10 Авг, 2018

Статистика аутизм россия

Аутизм в России и в мире

Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга.

Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм).

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году, в 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин.

Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

На сегодняшний день, по данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centers for Disease Control and Prevention), каждый 88-й ребенок в Америке болеет аутизмом — это на 23% больше, чем два года назад, и на 78% больше, чем в 2000 году.

Российская статистика о количестве детей с аутизмом отсутствует.

По статистике, до 80% семей, воспитывающих детей с аутизмом в России, — семьи с низким уровнем достатка. Это обусловлено неполным составом семьи и тем, что один из родителей вынужден оставить работу в пользу ребенка. Непомерные траты на реабилитацию ребенка с аутизмом, в сочетании с переживанием депрессивного состояния от кажущейся безысходности, часто являются поводом для развода. Для организации эффективного коррекционного воздействия, на одного ребенка с аутизмом требуется около 30-70 тысяч рублей в месяц. До 80% детей с аутизмом — инвалиды.

Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причине возникновения аутизма. Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте.

Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.

Если диагноз был поставлен до полутора лет, и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к семи годам можно выправить ситуацию — никто и не подумает, что мальчику или девочке когда-то ставили аутизм. Учеба в условиях обыкновенной школы, класса не доставит особых хлопот ни семье ни ребенку. Среднее профессиональное или высшее образование для таких людей — не проблема.

Если диагноз был поставлен позже пяти лет, то с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок будет учиться по школьной программе индивидуально, а дальнейшая учеба и профессиональная деятельность будут полностью зависеть от среды — специально созданных условий, в которых будет находиться подросток.

В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), принятой в нашей стране, аутизм отнесен к группе расстройств, характеризующихся нарушениями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества и только с небольшими исключениями расстройства проявляются в первые пять лет. У мальчиков расстройство развивается в три-четыре раза чаще, чем у девочек.

Наиболее просто основные симптомы аутизма можно выразить как: желание уйти от контакта, стремление к одиночеству, навязчивым стереотипным формам поведения, задержка речевого развития, неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители.

Существуют несколько методов коррекции аутизма. Наибольших результатов можно добиться, применяя несколько методов одновременно, и следуя четырем методологическим подходам, составляющим концептуальную основу коррекции аутизма — ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция).

Методика ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read) исходит из того, что взрослые должны создать ребенку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из нее все раздражающие факторы. Весь день ребенка, воспитывающегося по данной системе, подчинен строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребенок. Всем вещам присуждается определенное место. Положение вещей в комнате не меняется. Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребенка и установления контакта с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.

Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США, а также в государственных учреждениях России.

АВА — методика модификации поведения, подходит для тяжелых форм аутизма. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка. Педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация. Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В зарубежных странах по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт и т.п.).

Программа Son-Rise опирается на собственную мотивацию ребенка. Взрослый, не разбивая аутичный мир ребенка, присоединяется к нему — к повторяющимся (аутостимуляции) и ритуальным действиям, давая аутичным действиям новое понимание и осмысленность.

Методика сенсорной интеграции и стимуляции (СИС, предметотерапия) занимается проблемами, связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении стимуляционных секвенций — комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

Также при коррекции аутизма применяется песочная терапия, кинезотерапия — лечение положением, массажем и активно-пассивной гимнастикой.

При коррекции аутизма применяют также анималотерапию (от латинского «animal» — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи, ее виды: дельфинотерапию, иппотерапию (общение с лошадьми), канистотерапию (терапия с использованием собак).

Не существует медикаментозного лечения, позволяющего вылечить аутизм. Медикаментозная терапия может быть эффективной для решения сопутствующих проблем — агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности и т.д.

