31 Авг, 2018

Стихотворение лермонтова гляжу на будущность с боязнью

анализ стихотворения гляжу на будущность с боязнью

Биографическую привязку стихотворению, возможно, дают слова Лермонтова из его письма к С. А. Раевскому в марте 1837 г. : «Мне иногда кажется, что весь мир на меня ополчился» (ср. с обратным состоянием: «Когда забот спадает бремя.. . Тогда с отвагою свободной / Поэт на будущность глядит. » — «Журналист, читатель и писатель» , 1840 г.) . К тому же есть вероятность, что стихотворение написано одновременно с тематически близкими вещами, приходящимися на тот же или такой же период духовной озабоченности и датируемыми обыкновенно 1837 г. : «Я не хочу, чтоб свет узнал» , «Не смейся над моей пророческой тоскою» . Однако, поскольку основные мысли и формулы стихотворения относятся к числу сквозных в творчестве Лермонтов, с его упорными самоповторениями, подобная аргументация при датировке не могла быть решающей.

Смысл стихотворения также вызывает разноречивые толкования. Оно, несомненно, отражает напряженную внутреннюю ситуацию, когда перед возможностью крутого перелома подводится итог прожитому (ср. с преддуэльными размышлениями Печорина: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. ») . Однако что за «будущность» и «другая жизнь» , о которых говорит поэт? Р. Иванов-Разумник, А. Гуревич и другие различают здесь выражение тоски по идеалу, по нравственному обновлению. Многие комментаторы полагают, что Лермонтов имел в виду скорее исчерпанность земного существования, предчувствие кончины и жизнь за гробом. Герштейн проводит параллель с лирическим отступлением в 41-й строфе «Тамбовской казначейши» , где в сходных выражениях говорится об усталости и именно о смерти.

Последнее толкование подчеркивает в стихотворении тона меланхолическойа безнадежности, сосредоточивая внимание на финальной метафоре «увядшей» души («ранний плод, лишенный сока») , которая ставит стих. в одну цепь с юношеским «Он был рожден для счастья, для надежд» (1832 г.) , где впервые встречается этот образ «плода» , и с «Думой» (1838 г.) , где он наполняется новым, «укоризненным» смыслом. Между тем первая половина стихотворения насыщена такой тревогой, столь требовательной заинтересованностью в будущем и столь энергичным запросом к жизни, что об усталом приятии конца не приходится говорить. Нерв стихотворения — невыносимая утрата чувства цели, чаяние избавления и всеобъясняющей развязки («вестник избавленья» — возможно, ангел, в соответствии с греч. этимологией этого слова, но не обязательно «ангел смерти») . В стихотворении схвачен психологически острый, мучительный, пограничный момент — «между двух жизней в страшном промежутке надежд и сожалений» , как сказано о сходном переживании еще в стихотворении «Смерть» («Ласкаемый цветущими мечтами» , 1830-31 гг.) . Во время таких кризисов Лермонтов не раз затевал пылкие прения с богом по поводу жестокой непостижимости провидения (стихотворение «Я не для ангелов и рая» , 1832 г.) ; настоящее стихотворение — одно из последних в этом ряду, между тем как в упомянутой 41-й строфе «Казначейши» речь идет не о вседержителе, «горько прекословящем» планам поэта, а о сопротивлении этим мечтам безличных «законов природы» : соответственно вместо скорбного упрека — там самоирония. Существенно, что похожий философский и эмоциональный перепад уже намечается в стихотворении «Гляжу. » (что свидетельствует о его переходном характере) : по мере движения от начала к концу страстные претензии к божественному произволу сменяются печальным признанием власти «рока» , иссушающих законов бытия.

otvet.mail.ru

« Гляжу на будущность с боязнью …» ( Тема одиночества в лирике Лермонтова ) — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАлексей Степурин

Презентация на тему: » « Гляжу на будущность с боязнью …» ( Тема одиночества в лирике Лермонтова )» — Транскрипт:

1 « Гляжу на будущность с боязнью …» ( Тема одиночества в лирике Лермонтова )

2 Цели и задачи исследования Познакомиться с жизнью и творчеством ЛермонтоваПознакомиться с жизнью и творчеством Лермонтова Подобрать стихотворения, где ведущей является тема одиночества, выбрать цитаты для работы по темеПодобрать стихотворения, где ведущей является тема одиночества, выбрать цитаты для работы по теме Выяснить, почему одинок герой ЛермонтоваВыяснить, почему одинок герой Лермонтова

3 Гипотеза: Е сли бы судьба Лермонтова сложилась иначе, то «лирический герой» его поэзии не был бы таким одиноким.

