25 Авг, 2018

Стресс и его причины менеджмент

СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ЧАСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал «Справочник по управлению персоналом» № 2 за 2009 год

Реакция на стресс, повышенное нервное напряжение, – это ответ человеческого организма на любое предъявленное ему внешней средой требование. По мнению основоположника теории стресса Ганса Селье, это «адаптация к возникшей трудности, какой бы она ни была». Важно направить стрессовую реакцию в безопасное русло. Данную задачу и решает стресс-менеджмент.

Концепция стресс-менеджмента предполагает обучение сотрудников компании:

— навыкам диагностики стрессовых ситуаций (следует заметить – в индивидуальном порядке, поскольку реакции людей на стресс сильно разнятся);

— приемам смягчения негативных воздействий с учетом собственных «слабых мест»;

— способам максимально быстрой и эффективной нейтрализации закономерных, с точки зрения физиологии, реакций человеческого организма на изменения внешней среды.

Стресс-менеджмент связан с такими видами управления, как менеджмент внутрифирменных коммуникаций, риск-менеджмент, конфликт-менеджмент, поскольку они оказывают стрессовое влияние на весь коллектив компании или некоторых сотрудников. Но в большинстве случаев реакция (то есть всевозможные мероприятия по стресс-менеджменту) на упомянутое стрессовое влияние чаще всего носит спонтанный характер, и задачи решаются исключительно тактические, что в корне противоречит концепции управления стрессом.

Управление стрессом включает следующие меры:

— признание (в том числе, и на высшем управленческом уровне) того факта, что на сотрудников оказывается воздействие, которое может негативно сказаться на их физическом и психическом здоровье, а значит, и на делах предприятия;

— создание разветвленной системы мер, направленных на ослабление и профилактику, как самого воздействия, так и его возможных последствий.

Стресс-менеджмент в России все еще находится на этапе становления. До разразившегося осенью 2008 г. кризиса управление стрессом заключалось в следующем: проводились специальные тренинги; в «социальный» бюджет закладывались немалые средства для того, чтобы сотрудники имели возможность поддерживать свое физическое здоровье, например, посещать бассейн или тренажерный зал. Во многих организациях серьезно, не «для галочки», проводились кампании по борьбе с курением, занятия с приглашенным специалистом по йоге или консультации психолога. Медицинское страхование персонала стало настолько привычным, что воспринималось как норма, а его отсутствие – напротив, как недоработка руководства.

Кризис все изменил. Грустная закономерность: в сложной и нестабильной ситуации экономить приходится в первую очередь на обучении и «социалке». Это никому не нравится, но иных вариантов немного. Другая сторона медали – именно в условиях кризиса мероприятия по стресс-менеджменту особенно своевременны и дают максимальный эффект, повышая не только сопротивляемость сотрудников стрессовой нагрузке, но и уровень их лояльности к компании и руководству. Как это происходит?

На данный момент практически в любой профессиональной деятельности, а особенно в так называемых «квалифицированных видах труда», наиболее типичны и распространены следующие причины стресса:

  1. Дефицит времени и высокая ответственность вкупе с боязнью совершить ошибку.
  2. Неясные перспективы профессионального роста и развития карьеры, кризисы ее завершения.
  3. Социальная значимость, престиж профессии и стремление к ее соответствию внутренним запросам личности.
  4. Напряженный психологический климат в организации, рабочей группе.
  5. Изменение характера информационных нагрузок как следствие внедрения в компании IT-технологий.
  6. Деперсонализация профессиональных контактов.
  7. Проблема распределения времени.
  8. Анализ этого внушительного списка приводит к выводу о том, что избежать столкновения, как минимум, с половиной из перечисленных в нем стрессоров невозможно в принципе, а некоторые из них (например, пункты 1, 2, 4) вследствие кризиса приобрели чрезвычайно высокую актуальность.

    Классические способы борьбы со стрессом в профессиональной деятельности: реорганизация трудового процесса, специальные тренировки, питание, фармакотерапия, функциональная музыка, средства мультимедиа, методы психологической саморегуляции состояний. До кризиса частично они использовались в нашей стране, но, увы, «в народ» так и не пошли. Более простые средства, почти не требующие материальных затрат, тоже, как ни странно, пока используются довольно редко. Рассмотрим на примерах.

