9 Май, 2018

Синдром каннера ранний детский аутизм

Современный взгляд на синдром Каннера: симптомы, диагностика, лечение

Дети с аутистическим расстройством никак не проявляют любовь, привязанность, эмоции. Они погружены в себя и не любят впускать в свой внутренний мир посторонних. Главная проблема этих детей – новые люди или смена обстановки, что может вызвать сильный стресс.

Синдром Каннера (ранний детский аутизм) и особенности поведения детей с этим заболеванием различимы уже на первом году жизни, но не все родители вовремя замечают их и обращаются к специалистам слишком поздно, тем самым теряя драгоценное время.

Точные причины раннего детского аутизма (РДА) не установлены. Отмечена взаимосвязь с генетическими нарушениями и изменениями в работе некоторых участков головного мозга.

Расстройства аутичного спектра

Аутизм не медицинский термин. В профессиональных кругах принят термин – расстройство аутичного спектра. За данным термином прячется множество состояний и нарушений.

У каждого аутиста свое отклонение, требующее индивидуального подхода. Один малыш с аутизмом может быть умственно отсталым, а другого признают лишь странным. До недавнего времени считалось, что основной причиной развития синдрома раннего детского аутизма является сильное нервное потрясение в рамках семьи.

Зачастую ставился диагноз шизофрения, назначалось медикаментозное лечение, которое никакого отношения к истинному заболеванию не имело. В конце 80-х прошлого века пришло понимание, что такое аутизм и как корректировать данное состояние.

Аутические детки не совсем больные в классическом смысле. Они обладают иной моделью восприятия окружающего мира, по-другому принимают эмоции и выражают их.

Особенность такого восприятия возникает из-за дисфункции связей между участками головного мозга, отвечающих за эмоциональную сторону восприятия. Раннее выявление РДА дает возможность помочь специалистам наладить эти связи. Маленькие аутисты по сравнению с обычными детьми могут обладать талантом в узких областях, поскольку остальные области для них закрыты в связи с особенностями развития головного мозга. Они более внимательны и усидчивы.

Синдром Каннера или ранний детский аутизм (РДА), впервые был описан в 1943 году – атипичный вариант заболевания с ядерными расстройствами.

Особенностью синдрома является быстрое проявление симптоматики, которая заметна уже на первом году жизни. Позже заболевание принимает типичное течение, поэтому проблем при диагностике не возникает.

Ядерный аутизм Каннера отличается от шизофрении характерным признаком — болезнь начинается с игнорирования людей, при этом у дитя полностью отсутствует контакт с матерью. Постепенно симбиотическое отношение налаживается, устраняется тревожность и развивается коммуникативная связь с другими людьми.

Ранний детский аутизм связан со сбоем в генетике и не относится к разряду аномалий развития вследствие душевной травмы или пробелов в воспитании.

Данная особенность развития и восприятия окружающего мира по статистике встречается у 1 из 88 детей, причем у мальчиков она выражена больше.

Причины развития и прогресса синдрома раннего детского аутизма кроются в работе головного мозга. В норме человеческий мозг постоянно обрабатывает информацию, поступающую от зрительного, слухового, осязательного анализаторов. Особенность аутистических нарушений состоит в том, что в этом случае отсутствует адекватное восприятие сигналов мозга.

При синдроме Каннера одни сигналы становятся интенсивными, другие вовсе не работающими.

При этом нет той нервно-импульсной зависимости, когда сигналы воспринимаются с определенной степенью активности. В результате нарушаются контакты человека с окружающей средой, он реагирует на нее иначе. Существует мнение, что генетическое отклонение обусловлено изменением окружающей среды, в частности воздействием токсинов. Их комбинация называется в качестве основной причины появления аутизма.

Косвенными факторами-провокаторами раннего аутизма становятся:

  • родовые травмы;
  • внутриутробные и перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит);
  • дефицитарные состояния;
  • сопутствующие заболевания ЦНС (эпилепсия).
  • Синдром Каннера неопытными врачами часто принимается за раннюю форму шизофрении, в тех случаях, когда ребенок отличается неестественным и необычным поведением, выраженным в замкнутости, зацикленности, монотонности.

