что такое жизнь, если не постоянное приспособление к постоянно меняющимся обстоятельствам. Любая активность включает механизм стресса, она же дает и выход жизненным силам. Стресс бездействия и пассивности Селье считал гораздо более опасным для организма.

Взгляд Ганса Селье на природу стресса включает и ответные реакции организма. Их выделяют две:

Синтаксическая реакция – в состоянии пассивного терпения. Если организм избрал синтаксическую реакцию, как способ выживания, он так и будет терпеть, пока не представится случай изменить это.

Второй тип ответа Селье назвал кататоксическим – от греческого «катор» — против. Когда терпение означает гибель, когда нельзя убежать, а надо защищать потомство, остается только сопротивление. Кататоксический вариант стресса мобилизует нервы, мышцы и гормоны на борьбу и на яростный отпор.

Все механизмы, все усилия природы служат решению двух задач: сохранению жизни и продолжению рода. Все силы и ресурсы приводятся в состояние полной готовности. И в этот самый момент следует решающий экзамен – схватка с соперником.

После предельного напряжения нужно время для восстановления сил – релаксация. Когда силы равны, победит тот, чей организм длительное время переносит стрессовое напряжение.

Длительное стрессовое напряжение — это необязательно схватка. Это и жизнь в состоянии страха ввиду надвигающейся угрозы. В таких условиях синдром адаптации может представлять собой и благо, и зло. Когда стресс побуждает к активизации действий, к поиску выхода из трудной ситуации, то можно устоять. Если животное впадает в панику и истерику, то стресс может привести к гибели. Так и с человеком.

Тип реакции зависит от субъективных факторов. Можно спрятаться – это синтаксический ответ. А можно избрать активную программу действий – защиту. Нервные импульсы и новые дозы гормонов не дают остановиться. Но если это будет продолжаться слишком долго, то стресс перейдет в третью фазу – истощение.

Переход в эту фазу зависит от врожденной способности организма к адаптации. Например, дикое животное попадает в неволю. Мгновенно активизируются надпочечники, выделяются гормоны, адреналин, иммунная система включает защитные механизмы, а параллельно образуются язвочки в желудочно-кишечном тракте. Так организм реагирует на любой из раздражителей. Это и есть то, что первым понял Селье.

Чтобы приблизится к состоянию равновесия, животное должно сжечь лишнюю энергию. К обретению равновесия стремится каждое существо.

Затем наступает третья фаза — прекращается сопротивление. Потом наступает привыкание к новым условиям.

Как известно, есть животные, которые не могут привыкнуть к неволе и погибают. Большинство приспосабливается. Привыкает к стрессу в неволе. Стресс не отступает – нет естественной среды, нет стимула, побуждающего к активности, движению и решению трудных задач. Стресс подавленности и скуки губит чаще, чем все стрессы, вызванные борьбой за существование.

Никакой стресс не проходит бесследно, каждая реакция оставляет свой след, организм изнашивается. Стресс – это жизнь. А жизнь — есть сумма, перенесенных стрессов.

Особенности теории и доказательства

Гансом Селье определено, что причины стрессовой реакции могут быть положительными и негативными. Степень эмоций не играет большой роли. Важно, как происходит адаптация к изменению.

Само понятие и теория относительно молодые. Ученый впервые заметил связь между ощущением страха и тревогой и теми биохимическими процессами, которые происходят в организме. Он писал, что жара, холод, радость, горе запускают определенную цепную реакцию в организме и мобилизуют его. Самое интересное, что абсолютно неважно, какое событие происходит, важна интенсивность этого события.

Ганс Селье также дал определение стрессу – это неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование. Расширим его. Стресс – это ответная реакция организма на внешние или внутренние раздражители, которые по своей силе превышают пределы адаптационного порога организма.

Чтобы случился стресс, нужен внешний или внутренний фактор — стрессор. На угрозу извне есть две базовые реакции:

Организм готовится к этим двум реакциям, когда нужно выбрать: бей или убегай. В современных условиях сложно предпочесть первую или вторую реакцию. Приходится справляться со стрессом при помощи других стратегий.

Стадия стресса – запуск состояния тревоги, страха, паники. После стадии тревоги организм мобилизует все свои силы на борьбу с внешним агрессивным стрессором, вы переходите на вторую стадию, которая называется стадией адаптации. Организм перераспределяет ресурсы. Его задача — повысить порог устойчивости к внешним стрессорам. Стадия интересная, потому что именно она является границей между хорошим стрессом и плохим стрессом.