Одной из основных задач родителей и специалистов является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это иногда возможно: среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты — состоявшиеся в жизни люди.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Новости Фонда: Представители министерства образования встретились с членами родительской ассоциации «Аутизм-Регионы»

Родители озвучили вопросы и предложения по системному реформированию подходов к обучению детей с РАС

На встрече ней присутствовали представители Ассоциации «Аутизм-Регионы», которая объединяет некоммерческие организации, созданные родителями детей с РАС и представители фонда «Выход». Принимающей стороной были заместитель министра Т.Ю. Синюгина, заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей И.О. Терехина и главный специалист-эксперт отдела образования обучающихся с особыми образовательными потребностями департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Т.А. Дацюк.

Новости Фонда: Прошла пресс-конференция, посвященная первому в России исследованию превалентности РАС

В ней приняли участие ученые и представители министерств образования и здравоохранения

Международную команду возглавит присутствовавшая на конференции Елена Григоренко, руководитель Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, профессор Йельского университета (США), профессор медицинской школы Бейлора, заслуженный профессор психологии Хьюстонского университета и глава экспертного cовета фонда «Выход». В работе примут участие эпидемиолог Морин Деркин, профессор здравоохранения и педиатрии Университета штата Висконсин (США), медицинский статистик Джулия Бенуа, профессор Хьюстонского университета (США), а также сотрудники Лаборатории, на базе которой, в рамках гранта РФФИ, и будет проводиться исследование.

Новости Фонда: Круглый стол в Воронеже по теме 18+

В департаменте соцзащиты состоялось межведомственное правительственное совещание с участием федеральных экспертов

На встрече были главы и сотрудники департаментов социальной защиты, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта правительства Воронежской области. Принимающей стороной стал Департамент социальной защиты. Кроме того, в работе круглого стола участвовали член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере, директор «Центра лечебной педагогики» А.Л. Битова, эксперт Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Е.Ю. Заболоцкис, представители родительской общественности и фонда «Выход». Вела круглый стол оргконсультант фонда А.М. Берколайко.

Интервью. «Если неизвестно количество людей с РАС — игнорировать аутизм слишком просто»

Что такое превалентность аутизма, и почему очень важно определить ее в России

В России впервые будет проведено исследование по превалентности расстройств аутистического спектра (РАС) среди детей. Данное исследование позволит определить, как часто встречается аутизм в России, а это, в свою очередь, необходимо для принятия решений по предоставлению социальных и образовательных услуг детям и взрослым с РАС. Дизайн исследования будет разработан в сотрудничестве с профессором Моурин Дёркин, доктором наук в области эпидемиологии и профессором здравоохранения и педиатрии в Университете штата Висконсин (США), у которой есть большой опыт в проведении аналогичных исследований в США и других странах мира.

Интервью: «Главное, чтобы не было нудно»

Учитель школы «Ковчег» рассказывает, как работает с учеником из ресурсного класса

Юлия Борисовна Мартынова убеждена, что не только регулярный класс нужен ученику с аутизмом, но и ученик с аутизмом нужен регулярному классу. Инклюзия действует «в оба конца», она необходима всем членам общества.

Новости Фонда: Доступны записи дискуссий из параллельной программы к выставке «Люди должны быть разными»

В ней приняли участие журналисты, режиссеры, руководители компаний – те, кому не безразличны проблемы инклюзии

Стержнем пабликтоков из параллельной программы к выставке стала мысль о том, что благотворительность должна быть не любительской, а профессиональной и технологичной.

Новости Фонда: Учителя прослушают курс по прикладному анализу поведения

Обучение пройдет в МПСУ за счет бюджетной целевой субсидии

На курс Московского психолого-социального университета впервые собралась группа, все слушатели которой будут обучаться прикладному анализу поведения за счет бюджетной целевой субсидии.

Интервью: «Эти дети любят что-то яркое, необычное»

Учитель начальных классов школы № 285 – о занятиях математикой с учеником из ресурсного класса

Ольга Борисовна Андреева рассказывает об общих родительских собраниях ресурсного и регулярного классов, о роли тьютора и о том, как она включает в общий рабочий процесс ребенка с РАС. И еще: учеников с аутизмом и другими особенностями становится больше, педагогам необходимы базовые знания для работы с ними.