    Аутизм как врожденная аномалия связана с семейным фактором. Риск развития увеличивается:

  • у родителей, имеющих 1 и более детей с расстройством;
  • у идентичных близнецов;
  • у младших братьев и сестер.
  • Потенциальными факторами риска являются пожилой возраст родителей, преждевременные роды и низкий вес новорожденного.

    Общая картина поведения и диагностические критерии

    К общим признакам расстройств аутичного спектра относятся:

  • неспособность к нормальному общению;
  • повторяющееся поведение с целью аутостимуляции;
  • отсутствие воображения.

Признаки, которые могут заметить родители, проявляются:

  • в монотонности некоторых движений;
  • в отсутствии эмоционального ответа на эмоцию родителя (иногда эту особенность развития путают с нарушением слуха);
  • в умении четко сфокусироваться на задаче;
  • в нарушении коммуникативности и развитии речи, мутизме – упорном молчании;
  • агрессии при попытке контактировать;
  • в избегании зрительного контакта;
  • в бурной реакции, раздражительности, эмоциональной напряженности при попадании в неизвестную обстановку;
  • в отсутствии понимания угрозы и оценки обстановки, принятых социальных правил.
  • Эти симптомы стоит рассматривать в тесной взаимосвязи друг с другом. В целом адекватного стопроцентного метода для диагностики не существует. Поведение рассматривается в совокупности, то есть по одному признаку диагноз не устанавливается.

    Нарушенная коммуникация

    Нарушение коммуникации зависит от тяжести расстройства. В тяжелых случаях малыш совсем не общается с окружающими, не откликается на свое имя. В легких формах ребенок может проявлять коммуникативную способность, но не для установления эмоционального контакта, а для удовлетворения потребностей в пище, уходе, движении. Такие дети не реагируют на появление интересного объекта (животного, самолета и др.).

    Умение просить – важный коммуникативный навык. Его дефицит подозрителен. Типичная реакция аутиста на новых людей – избегание, которое путается с крайней степенью стеснительности.

    Навык установления зрительного контакта особенно важен для диагностики в раннем возрасте. В норме взгляд ребенка проецируется «глаза в глаза». Если взгляд идет мимо глаз, не смотря на попытки привлечь внимание, это поможет диагностировать аутическое расстройство.

    Нормальные дети в 2,5 года должны обладать минимальным словарным запасом, а к 3-м годам уметь говорить предложениями. Аутичные дети произносят сложные фразы, услышанные от взрослых. Это называется отраженная речь, когда ребенок бессмысленно повторяет услышанное.

    С возрастом речь маленьких аутистов становится быстрой, сбивчивой, с перебиванием других говорящих. Многие дети с синдромом Каннера вообще не пользуются речью.

    Монотонное поведение

    Повторяющееся, неестественное поведение часто встречается в рамках расстройств аутичного спектра и выглядит как многократное:

  • кружение вокруг своей оси;
  • движение по одному маршруту;
  • раскачивание.
  • Необходимо отличать естественность от аномалии. Грань проходит там, где движения никак не связаны с ситуацией, возникают спонтанно.

    Диагностировать патологию помогут игрушки. У аутистов наблюдается пристрастие выкладывать детали определенным строем, вне установленного порядка. Детей заинтересует не сама игрушка, а деталь, которую хочется крутить часами. Они замещают воображение и игру монотонными движениями, которые не ведут к должному развитию.

    Маленькие аутисты не любят и пугаются любых перемен. Путешествие с родителями становится бедствием с чередой истерик для последних.

    Малыш характеризуется стойкими привычками. Родителям рекомендуют заранее готовить свое чадо к путешествию и смене обстановки с помощью наглядных примеров.

    Болезнь нельзя диагностировать по анализу крови, мочи или гормонам. Диагностика с определенной вероятностью проводится с 1,5 лет, а диагноз ставится, исходя из поведенческих особенностей малыша.

    Дифференциация аутических расстройств

    Аутизм классифицируют с учетом механизмов и причин развития патологии. Синдром Каннера и Аспергера — два вида нарушения, которые встречаются чаще иных и имеют свои особенности. В чем их различия?

