24 Май, 2018

Снятие тревожных состояний

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста "Профилактика тревожных состояний"

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Снятие телесных зажимов.
  • Сближение участников группы.
  • Формирование положительного отношения к сверстнику.
  • Оборудование: магнитофон, аудиозаписи звуков природы или спокойной приятной музыки, ватман, краски и кисточки.

    Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, создание положительного настроя в группе.

    Описание игры: Дети садятся на ковёр. Педагог предлагает всем превратиться в маленьких котят. Каждый ребёнок называет кличку котёнка и описывает какой он. После превращения, педагог предлагает картину раннего утра, когда солнышко заглядывает в окошко и будит котят. Котята ещё спят, свернувшись клубочком. Затем котята просыпаются, тянуться, чтобы размяться после сна. Затем умываются язычком, чтобы быть чистенькими. И идут мягко, неслышно на своих лапках. Затем жалобно зовут маму, чтобы она их покормила. Пришла мама и напоила их молочком, и они довольные замурлыкали.

    Цель: развитие, чувства сплочённости, развитие внимания, эмоциональная разгрузка.

    Описание игры: Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько выдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

    Получается большой круг. Затем педагог говорит: «Хлоп!» (или хлопает в ладоши) – пузырь лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате. Последний раз дети только надувают шар, не лопая его.

    Игра «Внутри мыльного пузыря»

    Цель: снятие эмоционального напряжения и развитие воображения.

    Примечание: Упражнение сопровождается приятной тихой музыкой или записью звуков природы.

    – Вы любите путешествовать? Кто из вас уже совершал путешествие. Сейчас вы отправитесь в удивительное путешествие.

    – У нас есть большой мыльный пузырь, давайте отправимся в путешествие на нём? Аккуратно зайдём внутрь нашего пузыря и расположимся подобнее. Давайте закроем глаза. Наше путешествие начинается. Мы поднимаемся всё выше и выше над землёй. Вот мы видим, как мимо нас пролетела красивая, разноцветная волшебная птица. Если посмотрим вниз, то увидим большие поля. Люди, работающие на поле, замечают нас и машут нам руками в знак приветствия. Помашите им в ответ. Мы видим удивительные синие реки и густой лес с высокими соснами и дубами. На полянке резвятся зверушки. Какие? А вот недалеко и наш детский сад. Мыльный пузырь начинает потихоньку снижаться, и вскоре мы приземляемся. Откройте глаза и оглянитесь. Мы вновь в нашей комнате. Как вы чувствуете себя после полёта?

    Психолог, разложив на столе ватман с нарисованным пузырём, предлагает детям дорисовать то, что они заметили во время путешествия.

    Дети выполняют задание.

    По окончании работы участники обсуждают получившейся рисунок.

    Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, расширение кругозора.

    Описание игры: Дети свободно двигаются по комнате. Затем психолог говорит волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в деревянные шарики! И каждый раз, когда они сталкиваются, вы должны сказать: «Тук!». Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в резиновые шарики!» Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум!»

    Психолог: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в железные шарики!» – дети бегают, при столкновении говоря «Дон!». Затем ведущий называет одного из детей «магнитом» (первый раз в качестве «магнита» может быть и сам психолог). Увидев «магнит» все «шарики» устремляются к нему. Магнит медленно передвигается, дети следуют за ним. Психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в бумажные шарики!» Дети отпускают «магнит и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю вас в детей!»

    Цель: развитие ловкости координации, умение действовать согласованно, снятие напряжения и создание положительного настроя в группе.

    Описание игры: Выбирают водящего (первый раз, это может быть психолог, при повторном проведении игры каждый раз нужно выбирать ведущего из группы детей), он становится во главе «змейки», которую образуют игроки стоящие лицом в одну сторону. Водящий идёт по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку», постепенно увеличивая скорость. Его цель – заставить играющих расцепить руки.

    Комментарий: оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения и согласовывать свои действия.

    Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения, слухового восприятия.

    Описание игры: дети выстраиваются в ряд ,психолог выбирает командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, периметру комнаты и т.д)

    Все дети встают в круг.