Интервью. «Этот человек не похож на меня, и я боюсь»

Вера Шенгелия и Любовь Аркус о границах нормы в жизни и в искусстве

В рамках параллельной программы к выставке в Царицыно «Люди должны быть разными» прошел пабликток, во время которого журналист, общественный деятель Вера Шенгелия взяла интервью у президента фонда «Выход в Петербурге», создателя центра «Антон тут рядом» Любови Аркус.

Интервью: «Пусть хоть минуту, но молча»

Дети из ресурсных классов выходят на урок музыки в обычный класс

Ирина Фридриховна Вартанян, учитель музыки в лицее 1574, считает, что ее урок легче для учеников, но сложнее для педагога. Дети чувствуют себя более свободно, но именно поэтому их труднее удерживать в рамках. При этом ребята с аутизмом ведут себя подчас лучше, чем обычные.

outfund.ru

Статистика аутизма в мире

Аутизм сегодня является довольно распространенным явлением. Ежегодно по всему миру увеличивается количество людей, которые страдают этим расстройством. Этот факт подтверждает статистика аутизма. В Америке и Европе эта проблема появилась давно. Поэтому для таких людей создаются условия, которые позволяют им быть полноценными членами общества. Тогда как Россия и страны ближнего зарубежья столкнулись с аутизмом сравнительно недавно.

По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн человек. Несколько десятков лет назад на 10 000 жителей приходился один аутист. Каждый год их становится на 11–17% больше. На территории Китая эта цифра еще выше – 20%. Сегодня аутизмом страдает каждый сотый житель планеты. Представленная таблица отображает статистику аутизма в мире . Она позволяет увидеть, насколько сильно возросло количество страдающих этим психическим расстройством людей с 1995 по 2017 год:

Число людей страдающих отклонением в развитии стремительно растет. Как показывает статистика аутизма в мире на 2016 год, больных стало в 10 раз больше, чем было десять лет назад. По прогнозам ученых в 2020 году этим расстройством будет страдать каждый 30 житель планеты. А еще через 5 лет – каждый второй.

Анализ статистики аутизма по странам показывает, что наибольшее количество людей страдающих этой патологией проживает:

По состоянию на 2012 год в США каждый пятидесятый житель был диагностирован, как аутист. На территории Южной Кореи такой диагноз был поставлен каждому 38 жителю. Ниже представлен график, на котором показан рост числа детей с аутизмом в Америке.

Специалисты не связывают развитие аутизма с принадлежностью к определенной расе, социальным условиям жизни, материальному благополучию. Хотя влияние внешней среды и генетики исключить нельзя.

Возможно, наибольший рост аутистов наблюдается в этих государствах по той причине, что данные по странам не совсем достоверны. На территории других стран это расстройство просто менее изучено, а людям, которые страдают подобным отклонением, ставят ошибочные диагнозы. Поэтому выходит, что по данным статистики аутизм распространен больше всего на территории Америке и Южной Кореи.

У малышей это заболевание возникает из-за нарушений в развитии головного мозга. Ребенок совершает повторяющиеся действия, его интересы ограничены, он практически или совсем не разговаривает. Также малыш не хочет и не может общаться с другими детьми. Признаки заболевания можно заметить у ребенка в возрасте до 3 лет.

По статистике детский аутизм диагностируется ежедневно каждые 20 минут. У мальчиков заболевание встречается гораздо чаще, чем у девочек. Среди детей мужского пола аутистов в пять раз больше, чем среди детей женского пола. Аутизм нередко сопровождается умственной отсталостью. Таким нарушением в развитии мальчиков страдает больше, чем девочек.