    Синдром Каннера – собственно аутизм раннего периода. Он проявляется с первых месяцев и характеризуется отказом от контакта с матерью с первых дней жизни. Отличие состоит также в медленном развитии речи, эхолалии. Синдром сопровождается отставанием в интеллектуальном развитии. Навыки самообслуживания и двигательная активность низкие.

    Синдром Аспергера – облегченная форма заболевания, проявляющаяся с 2-3 лет. Контакт с матерью не теряется, наоборот, выражена сильная эмоциональная связь. Речь четкая, грамотная, но спонтанная или нелогичная, а интеллект соответствует возрасту либо преобладает талант. Проблем с навыками самообслуживания не наблюдается.

    Аутизм бывает первичным и вторичным. Повторный аутизм развивается на фоне других расстройств и заболеваний ЦНС, являясь осложнением.

    Правильные действия родителей – залог успешного прогноза

    Разобраться в проблеме детей родителям бывает сложно, поскольку аутические особенности воспринимаются как странности, которые со временем пройдут. Положительной динамики развития можно добиться, обнаружив характерные симптомы к 1 году. Чем раньше начата терапия, тем благоприятнее прогноз.

    При выявленном диагнозе перед родителями встает множество проблем и вопросов по организации жизни семьи и поведения ее членов. В этой ситуации важно быть стрессоустойчивыми, рациональными, организованными.

    В проявлениях РДА есть двигательные нарушения, которые демонстрируют негативизм, отказ, агрессию на себя или внешнюю среду.

    Родители должны научиться минимизировать собственные эмоции, не сталкиваться с глазами ребенка, не усиливать реакции. Необходимо проявлять много терпения и любви, а главное — понять клинику аутизма и научиться у специалистов методикам управления, воспитания и выздоровления такого ребенка.

    В лечении РДА не применяются аппаратные методики или медикаментозная терапия. Начало решения проблемы лежит в поиске грамотного специалиста или курсов по развитию.

    Ошибка родителей — лечить свое сына или дочь медикаментозно, поскольку аутизм не является заболеванием, более того, при неправильной диагностике и психотропной терапии результаты могут оказаться плачевными. Поскольку одной причины аутизм не имеет, его лечение проводится в 2-х направлениях:

  • устранение симптоматики;
  • улучшение контакта с внешним миром.
  • Прежде чем задумываться о таблетках и стимуляторах, необходимо пройти тест на дефицит питательных веществ. Устранение дефицитарных состояний – это приведение организма в физиологическую норму, без которой организм не может полноценно развиваться.

    При выявлении скрытых патологий, вызвавших сбой, также необходимо обратиться к профильным специалистам для их коррекции.

    Домашнее лечение предусматривает поддержание или восстановление способностей по самостоятельному уходу, осуществлению гигиенических мер.

    Поддержание жизнеспособности ребенка занимает ключевое место. В силах родителей наладить правильное физиологическое питание.

    Особенно чувствительны дети-аутисты к молочным белкам и продуктам, содержащим глютен. К

  • ржаные, пшеничные, ячменные, овсяные изделия, в том числе сладости, печенье, хлопья;
  • молоко и молочные продукты, в том числе сливочное масло, мороженое, животные жиры.
  • Рацион составляют бобовые, рис, кукуруза, греча, орехи, грибы, растительные масла и продукты. Мучные сладости заменяются на сладкие фрукты, разрешаются какао продукты, шоколад.

    Поступая в организм глютен и казеин вызывают повышенную возбудимость, усиливают симптоматику, приводят к зависимости, что аутистам со стойкими привычками противопоказано. На безглютеновой диете состояние деток улучшается уже через несколько дней.

    Профессиональная помощь

    В плане психотерапевтической помощи к работе привлекаются семейный врач, детский психиатр, центры коррекции, педагог на дому.

    Методика коррекции разрабатывается совместно с родителями, исходя из особенностей маленького пациента и выраженности симптомов. В ходе терапии важно вести дневник наблюдений и отмечать реакции ребенка на новые события, физические показатели и раздражители.