    Психолог просит детей рассказать о своих чувствах и ощущениях.

    – На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Давайте же друг другу улыбнёмся и скажем спасибо.

    Список литературы:

    1. Кряжева И.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль, 2000.
    2. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. М., 1996.
    3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2003.
    4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
    5. Хэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    5. 2. Диагностика тревожных состояний у детей

    Предлагаемый вариант «Шкалы явной тревожности» для детей содержит так же, как и оригинал теста, 53 вопроса, 42 из которых ориентированы на выявление различных показателей тревожности и 11 — на диагностику тенденций ребенка иска­жать свои ответы в пользу социальной желательности. К каждо­му вопросу шкалы дается два ответа: «верно» или «неверно».

    Поскольку методика диагностирует явную, а не маскиру­емую, отчетливо осознаваемую самим школьником тревожно-сть(хотя, конечно, не обязательно им так осознаваемую), то выс­казывания, входящие в шкалу, содержат указания на прояв­ления наиболее очевидных, сильных симптомов тревожности. При этом спецификой детской «Шкалы явной тревожности», в отличие от взрослого варианта — шкалы Дж. Тейлор, — явля­ется то, что все эти симптомы представлены в утвердительных высказываниях, т.е. школьник должен признать у себя их на­личие, ответив «верно». Высказывания, составляющие L-шка-лу, подразумевают как положительные, так и отрицательные ответы.

    Методика предъявляется школьникам на индивидуальных бланках (см. Приложение II). С детьми 8 — 9 лет методику следует проводить индивидуально, со школьниками 10 — 12 лет она может проводиться в группах, с соблюдением всех стан­дартных правил группового обследования.

    При индивидуальном проведении методики с детьми младШего возраста (8 лет), испытывающими трудности в чтении, может быть использован устный способ предъявле­ния — психолог зачитывает ребенку каждый пункт и фик­сирует ответ школьника. После индивидуального заполне­ния шкалы целесообразно попросить школьника отметить те проявления тревожности, которые наиболее часто у него встречаются, и те, которые в наибольшей степени мешают ему, «мучают» его. Следует отметить, что вопросы о причинах выбора того или иного варианта ответа обычно оказывают­ся малоинформативными.

    При групповом проведении необходимо предложить ин­струкцию, которая обычно дается перед проведением коллек­тивных тестов, после чего предложить детям ознакомиться с инструкцией к методике, предъявленной на бланке, и проде­монстрировать пример выполнения, используя образцы, дава­емые на бланке. При групповом тестировании нельзя исполь­зовать вариант чтения психологом высказываний вслух, так как многие из них носят интимный характер, и их чтение мо­жет вызвать в группе нежелательную реакцию.

    Примерное время заполнения методики — 15-20 минут.

    Применение теста хорошо зарекомендовало себя при ре­шении следующих практических задач:

    а) выявление «групп риска» с точки зрения сохранения и профилактики здоровья детей;

    б) профилактика «срывов», связанных с экзаменационны­ми, конкурсными, соревновательными и др. условиями, предъяв­ляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию школьника;

    в) выявление причин школьной дезадаптации;

    г) в психогигиенических целях — для определения опти­мального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки и т.п.;

    д) при анализе факторов, связанных с повышенной утом­ляемостью школьника, нарушениями сна и др.;

    е) при определении целесообразности посещения ребен­ком группы продленного дня.

    Указания к обработке

    1. Посмотреть бланк и убедиться, что он заполнен правиль­но (нет пропусков и двойных ответов на вопрос, т.е. тех слу­чаев, когда в ответ на вопрос подчеркнуто и «верно» и «не­верно»). В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно за­полнен лишь один пункт (вне зависимости от характера ошиб­ки), шкала может обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше одной, то методику обрабатывать нецеле­сообразно. Следует обратить внимание на детей, которые про-

    пускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов шкалы. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, принятия решения, попытках уйти от ответа, т.е. являются показателями тревожности.

    2. Отобрать бланки, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или «неверно»). Как уже отмечалось, в дан­ном варианте шкалы симптомы тревожности даны только в утвердительных высказываниях (ответ «верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смещени­ем собственно тревожности и тенденции к стереотипности, которая встречается у младших школьников.