Благо и вред стресса

Не всякий стресс есть плохой. Селье ввел понятие эустресс. Это благоприятный стресс, который позволяет вам регулярно выходить из зоны комфорта и повышать пределы адаптивности вашего организма. Если на второй стадии вам удалось справиться с вызовом, удалось преодолеть состояние и найти решение, то на этом стресс заканчивается, приходит уверенность и вдохновение.

Однако бывает по-другому. Когда стрессор оказался слишком интенсивным и вы не смогли справиться.

Когда стресс может стать постоянным

Часто к этому ведет профессиональная деятельность. Например, вы проводите важную презентацию и неожиданно понимаете, что половину слайдов оставили дома. Или подготовленная презентация не сохранилась, а еще могут просто не совпадать форматы, которые поддерживают компьютеры дома и на работе, и файл не откроется. Что происходит далее? Могут последовать следующие реакции:

  • вы будете действовать без слайдов и добьетесь хорошего выступления;
  • растеряетесь и продемонстрируете присутствующим страх, будете запинаться, пропустите половину информации и провалите выступление.
  • Если приходит решение о том, что человек не готов проводить презентацию, то стресс может длиться очень долго. После этого в течение нескольких недель, он будет прокручивать эту ситуацию, испытывать чувство вины и т. д. Стресс продолжается и через некоторое время, если ситуация не разрешается, он переходит в хронический.

    Когда вы не смогли справиться со стрессом, он начал усиливаться, происходит переход в третью стадию – истощения. На этой стадии организму уже не хватает собственных ресурсов для того, чтобы эффективно справиться с ситуацией. Происходит зацикливание на ситуации. У человека может создаться ощущение того, что он ходит по замкнутому кругу, и ничего не работает. Он начинает ощущать упадок сил, апатию, агрессию, невротические состояния, плохо спит. Это — истощение организма. Задача заключается в том, чтобы успеть переключать состояние до того времени, как оно перейдет на третью стадию и начнется хронический стресс.

    Ученый оставил интересные книги, не только научные исследования. Но и размышления, которые помогают организовать жизнь и понять себя.

    Труд Ганса Селье «Стресс без дистресса» имеет две части. Биологическую и этико-философскую. Автор не только рассказывает о том, что происходит во время стресса в организме с точки зрения физиологии, но и указывает на принципы, которые позволяют выразить свое «Я». В предисловии автор рассказывает о знакомстве с советскими учеными, а также о приеме в Кремле во время войны. Встреча была посвящена 225-летию основания Академии наук.

    Еще одна книга Ганса Селье — «От мечты к открытию». В ней автор рассуждает о самодисциплине, критике и ее восприятии. Подсказывает, как писать диссертации и книги, приводит пять «смертных грехов» при чтении лекций.

    Также известен тест Ганса Селье на стрессоустойчивость. Приводится восемнадцать утверждений и три варианта восприятия ситуации. После ответов, нужно подсчитать баллы и узнать результат.

    • опаздываете на самолет;
    • вызывает руководитель;
    • вам нагрубили в магазине;
    • завалили важный экзамен;
    • сорвалась выгодная сделка по работе;
    • вас сократили с должности;
    • вы получили выговор;
    • стали свидетелем аварии;
    • поссорились с близкими и т.д.
    • Нужно ответить, как вы относитесь к ситуациям: воспринимаете ли как стресс. Редко, часто, постоянно. Теория стресса Ганса Селье лежит в основе этого теста.

      www.syl.ru

      Скачать: Стресс без дистресса , Ганс Селье

      • FB2
      • EPUB
      • TXT
      • RTF
      • HTML
      • Стресс без дистресса

        Предлагаемая вниманию советских читателей книга Ганса Селье "Стресс без дистресса" — это, по признанию самого автора, его любимое детище, итог многолетних исследований и размышлений. Имя автора настоящей книги в рекомендациях не нуждается. Врач по образованию, биолог с мировым именем, директор Института экспериментальной медицины и хирургии (ныне Международный институт стресса) в Монреале, Ганс Селье на протяжении почти полу-столетия разрабатывает проблемы общего адаптационного синдрома и стресса.