4 Ход исследования: Познакомились с биографией М.Ю. Лермонтова и выяснили: ранняя смерть матери, семейные ссоры и разлука с отцом, болезненность, вынужденный уход из университета, аресты и ссылки на Кавказ, непонимание современниками привели к ощущению поэтом несовершенства окружающего мира. ранняя смерть матери, семейные ссоры и разлука с отцом, болезненность, вынужденный уход из университета, аресты и ссылки на Кавказ, непонимание современниками привели к ощущению поэтом несовершенства окружающего мира.

5 В большинстве стихотворений Лермонтова основная тема – одиночество. Название стихотворения Цитата «И скучно и грустно» «И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды» «Пророк» «Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья» «Выхожу один я на дорогу» «Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть» «Листок» «Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя.» «Тучи» «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную» «Нет, я не Байрон, я другой» «Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой»

6 Слова, которые часто встречаются в стихотворениях Лермонтова Слова, которые часто встречаются в стихотворениях Лермонтова (по данным Лермонтовской энциклопедии). Слова «один», «нет» наиболее частотны в лирике Лермонтова, что говорит об одиночестве лирического героя.

7 Основные черты «лирического героя» Лермонтова Лирический герой Романтичен Противостоит миру, толпе, Богу Его идеал – свобода. Разочарован в жизни Чуток к природе Стремится к Богу, небу Мятежен, демоничен Враждебен к власти

8 Лирический герой Лермонтова – это двойник автора. Поэт жил в эпоху «безвременья», что ощущалось им как личная трагедия. …я в мире не оставлю брата И тьмой и холодом объята Душа усталая моя; Как ранний плод, лишенный сока, Она увяла в бурях рока Под знойным солнцем бытия. М.Ю.Лермонтов.

9 Вывод: Одиночество Одиночество – главный мотив и основная тема творчества М.Ю. Лермонтова, судьбойэпохой что объясняется его тяжелой судьбой и «страшной» эпохой, в которую он жил.

10 Источники Источники : Лермонтов М.Ю. Избранное.- М., 1990.Лермонтов М.Ю. Избранное.- М., Лермонтовская энциклопедия.-Лермонтовская энциклопедия.- М., М., Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.- М., 1979.Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.- М., Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией.- М., 1991.Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией.- М., 1991.

www.myshared.ru

Анализ стихотворения Лермонтова “Гляжу на будущность с боязнью…”

Время написания стихотворения “Гляжу на будущность с боязнью…” до сих пор точно не определено. При этом существует несколько базовых версий от разных исследователей творчества Лермонтова. Литературовед Борис Михайлович Эйхенбаум относил произведение к 1837 году. Он упоминал период, когда Михаил Юрьевич находился под арестом, связанным с расследованием дела о “Смерти поэта”. Ираклий Луарсабович Андроников в качестве времени написания рассматриваемого текста указывал 1838 год. Мнение подкреплено тем, что автограф расположен на одном листе с “Кинжалом” и посвящением к “Тамбовской казначейше”. Кстати, датировка обоих произведений также предположительна.

Не могут прийти к единому мнению литературоведы и по поводу трактовки стихотворения. Точно ясно одно – “Гляжу на будущность с боязнью…” представляет собой отражение напряженной внутренней ситуации, в которой находится лирический герой. У него впереди – возможные кардинальные перемены в жизни. Перед тем, как они свершатся, ему необходимо подвести промежуточный итог. Понять, к чему удалось прийти, что достигнуто. Ключевые вопросы – о какой будущности идет речь и что за другую жизнь.

имеет в виду Лермонтов? Некоторые специалисты по творчеству Михаила Юрьевича находят здесь ярко выраженную тоску по идеалу и нравственному обновлению. Другие литературоведы трактуют будущность как загробную жизнь, конец земного существования.

Второе толкование на первый взгляд кажется более верным. В стихотворении превалирует интонация меланхоличной безнадежности. В финале появляется образ “раннего плода, лишенного сока”, символизирующий “увядшую” душу. Подобная метафора встречается и в других произведениях Лермонтова. В стихотворениях “Он был рожден для счастья, для надежд…” (1832) и ” Дума” (1838) говорится о плоде, “до времени созрелом”. В качестве главного аргумента против восприятия будущности как финала земного существования приводится первая часть анализируемого текста. Для нее характерна настолько сильная заинтересованность в грядущих событиях, настолько эмоциональные вопросы к жизни, что думать о пассивном приятии близкого конца не приходится.

В стихотворении “Гляжу на будущность с боязнью…” Лермонтов с удивительной психологической точностью показал пограничный момент, отличающийся остротой, мучительностью. Попав в сложнейшую ситуацию, лирический герой пытается осмыслить прошлое и настоящее, приподнять завесу тайны над будущим.

Другие работы по этой теме:

  • Гляжу на будущность с боязнью (Лермонтов Михаил Юрьевич Стихи)Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной; Придет ли вестник избавленья Открыть мне.

  • “Печально я гляжу на наше поколенье”Сочинение, присланное на сайт. Автор Алсу Начало XIX в. в Росси открывает собою путь величественного развития новой русской литературы. Права человеческой личности, свобода политическая и.