    Определенным фактором контроля здесь могут служить ответы на «шкалу лжи», которая предполагает оба варианта ответов. В случае одинаковых ответов на все вопросы, полу­ченный результат оказывается сомнительным. Его следует особенно тщательно проконтролировать с помощью других, независимых методов.

    77. Основной этап.

    1. Подсчитываются данные по шкале «лжи», или «иска­женного представления о себе».

    studfiles.net

    Снятие тревожных состояний

    Редактор: профессор А.Г. Гилман Изд.: Практика, 2006 год.

    Тревога — основной симптом многих психических расстройств и практически неизбежная составляющая целого ряда соматических заболеваний. Тревогу испытывал почти каждый. Она тесно связана с нормальным страхом и часто служит адаптивной реакцией. Таким образом, тревога сама по себе очень редко может рассматриваться как болезненное состояние. В отличие от нормальной тревоги, невротическую тревогу трудно объяснить с биологических или психологических позиций. Современные гипотезы связывают ее происхождение с гиперактивностью адренергической системы или нарушением серотонинергической системы головного мозга (Stein and Uhde, 1998). Тревога служит частым проявлением депрессии и особенно дистимии (смягченного и затяжного варианта депрессии), панического расстройства, агорафобии и других фобий, невроза навязчивых состояний, нарушений пищевого поведения и многих психопатий (Воегпег and Moller, 1999; Liebowitz, 1993). Иногда, несмотря на тщательное обследование, у больного не удается выявить никакого основного заболевания. В других случаях одновременно с выявлением и лечением основного заболевания необходимо устранять тревогу. В таких ситуациях нередко показаны анксиолитические средства (Taylor, 1998).

    В настоящее время при большинстве тревожных расстройств обычно используются ингибиторы обратного захвата серотонина и бензодиазепины. Некоторые сильнодействующие бензодиазепины (алпразолам, клоназепам и лоразепам) помогают при тяжелой тревоге, сопровождающейся выраженными вегетативными реакциями (панических приступах). То же можно сказать и о некоторых антидепрессантах (см. выше). При неврозе тревоги эффективность всех бензодиазепинов, по-видимому, примерно одинакова (Roerig, 1999).

    У пожилых людей и больных с печеночной недостаточностью иногда предпочтительны небольшие, дробные дозы оксазепама, поскольку этот препарат обладает коротким действием и элиминируется путем конъюгации с глюкуроновой кислотой. Сходными свойствами обладает лоразепам. В отличие от них, алпразолам метаболизируется с участием микросомальных ферментов печени. Иногда бензодиазепины назначают амбулаторным больным с сочетанием тревоги и депрессии, хотя способность этих препаратов влиять на основные симптомы тяжелой депрессии не доказана (Argyropoulos and Nutt, 1999; Воегпег and Moller, 1999; Liebowitz, 1993). Сильнодействующие бензодиазепины нередко используются в сочетании с другими препаратами для краткосрочного лечения острых психозов и мании (гл. 20).

    Применение бензодиазепинов дает наилучшие результаты у больных с относительно острыми тревожными реакциями, обусловленными излечимыми соматическими заболеваниями или первичными тревожными расстройствами. Однако тревога у этой группы больных существенно снижается также под действием плацебо и нередко проходит без лечения. Анксиолитические средства используются и в лечении затяжных и рецидивирующих тревожных расстройств, однако точные схемы лечения для таких случаев не разработаны (Hollister et al., 1993; Uhlenhuth et al., 1998).