На сегодняшний день статистика аутизма в России не ведется. Поэтому достоверных данных о том, сколько людей страдает этим заболеванием – нет. Предположительно в России аутизмом болен один человек из тысячи. Но, поскольку официальные подсчеты не ведутся, то эта цифра может отличаться от реальной картины.

Также не ведется статистика детей с аутизмом в России. Поэтому можно сделать вывод, что процент таких малышей, гораздо больше, чем по примерным подсчетам некоторых специалистов. По мнению детского невролога Минздравсоцразвития РФ, профессора А. Петрухина, аутизм входит в число наиболее встречающихся болезней на территории России.

Детей, страдающих этим расстройством не намного меньше, чем больных эпилепсией, астмой или диабетом. Причины, по которым нет объективных данных о количестве аутистов:

  • отсутствие хороших психиатров, которые умеют ставить правильные диагнозы;
  • нежелание россиян обращаться к врачам;
  • несерьезное отношение к расстройствам нервной системы.

К тому же детям с «легкой» формой расстройства не ставят диагноз аутизм, их просто считают странными и не оказывают никакой помощи. Взрослых аутистов признают недееспособными и включают в разряд шизофреников. На картинке показано, как обстоит ситуация с аутизмом на территории России.

Как показывает статистика аутизма в России, в 2015 году было зарегистрировано около 18 тыс. детей страдающих этим заболеванием. Однако эта цифра значительно выросла. В 2016 году статистика аутизма в России показывает 22 тыс. зарегистрированных детей.

Аутизм в Украине и Беларуси

Проблема аутизма сегодня также встречается в Беларуси и Украине. По статистике в Беларуси аутизм серьезно прогрессирует. За период с 2005 по 2012 год количество детей страдающих этим заболеванием выросло почти в три раза. В 2015 году количество аутистов младше 18 лет увеличилось до 10 тыс. человек. Количество заболевших растет во всех регионах Республики, но больше всего в Минске.

Однако данные не достоверны, так как не все обращаются к врачам, многие просто стесняются признать, что в их семье есть подобная проблема. Зафиксированным оказывается только каждый 10 случай аутизма.

К сожалению статистика аутизма в Украине не ведется, так как возможности поставить точный диагноз нет. Поэтому сложно сказать, сколько на самом деле людей, страдающих этим расстройством. По данным МОЗ на территории Украины проживает 3200 аутистов.

Но общественные организации считают, что эта цифра сильно занижена. На самом деле больных людей гораздо больше. По статистике детей с аутизмом в Украине в 2005 году было 662, в 2010 – 1838, а в 2016 почти 6 тыс. человек. Отдельные эксперты утверждают, что по объективным оценкам сегодня в Украине людей страдающих отклонением в развитии минимум 78 тыс. человек.

Невзирая на спорные мнения экспертов, статистика аутизма по России и миру указывает на то, что это заболевание превращается в настоящую катастрофу 21 века.

medicus-curat.ru

Одно из пяти общих (первазивных) нарушений развития, иногда называемое формой высокофункционального аутизма (то есть аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранена). Проще говоря, лица с синдромом Аспергера обладают, как минимум, нормальным, либо высоким интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их эмоциональное и социальное развитие, а также интеграция происходят позже обычного.

Термин «Синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг (Lorna Wing) (October 7, 1928) Дракон-Весы / Рыцарь, в публикации 1981 г. Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера (Hans Asperger), (18 февраля 1906) Лошадь-Водолей / Профессор, который сам использовал термин «аутистическая психопатия».

У большинства людей с аутизмом и, особенно, детей, отставание в развитии может быть легко обнаружено. Они производят впечатление «отсталых», даже если их уровень IQ часто намного выше среднего. Но есть люди, которые могут по схожести называться аутистами, но не производят впечатления умственно отсталых, люди, у которых высокое развитие отдельных навыков более поражает, чем дефицит в коммуникации, социальном поведении и воображении. Их вербальная коммуникация, в частности, достаточно хорошо развита — именно этот тип нарушения развития был описан Гансом Аспергером и назван, в его честь, синдромом Аспергера.