        Советским ученым он известен по изданным в СССР книгам "Очерки об адаптационном синдроме" (Медгиз, 1960), "Профилактика неврозов сердца химическими средствами" (Медгиз, 1961), "На уровне целого организма" ("Наука", 1972).

        Книгу "Стресс без дистресса" условно можно разделить на две части. Первая представляет собой превосходное изложение основных данных об общем адаптационном синдроме. В ней сжато и популярно изложена сущность биологической концепции стресса — смысл самого феномена и основные этапы его изучения.

        Во второй части Г. Селье предлагает свой "кодекс поведения", или кодекс нравственности,— систему этических положений, определяющих, в чем состоит смысл жизни и какими принципами следует руководствоваться, чтобы реализовать свой врожденный потенциал, "выразить свое Я"" и достичь таким образом "глобальной" жизненной цели.

        На самом деле это не совсем так, и положения второй части книги отнюдь не выводятся из первой с той доказательностью и наглядностью, которые характерны для ее первых страниц. И все же нельзя утверждать, что книга Г. Селье разрозненна и фрагментарна. Внутреннее единство в ней, несомненно, есть, но оно достигается не формальной логикой изложения; Книгу цементирует личность автора, который выразил себя в ней с предельной искренностью и полнотой.

        Поэтому, прежде чем анализировать и оценивать содержание "биологической" и "философской" частей книги, скажем несколько слов о ее авторе — ученом и человеке.

        Ганс Селье родился в 1907 г. в семье врача, имевшего собственную хирургическую клинику в г. Комарно (Австро-Венгрия). После развала лоскутной монархии городок этот оказался на территории Чехословакии, и именно в этой стране Селье получил образование — на медицинском факультете Пражского университета. Затем он продолжил учебу в Риме и в Париже.

        Но в предвоенной Европе ученый — антифашист и гуманист не мог найти себе места и вынужден был эмигрировать за океан; он прочно обосновался в Канаде, где возглавил Институт экспериментальной медицины и хирургии.

        Тогда же он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома, согласно которой болезнетворный фактор (в случае инфекционного заболевания — микроб) обладает своеобразным "пусковым" действием, включает выработанные в процессе эволюции механизмы, которые являются важнейшей составной частью развертывания картины заболевания.

        Занявшись исследованием этих механизмов, Селье пришел к формулировке более универсальной концепции стресса. При изучении механизмов стресса были обнаружены факты фундаментального значения, в частности выяснена роль гормонов в стрессовых реакциях и тем самым установлено их участие в неэндокринных заболеваниях.…

        knigosite.org

        Ганс Гуго Бруно Селье

        Ганс Гуго Бруно Селье (1907-1986) (H. Selye) — врач по образованию, основоположник учения о стрессе, биолог с мировым именем, эндокринолог, патофизиолог, директор Института экспериментальной медицины и хирургии (с 1976 года Международный институт стресса) в Монреале — на протяжении почти пятидесяти лет разрабатывал проблемы общего адаптационного синдрома и стресса. Селье — творец учения о гипофизарно-адреналовой системе.

        Ганс Селье родился 26 января 1907 года в Вене, в семье военного врача-терапевта, венгра по происхождению, Хьюго Селье, имевшего собственную хирургическую клинику в городе Комарно (тогда это была Австро-Венгрия, теперь Чехословакия). Мать Ганса была родом из Австрии.

        Ганс получил образование на медицинском факультете Немецкого университета Пражского университета, после чего продолжил учебу в Риме и Париже. После окончания учебы в течение двух лет он был ассистентом кафедры экспериментальной патологии Немецкого университета. В 1931 году Селье получил Рокфеллеровскую стипендию. Потом он работал в университете Джона Хопкинса (США), а с 1932 года в университете МакГилла (Канада). С 1945 по 1976 год Селье был профессором и директором Института экспериментальной медицины и хирургии Монреальского университета; в 1979 году Селье вместе с Алвином Тофлером организовал канадский Институт стресса.