    To, что бензодиазепины могут вызывать толерантность и использоваться в немедицинских целях, вызывает определенное беспокойство. Однако в ряде исследований показано, что врачи нередко проявляют излишнюю осторожность при назначении этих препаратов, иногда в ущерб интересам больного. Порой препараты назначаются лишь в самых тяжелых случаях или отменяются спустя всего несколько недель после начала лечения, что нередко приводит к рецидивам. Больные, страдающие психопатиями, а также злоупотреблявшие в прошлом транквилизаторами или алкоголем, особенно склонны к необоснованному повышению доз бензодиазепинов и к развитию зависимости. Иногда бензодиазепины вызывают нарушения когнитивных функций и тонких движений. Это особенно часто наблюдается у пожилых больных; кроме того, у пожилых эти препараты также нередко вызывают оглушенность, спутанность сознания (иногда ошибочно принимаемую за деменцию) и падения с переломами (Ray et al., 1987). При острой передозировке бензодиазепинов смертельные исходы редки, за исключением тех случаев, когда они используются в комбинации с другими влияющими на ЦНС веществами, включая алкоголь. Вероятность самоубийства с использованием буспирона еще меньше. Один из самых спорных вопросов связан с применением бензодиазепинов, особенно сильнодействующих, для длительного лечения больных затяжными и рецидивирующими тревожными расстройствами (Argyropoulos and Nutt, 1999; Hollister et al., 1993; Uhlenhuth et al., 1998). Показано, что в подобных случаях лечение бензодиазепинами на протяжении по крайней мере нескольких месяцев может быть полезным. В то же время не ясно, насколько действие этих препаратов превосходит эффект плацебо после того, как к ним развивается толерантность, и не связана ли их кажущаяся эффективность лишь с предотвращением синдрома отмены.

    Для достижения седативного эффекта и лечения тревожных расстройств использовались и многие другие психотропные средства. Однако в настоящее время все они считаются устаревшими. Сюда относятся карбаминовые эфиры замещенного пропандиола (прежде всего мепробамат и тибамат), барбитураты и многие другие вещества со сходным действием.

    Отказ от этих препаратов связан в первую очередь с их способностью вызывать очень сильную сонливость или даже явное отравление в дозах, необходимых для снятия тревоги. Кроме того, мепробамат и барбитураты могут приводить к развитию толерантности, физической зависимости, вызывать тяжелый абстинентный синдром и опасное для жизни отравление при передозировке.

    В лечении тревоги использовались также некоторые М-холиноблокаторы и Н1блокаторы, например Н1блокатор гидроксизин. Однако этот препарат оказывал достаточно эффективное анксиолитическое действие лишь в дозах 400 мг/сут, вызывающих сильный седативный эффект. Пропранолол и другие ?-адреноблокаторы могут снижать выраженность вегетативных симптомов при простых фобиях и социофобии. При паническом расстройстве и неврозе тревоги они, по-видимому, неэффективны. Другие антиадренергические средства, включая клонидин, также могут влиять на вегетативные проявления тревоги, но не помогают при тяжелых тревожных расстройствах.

    Другой класс препаратов, эффективных при тревожных расстройствах и умеренной дисфории, — азапироны. В настоящее время используется единственный препарат из этой группы — буспирон (Ninan et al., 1998). Будучи слабым блокатором дофаминовых рецепторов, он разрабатывался как нейролептик. Однако оказалось, что по фармакологическим свойствам буспирон отличен как от нейролептиков, так и от транквилизаторов, включая бензодиазепины. Азапироны — крайне слабые блокаторы дофаминовых рецепторов in vivo и не вызывают клинически значимых экстрапирамидных побочных эффектов. Кроме того, они не взаимодействуют с участками связывания бензодиазепинов и не потенцируют действие ГАМК, не обладают противосудорожной активностью (и даже могут незначительно снижать порог судорожной готовности), не вызывают толерантности и синдрома отмены и не обладают перекрестной толерантностью с бензодиазепинами или другими транквилизаторами и снотворными. Буспирон и ряд его экспериментальных аналогов (например, гепирон, ипсапирон, тиоспирон) избирательно связываются с рецепторами 5-HT1A, по-видимому, являясь их частичными агонистами.

