19 Май, 2018

Сравнение умственной отсталости и зпр

Сравнение умственной отсталости и зпр

Приветствую Вас Гость | RSS

  • Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
  • В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
  • В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
  • Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
  • При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
  • Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
  • Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
  • Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.
  • Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)
  • ( читать целиком )

    Отличие ЗПР от педагогической запущенности.

    Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные. Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Несбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, ложь – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий извне. При таком стихийном формировании без педагогической опеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

    Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР (Познавательные процессы: речь, восприятие, память, мышление, внимание и т.д.)

    1. Это дети с нормальным развитием мыслительных операций, но снижен показатель познавательной активности.
    2. Сочетание низкого уровня продуктивности и отсутствие познавательной активности.
    3. Упражнения для развития образного и пространственного мышления: выкладывание из палочек фигуры, соединение точек и линий не отрывая руки. «Четвертый лишний» — развитие логического мышления.

      Основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода при развитии мыслительной деятельности:

    4. Использование проблемных заданий. Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и активизирует все виды мыслительных операций.
    5. Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференциацией восприятия речевых звуков, оттенков речи.
    6. Экспрессивной стороне речи характерен бедный словарный запас (речь состоит из существительных и глаголов), нарушено звукопроизношение, небогато сформирована лексико-грамматическая сторона речи (стакан вместо кружка, цветы – клумба, смешение слов с разным значением, но близких по звуковому составу: пояс – поезд, не улавливают разницу: вышивает – шьет, употребляют слова в приблизительном, неточном значении: сад – дерево, шляпа – шапка, наименование заменяет описанием предмета или действием), наличие аграматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.
    7. Особенность: развитие словообразования заканчивается к концу дошкольного возраста у нормальных детей. У детей ЗПР затягивается до конца начальной школы. Дети не чувствуют норм языка, неологизмы, среди ошибок у детей нормы преобладают р-л, ж-ш, у детей с ЗПР з-с, и-л.
    8. grablace.clan.su

      Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости

    9. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий.
    • Общая коррекционная направленность процесса обучения, увеличение срока обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом.
    • Развитие воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний.
    • Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действий на основе их проговаривания.
    • Формирование у ребенка рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем их выполнения.
      • www.uaua.info

        Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР

        Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания.

        Клиника интеллектуальных нарушений под умственной отсталостью понимает стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

        Причины возникновения умственной отсталости разнообразны. К ним относятся наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др.), нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.). Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные (вредоносные) факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития. В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции: хронические — токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др., вирусные — краснуха, свинка, корь, ветряная оспа, грипп и др. на более поздних сроках беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него внутриутробного энцефалита или менингоэнцефалита. Неблагоприятное воздействие на развитие мозга плода оказывают некоторые хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Применение лекарственных препаратов, которые противопоказаны к использованию в период беременности, может вызвать интоксикацию плода. Пагубно сказываются на развитии плода курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери, различные физические, психические травмы, перенесенные в период беременности, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности, где проживает беременная женщина. Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющиеся в виде гемолитической болезни новорожденных, также может быть причиной умственной отсталости. В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга.

        В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы. Интоксикации.

        Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины впервые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического, речевого развития.

        Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающем стойкие нарушения интеллекта, т. е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

        Олигофрения — стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее вследствие поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается. В то время как деменция — это нарушение сформировавшегося интеллекта, которое может сопровождаться текущим нервно-психическим заболеванием. Олигофрения может быть обусловлена наследственными факторами, хромосомными аберрациями, экзогенными вредностями, действующими на разных этапах эмбриогенеза, последствиями поражения ЦНС при родовом и раннем постнатальном периоде.

        При олигофрении наблюдается стойкое недоразвитие психики, проявляющееся не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Дети с олигофренией способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.

        Меньшая по численности группа — лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга различных заболеваний (менингита, энцефалита. менингоэнцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией. Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи. Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессирование заболевания.

        Немецкий психиатр Э. Крепелин в начале ХХ века разработал классификацию умственной отсталости по степени тяжести интеллектуальной недостаточности: идиотия, имбецильность и дебильность. В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые». Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.

        Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

        ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выглядеть нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

        Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности будут иметь и свои качественные особенности, обусловленные темпом данной аномалии развития. В этиологии играют роль конституционные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и, главным образом, органическая недостаточность нервной системы. Т.А. Власова и М.С. Певзнер при систематике ЗПР различают две ее основные формы:

        1) ЗПР, обусловленная психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

        2) ЗПР, обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

        ЗПР вызывается самыми разными причинами. Вместе с тем дети этой категории имеют ряд общих особенностей развития познавательной деятельности и личности. Данные, полученные учеными-медиками, указывают на наличие у них легких органических поражений коры головного мозга. У всех детей с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами) и служит одной из причин того, что ребята с трудом овладевают навыками чтения и письма, часто путают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном воспроизведении текста.

        У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

        На основе выше изложенного, можно подвести итоги:

        · Основными причинами возникновения ЗПР и умственной отсталости являются: поражение коры головного мозга, наследственные заболевания, влияние патогенных факторов в период внутриутробного развития, родовые травмы.

        · В отличие от ЗПР, умственная отсталость является необратимым нарушением, а ЗПР это замедление темпа развития психики ребенка.

        · В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.

        · У всех детей с ЗПР и умственной отсталостью не сформирована готовность к школьному обучению.

        studbooks.net

        Таблица "Сравнительная характеристика обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью"

        Сравнительная характеристика обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью содержит сравнительные показатели обучающихся с умственной отсталостью (на примере легкой степени психического недоразвития) и с задержкой психического развития (на примере ЗПР церебрально-органического происхождения по классификации К.С. Лебединской).