        В 1926 году Селье впервые столкнулся с проблемой стереотипного ответа организма на любую серьезную нагрузку. Он заинтересовался тем, почему у больных, страдающих разными болезнями, так много одинаковых признаков и симптомов. И при больших кровопотерях, и при инфекционных заболеваниях, и в случаях запущенного рака наблюдались общее недомогание, потеря аппетита и мышечной силы, апатия, слабость, потеря веса, болезненный внешний вид и т.д. Тогда Селье не мог понять, почему врачи концентрировали внимание на выявлении характерных признаков отдельных заболеваний и поисках эффективной терапии и не обращали никакого внимания на общие проявления болезни, или, как их назвал Селье, «синдром болезни». В дальнейшем эта концепция была забыта на целых 10 лет.

        Вынужденный эмигрировать из предвоенной Европы за океан, Селье обосновался в Канаде, где и сформулировал универсальную концепцию стресса. В 1936 году в журнале «Nature» от 4 июля в разделе «Письма к редактору» была напечатана краткая, состоящая всего из 74 строк, заметка молодого исследователя Ганса Селье под заглавием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами» – статья, от которой берет начало концепция стресса.

        В противоположность стрессу как необходимому механизму преодоления требований, предъявляемых организму средой, Селье выделяет дистресс как состояние, безусловно вредное для здоровья (дистресс — в переводе «истощение», «несчастье»). Ненависть или тоска с большей вероятностью способствуют возникновению дистресса. Однако к причинам дистресса нельзя отнести все отрицательные эмоции, а все положительные рассматривать как защиту. Последствия горя и радости могут быть одинаковыми: такова смерть после неожиданно свершившихся надежд.

        Селье спрашивает: «Почему одна и та же работа может привести и к стрессу и к дистрессу? Почему стресс от рухнувшей надежды чаще приводит к заболеваниям, чем стресс от чрезмерной мышечной работы?»

        Анкетирование американскими психиатрами Т.Г. Холмсом и Р. Рейем большого числа людей показало, что причины их заболеваний были вызваны эмоциями как приятными, так и неприятными. И действительно, случается, что и от радости можно умереть, что и доказал Софокл, скончавшись в момент одобрения зрителями его пьесы. Ксеркс, царь Персии, разрушивший Вавилон, скончался от припадка неудержимого смеха. А вот случай из совсем недавнего времени. Очередной успех в декабре 1986 года трехкратного обладателя Кубка европейских чемпионов по водному поло оказался «пирровой победой» для его тренера. Испустив радостный клич, 56-летний А. Бален, тренер берлинской ватерпольной команды «Шпандау-04», не раздеваясь, прыгнул с бортика бассейна в воду. После того как его вытащили из воды, он через три часа, не приходя в сознание, скончался в госпитале. Диагноз: инфаркт и инсульт одновременно.

        Сказанное как будто хорошо согласуется с исходной формулировкой концепции общего адаптационного синдрома, согласно которому и положительные, и отрицательные эмоции вызывают биологически одинаковый стресс. Селье подчеркивает, что не надо этого бояться, стресс — обязательный компонент жизни, и он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма. Стрессом являются и любовь, и творчество, безусловно, приносящие удовольствие и защищающие от ударов жизни. Радость, конечно, в исключительных случаях приводит к трагическим последствиям, в большинстве же случаев она стимулирует к жизни.

        При изучении механизмов стресса Селье была выяснена роль гормонов в стрессорных реакциях и тем самым установлено их участие в неэндокринных заболеваниях. В развитии общего адаптационного синдрома основную роль Селье отводит «адаптантивным гормонам» — адренокортикотропному и соматотропному гормонам, катехоломинам и главным образом кортикостероидам, которые подразделяются на две группы: про- и противовоспалительные. Каждый организм, по мнению Селье, обладает наследственно обусловленным, ограниченным запасом адаптационной энергии, исчерпание которого определяет снижение сопротивляемости и в конечном счете приводит организм к гибели.

        Развитие психосоматического направления в недрах медицины определило соответствующий круг клинических феноменов, то есть те расстройства или заболевания, в генезисе и динамике которых существенную роль играют психологические факторы. В центре внимания исследователей-клиницистов оказались психогенные конверсионные расстройства; психовегетативные нарушения в структуре неврозов и маскированных депрессий; заболевания психосоматической специфичности; вторичные психогенные нарушения телесных функций у больных с хроническими соматическими заболеваниями.