    Пример 1, докризисный. Несколько лет назад руководство очень уважаемого банка решило серьезно заняться стресс-менеджментом. Было приобретено дорогостоящее оборудование, обустроена специальная комната релаксации для сотрудников: огромный аквариум с тропическими рыбками, несколько массажных кресел, «сухой бассейн», наполненный разноцветными шариками из мягкого пластика, мерцающие огоньки, пятьдесят ароматов эфирных масел, расслабляющая музыка, зимний сад. Потратив большие деньги на интерьер, руководители забыли о главном – объяснить сотрудникам, для чего все это создано. Поэтому сначала в релаксационную комнату ходили на экскурсии, потом стали использовать как «курилку», обсуждая в ней профессиональные вопросы. Когда были сломаны два массажных кресла, а кто-то покормил рыбок бутербродом с колбасой, комнату заперли на замок. С тех пор чтобы пойти «побороться со стрессом», приходилось писать заявление и собирать три подписи.

    Что показательно: те немногие, кто использовал комнату релаксации по ее прямому назначению – в течение 10–15 минут отдохнуть и восстановить силы, начальниками отделов воспринимались как лентяи, подыскивающие повод увильнуть от работы. Высшее руководство было раздосадовано тем, что подчиненные не оценили заботу. А ведь надо было лишь, во-первых, рассказать сотрудникам о том, зачем нужна комната релаксации и как ею пользоваться, и, во-вторых, объяснить начальникам отделов, что задачи, которые с ее помощью решаются, – суть стратегические, поскольку «здоровый и уравновешенный работник – эффективен и мотивирован». Просто? Куда же проще! Но вот, не предусмотрели мелочей, а в результате пострадали как люди, которые утратили возможность быстрого восполнения сил, так и сама идея стресс-менеджмента, оказавшаяся в этом банке изрядно скомпрометированной.

    Пример 2, «кризисный». Та же компания, те же руководители, куда более напряженная обстановка – ведь банковская сфера первой испытала на себе воздействие кризиса. И принципиально иной подход руководства к стресс-менеджменту. Что же было сделано?

    Сначала директора, разумеется, с помощью сотрудников HR-отдела, трезво оценили текущую ситуацию и определили, с какими стрессорами предстоит бороться. Общая картина не радовала: витали слухи о том, что «всех уволят» и «всем сократят зарплату в два раза», психологический климат заметно ухудшился, стало гораздо больше конфликтов, упала трудовая дисциплина. Люди начали чаще болеть, но на работу все равно приходили – чтобы не раздражать руководство. В приватных беседах сотрудники жаловались друг другу: «почва уходит из-под ног, и непонятно, что нас ждет впереди». Следовательно, главными стрессорами стали два фактора: недостаток информации и проистекающее из него чувство потери стабильности, а именно она, напомним, в классической пирамиде Маслоу относится к базовым потребностям человека и подлежит удовлетворению в первую очередь.

    Приняли план антистрессовых мероприятий. Понятное дело, одной комнаты релаксации уже было мало – даже если не собирать все подписи для ее посещения, требовались иные меры, впрочем, куда более простые и менее затратные. Сотрудников проинформировали о положении дел в банке и его перспективах на ближайшие четыре месяца. Сообщение было структурировано так:

    — признание руководством проблем;

    — рассказ о мерах, в том числе и непопулярных, которые были и будут приняты, с объяснением причин (но не оправданием), по которым пришлось на них пойти;

    — обозначение минимального срока действия некоторых мер (например, сокращение бюджета на «социалку») – чтобы у сотрудников не возникло ощущения, что это навсегда.

    Это если и не успокоило людей полностью, то, по крайней мере, снизило психологическое напряжение. Заметно изменился психологический климат в организации.