    Буспирон — эффективное анксиолитическое средство, особенно при легком и среднетяжелом неврозе тревоги (Ninan et al., 1998; Taylor, 1998). Однако, в противоположность сильно-действующим бензодиазепинам и антидепрессантам, буспирон не помогает при паническом расстройстве. Он не может также применяться в качестве монотерапии при неврозе навязчивых состояний, хотя и усиливает действие ингибиторов обратного захвата серотонина при навязчивости. Поскольку буспирон не обладает перекрестной толерантностью с бензодиазепинами, при внезапном переходе с бензодиазепинов на буспирон может развиться синдром отмены с тревогой. Поэтому переход с одного класса препаратов на другой должен производиться постепенно (Lader, 1987).

    sportwiki.to

    Лечение тревожных состояний

    Лечение тревожных состояний в Брейн Клиник проводится по самым современным высокотехнологичным методикам восстановительной медицины с применением препаратов созданных с помощью нанотехнологий. Использование этих методик было рекомендовано международным медицинским этическим комитетом. Наши специалисты имеют большой опыт по лечению тревожных состояний, правильно и безопасно восстанавливают работу нервной системы без негативных влияний на организм.

    Лечением разнообразных тревожных состояний специалисты клиники с успехом занимаются много лет и начинается с полноценной диагностики нервной системы для выявления истинных причин формирования и проявления не контролируемой тревоги.

    Звоните +7495-1354402 и записывайтесь на прием!

    Наше лечение помогает даже с самых тяжелых случаях!

    Тревожные состояния имеют огромное разнообразие по выраженности и вариантам проявлений.

    Диагностика и методы лечения тревожных состояний

    Мы предлагаем начинать лечение тревожных состояний с правильного и точного определения истинных причин.

    Лечение тревожного состояния всегда должно начинаться с тщательной диагностики. На сколько точно будет определен истинный фактор формирования и проявления тревожного состояния, на столько эффективным будет лечение. В Брейн Клиник диагностике тревожных состояний уделяется особое внимание и при необходимости проводится дифференциальная диагностика с привлечением других специалистов клиники. Эта процедура для пациента совершенно бесплатна, так как для нас важнее результат лечения и исключение вероятности гипердиагностики или постановки не полного диагноза. при тревожных состояниях.

    Диагностика тревожных состояний

    Грамотные врачи-психотерапевты, имеющие большой положительный опыт, проведут тщательную диагностику состояния нервной системы и индивидуальных параметров развития и выявят истинные причины проявлений Ваших жалоб.

    Точности диагностики, в клинике Брейн Клиник, отдается большое внимание, так как от результатов диагностики зависит качество дальнейшего лечения.

    Мы убеждены, что лечение тревожного состояния достигнет своей цели только в том случае, если уничтожить причину, а не заниматься убиранием внешних проявлений, снятием симптоматики и «затирании» синдромов.

    Для того, чтобы точно установить истинные причины проявления психических состояний, которые сопровождаются тревожными состояниями, необходимо провести полную патопсихическую диагностику, что в полной мере реализовано в Брейн Клиник.

    Дифференциальная диагностика тревожных состояний

    Синдромы, которые определяются тревожной симптоматикой и имеют ведущее значение в жалобах пациента, входят в контекст какого-либо основного, часто хорошо скрытого от поверхностного взгляда, психического процесса.

    Однако, сами тревожные состояния не являются тем самым полным диагнозом, на основании которого можно определять методики предполагаемого лечения и не могут стать определяющей величиной для построения прогнозов.

    Лечение тревожных состояний

    При необходимости, врачи Брейн Клиник могут быть доступны для разрешения некоторых вопросов, возникающих в ходе лечения у пациентов в течение 24 часов в сутки. Врачи Брейн Клиник всегда в зоне доступа для своих пациентов и готовы оказать адекватную помощь круглосуточно.

    В Брейн Клиник для лечения тревожных состояний и иных психических расстройств, сопровождающихся проявлениями повышенного уровня тревоги, применяется комплексная нейрометаболическая терапия по самым современным высокотехнологичным методикам восстановительной медицины с применением препаратов созданных с помощью нанотехнологий подбираемая с учетом индивидуальных параметров развития, как нервной системы, так и всего организма в целом.

    Для этого в клинике имеются все необходимые возможности для полноценного обследования, сдачи всех видов анализов и сложными высокотехнологичными обследованиями, которые проводятся на территории современных медицинских комплексов и проведения квалифицированного консилиума специалистов различных специализаций.