        Умственная отсталость (на примере легкой степени психического недоразвития)

        Задержка психического развития (на примере ЗПР церебрально-органического происхождения по классификации К.С.Лебединской)

        Стойкое психическое недоразвитие.

        Отставание во всех сферах психической деятельности к началу школьного обучения

        Небольшой объём, трудности в концентрации, устойчивости, распределении, переключ.

        Нарушения внимания: повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация.

        Низкий уровень, недост-ть волевых усилий.

        Низкий уровень. Трудности в восприятии, осмыслении, узнавании, нарушение избирательности.

        Ограниченность и фрагментарность. Отставание во всех сферах психической деятельности.

        Низкая скорость запоминания, мал объём, низкая прочность в фиксации материала.

        Недостаточная продуктивность произвольной памяти, неточность в воспроизведении материала. Ограничен объем оперативной и долговременной памяти, поэтому снижена прочность усвоения любой информации

        Отставание в развитии всех форм мышления.

        Отставание, несформированность основных мыслительных процессов.

        Перенос чаще отсутствует.

        Нарушения (звукопроизношение, грамматический строй, слоговые структуры, лексический запас).

        Есть перенос при отработке заданий.

        Недостаточно развита, нарушена.

        Полный текст материала Таблица "Сравнительная характеристика обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью" смотрите в скачиваемом файле.

        На странице приведен фрагмент.

        16.10.2015 0 9765 959

        Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

        стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

        и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

        В первый же день в летнем лагере воспитателям и вожатым нужно организовать знакомство детей друг с другом. Проще всего это сделать в игровой форме. Детям младшего возраста больше подходят игры, которые проводятся в кругу, сопровождаются стихами или музыкой. Подросткам предлагаются такие игры, основная задача которых не столько представление детей, сколько возможность сплотить новый детский коллектив, сдружить, сблизить ребят между собой.

        Сейчас педагогика предлагает множество технологий, объединенных общим понятием диалогового взаимодействия. Что это значит? Под диалогом понимается общение двух или более лиц. То есть имеется в виду не монолог одного, сопровождаемый слушанием, более или менее внимательным, со стороны других, а именно обмен мнениями. Это понимание соответствует и здравому смыслу, и современным требованиям…

        Понятие «Активное слушание» понятие ввела в обиход психолог Юлия Гиппенрейтер; она посвятила этому вопросу книгу, которая называется «Чудеса активного слушания». Книга написана легким языком с большим количеством примеров и «домашними заданиями»; адресована она в основном родителям, но будет интересна и педагогам. Что же такое активное слушание и как использовать его приемы в работе учителем?

        pedsovet.su

        Психологическая лаборатория Литвиновой

        Часовой пояс: UTC + 4 часа

        Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38

        В отличие от задержки психического развития, носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятель­ности обусловлено органическим поражением или недо­развитием коры головного мозга. У детей-олигофренов нарушения сложных психических функций обнаружива­ются на протяжении всего их развития, причем на каж­дом возрастном этапе они принимают разные формы. У детей же с нарушением темпа развития задержки психи­ческого развития в дальнейшем преодолеваются (С.Я.Ру­бинштейн, 1990; В.В. Лебединский, 1985).

        Задержка психического развития — выражается в малой целенаправленности умственной деятельности, бедности запаса представлений, недостаточности внимания.

        II. поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.

        III. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

        IV. Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.

        Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

        — стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Понятие У. о. включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция. У.о., в

        зависимости от выраженности нарушений традиционно подразделяется на степени дебильности, имбецильности, идиотии.

        («мало, слабоумие») особая форма психического недоразвития, возникающая

        вследствие разных причин: патологической наследственности, хромосомных

        искажений, органического поражения центральной нервной системы во

        внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития (до 2-3-летнего

        возраста). При О. органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный

        ДЕМЕНЦИЯ — ПРИОБРЕТЕННАЯ УО после 3-х лет — стойкое ослабление познавательной деятельности, сочетающееся со снижением критичности, ослаблением памяти, обеднением эмоций. О Д. говорят, когда заболевание, приведшее к ней, началось в возрасте старше 2-3 лет. В детском возрасте Д. может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, вследствие воспалительных заболеваний мозга (менингоэнцефалитов), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов). Д. носит прогредиентный характер, т.е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.

        Дебильность – («смотрящий сквозь мутное окно»)- умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может обучаться по специальным коррекционным образовательным программам во

        вспомогательной школе, овладевать несложными рабочими профессиями.

        обслуживающего труда. У детей с И. наблюдаются глубокие дефекты восприятия,

        памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-

        волевой сферы. Определенная часть детей с И. может овладеть простейшими

        навыками чтения, письма, счета. После специального обучения они могут работать в специально организованных мастерских.

        ЗПР — Характерны только частные дефекты.

        Характерна парциальность поражения с недостаточностью корко-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, что определяет лучший прогноз и динамику развития.

        УО — Характерен приоритет общих дефектов над частными.

        ЗПР — Характерно более позднее время воздействия вредности,

        длительность воздействия негативных факторов значительно меньше.

        Характерно более раннее время воздействия вредности (первая треть беременности, когда происходит формирование мозговых структур).

        Длительность воздействия негативных факторов значительно больше.

        ЗПР — Особую роль играет социокультурный фактор

        УО — Приоритетное влияние оказывают биологические факторы.

        ЗПР — Встречается значительно чаще, показатели распространенность составляют 7–11%

        УО — Встречается чуть реже, показатели распространенности колеблются в пределах от 1 до 2,3%

        psylab.flybb.ru

    About : admin