Американский слепой музыкант. Тони впервые сел за фортепиано в два года, а сегодня умеет играть на 20 музыкальных инструментах. Знает на память 8000 песен.

Японский композитор, сын известного писателя Кэндзабуро Оэ. Несмотря на умственную неполноценность и физические ограничения (в том числе очень слабое зрение), обладает абсолютным слухом, что помогло ему стать композитором академической музыки. До 5-7 лет не говорил и не воспринимал слова окружающих, однако уже начал различать голоса птиц, называть их, повторяя за диктором на пластинке, потом ограниченно говорить самостоятельно. С 11 лет начал брать уроки музыки. В 13 лет сочинил своё первое произведение.

42-летняя американская программистка, президент Nova Systems.

Художница и автор австралийских бестселлеров. Сейчас Донна — успешный человек, она замужем за программистом, продолжает писать книги и занимается созданием сайта аутистов.

Лауреат Нобелевской премии, профессор экономики и права, доктор наук, автор 200 статей, обладатель наград за достижения в экономической науке.

40-летний англичанин, свободно владеющий датским, голландским, финским, французским, немецким и многими другими языками.

Доктор философии, профессор, писательница, автор книги «Перевод с языка животных». Самая известная после Кима Пика аутистка в мире.

Психолог, консультант по аутизму

Женщина. Профессор aнтропологии из Университета Западного Вашингтона

Голландец, чудо-счетчик, моментально производил в уме самые сложные вычисления, обладая в остальном интеллектом ниже среднего уровня. Клейн долгое время работал в ЦЕРНе (Европейская организация ядерных исследований) живым компьютером, пока его не вытеснили машины

Психическое заболевание, проявляющиеся из-за неразделения мозга на отдельные полушария, таких людей называют савантами и их мозг действует как единое целое.

Савантами (фр. savant — «ученый») называются умственно отсталые люди, обладающие сверхъестественными интеллектуальными возможностями. Такой человек может повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз. Он безошибочно выдает результат умножения шестизначных чисел, как будто результат ему просто известен, или запросто скажет, на какой день недели придется Новый 3001 год. Некоторые саванты владеют 30 языками, могут спеть все арии, выйдя из оперы, и начертить карту Лондона после полета над городом, как это сделал 29-летний савант Стивен Вильтшир.

Американский скульптор, работающий с глиной

Британский высоко-одарённый савант (математичаская синестезия, лингвистические способности, память) Вычисляет быстрее и точнее любого компьютера в мире. Если, например, попросить его разделить 13 на 97, то он сообщит результат, в котором после запятой следует более 100 знаков.

Слепой британский музыкант

Одаренный британский плотник

Художник-аутист из США. Лет в десять начал рисовать углем гениальные портреты, которые теперь демонстрируются на крупных выставках.

Американец с синдромом саванта, ставший прототипом героя Дастина Хоффмана в фильме Человек дождя. События фильма полностью вымышлены и не совпадают с реальной жизнью Кима.

Американский музыкант. В раннем детстве демонстрировал способность полностью запоминать разговоры. В 14 лет сиделка впервые услышала, как он играет на фортепиано, воспроизводя мелодию, которая недавно звучала по телевизору. Вскоре уже выступал с концертами в США, Скандинавии, Японии. Не только исполняет, но и сочиняет музыку, несмотря на отсутствие музыкального образования.