    Кстати, тогда же руководство вновь открыло комнату релаксации для свободного доступа – но уже учтя предыдущие ошибки и попросив сотрудников HR-отдела довести до всеобщего сведения как смысл релаксации в специальном помещении, так и правила пользования инвентарем. Сейчас комната стала популярной. Кроме того, банк заключил договор на абонентское обслуживание с центром психологической помощи, и теперь сотрудники могут проконсультироваться с квалифицированным психологом, оплачивая при этом 50% стоимости его услуг. И это обходится банку в куда меньшую сумму, чем оплата посещения персоналом фитнес-центра, от которой пришлось отказаться в целях экономии.

    Кризис и его последствия еще долго будут влиять на российскую экономику. И что же делать отечественным компаниям в ситуации, когда бюджета на стресс-менеджмент практически нет, а необходимость в антистрессовых мероприятиях колоссальна? Выходом могут быть следующие меры:

  9. Приложить максимум усилий для того, чтобы хотя бы частично нейтрализовать воздействие неизбежно сопутствующего кризису стрессора: страха за будущее. Полностью побороть его вряд ли удастся, но даже незначительное уменьшение скажется на общей атмосфере в компании. Свято место пусто не бывает – если у людей нет сколько-нибудь правдивой (или даже правдоподобной) информации, они придумают свою, поверят в нее и найдут в ней обоснование всему: и опозданиям, и низкому качеству работы, и конфликтам с коллегами. Поэтому информационный вакуум следует устранить – и лучше всего это получится у HR-службы.
  10. Весьма желательно установить, какие именно стрессоры, кроме присущих кризисной ситуации, чаще всего возникают в конкретной компании. Некоторые из них довольно легко нейтрализуются путем обучения персонала (конечно, в кризис бюджет на развитие сокращается, но совсем обучение, скорее всего, не остановится). И вовсе не обязательно проводить тренинг или семинар по тематике стресс-менеджмента. Одна из распространенных ошибок – считать, что тренинг «управление стрессом» поможет победить накопившиеся за долгий срок проблемы, помноженные на «проверку кризисом».
  11. При патологической нехватке времени поможет курс по тайм-менеджменту. Давление тяжкого груза ответственности на «топов» снимается тренировкой навыка делегирования полномочий на курсах вроде «Эффективный менеджмент» или «Базовые управленческие навыки». Несовершенство профессионального взаимодействия преодолевается на занятиях по развитию коммуникативной компетентности. Прочие же вопросы, требующие только индивидуального подхода – решаются HR-политикой, одним обучением обойтись сложно.

    Так, информационные нагрузки, непомерно возросшие вследствие внедрения новых технологий (или увольнения части сотрудников с последующим распределением объема их работы между оставшимися), нередко появляются не как логичное продолжение кризиса, а просто потому, что люди не были подготовлены к грядущим изменениям, и им не дали времени к ним привыкнуть. Неважный психологический климат в компании может быть связан с нехваткой мероприятий по командообразованию (от грамотно организованного корпоративного праздника до свежего анекдота на внутреннем сайте). Решению личных проблем кого-либо из сотрудников поможет «разговор по душам», «подарок» в виде двух дней отпуска. Даже если совсем нет возможности материальной поддержки, вовремя побеседовать с человеком – значит, применить технологию управления стрессом. В конечном счете, это одна из обязанностей специалистов отдела персонала, хотя у них часто не только не хватает времени на нее, но и нет даже уверенности в том, что она нужна.

    HR-менеджерам почти всегда приходится доказывать и руководителям, и коллегам из других отделов, что идея управления стрессами имеет право на существование, а также обосновывать его значимость для компании. Убедить в необходимости стресс-менеджмента сложно, потому что непонятно, как оценить эффект, – разве что по уменьшению жалоб клиентов или сокращению поломок оргтехники. Или по тому, что сотрудники стали меньше конфликтовать. Или, еще туманнее, – по позитивным изменениям психологического климата… Субъективный критерий можно выбрать самостоятельно, – стопроцентно объективного, к сожалению, нет. И кризис (не было бы счастья, да несчастье помогло) может прийти на помощь HR-специалистам. Ведь в условиях экономического спада именно трудовые усилия персонала компании приобретают решающее значение для удержания бизнеса на плаву. А их качество нельзя обеспечить репрессивными мерами: человек в ситуации нестабильности крепче держится за свою работу, но это совсем не означает, что он лучше ее выполняет. Значит, чтобы обеспечить нужный уровень эффективности, надо людям помочь:

  12. Признать тот факт, что стрессовая нагрузка на персонал усилилась, а бюджет на мероприятия по профилактике стресса уменьшился, уделять им основное внимание. Другими словами, стараться прогнозировать последствия тех или иных событий и «обходить острые углы»: вовремя предоставлять информацию о характере изменений в компании, пресекать негативные слухи, ориентировать людей на светлое будущее, причем ближайшее.
  13. Просвещать сотрудников в области стресс-менеджмента – с тем, чтобы они сами стремились сохранять собственное физическое и психическое здоровье. Частая проблема в российских компаниях – непонимание людьми всей опасности многочисленных стрессов и незнание элементарных методов противодействия им. Краткой, на 20–30 минут, лекции о «домашних» методах стресс-менеджмента иной раз бывает достаточно, чтобы коренным образом изменить отношение слушателей к этой проблеме.
  14. Не терять надежды донести до высшего руководства идеи четко организованных, регулярных (а не антикризисных) и продуманных мероприятий по стресс-менеджменту. Кризис – он не навсегда, и через некоторое время (надеемся – недолгое), тема управления стрессом проявится опять. К этому надо готовиться.

Стресс-менеджмент – это лишь часть общего менеджмента организации. Жизнь заставляет серьезно менять технологии управления компанией, а значит, и стресс-менеджмента.

artmanage.ru

Стресс и его последствия (стр. 1 из 5)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Чувашский педагогический университет им. И.Я.Яковлева

по дисциплине: Менеджмент

Стресс и его последствия

1. Общие понятия стресса

1.1 Понятие стресса

1.2 Стадии стресса

1.3 Причины возникновения стресса

1.4 Методы борьбы со стрессом

2. Стресс в управленческом труде

2.1 Стресс на работе

2.2 Причины возникновения стресса на работе

2.3 Методы борьбы со стрессом на работе

3. Исследование последствий стресса у сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ им. А. Г. Николаева»

3.1 Характеристика МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева

3.2 Цель исследования

3.3 Методы исследования

3.4 Вывод исследования и некоторые рекомендации по борьбе со стрессом

Список использованной литературы

стресс дистресс управленческий работа

1.Узнать, что же представляет собой термин «стресс».

2.Выявить причины и последствия стресса у сотрудников организации.

3.Проанализировать проблему стресса, его последствия и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

4.Сделать вывод о проделанной работе.

Объектом исследования являются сотрудники МОУ «Шоршелской СОШ им. А. Г. Николаева».

Актуальность курсового проекта.

Стресс – это «тихий убийца», он проник повсюду и его воздействия на организм губительны, особенно в последние годы. Стресс с большей силой затронул все население страны, этому поспособствовал финансовый кризис. Следовательно, кому как не трудоспособным людям приходится каждодневно испытывать стресс.

Ведь стрессы, возникают из-за множества причин: семейных, финансовых проблем и еще одной из самых главных причин, является загруженность на работе. Сегодня к выше перечисленным причинам можно прибавить, извещение об увольнении, сокращении, понижении и даже мрачные мысли об этом.

Целью данного курсового проекта является изучение стресса и его последствия в организации.

В соответствии с данной целью будут выделены следующие задачи:

Узнать, что же представляет собой термин «стресс».

Выявить причины и последствия стресса у сотрудников организации.

Проанализировать проблему стресса, его последствия и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

Сделать вывод о проделанной работе.

Актуальность темы исследования заключается в том, что именно в последние годы стресс с большей силой затронул все население страны, этому поспособствовал финансовый кризис. А это говорит о том, что кому как не трудоспособным людям приходится каждодневно испытывать стресс.

Ведь стрессы, возникают из-за множества причин: семейных, финансовых проблем и еще одной из самых главных причин, является загруженность на работе. Сегодня, извещение об увольнении, сокращении, понижении и даже мрачные мысли, об этом приводят к стрессу.