  • Мотив одиночества в поэзии М. Ю. ЛермонтоваБиографические мотивы в поэзии. Одиночество не было для М. Ю. Лермонтова красивым образом. Поэт переносил в лирику трагичность своего мировосприятия. Так М. А. Ло­пухиной он.

  • Анализ стихотворения Лермонтова “Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)”Чтобы понять, как видел тему назначения поэта и поэзии молодой Лермонтов, достаточно прочитать одно стихотворение – “Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)”. Написано оно в.

  • Анализ стихотворения Лермонтова. Бородино. Смерть поэта. Часть 5. (Лермонтов М. Ю.)1837-1841 Бородино.-Написано, по-видимому, в январе 1837г. как отклик на двадцатипятилетие Отечественной войны 1812 г. Здесь, как и в раннем стихотворении “Поле Бородина”, Лермонтов попытался воспроизвести.

  • Анализ стихотворения “Дума”; Лермонтова“Дума”; (1838). Стихотворение относится к философской ли­рике Лермонтова. В нем поэт в глобальном масштабе размышля­ет над судьбой поколения 30-х годов, исследует его социальные и духовные.

  • Полный анализ стихотворения Лермонтова ” Дума”. (Лермонтов М. Ю.)Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. Главная тема – это судьба целого поколения. Основная мысль заключается в первой же сточке:” Печально я гляжу на наше.

  • Анализ стихотворения “Три пальмы” Лермонтова“Три пальмы” (1839). В этом стихотворении Лермонтов при ходит к философскому обобщению о смысле жизни и о сущно­сти человека. Для осуществления своей цели поэт выбирает.

  • Анализ стихотворения Лермонтова “Время сердцу быть в покое…”Образец любовно-философской лирики 1832 г. исследователи относят к “ивановскому циклу” – ряду лермонтовских творений, написанных под впечатлением романтического увлечения Наталией Ивановой. Мотив разуверения в любви.

    ege-essay.ru

    Анализ стихотворения Лермонтова Гляжу на будущность

    Что необходимо человеку для жизни? Конечно, еда, одежда, жилье. Но помимо материальных ценностей, нужны и духовные. Помимо того, что имеет человек в настоящем, важно и то, на что он может рассчитывать в будущем. По этой причине столь значительную роль в жизни играет надежда. Без нее теряет смысл и жизнь. А потому даже в безвыходных ситуациях в потаенных уголках души человека всегда теплится надежда. И к человеку творческому, поэту, это относится вдвойне. Ярким примером может служить лирика Лермонтова.

    В стихотворении «Монолог», несмотря на то что оно написано в 1825 году, когда автору было всего 15 лет, уже появляется разочарованность в жизни. Поэт пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит». Лирическому герою не нужны ни «глубокие познанья», ни «жажда славы», ни «талант и пылкая любовь свободы».

    В стихотворении «Стансы» показано, что поэт не только разочарован в настоящем, но и не удовлетворен прошлым. Он пишет: «Я не крушуся о былом, оно меня не усладило. Мне нечего запомнить в нем, чего б тоской не отравило!» Вот так и исчезает надежда: «Надежды нету в утешенье: она навек умчалась прочь, как жизни каждое мгновенье».

    Но оказывается, можно заранее разочароваться в еще не происшедшем, потерять надежду на будущее. «Гляжу назад – прошедшее ужасно; гляжу вперед – там нет души родной!» – пишет Лермонтов в стихотворении «Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…» Грядущее настолько безнадежно, что даже сегодняшнее «мученье» – «одно предчувствие гораздо больших бед».

    В этом же году появляется, может быть, одно из самых трагичных по мироощущению стихотворений М. Ю. Лермонтова – «Предсказание», в котором поэт рисует безнадежное будущее России. Все несчастья страны начнутся с падения монархии. Придет время, «когда детей… низвергнутый не защитит закон». Но ведь дети – это будущее страны. Для России, с точки зрения Лермонтова, этого будущего не существует. Поэт уверен в своих словах, ведь перед читателем даже не предчувствие, а предсказание. «Черный год» для страны будет связан со смертью, кровью, чумой и «гладом». Может быть, даже Бог не поможет, если в человеке «с возвышенным челом» «будет все ужасно, мрачно». Тогда, наверно, окончательно исчезнет надежда на лучшее будущее.

    Но чаще всего Лермонтов пишет все же не о судьбе страны, а о себе. В стихотворении «1830 год. Июня 15-го» лирический герой говорит: «Ныне грустный, жалкий я живу без дружбы, без надежд, без дум, без сил…» Что же послужило причиной потери надежды? Вину за это поэт возложил на «общество иное». Именно в этом обществе лирический герой «погубил беспечности душевный талисман», и теперь ему нельзя ни любить, ни иметь друзей.