Одарённый джазовый музыкант-аутист из США

Художник из Шотландии. Диагноз аутизм ребенку поставили в 3 года. Говорить он научился к 11, рисовать — в 6. Техника — восковые карандаши. Рисует пейзажи по памяти. Сотни его работ приобрел Папа Иоанн Павел II. Работал в необычном для пастели направлении, специализирующегося на пейзажах и видах на море, которые были провозглашены для их высоко детальных и драматических картин интенсивной глубины и цвета. Рисовал с изображений, виденных им лишь раз — например, в книгах или по телевизору. Феноменальная память позволяла ему вспомнить, где он рисовал каждую картину и называть точную дату. Обладая прекрасной памятью, он часто добавлял своё туше в картину. Был особенно вдохновлён светом — и тона, которые он использовал, чтобы запечатлеть свет и тень, подобраны мастерски.

Стивен Вилтшир / Stephen Wiltshire (April 24, 1974) Тигр-Телец / Вектор

Британский архитектурный художник

Слепой американский музыкант

Филиппинский одарённый музыкант, играющий на маримбе

Венгерский савант-аутист, одарённый поэт, писатель и художник

Французский художник и создатель вымышленного города Урвилля.

www.xsp.ru

Статистика аутизма в России не ведется?

Депривация ужасная вещь, это противоречит человеческой природе – Татьяна Строганова по опыту работы в Доме малютки

8 декабря в кафе «ПирО.Г.И. на Сретенке» (новое название ZaVtra) в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру» выступила профессор, д.б.н., руководитель Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-Центра) МГППУ, завкафедрой возрастной психофизиологии того же университета, ГНС лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО Татьяна Александровна Строганова

Тема лекции: «Ребенок: развитие, обучение и аутизм».

Комментарий Л.М.: После этой лекции мне многое понятно в спорах студентов кафедр генетики и ВНД когда я сам учился. Вроде бы все так и должно быть, но ведь сам не придумаешь: человеческий мозг не просто самопрограммируется в онтогенезе, самоорганизованная в зависимости от условий развития, «прошивается в BIOS». Грубо говоря, мозг отличается от рукотворного PC отсутствием барьера между soft и hard. Среди прочего прозвучали новые ответы на старые вопросы о том, почему нельзя детей не укачивать и чем опасен Дом малютки с его депривацией. Однако вопросы Екатерины Мень поставили Татьяну Строганову в тупик: «дети» до весьма недетского возраста продолжают до одури качаться на качелях или прыгать на качелях. От себя добавлю: слушать оглушающую ритмическую «музыку», которая даже через наушники агрессивно будоражит пол-троллейбуса. Очевидные для меня вещи о роли гибридного дизгенеза и стресса настоящих в отличие от меня ученых пугают до агрессивности. Ну что делать, настоящий ученый останавливается в полушаге от истины типа осел товарища Буридана.

Раннее развитие мозга ребенка стало предметом множества спекуляций и околонаучных мифов, повествующих о необыкновенных возможностях ускорения или оптимизации раннего развития. Подобное мифотворчество, с одной стороны, питается смутным ощущением крупных перемен в научных представлениях о развитии мозга человека, с другой стороны, оно свидетельствует об острой нужде общества в достоверной информации об этой области научных знаний.

В своей лекции Татьяна Строганова рассказала о том, как изменяется мозг ребенка после его рождения, что представляет собой «триада синаптогенеза», и в чем причины высокой пластичности развивающегося мозга. Освещен вопрос что такое «нейронный дарвинизм» и как генетическая программа развития мозга регулируется его активностью в процессе приобретения индивидуального опыта.

Лектор рассмотрела, как взаимодействие развивающихся нейронных сетей мозга с внешней средой обеспечивает подгонку их синаптической структуры и функциональной активности к имеющимся внешним условиям и, в то же время, оставляет возможность для реорганизации этих сетей и адаптации мозга к неизвестному будущему. Особое внимание будет уделено экспериментальным подтверждениям концепции сенситивных периодов, которые открывают перед незрелым мозгом новые пути реорганизации и развития.

В заключительной части лекции Татьяна Строганова рассказала о течении отклоняющегося развития мозга у детей с синдромом аутизма.