Многие люди даже не задумываются о том, что они находятся в постоянном состоянии стресса. Это то психическое состояние организма, когда чрезмерное перенапряжение организма препятствует полноценному восстановлению сил, а иногда приводит к истощению. В народе бытует выражение «Все болезни от нервов». И не напрасно! Ведь, когда мы работаем человек работает, мы он не спрашиваем спрашивает у нашего своего организма: «Не устал ли ты?» Этому способствует то, что Мы не жалеем себя сегодня люди хотят прожить свой жизненный путь достойно и в достатке, а потому что хотим жить достойно в этом жестоком мире! и не жалеют себя.

Раньше к профессиям, наиболее часто вызывающие стресс, относили те, на которых людям приходилось постоянно находиться в напряженном состоянии. А также наиболее стрессовой работой считалась работа сотрудников экстренных служб. Сейчас же этот список расширился, к наиболее стрессовым профессиям относят работу преподавателей, менеджеров, сотрудников области услуг, т.е. в тех отраслях, где приходится контактировать с другими людьми. Им приходится сталкиваться с, неуравновешенными, недоброжелательными, некоммуникабельными людьми, что, естественно, постепенно приводит в стрессовое состояние.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины и последствия стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

1.Общие понятия стресса

1.1 Понятие стресса

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики — для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающий его деформацию». У них позаимствовал этот термин канадский физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внутренних и внешних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в его труде 1956 года «Стресс в нашей жизнь» и, согласно теории Селье, обозначало психическое напряжение, возникающие у человека под давлением трудных условий — как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Гансу Селье пришлось почти пять лет доказывать скептически настроенным коллегам по всему миру уместность употребления этого технического слова в медицине. И когда его, наконец, внесли во все словари, оказалось, что человечество только и ждало названия для своих душевных и телесных расстройств .

Стресс (от англ. «stress» — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса »

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса.

Эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.

Дистресс – это патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение, усталость, вялость.

В психологической литературе также активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости, так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека Дистресс в ответ на определенное событие.

Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.

Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

1.2 Стадии стресса

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем четыре фазы (стадии).

Первая фаза — стадия тревоги:

Тревога — реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги — это мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. Вслед за первой наступает вторая фаза – привыкание:

Привыкание — длительное действие вредных агентов, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как "анемия спортсменов", "спортивная тахикардия".

Вслед за второй наступает третья фаза-истощение:

Истощение — при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервы для поддержания существования.

Последняя фаза- болезнь. Болезнь — развитие хронических заболеваний. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.

mirznanii.com

Стресс является сложным явлением, этот термин впервые был использован исследователем Г. Селье (1984) для описания механизмов биологического ответа организма. Ученый определил стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное к нему требование.

Стресс — это адаптивный ответ человека на факторы и условия, которые вызывают чрезмерные психологические требования к этому человеку. Любые действия человека требуют энергетических затрат. В случае рутинной, обыденной, естественной и ожидаемой деятельности стресс не возникает. Стресс также не обязательно возникает из-за нежелательных явлений. Однако, если ситуация требует адаптации к новым обстоятельствам, тем самым повышая требования к жизненно важной деятельности, она может вызвать стресс в виде стереотипированной картины биохимических, функциональных и структурных изменений в организме человека. В таких ситуациях, человек испытывает страх, боль, гнев, усталость, снижение уровня эмоционального фона, разочарование, потерю концентрации, и может возникать в случаях несостоявшегося ожидаемого события, неожиданного события, смерть/уход любимого человека и неожиданный успех, требующий изменения в стиле работе.

Другими словами, стресс — это состояние ума, отражающее определенные биохимические реакции в организме человека и спроецированное чувством тревоги, напряжения и депрессии, вызванное требованиями внешнего окружения или внутренних ощущений, которые не могут быть выполнены доступными ресурсами человеку.