    Но неужели этим исчерпываются причины трагической безнадежности? С чем еще может быть связано исчезновение надежды в душе человека? Конечно же, с несчастной любовью. Например, в стихотворении «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…») поэт спрашивает лирическую героиню: «Чем успокоишь жизнь мою, когда уж обратила в прах мои надежды в сем краю, а может быть, и в небесах?» Получается, что для лирического героя Лермонтова все-таки может существовать надежда на счастье на земле и в небе. И даже если человек разочаруется в своей земной жизни, всегда остается вера в божественный мир. Поэт уверен во всем, что относится к «сему краю», но когда он говорит о небесах, то уже употребляет слова «может быть».

    О надежде на лучший мир Лермонтов пишет в стихотворении «Когда б в покорности незнанья…»: «Но чувство есть у нас святое; надежда, бог грядущих дней, – она в душе, где все земное живет наперекор страстей…» Эта надежда становится залогом существования горнего мира.

    А в высшем мире обязательно должна быть любовь. Земное чувство разрушило надежды на счастье здесь, но там, в мире ином, любовь предстанет «как ангел нежный», приносящий «полное блаженство». Вот, вероятно, то, ради чего стоит жить, на что следует надеяться.

    Но так видит мир лирический герой ранней лирики М. Ю. Лермонтова. Меняется ли с годами его представление о жизни, счастье и надежде?

    В стихотворении «Не смейся над моей пророческой тоскою…» поэт с уверенностью говорит: «Ни счастия, ни славы мне в мире не найти…» И опять появляется надежда на высшие силы: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый…» Как ни странно, именно со смертью поэт связывает счастье. Она становится возрождением души, источником надежды.

    И наконец, свои размышления о жизни Лермонтов обобщает в стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…», где он пишет: «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской…» Вот как характеризует поэт жизнь на земле. И все потому, что «жизни назначенье» еще неизвестно лирическому герою. Уже вполне закономерным становится противопоставление земли небесам. Совсем молодой Лермонтов как бы подводит итоги: «Земле я отдал дань земную любви, надежд, добра и зла; начать готов я жизнь другую…»

    Видимо, надежда на счастье, пусть даже в другом мире, живет в душе лирического героя. Но есть ли она у его современников? В стихотворении «Дума» поэт пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто, иль темно…» У людей, живущих в этом мире, как и у лирического героя, нет жизненного предназначения. Их существование – это «путь без цели». Но даже в столь неблагополучное время люди таят «надежды лучшие» от «ближних и друзей». Может быть, именно про надежду Лермонтов сказал: «Мы жадно бережем в груди остаток чувства»?

    Но несмотря на то что поэт принадлежит к этому поколению, он отличается от него тем, что смог сохранить веру в лучший мир, надежду на счастье в нем. По этой причине тема одиночества становится одной из самых важных в творчестве М. Ю. Лермонтова. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» лирический герой видит, как «пустыня внемлет Богу» и «звезда с звездою говорит». Лишь ему одному открываются эти божественные тайны. Поэт говорит: «Уж не жду от жизни ничего я… я б хотел забыться и заснуть!» Но сон этот не совсем «холодный сон могилы».

    Наверное, лишь избранным дана возможность увидеть надежду даже в смерти. К ним относится и М. Ю. Лермонтов, как бы трагичны ни были его стихи, в них всегда остается немного надежды на лучшее. Если в этой жизни счастье невозможно, оно, по мнению поэта, обязательно будет в другой. И эта надежда гения заставляет верить и надеяться его читателей.

    Тема сочинения раскрыта. Видно, что вопрос, присутствующий в ее формулировке, обдуман самостоятельно и глубоко. Положительной чертой работы является то, что используются не только те стихи Лермонтова, которые включены в школьную программу, но и прочитанные самостоятельно, причем их отбор полностью соответствует теме. Анализ текста стихотворений достаточно серьезен для выпускника средней школы, цитаты подобраны удачно. Рассуждения автора последовательны и логичны. Сочинение написано хорошим литературным языком. Введение и заключение соответствуют теме. Оценка – «отлично» .

    Лекция, реферат. «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской…» (Есть ли надежда в лирике Лермонтова?) — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    Часть I. Работа над сочинением

    Составление плана сочинения

    Введение и заключение в сочинении

    Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    Назначение поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова)

    «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» (А. С. Пушкин)

    Работа над языком сочинения

    Комплексный анализ сочинения

    Великосветская знать в романе Толстого «Война и мир»

    Трагедия Родиона Раскольникова

    Толстые и тонкие

    «Вот он: на цыпочках и не богат словами…» (Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

    «В мой жестокий век восславил я свободу…» (Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина)

    «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» (По лирике А. С. Пушкина)

    «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина

    Одно произведение – несколько сочинений

    «Книга… освещает наше личное движение к истине…»

    Двойники Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

    Фантастическое, легендарное и реальное в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Чацкий глазами героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    Любовь в жизни Базарова

    Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

    «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской…» (Есть ли надежда в лирике Лермонтова?)