    Все обследования назначаются только по явной необходимости и после первичной консультации у врача, который подбирает необходимые виды в строго индивидуальном формате и только после получения необходимой медицинской информации о состоянии здоровья. Без необходимости в Брейн Клиник обследования не назначаются.

    При посещении врача Брейн Клиник мы рекомендуем взять на прием все имеющиеся у Вас результаты обследований, которые Вы проходили ранее.

    brainklinik.ru

    Чувство тревоги и беспокойства. Что это за явление, и как его побороть?

    Чувство тревоги без причины – состояние, которое испытывает практически каждый человек в какой-либо период своей жизни. Для некоторых людей это мимолетное явление, никак не влияющее на качество жизни, а для других это может стать ощутимой проблемой, которая серьезно отразится на межличностных отношениях и карьерном росте. Если вам не повезло попасть во вторую категорию и вы испытываете тревожные состояния без причины, то эта статья обязательна к прочтению, так как она поможет составить целостную картину о данных расстройствах.

    В первой части статьи мы поговорим о том, что такое страх и тревога, дадим определение видам тревожных состояний, поговорим о причинах чувства тревоги и беспокойства, а в конце, как обычно, обозначим общие рекомендации, которые помогут ослабить беспричинную тревогу.

    Что представляет из себя чувство страха и тревоги

    Для многих людей слово «страх» и «тревога» синонимы, но несмотря на реальное сходство терминов это не совсем так. На самом деле до сих пор нет единого мнения чем именно отличается страх от тревоги, но большинство психотерапевтов сходятся во мнении, что страх возникает в момент появления какой-либо опасности. Например, вы умиротворенно прогуливались по лесу, но внезапно встретили медведя. И в этот момент у вас возникает страх, вполне себе рациональный, ведь ваша жизнь находится под реальной угрозой.

    С чувством тревоги дела обстоят немного иначе. Очередной пример – вы гуляете по зоопарку и внезапно видите медведя в клетке. Вы знаете, что он в клетке и не сможет навредить вам, но тот случай в лесу наложил отпечаток и на душе все равно как-то неспокойно. Вот это состояние и есть тревога. Если говорить кратко, то основное отличие тревоги от страха в том, что страх проявляется во время реальной опасности, а тревога может возникать до ее наступления или же в ситуации, когда ее вообще быть не может.

    Иногда тревожные состояния возникают без причины, но это только на первый взгляд. Человек может испытывать чувство беспокойства перед определенными ситуациями и искренне не понимать в чем же причина, однако чаще всего она есть, просто она находится глубоко в подсознании. Примером такой ситуации могут быть забытые детские травмы и т.д.

    Стоит отметить, что наличие страха или тревоги это абсолютно нормальное явление, далеко не всегда говорящее о каком-то патологическом состоянии. Чаще всего страх помогает человеку мобилизовать свои силы и быстрее адаптироваться к ситуации, в которую он ранее не попадал. Однако, когда весь этот процесс приобретает хроническую форму, то он может перетечь в одно из тревожных состояний.

    Виды тревожных состояний

    Существует несколько основных видов тревожных состояний. Я не буду перечислять все из них, а расскажу только о тех, которые имеют под собой общий корень, а именно – беспричинный страх. К ним можно отнести генерализированную тревожность, панические атаки, социофобию и обсессивно-компульсивные расстройства. Остановимся более подробно на каждом из этих пунктов.

    1) Генерализованная тревожность.

    Генерализованное тревожное расстройство – состояние, которое сопровождается чувством тревоги и беспокойства без видимой причины на протяжении длительного времени (начиная от полугода и более). Для людей страдающих от ГТ свойственно постоянное беспокойство о своей жизни, ипохондрия, необоснованная боязнь за жизнь своих близких, а также надуманное беспокойство о различных сферах жизни (отношения с противоположным полом, финансовые вопросы и т.д.). К главным вегетативным симптомам можно отнести повышенную утомляемость, мышечное напряжение и неспособность концентрировать внимание на длительно время.