Понятие и классификация «стрессоров»

Величина стресса определяется силами окружающей среды или стилем поведения человека. События, происходящие в окружающей среде, условия, обстоятельства или требования, которые вызывают стресс, называют «стрессорами». Стрессоры могут быть физическими или психологическими. Для каждого человека факторы, вызывающие стресс, различны, так же как и отношение к стрессовым ситуациям индивидуально. Для возникновения стрессовой ситуации необходимо, чтобы факторы, приведшие к ней, (стрессоры) были чрезмерными. Однако чрезмерное для одного человека может быть абсолютно приемлемым для другого человека. Стрессоры можно разделить на:

  • органические (питание, генетические факторы и т.д.),
  • личные (брак/развод, новая работа, переезд и пр.),
  • семейные (любые проблемы внутри с семьи),
  • ситуационные (ситуация находится полностью или частично вне вашего контроля),
  • временные (нехватка времени, истечение сроков исполнения),
  • связанные с работой (ситуации на работе, неудовлетворенность или отсутствие работы),
  • экологические (загрязнение окружающей среды),
  • связанные с происходящими изменениями (неспособность быстро приспособиться к технологиям и новинкам, приобретение новых навыков),
  • связанные с ожиданием (ожидание какое-либо события).

Способы управления стрессом

Существует несколько способов управления стрессом. Не каждый способ справиться со стрессом подходит для любого человека, потому что реакция человека на стрессовые ситуации индивидуальна. Нет правильного или неправильного ответа. Для того, чтобы управлять стрессом необходимо в первую очередь выявить источники возникновения стрессовых ситуаций, то, что провоцирует стресс, а также исследовать свою реакцию на стресс (можно завести журнал стресса и отмечать в нем стрессовые ситуации и свои ответные реакции). Необходимо научиться не брать на себя дополнительную ответственность, говорить «нет» в нужных ситуациях, тщательно проверить свое окружение и находится подальше от людей, провоцирующих стрессовые ситуации, принять тот факт, что не все ситуации можно проконтролировать, и если нельзя изменить ситуации, то нужно поменять свое отношение к ней, извлекая определенные уроки из нее. После определения источников стресса нужно выработать здоровые механизмы борьбы со стрессом, которые также индивидуальны для каждого человека.

Одним из способов является выполнение дыхательной гимнастики. Они успокаивают человека и помогают им расслабиться. Существует множество различных методов дыхания, которые могут уменьшить стресс. Консультанты по управлению стрессом могут рекомендовать определенный метод для каждого человека. Расслабление и дыхание работают совместно. Расслабление может включать в себя что-то приятное, например, прогулку, прослушивание музыки, хобби, чтение или т.д.

Физические упражнения — это еще один способ уменьшить стресс. Любая физическая нагрузка приводит к выбросу эндорфинов в организм. Необязательно профессионально заниматься в спортзале. Сосредоточение на реакции тела во время физической активности, соблюдение дыхания помогают переключить внимание.

Привычка здорового образа жизни. Правильное питание поможет справиться со стрессом. Здоровые продукты поддерживают иммунную систему, ограничивайте количество потребляемого кофеина ежедневно. Кофеин ускоряет сердечный ритм и метаболизм, что может усиливать стресс. Бросить курить также является отличной альтернативой уменьшению стресса. Курение сигарет оказывает такое же влияние, что и кофеин на организм.

Лица, находящиеся в стрессовой ситуации, не должны использовать вредные или пагубные способы борьбы со стрессом, таким как курение, употребление алкоголя или нездоровое питание. Эти бесполезные стратегии управления стрессом дают лишь ощущение управления стрессом, но вместо этого они вредят организму, что приводит к большему стрессу. Проблемы с работой, отношениями, школой и жизнью в целом должны быть рассмотрены соответствующим образом. Используя правильные стратегии или проведя консультации со специалистами, человек может определить, что лучше всего подходит для борьбы со стрессом. Определив стресс, его причины и побочные эффекты, влияющие на стресс, можно управлять стрессовой ситуацией и найти из нее выход.

management-rus.ru

Глава 1. Понятие стресса в менеджменте и причины его возникновения. Понятие аутогенного менеджмента

Глава 1. Понятие стресса в менеджменте и причины его возникновения. Понятие аутогенного менеджмента.