    Роль цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Философские мотивы в лирике Тютчева и Фета

    Роль «сна Обломова» в понимании смысла романа И. А. Гончарова «Обломов»

    Образ Петербурга в русской литературе

    Возможные темы сочинений

    Смешные фразы из школьных сочинений

    «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» сочинение по стихам А. С. Пушкина

    « назад Оглавление вперед »

    Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» &#0171 | &#0187 Роль цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Гляжу на будущность с боязнью…»

    Это стихотворение написано М.Ю.Лермонтовым в начале 1838 года и интонационно и своим настроем вырастает из написанного чуть ранее великолепного, как впрочем всё у этого гениального человека, произведения «Моё грядущее в тумане…». Невозможно удержаться, чтобы не процитировать оба стихотворения:

    Моё грядущее в тумане…

    Моё грядущее в тумане,

    Былое полно мук и зла…

    Зачем не позже иль не ране

    Меня природа создала?

    К чему творец меня готовил,

    Зачем так грозно прекословил

    Добра и зла он дал мне чашу,

    Сказав: «Я жизнь твою украшу,

    Ты будешь славен меж людей. »

    И я словам его поверил,

    И, полный волею страстей,

    Я будущность свою измерил

    Обширностью души своей.

    С святыней зло во мне боролось —

    Я удушил святыни голос,

    Из сердца слезы выжал я.

    Как юный плод, лишенный сока,

    Оно увяло в бурях рока

    Тогда, для поприща готовый,

    Я дерзко вник в сердца людей

    Сквозь непонятные покровы

    Приличий светских и страстей.

    Гляжу на будущность с боязнью

    Гляжу на будущность с боязнью,

    Гляжу на прошлое с тоской

    И, как преступник перед казнью,

    Цель упований и страстей,

    Зачем так горько прекословил

    Земле я отдал дань земную

    Начать готов я жизнь другую,

    Молчу и жду: пора пришла.

    Я в мире не оставлю брата,

    И тьмой и холодом объята

    Как ранний плод, лишенный сока,

    Творчество истинного поэта — всегда отражение его внутренней вселенной и к Лермонтову это относится как ни к кому другому! Он обладал невероятным талантом и он это прекрасно осознавал, его Эго — колоссально, его вера в свою избранность не знает ни малейших сомнений:

    Добра и зла он дал мне чашу,

    Сказав: «Я жизнь твою украшу,

    Ты будешь славен меж людей. »

    И он, поэт, не сомневается в своей избранности и праве на славу, кто как не он сам знает на что он способен:

    И я словам его поверил,

    И, полный волею страстей,

    Я будущность свою измерил

    Обширностью души своей.

    Но какая горечь сквозит в последующих словах Лермонтова, поистине обнажающих тончайшую его натуру, вынужденную идти на жертвы:

    С святыней зло во мне боролось —

    Я удушил святыни голос,

    Из сердца слезы выжал я.

    Как юный плод, лишенный сока,

    Оно увяло в бурях рока

    Под знойным солнцем бытия.

    И теперь, с тяжелейшей ношей, мягко опущенной на его далеко не могучие плечи Создателем, с глазами не знающими слёз и сердцем не ведающим трепета поэт стоит, словно на утёсе под которым бушует море страстей человеческих:

    Тогда, для поприща готовый,

    Я дерзко вник в сердца людей

    Сквозь непонятные покровы

    Приличий светских и страстей.

    Это произведение создано в 1836-37 г. Скорее всего ещё до бурных событий, связанных с появлением Михаила Лермонтова со стихотворением «Смерть поэта(Погиб поэт-невольник чести…) «, произведшего фурор, скандал и сравнимое с эффектом разорвавшейся бомбы! Но мотив вселенского одиночества, фатализма и горечи, настоенной на едва уловимой иронии — был присущ Лермонтову в полной мере (тем более, что его поэтический, если можно так выразиться стаж составлял к этим годам почти десять лет).

    И вот прошёл почти год с бурных событий февраля 1837 года. арест, перевод из гвардейского гусарского полка в Петербурге в драгунский, находившийся в Грузии, знакомство с разными людьми, возвращение хлопотами бабушки обратно в столицу. Лермонтов пишет «Гляжу на будущность с боязнью…» и сравнивая его с проанализированным выше стихотворением «Моё грядущее в тумане…» испытываешь лёгкое изумление произошедшими за столь короткий срок метаморфозами. Язык Лермонтова стал ещё более безупречен, строфы достойны восхищения:

    Гляжу на будущность с боязнью,

    Гляжу на прошлое с тоской

    И, как преступник перед казнью,

    Ищу кругом души родной;

    Но помимо поэтического совершенства отчётлива и осязаема глубина и умудрённость Лермонтова-поэта (что кажется невероятным, учитывая возраст Михаила Юрьевича -23 года. ). В такие минуты с горечью понимаешь справедливость слов Толстого: » Вот кого жаль, что так рано умер! Что бы сделать он мог! «. Однако, как говорится, история не терпит сослагательного наклонения. Созданного Лермонтовым за 15(!) лет творчества иным не достичь и за 50…

    Возвращаясь к произведению «Гляжу на будущность с боязнью…» не покидает ощущение усталого фатализма поэта. Да он «боится» будущего, но не собирается сворачивать со своей стези:

    Земле я отдал дань земную

    Любви, надежд, добра и зла;

    Начать готов я жизнь другую,

    Молчу и жду: пора пришла.