        Чрезвычайно важную роль в становлении психосоматической медицины сыграл американский врач и психолог, один из директоров чикагского Института психоанализа Франц Габриэль Александер (1891-1964). Он поставил своей целью выяснить роль психического, и прежде всего эмоционального, состояния человека в развитии таких заболеваний, как гипертоническая и язвенная болезни. Основываясь на своем клиническом опыте и теоретических изысканиях психоанализа, Александер пришел к выводу, что в основе этих и множества других болезней лежат внутренние конфликты индивида:

        1) конфликт между потребностью подчиняться и желанием доминировать; 2) конфликт между зависимостью и желанием быть независимым; 3) конфликт между потребностью достижений и страхом неудач; 4) конфликт между уровнем притязаний и уровнем достижений и ожидаемыми результатами и т.п.

        Психосоматические заболевания являются следствием перенапряжения психики (стресса) при физической пассивности; хроническое умственное переутомление без достаточной физической разрядки вызывает расстройство нервной системы, а через нее заболевания внутренних органов. Причиной стойкого повышения артериального давления, по Александеру, является длительное состояние эмоционального напряжения и потенциальной готовности действовать, но в силу характера индивид подавляет его, тем самым обрекая себя на бездействие.

        Доктора Селье называют «Эйнштейном медицины». Список работ, приведенный в его монографии («Очерки об адаптационном синдроме»), содержит 843 названия статей и 14 монографий, что свидетельствует не только о работоспособности Селье, но и о многочисленных исследованиях, развивающих проблему стресса. Селье — автор более 1500 публикаций, в том числе около 30 монографий и учебных руководств. Ряд работ Селье посвящены вопросам философии, психологии, социологии, практики научного творчества, стиля жизни и т.п. Об актуальности проблемы стресса говорит тот факт, что в библиотеке Интернационального института стресса уже собрано более 150 тысяч публикаций, посвященных стрессу.

        Ганс Селье внес исключительно большой вклад в развитие медицины и физиологии. Кроме теории о стрессе и общем адаптационном синдроме, он создал оригинальные концепции о болезнях адаптации, адаптационной энергии, про- и противоспалительных гормонах, электролитностероидной кардиопатии, кальцифилаксии, синтоксических и кататоксических механизмах, гетеростазе и др., направляя в соответствующее русло и исследовательскую работу.

        Ганс Селье — почетный доктор многих университетов мира, член международных и национальных научных медицинских обществ. Университет в Брно (Чехословакия) учредил медаль имени Селье, присуждаемую за вклад в развитие общей патологии.

        Ганс Селье умер 16 октября 1986 года в Монреале.

        medviki.com

        Стресс это ганс селье

        Предлагаемая вниманию советских читателей книга Ганса Селье «Стресс без дистресса» — это, по признанию самого автора, его любимое детище, итог многолетних исследований и размышлений. Имя автора настоящей книги в рекомендациях не нуждается. Врач по образованию, биолог с мировым именем, директор Института экспериментальной медицины и хирургии (ныне Международный институт стресса) в Монреале, Ганс Селье на протяжении почти полу-столетия разрабатывает проблемы общего адаптационного синдрома и стресса.

        Советским ученым он известен по изданным в СССР книгам «Очерки об адаптационном синдроме» (Медгиз, 1960), «Профилактика неврозов сердца химическими средствами» (Медгиз, 1961), «На уровне целого организма» («Наука», 1972).

        Книгу «Стресс без дистресса» условно можно разделить на две части. Первая представляет собой превосходное изложение основных данных об общем адаптационном синдроме. В ней сжато и популярно изложена сущность биологической концепции стресса — смысл самого феномена и основные этапы его изучения.

        Во второй части Г. Селье предлагает свой «кодекс поведения», или кодекс нравственности,— систему этических положений, определяющих, в чем состоит смысл жизни и какими принципами следует руководствоваться, чтобы реализовать свой врожденный потенциал, «выразить свое Я»» и достичь таким образом «глобальной» жизненной цели.

        Гансу Селье кажется, он даже уверен в этом, что вторая, этико-философская часть книги вытекает из первой, биологической. Причем вытекает с логической неизбежностью, поскольку все ее этико-философские построения основаны не на абстрактных рассуждениях, а исходят из непреложных биологических законов, которые могут быть объективно продемонстрированы.

        Поэтому, прежде чем анализировать и оценивать содержание «биологической» и «философской» частей книги, скажем несколько слов о ее авторе — ученом и человеке.