1.1. Сущность стресса. Стресс в менеджменте……………………………6

1.2 Причины возникновения стресса в менеджменте, виды стресса и его последствия………………………………………………………………………..8

1.3 Понятие аутогенного менеджмента…………………………………..17

Глава 2. Методы, приемы и технологии по управлению стрессом в менеджменте и аутогенном менеджменте

2.1 Профилактика и методы борьбы со стрессом в менеджменте и аутогенном менеджменте……………………………………………………….23

2.2 Практические рекомендации для менеджеров по управлению стрессом………………………………………………………………………….34

Список литературы. 43.

Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, часто приводит к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс — этовызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г. Селье (1907-1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса. [5]

Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс — это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт — это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.

В целом стресс — явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

Менеджмент (англ. management, от manage — управлять), совокупность принципов, методов управления фирмой (шире – экономикой), направленных на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего потенциала фирмы. Менеджмент тесно связан с оптимизацией использования фирмой таких ее ресурсов, как персонал, оборудование, методы деятельности, материальные ресурсы и денежные средства.[13]

Аутогенность – метод психотерапии, основанный на самовнушении.

Из данных определений можно сделать вывод, что аутогенный менеджмент – это совокупность определенных принципов и методов управления, основанных на внушении и самовнушении для максимального использования внутреннего потенциала управляемой организации, т.е. управление с использованием психотерапии.

Аутогенный менеджмент изучает влияние стресса на организм человека внутри организации и основной его задачей является борьба со стрессами. Под борьбой со стрессами подразумевается как сама борьба со стрессами, так и методы профилактики стрессов. [5]

При правильном использовании психотерапии можно избежать большинства конфликтов, которые влекут за собой стрессовые ситуации, что в свою очередь не позволяет достичь максимального использования потенциала данной организации. Чтобы правильно использовать методы психотерапии управляющему необходимо знать не только принципы управления, но и уметь воздействовать на людей. А для этого, в свою очередь, необходимо хорошо разбираться в психологии людей, уметь находить подход к каждому отдельно взятому служащему, а также избегать возникновения стресса.

Тема данной курсовой работы является актуальной для современного общества, так как люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно значима эта тема для менеджеров, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть понятие стресса в управлении, раскрыть сущность аутогенного менеджмента, изучить методы борьбы со стрессом, составить эффективные рекомендации по управлению стрессом для менеджеров.

Объект исследования – организация управления стрессами в менеджменте.

Предмет исследования – методы управления стрессом в менеджменте.

Гипотеза исследования: изучив сущность стресса и его влияние на человека, способы управления стрессами, рассмотрев специальные техники и упражнения, можно составить эффективные рекомендации для менеджеров по управлению стрессами.

— на основе изучения и анализа литературы по теме исследования раскрыть сущность стресса, его виды, причины возникновения и последствия;

— рассмотреть понятие аутогенного менеджмента и его использование в повседневной практике;

— провести анализ современных методик по управлению стрессом;

— разработать практические рекомендации по эффективной борьбе со стрессами для специалистов в сфере управления.

Методологическую основу исследования составили научно-теоретические работы по психологии, социологии, медицине, менеджменту.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследования: абстрактно-логический, аналитический, синтетический, эмпирический.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие стресса в менеджменте и причины его возникновения. Понятие аутогенного менеджмента

1.1. Сущность стресса. Стресс в менеджменте

По своей сути стресс — это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

Первоначальное понимание стресса относилось к неспецифическому ответу организма на действие любого фактора. Дальнейшее изучение стресса последователями Г. Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие — «эмоциональный или психологический стресс».

Г. Селье дает следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome — GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс». [5]

Классическая модель синдрома общей адаптации включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.[12]

Однако стресс — это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами — острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности, положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.[12]

Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно — эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А.А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу. Одни из них был назначен «главным». При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера — только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности.[17]

Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс-изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни. Для многих людей перемены в образе жизни, работы, местожительства не прошли бесследно — рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно — психическим перенапряжение, служит тому доказательством. [17]

Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента.