    Существуют рекомендации в отношении игровых методик для развития аутичных детей:

  • игры должны быть простые и доступные с тенденцией к усложнению, но выполнимой задачей;
  • занятия должны быть приближенными к признакам поведения, актуальны куклы с закрытыми глазами, упражнения телесно-ориентированного пространства;
  • для игр используются простые, не яркие предметы – камешки, пластилин, шары, песок, бумага, вода, ткань.
  • Вовлечение в игру происходит поэтапно. Сначала на уровне предметов для игры, чтобы привлечь внимание к процессу, затем переходя к инструментам, при помощи которых осуществляется действие (совок, лопатка, емкость, ключ). На третьем уровне дети учатся сложным совокупным процессам – собирает конструкцию из кубиков, цветную пирамиду.

    Дети-аутисты – особенные, но они способны посещать детский сад, а затем учиться в школе. Все зависит от своевременно поставленного диагноза и раннего развития ребенка. Чтобы добиться социальной адаптации нужно долго заниматься. Это должен быть совместный и ежедневный альянс специалистов и родителей.

    neurodoc.ru

    Медицинский сайт для студентов, интернов и практикующих врачей педиатров из России, Украины! Шпаргалки, статьи, лекции по педиатрии, конспекты, книги по медицине!

    Детский аутизм. Синдром Каннера

    Вы студент медик? Интерн? Детский врач? Добавьте наш сайт в социальные сети!

    Название «синдром Каннера» указывает на форму психоза, характерного для ребенка, проявляющегося качественным нарушением личности и большими затруднениями адаптации к окружающей среде.

    Детский аутизм, описанный в 1943 г. L. Kanner, появляется в литературе и под другими названиями: «психотический синдром», «ранний инфантильный аутизм», «первичный аутизм», аутическая психопатия Аспергера, инфантильный аутизм Каннера.

    Этиопатогенез синдрома Каннера.

    Этиология, как в большинстве психопатий — неизвестна. Только в нескольких случаях, синдром Каннера появился под клинической формой «симптоматического аутизма», в течение некоторых инфекционных процессов мозга или после клинического выздоровления от энцефалита (постэнцефалитический аутизм). Ныне считается, что «ранний инфантильный аутизм Каннера» является ранним проявлением шизофрении, появившейся у детей в первые два года жизни, чаще у детей мужского пола.

    Симптоматология (клиника) синдрома Каннера.

    Первые клинические проявления начинаются вообще в конце первого или во время второго года жизни ребенка и выражаются следующим образом:

  • безразличие к окружающей среде; ребенок не устанавливает аффективных отношений и даже если он их имел, ему не удаётся их поддерживать (это безразличие относится даже по отношению к своей матери). Эти дети не улыбаются, не смеются и их ничем нельзя развлечь;
  • расстройства речи: ребенок начинает говорить поздно; эхолалия, словесные стереотипии и иногда больной говорит, не интересуясь понимают ли и слушают ли его окружающие люди. Ребенок говорит о себе в 3-ем лице вместо первого. Мимика не соответствует содержанию выраженной фразы; ребенок не смотрит в лицо, а в сторону или «сквозь человека», с которым поддерживает разговор;
  • недостатки психического развития. Помимо нарушения аффективности, кажется, что умственное развитие у этих детей — среднее и даже ниже среднего; но этого нельзя точно установить ввиду того, что трудно произвести психологическое обследование из-за отсутствия интереса или проявления незаинтересованности ребенка по отношению к окружающим его лицам, и, включительно, к психологу.
  • Неврологические проявления, только иногда присутствуют под видом ритмических маятникообразных движений головы и туловища; полное неврологическое обследование не выявляет никакого другого клинического симптома.

    Патологическая анатомия синдрома Каннера.

    Патологоанатомический анализ при вскрытии — отрицательный; отсутствие анатомических поражений в центральной и периферической нервной системах, как и в других аппаратах и органах, говорит о функциональном происхождении всей симптоматологической картины.

    Течение и прогноз синдрома Каннера.

    Течение, в большинстве случаев, медленное, но прогрессивное, без глубокого нарушения психического поведения ребенка.