    Увлекаемый своей судьбой поэт не питает никаких иллюзий, мир для него лишён очарования и пасторальности, но нет в душе его и ожесточения:

    Я в мире не оставлю брата,

    И тьмой и холодом объята

    Как ранний плод, лишенный сока,

    Она увяла в бурях рока

    Он ранний плод… «Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни довелось…» — какая невероятная, почти хрустальная перекличка спустя без малого сто лет…

    Если вам понравился материал, нажмите, пожалуйста, кнопку «Мне нравится» или «G+1». Нам важно знать ваше мнение!

    «Гляжу на будущность с боязнью…» М.Лермонтов

    «Гляжу на будущность с боязнью…» Михаил Лермонтов

    Ищу кругом души родной;

    Придет ли вестник избавленья

    Открыть мне жизни назначенье,

    Поведать — что мне бог готовил,

    Надеждам юности моей.

    Любви, надежд, добра и зла;

    Молчу и жду: пора пришла;

    Душа усталая моя;

    Она увяла в бурях рока

    Под знойным солнцем бытия.

    Анализ стихотворения Лермонтова «Гляжу на будущность с боязнью…»

    Время написания стихотворения «Гляжу на будущность с боязнью…» до сих пор точно не определено. При этом существует несколько базовых версий от разных исследователей творчества Лермонтова. Литературовед Борис Михайлович Эйхенбаум относил произведение к 1837 году. Он упоминал период, когда Михаил Юрьевич находился под арестом, связанным с расследованием дела о «Смерти поэта». Ираклий Луарсабович Андроников в качестве времени написания рассматриваемого текста указывал 1838 год. Мнение подкреплено тем, что автограф расположен на одном листе с «Кинжалом» и посвящением к «Тамбовской казначейше». Кстати, датировка обоих произведений также предположительна.

    Не могут прийти к единому мнению литературоведы и по поводу трактовки стихотворения. Точно ясно одно – «Гляжу на будущность с боязнью…» представляет собой отражение напряженной внутренней ситуации, в которой находится лирический герой. У него впереди – возможные кардинальные перемены в жизни. Перед тем, как они свершатся, ему необходимо подвести промежуточный итог. Понять, к чему удалось прийти, что достигнуто. Ключевые вопросы – о какой будущности идет речь и что за другую жизнь имеет в виду Лермонтов? Некоторые специалисты по творчеству Михаила Юрьевича находят здесь ярко выраженную тоску по идеалу и нравственному обновлению. Другие литературоведы трактуют будущность как загробную жизнь, конец земного существования.

    Второе толкование на первый взгляд кажется более верным. В стихотворении превалирует интонация меланхоличной безнадежности. В финале появляется образ «раннего плода, лишенного сока», символизирующий «увядшую» душу. Подобная метафора встречается и в других произведениях Лермонтова. В стихотворениях «Он был рожден для счастья, для надежд…» (1832) и «Дума » (1838) говорится о плоде, «до времени созрелом». В качестве главного аргумента против восприятия будущности как финала земного существования приводится первая часть анализируемого текста. Для нее характерна настолько сильная заинтересованность в грядущих событиях, настолько эмоциональные вопросы к жизни, что думать о пассивном приятии близкого конца не приходится.

    В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…» Лермонтов с удивительной психологической точностью показал пограничный момент, отличающийся остротой, мучительностью. Попав в сложнейшую ситуацию, лирический герой пытается осмыслить прошлое и настоящее, приподнять завесу тайны над будущим.

    Михаил Лермонтов — Гляжу на будущность с боязнью

    Glyazhu na budushchnost s boyaznyu,

    Glyazhu na proshloye s toskoy

    I, kak prestupnik pered kaznyu,

    Ishchu krugom dushi rodnoy;

    Pridet li vestnik izbavlenya

    Otkryt mne zhizni naznachenye,

    Tsel upovany i strastey,

    Povedat — chto mne bog gotovil,

    Zachem tak gorko prekoslovil

    Nadezhdam yunosti moyey.