    Для постоянных посетителей сайта нет нужды объяснять значение этого слова, но для тех, кто здесь впервые — расскажу. Социофобия – это необоснованный страх выполнения каких-либо действий, которые сопровождаются вниманием со стороны окружающих. Особенностью социофобии является то, что социофоб может прекрасно понимать абсурдность своих страхов, но это никак не помогает в борьбе с ними. Некоторые социофобы испытывают постоянное чувство страха и тревоги без причины во всех социальных ситуациях (здесь идет речь о генерализованной социофобии), а некоторые боятся конкретных ситуаций, например публичных выступлений. В таком случае речь идет о специфической социофобии. Что касается причин социофобии, то для людей страдающих этой болезнью характерна огромная зависимость от мнения окружающих, сосредоточенность на себе, перфекционизм, а также критическое отношение к себе. Вегетативные симптомы такие же, как и при остальных расстройствах тревожного спектра.

    Многие социофобы испытывают панические атаки. Паническая атака – это сильный приступ тревоги, который проявляется как на физическом уровне, так и на психическом. Как правило она случается в местах повышенного скопления людей (метро, площадь, общественная столовая и т.д.). При этом природа панической атаки иррациональна, так как никакой реальной угрозы для человека в этот момент нет. Иными словами, состояние тревоги и беспокойства происходит без видимой причины. Некоторые психотерапевты считают, что причины этого явления кроются в продолжительном влиянии какой-либо психотравмирующей ситуации на человека, но при этом влияние однократных стрессовых ситуаций так же имеет место быть. Про причине возникновения панические атаки можно разделить на 3 вида:

  • Спонтанная паника (появляется вне зависимости от обстоятельств);
  • Ситуационная паника (возникает вследствие переживания о наступлении волнующей ситуации);
  • Условно-ситуационная паника (возникает из-за воздействия химического вещества, например алкоголя).

4) Обсессивно-компульсивные расстройства.

Название данного расстройства состоит из двух терминов. Обсессии – навязчивые мысли, а компульсии – это действия, которые предпринимает человек, чтобы справится с ними. Стоит отметить, что эти действия в подавляющем большинстве случаев крайне нелогичны. Таким образом синдром навязчивых состояний – это психическое расстройство, которое сопровождаются обсессиями, что в свою очередь приводит к компульсиям. Для диагностики обсессивно-компульсивного расстройства используется шкала Йеля-Брауна, с которой вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Почему возникает чувство тревоги без причины

Истоки возникновения чувства страха и тревоги без причины нельзя объединить в одну четкую группу, так как все индивидуальны и реагируют на все события в своей жизни по-своему. Например, некоторые очень болезненно переносят насмешки в коллективе или же небольшие оплошности в присутствии других, что накладывает отпечаток на жизнь и в дальнейшем может привести к тревожности без причины. Однако я постараюсь выделить наиболее распространенные факторы, приводящие к тревожным расстройствам:

  • Проблемы в семье, неправильное воспитание, детские травмы;
  • Проблемы в собственной семейной жизни или ее отсутствие;
  • Если вы родились женщиной, то вы уже в группе риска, так как женщины более восприимчивы, нежели мужчины;
  • Существует предположение, что полные люди менее подвержены тревожным расстройствам и психическим отклонениям в целом;
  • Некоторые исследования свидетельствуют о том, что постоянное чувство страха и тревоги может передаваться по наследству. Поэтому обратите внимание имеют ли ваши родители такие же проблемы как и у вы;
  • Перфекционизм и завышенные требования к себе, что приводит к сильным переживаниям при недостижении поставленных целей.
  • Что же общего во всех этих пунктах? Придание значимости психотравмирующему фактору, что и запускает механизм возникновения чувства тревоги и беспокойства, которые из непатологической формы превращаются в беспричинную.