Удивительные особенности психики детей с аутизмом, включающие как искажение социального и речевого развития, так и некоторые необычные способности, будут обсуждаться в контексте теории атипичного формирования межнейронных связей мозга при этом генетическом синдроме.

Время как вы понимаете у нас в стране особое, я бы сейчас назвала лекцию развитие, аутизм и выборы как конкуренция. Некоторые счастливцы продолжают развиваться, не все.

То о чем мы будем говорить, постнатальное развитие мозга. Путешествия нейронов на место, образование структур, все это происходит до рождения.

Что происходит в постнатальном развитии? Образование синапсов и развитие великой синаптической пути. Синапсы это специализированные контакты между нейронами. В синапсе электрическое проведение импульса преобразуется в химическое. Оно медленное. Но это регулируемые контакты, регулируется тысячью способов. Можно менять возбудимость клетки медиаторами. Синапсы бывают возбуждающие и тормозные. Можно влиять на передачу разных синапсов препаратами, курить. В наших генах записано то, какие вещества будут влиять на восприятие синапсов, т.е. передача зависит от экспрессии генов.

R.Kandel: Меня долго учили, что гены абсолютные хозяева нашей судьбы. Наши исследования показали, что гены такие же слуги покорные приказам из внешнего мира. внешние события управляют экспрессией генов.

Синаптогенез в неокортексе после рождения: сверхпродукция и элиминация синапсов. Ребенок в 8-9 месяцев имеет сложность коры выше, чем взрослый человек, в 6 лет происходит элиминация синасов.

В течение 15 тыс синапсов на каждый нейрон, 18 млн в секунду формируется в первый год жизни (хотя сама Строганова в эту цифру не верит).

Сегрегация нейронных групп, прореживание и упорядочивание избыточных контактов между нейронами результат связанной нервной сети с опытом.

Опыты на животных показали, если глаз закрыт первые три месяца он не будет видеть никогда, его связи будут конкурентно заняты. Практически левый и правый глаз борются за места связи. У взрослого паттерн нервных связей упорядоченный. Без конкуренции не возникнет функция, в данном случае бинокулярное зрение для возможности воспринимать глубину пространства.

Один из принципов нейронного дарвинизма: используй или потеряешь. Используемые синапсы изменяются и образуют больше сильных связей. Второй принцип используемые вместе работают вместе, или будьте вместе и в горе и в радости, что священник говорит мужу и жене.

Т.о. развитие нейронных сетей это не телеологический процесс, там ничего не гарантируется.

Если зрительный поток направить сомато-сенсорную кору, которая воспринимает боль, то соматосенсорные нейроны становятся зрительными. Невероятная пластичность.

Сравнение филогенетического и онтогенетического роста площади неокортекса. Оказалось площадь префронтального неокорта в онтогенезе так же позже как и в филогенезе.

Если вы лишаете глаз опыта он становится функционально слепым, что происходит с более сложными областями? Вряд ли кто-то будет сознательно ставить такие опыты на человеке. Исследование детей из Румынии которые после известных событий оказались в Америке, у них некоторые функции не развиваются. Оказалось у них тяжелый гипометаболизм глюкозы.

То что депривировано не имеет опыта и не развивается.

Диагностика аутизм. Триада нарушений: общение, средства коммуникации, поведение. Диагностика поведения только по поведению. Аутизм генетически детерминирован. Аутизм генетическое заболевание, в США неправильно считалось, что это следствие холодности матерей, неправильного воспитания.

Однако попытки найти «ген аутизма» ни к чему не привели, это эффект взаимодействия многих генов.

Прозопагнозия, дети с аутизмом плохо распознают лица.

Гештальт агнозия: трудности восприятия зрительных паттерном в необычных условиях. Эти дети не подвержены зрительным иллюзиям, они воспринимают мир адекватно. Трудности интеграции частей в целостную фигуру.

Похоже, что слабая центральная когерентность это просто метафора.