        Еще в Праге, работая в университетской клинике инфекционных болезней, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия появляются спустя несколько дней, а начальные симптомы (слабость, температура, снижение аппетита) во всех случаях одни и те же.

        Тогда же он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома, согласно которой болезнетворный фактор (в случае инфекционного заболевания — микроб) обладает своеобразным «пусковым» действием, включает выработанные в процессе эволюции механизмы, которые являются важнейшей составной частью развертывания картины заболевания.

        Занявшись исследованием этих механизмов, Селье пришел к формулировке более универсальной концепции стресса. При изучении механизмов стресса были обнаружены факты фундаментального значения, в частности выяснена роль гормонов в стрессовых реакциях и тем самым установлено их участие в неэндокринных заболеваниях.

        Эпохальный вклад в науку состоит зачастую не в открытии нового факта или явления (фактов в биологических науках накоплено огромное количество), а в способе их нового понимания и истолкования. Выдающийся ученый выдвигает новые идеи и формулирует концепции для объяснения эмпирических наблюдений и экспериментальных находок, которые дотоле не складывались в единую картину, а были разрозненными и потому, необъяснимыми.

        Г. Селье — один из тех, кто оказал огромное влияние па биологическую науку не столько конкретными открытиями, скажем новых гормонов, сколько введением новаторских и чрезвычайно плодотворных идей. Но случайно слово «стресс» и обозначаемое им понятие получили широкое распространение и в науке, и за ее пределами. Нет такого образованного человека, который не пользовался бы этим понятием. Оно вошло в медицинские словари, учебники, справочники, энциклопедии и в повседневный обиход.

        Г. Селье — крупнейший ученый-биолог, продолжающий традиции материалистического естествознания, идущие от Клода Бернара, И. М. Сеченова и И.П. Павлова. В области биологии взгляды Селье отчетливы и последовательны.

        Но как только он покидает свою профессиональную сферу и углубляется в область социальных отношений, его общественная позиция и мировоззрение оказываются уже не столь отчетливыми. Г. Селье, несомненно, «прогрессист», хотя, в чем именно должен состоять социальный прогресс, он представляет не совсем ясно. Селье против войны, против насилия, против ограничения свободы мысли, против нищеты, Но позитивные его идеалы весьма расплывчаты.

        Селье родился в бурное время, и судьба поначалу бросала его в «горячие точки» Европы накануне второй мировой войны; наконец Селье нашел приют в западном полушарии, где полностью погрузился в исследование биологических проблем. Он вполне искренно считает, что его «философия жизни» возникла из размышлений над проблемами стресса, изучения кататоксических и синтоксических реакций, типов симбиоза и т. д. Однако взгляды его, как и всякого другого человека, формировались под влиянием общественной среды: родителей, которые прививали ему добродетели либеральной интеллигентской семьи — любовь к труду, уважение к духовным ценностям, сочувствие к страданиям; религии и позже — академического окружения в тихом университетском городке, достаточно удаленном от кровавых полей, на которых решались судьбы мира и прогресса. Общественная позиция Селье — это позиция абстрактного гуманизма.

        Противоречивость Селье наглядно проявилась в его любимом детище -книге «Стресс без дистресса». Ее главная особенность — сочетание исключительной глубины биологического мышления с удивительной политической наивностью (Это подтверждает справедливость известных слов А. С. Пушкина о чертах, которые «соединяются с гением, обыкновенно простодушным, и великим характером, всегда откровенным».) В первой половине книги, где Селье излагает учение об общем адаптационном синдроме (ОАС), он оригинальный мыслитель, изменивший прежние представления о фазах развития патологических процессов, углубивший понимание закономерностей работы различных функциональных систем организма, адаптирующегося к внешней среде. Эта часть книги написана легко, с той сжатой энергией и точностью языка, которые даются лишь тем, кто глубоко и свободно владеет предметом.

        Во второй части книги Селье формулирует кодекс нравственности, который он сам называет «принципом альтруистического эгоизма». Это система этических ценностей, которой Селье придает настолько большое значение, что не колеблясь заявляет: «Я считал бы главным достижением своей жизни, если бы мне удалось рассказать об альтруистическом эгоизме так ясно и убедительно, чтобы сделать его девизом общечеловеческой этики» (с. 53). Из этих слов ясно, как эмоционально относится автор к своему труду, и в этом, вероятно, причина того, что эту часть своей работы он не оценивает с той холодной бесстрастностью, с той беспощадной самокритичностью, взыскательностью и даже придирчивостью, которые характерны для его биологических исследований.