    Zemle ya otdal dan zemnuyu

    Lyubvi, nadezhd, dobra i zla;

    Nachat gotov ya zhizn druguyu,

    Molchu i zhdu: pora prishla;

    Ya v mire ne ostavlyu brata,

    I tmoy i kholodom obyata

    Dusha ustalaya moya;

    Kak ranny plod, lishenny soka,

    Ona uvyala v buryakh roka

    Pod znoynym solntsem bytia.

    Ukz;e yf ,eleoyjcnm c ,jzpym/,

    Ukz;e yf ghjikjt c njcrjq

    B, rfr ghtcnegybr gthtl rfpym/,

    Boe rheujv leib hjlyjq;

    Ghbltn kb dtcnybr bp,fdktymz

    Jnrhsnm vyt ;bpyb yfpyfxtymt,

    Wtkm egjdfybq b cnhfcntq,

    Gjdtlfnm — xnj vyt ,ju ujnjdbk,

    Pfxtv nfr ujhmrj ghtrjckjdbk

    Yflt;lfv /yjcnb vjtq/

    Ptvkt z jnlfk lfym ptvye/

    K/,db, yflt;l, lj,hf b pkf;

    Yfxfnm ujnjd z ;bpym lheue/,

    Vjkxe b ;le: gjhf ghbikf;

    Z d vbht yt jcnfdk/ ,hfnf,

    B nmvjq b [jkjljv j,]znf

    Leif ecnfkfz vjz;

    Rfr hfyybq gkjl, kbityysq cjrf,

    Jyf edzkf d ,ehz[ hjrf

    Gjl pyjqysv cjkywtv ,snbz/

    Тема одинокого человека в творчестве Лермонтова

    1 сентября 2009

    Лирика М. Ю. Лермонтова никогда не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к его духовному наследию, открывая новые стороны, заставляющие нас совершенно по-новому взглянуть на мир, на те или иные явления действительности. Тема одинокого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, — таковы первые горькие впечатления детства поэта. Необходимо было иметь большой запас душевных сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем и противоборства с ними.

    Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет его. Чем старше он становится, тем сложнее представляется ему мир.

    Почти у каждого поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая "Дума".

    Лирический герой "Думы" одинок, но его волнует и судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что лично он не может быть равнодушным к бедам человеческим. Со злом необходимо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного "я". И самое страшное — порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя. В "Думе" поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его современников.

    Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые "зарисовки". Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме.

    В стихотворении "Гляжу на будущность с боязнью…" он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки — это еще рассказ о личном:

    Гляжу на будущность с боязнью,

    Гляжу на прошлое с тоской

    И, как преступник перед казнью,

    Ищу кругом души родной…

    Теперь смотрите, как развертывается строка "Гляжу на будущность с боязнью" в трагическую думу всего поколения:

    Печально я гляжу на наше поколенье

    Его грядущее — иль пусто, иль темно…

    Земле я отдал дань земную.

    Любви, надежд, добра и зла…

    И сразу возникают в памяти "алмазной крепости" строки:

    К добру и злу постыдно равнодушны,

    В начале поприща мы вянем без борьбы…

    Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:

    Я в мире не оставлю брата,

    И тьмой и холодом объята

    Толпой угрюмою и скоро позабытой

    Над миром мы пройдем без шума и следа,

    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

    Ни гением начатого труда.

    Поэт — один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта.

    Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с "небом и землей", борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.

    Чувством одиночества наполнены стихи о природе. Одиноко растут сосна и пальма.

    На севере диком стоит одиноко

    На голой вершине сосна…

    …Одна и грустна на утесе горючем

    Прекрасная пальма растет.

    Он стоит, задумался глубоко.

    И тихенько плачет он в пустыне.

    В лирическом, глубоко взволнованном монологе "Выхожу один я на дорогу-", написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:

    Что же мне так больно и так трудно?

    Жду ль чего? Жалею ли о чем?

    Уж не жду от жизни ничего я,

    И не жаль мне прошлого ничуть;

    Я ищу свободы и покоя!

    Я б хотел забыться и заснуть!

    Страшная духовная разобщенность с другими людьми -прямое следствие тех условий, в которые он попал по вине века. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как "о ровном пути без цели" рождает ощущение бесполезности желаний — "что пользы напрасно и вечно желать. " Строка: "И ненавидим мы, и любим мы случайно" логически приводит к горькому выводу: "На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно

    Стихотворение "И скучно и грустно…", названное В. Г. Белинским "похоронной песнью всей жизни", перекликается с романом "Герой нашего времени". Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости. В стихотворении "И скучно и грустно…" и в романе "Герой нашего времени" поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там "мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски". Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу.

    Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли.

    Мы не ошибемся, если скажем, что "Парус" у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы:

    Увы! — он счастия не ищет

    И не от счастия бежит!

    Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении "Я не унижусь пред тобой…" он говорит:

    Начну обманывать безбожно,

    Чтоб не любить, как я любил,

    Иль женщин уважать возможно,

    Когда мне ангел изменил?