    Проявления чувства тревоги: соматические и психические симптомы

    Выделяют 2 группы симптомов: соматические и психические. Соматические (или по-другому вегетативные) симптомы – это проявление чувства тревоги на физическом уровне. Наиболее распространенными соматическими симптомами являются:

    • Учащенное сердцебиение (главный спутник постоянного чувства тревоги и страха);
    • Медвежья болезнь;
    • Боли в районе сердца;
    • Повышенная потливость;
    • Тремор конечностей;
    • Ощущение кома в горле;
    • Сухость и неприятный запах изо рта;
    • Головокружение;
    • Ощущение жара или наоборот холода;
    • Мышечные спазмы.
    • Второй тип симптомов в отличие от вегетативных проявляется на психологическом уровне. К ним относится:

    • Ипохондрия;
    • Подавленность;
    • Эмоциональная напряженность;
    • Страх смерти и т.д.
    • Выше приведены общие симптомы, которые характерны для всех тревожных расстройств, однако некоторые тревожные состояния имеют свои особенности. Например, при генерализованном тревожном расстройстве характерны следующие симптомы:

    • Беспричинная боязнь за свою жизнь и за жизнь близких;
    • Проблемы с концентрацией;
    • В некоторых случаях светобоязнь;
    • Проблемы с памятью и физической производительностью;
    • Всевозможные расстройства сна;
    • Мышечная напряженность и т.д.
    • Все эти симптомы не проходят бесследно для организма и со временем они могут перетечь в психосоматические заболевания.

      Как избавится от беспричинных тревожных состояний

      Теперь перейдем к самому главному, что делать при появлении чувства тревоги без причины? Если тревога становится невыносимой и существенно снижает качество вашей жизни, то в любом случае нужно обращаться к психотерапевту, как бы вам этого не хотелось. В зависимости от вашего вида тревожного расстройства он назначит соответствующее лечение. Если попробовать обобщить, то можно выделить 2 способа лечения тревожных расстройств: медикаментозное и с помощью специальных психотерапевтических техник.

      1) Медикаментозное лечение.

      В некоторых случаях для лечения чувства тревожности без причины врач может прибегнуть к соответствующим лекарствам от социофобии. Но стоит помнить, что таблетки, как правило, снимают только симптомы. Эффективнее всего использовать комбинированный вариант: медикаменты и психотерапию. При таком способе лечения вы избавитесь от причин чувства тревоги и беспокойства и будете менее подвержены рецидивам, нежели люди, использующие только лекарственные средства. Однако на начальных стадиях допустимо назначение легких антидепрессантов. Если это возымеет какой-либо положительный эффект, то следом назначают терапевтический курс. Ниже я приведу список препаратов, которые способны снять тревогу и отпускаются без рецепта:

    • «Ново-пассит». Зарекомендовал себя при различных тревожных состояниях, а также при нарушениях сна. Принимать по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность курса зависит от индивидуальных особенностей и назначается врачом.
    • «Персен». Имеет схожее действие как и «ново-пассит». Способ применения: по 2-3 таблетки 2-3 раза в день. При лечении тревожных состояний курс не должен превышать по длительности 6-8 недель.
    • «Валериана». Самый распространенный препарат, который есть в аптечке у каждого. Его следует принимать каждый день по паре таблеток. Курс составляет 2-3 недели.
    • 2) Психотерапевтические методики.

      Об этом было неоднократно сказано на страницах сайта, но повторюсь еще раз. Когнитивно-поведенческая терапия это наиболее эффективный способ лечения беспричинных тревожных состояний. Суть ее заключается в том, чтобы вы с помощью психотерапевта вытаскиваете наружу все неосознаваемые вами негативные модели мышления, способствующие возникновению чувства тревоги, а затем заменяете их на более рациональные. Так же в процессе прохождения курса когнитивно-поведенческой терапии человек встречается со своей тревогой в контролируемой среде и путем повторения пугающих ситуаций, со временем, он получает все больший контроль над ними.

      Само-собой такие общие рекомендации, как правильный режим сна, отказ от бодрящих напитков и курения помогут избавиться от чувства тревоги без причины. Особое внимание хочется уделить занятиям активным спортом. Они помогут вам не только уменьшить тревогу, но и справиться с мышечными зажимами, а также в целом улучшить ваше самочувствие. Под конец рекомендуем посмотреть видео о том, как избавится от чувства беспричинного страха.

      zastenchivosti.net

    About : admin