        в чем же состоит принцип «альтруистического эгоизма»? Вкратце он сводится к трем пунктам.

        Во-первых, Селье переносит на систему межличностных и даже межнациональных, межгосударственных отношений те законы, которые имеют биологическое обоснование.

        Во-вторых, в основу альтруистического эгоизма положено, как считает Г. Селье, вполне реалистическое и потому легко осуществимое жизненное правило: поступай так, чтобы завоевать любовь других людей.

        В-третьих, следуя этому правилу, человек вызовет расположение и доброжелательное отношение окружающих и тем самым создаст для себя максимум безопасности и возможностей успеха.

        Что можно сказать по поводу этой системы? Автор стремится к строго научному ее построению. Но сама по себе процедура переноса законов биологического развития в сферу общественных отношений уже есть отход от «строго научного метода». Это рассуждение но аналогии, или правдоподобное рассуждение, которое не имеет доказательной силы. Если бы физик вздумал объяснять закономерности воспалительного процесса путем простого переноса, скажем, законов термодинамики, Г. Селье опротестовал бы такую вольность и стал бы отстаивать качественное своеобразие биологических явлений и законов, управляющих ими. Но столь же неправомерно переносить и биологические законы на ту область, в которой они не действуют.

        Принцип альтруистического эгоизма, каким его представляет Селье, исходит из высокого гуманизма. Вряд ли кто-нибудь станет возражать против стремления «завоевать доброе отношение людей» в повседневных отношениях с сотрудниками, знакомыми, друзьями, родными, то есть с более или менее близким кругом людей-единомышленников. Но адекватен ли этот принцип в качестве фундамента этической системы, в качестве научно обоснованного нравственного принципа для всего человечества?

        Непоследовательность позиции Селье проявляется в том, что он сам косвенно отрицает его адекватность — тем, что указывает на изъятия, исключения из этого принципа. Так, на с. 109, где он излагает нравственный кодекс поведения в виде афористически ясных, чеканных заповедей, одна из первых заповедей гласит: «Постоянно стремясь завоевать любовь, все же не заводите дружбы с бешеной собакой». Эта краткая оговорка сразу же лишает всю систему той «универсальности», которой хотелось бы добиться автору. В самом деле, что такое «бешеная собака»? Ясно, что речь идет не о животном, страдающем гидрофобией. Речь идет о людях, которым мягкий, добрый и гуманный человек, каким является Селье, отказывает в праве называться людьми.

        На каком основании? По каким признакам выделять таких людей? Кто это -гангстеры, мафиози, отбросы общества? Укажет ли или не укажет Г. Селье, по каким критериям он отличает этих «бешеных собак», но важен сам факт: провозглашая девиз «заслужи любовь ближнего», он тотчас же вынужден ограничить число этих ближних. Совсем незачем завоевывать любовь «ленивых пропойц», «закоренелых уголовников, растлителей юных». И не только их,-вообще «всех, паразитирующих на чужом труде».

        Но эти исключения основываются не на биологических критериях, это уже выход за рамки биологии. Это чисто социальная оценка личности. Селье идет дальше этого — он не считает нужным завоевывать любовь «гнусного и наглого врага, который стремится уничтожить меня и все, во что я верю». Если вспомнить факты биографии Селье, то нетрудно догадаться, что речь идет о фашизме. Действительно, завоевывать любовь изуверов и теоретизирующих палачей совсем ни к чему, Г. Селье это прекрасно понимает, но пишет об этом как-то приглушенно, вполголоса, лишь намеками, не называя вещи своими именами. Ибо он чувствует, что если назовет их, то вся воздвигнутая этическая система зашатается.

        Это еще одна особенность книги, проистекающая из противоречивости самой личности автора, который, обладая способностью к тонким наблюдениям и анализу в одной области, не столь проницателен в других областях. Он и сам чувствует и даже осознает эту двойственность. Так, на с. 109 читаем: «. Чтобы обрести мир и счастье, нужно уделить больше внимания изучению естественной основы мотивации и поведения».

        www.libok.net

    About : admin