1.2 Причины возникновения стресса в менеджменте, виды стресса и его последствия

Дата добавления: 2015-07-11 ; просмотров: 483 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su

Стрессы и управление ими

Стресс (от англ. stress — давление, нагрузка, напряжение) — это общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, а также соответствующее состояние организма. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой, световой и другие стрессы. В менеджменте в основном рассматривают психологический стресс. Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

В любой организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например нехватка времени для выполнения всего объема работ. Когда ситуация выходит из-под контроля, появляется нервозность, обеспокоенность.

Стресс — это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении.

Чрезмерный стресс дорого обходится и сотруднику, и организации: снижаются эффективность и благополучие человека, а болезни, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь. Особенно это относится к руководителям высшего ранга, ответственность которых неизмеримо выше, чем у рядового сотрудника. В этом случае стресс характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.

Стресс — часто встречающееся явление (обычные последствия стресса: повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием — экзаменом, докладом и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс — это естественная часть человеческого существования. Необходимо различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.

Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла.

Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса.

o проблемы здоровья, нарушения сна;

o нервозность и напряжение, хроническое переживание, неспособность к отдыху;

o чрезмерное употребление алкоголя или курение;

o чувство неспособности справиться с чем-либо;

o эмоциональная неустойчивость;

o впечатлительность и легкая ранимость.

По мере того как менеджер решает собственные проблемы с напряженностью, он одновременно должен решать аналогичные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. Поэтому менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников.

Выделяют организационные и индивидуальные методы управления стрессом. Организационные методы включают: оздоровительные программы для сотрудников; изменение рабочего окружения и т.д. К индивидуальным методам относят: психологический (изменение окружения, в котором существует стресс, изменение познавательной оценки окружения, изменение поведения) и физиологический методы (улучшение физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом).

Среди факторов, определяющих возникновение стресса, можно выделить организационные личностные факторы.

Организационные факторы. Перегрузка работника является первым фактором возникновении стресса в организациях. В случае перегрузки возникают беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

Вторым фактором является конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может произойти, например, в результате нарушения принципа единоначалия. В результате возникает чувство беспокойства и напряжения.

Третий фактор — это неопределенность ролей. В этом случае работник не уверен в том, чего от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования будут не очень противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Четвертый фактор — неинтересная работа. Исследования показали, что люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньшее беспокойство и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.

Кроме того, стресс может возникнуть в результате плохих условий труда (температурный режим, недостаточное освещение, чрезмерный шум), а также из-за информационной недостаточности, неправильного соотношения между полномочиями и ответственностью.

Личностные факторы. Потенциальными причинами стресса, которые могут привести к снижению результатов работы, могут являться многие события, которые происходят за пределами организации, в личной жизни работника. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь, смерть близкого родственника и т.п.

Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Сделать это можно, используя следующие рекомендации:

1. Исходя из влияния той или иной работы на результаты фирмы, разработать систему приоритетов в своей деятельности.

Рис. 18.1. Сопоставление стрессового и нестрессового "стилей жизни" человека

2. Научиться говорить "нет" при достижении предела в объеме работ, который вам предстоит выполнить, либо настаивать на перенесении сроков выполнения данного вам ранее задания.

3. При выдвижении противоречивых требований со стороны вашего руководства (конфликт ролей) объяснять несостоятельность и невозможность их выполнения.

4. Каждый день находить время для отдыха. В этот период выбросить работу из головы, расслабиться, обратиться к приятным мыслям и образам.

5. Добиваться надлежащего вознаграждения за эффективную работу.

Человек, в зависимости от выбранного им "стиля жизни" (стрессового или нестрессового), ведет себя в различных жизненных ситуациях определенным образом. Сравнительные характеристики поведения людей, придерживающихся того или иного "стиля жизни", приведены на рис. 18.1.

При стрессе у работника первый, кто должен прийти к нему на помощь, должен быть его непосредственный руководитель. Начальник может стать существенной защитой против стресса.

studme.org

About : admin