    Не тоже ли случилось с Печориным, сделало его жестоким по отношению и к княжне Мери, и к Бэле?

    Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем "я", страстная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А. С. Пушкина.

    Тема горького одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте исполнения. Каждый раз, читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе. Мне становится очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу:

    ostihe.ru

    Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

    Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.

    Цели урока:

    • познакомить учащихся с разнообразной тематикой произведений М.Ю. Лермонтова;
    • выявить основной мотив в лирике М.Ю. Лермонтова;
    • стимулировать самостоятельное мышление учащихся; умение конспектировать;
    • способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности.
      • чтение,
      • говорение,
      • слушание,
      • письмо.
      • монолог,
      • диалог, анализ текста,
      • выразительное чтение

      Подготовка к уроку: учащиеся за две недели до урока получают задания (Приложение 1): составление и оформление докладов (сообщений), которые предварительно просматриваются учителем; подготовка ответов на заранее составленные вопросы (класс разделён на группы, в каждой группе есть ученик-консультант).

      Оформление:

      • на доске записаны тема урока, эпиграф;
      • портреты М.Ю. Лермонтова, его родителей, В. Лопухиной.
      • 1. Оргмомент (приветствие). Мотивационное начало урока. Сообщение темы, целеполагание.

        — Сегодня мы с вами проводим урок-семинар по теме “Мотив одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова”. Вам предстоит вспомнить уже изученные ранее произведения поэта и познакомиться с новыми. Вы должны уметь высказывать собственное обоснованное суждение по заданной теме, выражать своё личностное восприятие произведений. Попутно мы закрепляем навыки анализа лирического произведения и выразительного чтения, а также совершенствуем навык конспектирования.

        Во время выступления групп по заданной проблеме, остальные делают записи у себя в тетрадях, отмечают самое основное, на ваш взгляд, по этой теме.

        Открываем тетради, записываем тему урока.

        2. Вступительное слово учителя. Семинар.

        Творчество М.Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нём отражён важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Мотив одиночества отражает именно состояние русской общественной мысли периода реакции и об этом выступление первой группы (Приложение 2, Приложение 3).

        — Тема разрушения Дома – также одна из главных философских проблем и романа “Герой нашего времени”. Печорин разрушает и дом “честных контрабандистов”, и дом Бэлы, и дом княжны Мери, и возможный дом Грушницкого – чтобы самому погибнуть в скитании, “где-то на пути в Персию”. Мотив одиночества у Лермонтова приобретает философский характер и об этом выступление 2-й группы (Приложение 4, Приложение 9).

        — Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся вне человека, но внутри него, в его душе. И нельзя, совершенствуя окружающий мир, ожидать, что он, изменившись к лучшему, изменит людей. Поэтому все внимание поэта сконцентрировано на духовном пути героя, который всегда стремится к гармонии с миром. Об этом выступление 3-ей группы (Приложение 5).

        — В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.

        Ни в обществе, ни в поколении своём, ни даже в любви Лермонтов не мог найти опоры своим идеалам. Об этом выступление 4-й группы (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8).

        — Идеальный мир в лирике Лермонтова, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или воображением, воссоздаётся через образы природы. Природа одухотворена в произведениях Лермонтова. Об этом выступление 5-й группы (Приложение 10).

        — На ваше внимание представлены сведения из Лермонтовской энциклопедии. Не представит особого труда определить, какие из мотивов лирики Лермонтова доминируют.

        Слова, которые встречаются на страницах произведений М.Ю.Лермонтова:

        “один” – 1472 раза, “нет” – 1006 раз, “любовь” – 605 раз, “бог” – 589 раз, “небо” – 415 раз, “земля” – 385 раз, “казаться” – 336 раз, “минута” – 333 раз, “ночь” – 328 раз, “сон” – 277 раз, “смерть” – 273 раза, “надежда” – 263 раза, “играть” – 183 раза, “скала” – 164 раза, “страдание” – 149 раз, “могила” – 144 раза, “камень” – 142 раза, “зло” – 136 раз, “напрасно” – 134 раза, “обмануть” – 129 раз, “рай” – 127 раз, “ночной” – 122 раза, “миг” – 121 раз, “небесный” – 95 раз, “злодей” – 92 раза, “крест” – 92 раза, “грозный” – 85 раз, “страдать” – 81 раз, “воспоминание” – 72 раза, “гроза” – 65 раз, “волшебный” – 64 раза, “ложь” – 60 раз.

        Задание: составить из данных слов тематические ряды; озаглавить ряд.

        4. Анализ стихотворений “Монолог”, “Дума”.

        Всё творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадёжности.

        Несомненно, Лермонтова можно назвать народным поэтом. Он вошёл в историю русской литературы как достойный преемник А.С. Пушкина.

        6. Домашнее задание: письменный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Гляжу на будущность с боязнью”.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

  • About : admin