Интересно что особенности зрительного восприятия детей с аутизмом это просто особенности, ребенку с аутизмом не мешает найти равносторонний треугольник в сложной фигуре

Гипотеза сверх-оптимальных возможностей: усиленная активация первичных зрительных зон.

Другая гипотеза: сверх-оптимальность только когда требуется локальная обработка. Распределенная обработка получается плохо, когда требуется отдаленная согласованность.

Развитие мозга у детей с аутизмом идет совсем не так, как у обычных. При рождении у детей, которым к трем годам ставили аутизм, окружность головы была чуть меньше обычной, потом резко увеличивалась.

Избыточный рост мозга при аутизме связан с со сниженной элиминацией неработающих синапсов. Нарушен баланс возбуждения/торможения нейронных ансамблей при аутизме: мозг перевозбужден, высокая частота эпилепсии; отсутствие конкуренции при формировании нейронных сетей. Такие возбужденные нейронные сети не будут развиваться и действительно мы видим задержку развития.

Многие гены ассоциированные с аутизмом, участвуют в процессах возбуждения/торможения.

Ассоциативное и имплицитное обучение в зрительных задачах повреждено у детей с аутизмом.

Когда люди выдвигают такие гипотезы, возникает вопрос каузальности, причинно-следственных связей. У мышей путем генетической инженерии могли направленно сдвигать направленность возбуждения. Управляемый сдвиг баланса возбуждения/торможения у трансгенных крыс включает/выключает аутистическое поведение: свет выгонял крысу в клетку-одиночку, выключение света позволяло возвращаться в социальную клетку к другим крысам.

Новый метод магнитной энцефалография появилась полтора года назад в России. Мощность гамма-ритмов у детей с аутизмом повышена и чем больше возбужден их мозг тем больше аутизация.

Это дети с нарушенным развитием, у них нарушены из-за ресурсного проклятия процессы развития нейронной сети в отсутствии конкуренции. Поскольку это происходит очень рано в развитии, возникает много шумных неустранимых зон. Если мы хотим лечить аутизм, надо делать это с самого рождения. Поскольку мы можем диагносцировать аутизм только в три года, есть надежда на диагностику с помощью гамма-ритмов.

Нарушения возбуждения/торможения из-за мутации одного гена у детей с ломкой хромосомой X (FXS). У 25% этих пациентов есть также аутизм.

Препараты регулирующие дисбаланс проходят тестирование в клинике (LeBlank and Fagiolini, 2011).

Двигательная и эмоциональная депривация меняет валовой объем ДНК на проценты. Это не связано ли с развитием нейронной сети?

Можно ли современными данными объяснить нарушения сна у детей и необходимость укачивания вплоть до самораскачивания? Проблема возникла с модой отказа от укачивания. Был замечательный учены Гольбин, который занимался нарушениями сна у детей.

Аутизм с регрессом: мать рассказывает, что год развивался хорошо, улыбался, потом папа ушел (квартиру поменяли, прививку сделали, на дачу уехали) лавинообразно развивается аутизм. Регресс наблюдается и при появлении эпилептического очага, останавливается развитие. У детей с аутизмом часто эпилептоидность.

МЭГ для всех дорого. На Кубе где хорошая медицина, чем Фидель Кастро очень гордится. Там ЭЭГ делают всем при рождении.

У однояйцовых близнецов вероятность возникновения аутизма у второго ребенка 90%, возможно в связи с гипоксией.

Каждый год открывают два-три новых синдрома. Знание диагноза обычно помогает уточнить прогноз. Раньше генетические синдромы не лечил никто, сейчас открылось окно возможностей.

При аутизме бывает и гиперлексия, не только молчание. Признак аутизма неспособность поддерживать диалог.

Можно увидеть в мозге след, как обучалось слово, например, «пинать» связано с активизацией ноги.

Гамма-ритм нельзя задавать, никакой физиологии не стоит за «бинауральной терапией».

leo-mosk.livejournal.com

About : admin