    Эти дети обычно хорошо включаются в общественную жизнь и в профессию (более легкую), к которой они были направлены. В других случаях течение тяжелое, доходит до шизоидных проявлений или даже до инфантильной шизофрении с мрачным прогнозом.

    Не существует этиологического лечения. Симптоматически, применяются лекарства из группы нейролептиков:

  • хлорделазин, в дозе 1—2 мг/кг веса тела/ день, распределенные на 2—3 приема перорально;
  • левомепромазин (Нозинан) в дозе 0,25 мг/кг веса тела/день, распределенные на 2—3 приема перорально.
  • Не следует пренебрегать мерами психического перевоспитания, врачебно-педагогическим лечением, в проведении которого участвуют педиатр, нейропсихиатр, психолог и логопед. Это может способствовать рекуперации хотя бы некоторого количества детей, больных «аутизмом Каннера».

    detvrach.com

    Синдром раннего детского аутизма Каннера

    Распространенность синдрома характеризуется показателем 2—4 больных на 10 000 человек с преобладанием его развития у мальчиков (более чем в 2 раза).

    Клинические проявления. Развитие этого синдрома может начинаться в возрасте от рождения до 36 мес (3 лет) жизни ребенка. Его определяют аутистическая отгороженность детей от реального мира с неспособностью формирования общения и неравномерным созреванием (асинхронностью развития) психической, речевой, моторной и эмоциональной сфер жизнедеятельности. Для этого заболевания характерны явления протодиакризиса, недостаточное различение одушевленных и неодушевленных объектов. Поведение и игры аутичных детей характеризуются стойкими стереотипами, отсутствием подражания, недостатком реакции на окружающее и повышенной чувствительностью на условия как дискомфорта, так и комфорта. Форма общения с родными (особенно с матерью) — симбиотическая или индифферентная, т. е. без эмоциональной реакции, вплоть до отказа общения с ними.

    Смена привычного жизненного стереотипа, появление новых объектов и посторонних лиц вызывают у аутичных детей реакцию избегания либо недовольства и страха с хаотической агрессией и самоагрессией.

    Во внешнем облике больных детей обращают на себя внимание застывшая мимика, направленный в пустоту или как будто в себя взгляд, отсутствие реакции «глаза в глаза», но иногда возникает мимолетная фиксация взгляда на окружающих лицах и предметах.

    Моторика аутичных детей угловатая со стереотипными движениями, атетозоподобными движениями в пальцах рук, ходьбой «на цыпочках». Но наряду с этим у больных аутизмом возможно развитие достаточно сложных

    и тонких моторных актов. Речь рецептивная и особенно экспрессивная развивается слабо; отсутствуют экспрессия, жестикуляция, сохраняются эхолалии, фразы-штампы, нарушено произношение звуков, нет интонационного переноса, т. е. непрерывной мелодии речи, ритма, темпа. Голос то громкий, то неожиданно становится тихим и ребенок переходит на шепот. Произношение звука может быть разным — от правильного до невнятного, иногда с необычной модуляцией. Экспрессивная речь развивается с большим отставанием, преобладает бессвязная, эгоцентрическая речь. Больные практически неспособны к диалогу. Ребенок лишен активного стремления к усвоению новых фраз и их использованию. Нарушенный синтаксический и грамматический строй речи дополнен то интонационной вычурностью, то лепетной речью, то манерным словотворчеством. Последнее сохраняется и после первого физиологического кризового периода. В более тяжелых случаях отмечаются разрыхление ассоциаций, смещение мыслей, иногда исчезновение из фраз личных местоименных и глагольных форм; фразы становятся предельно краткими и отрывистыми.

    В связи с отмеченными особенностями речи представляет интерес процесс ее развития в этих случаях. Первые слова обычно появляются к 12—18 мес, первые фразы к 24—36 мес. Но уже в этом возрасте обращает на себя внимание, что дети не задают вопросов, не используют по отношению к себе личных местоимений, говорят о себе во втором или третьем лице и одновременно наблюдается скандирование или, напротив, напевное произношение слогов слова, незавершенность фраз, бессмысленное и невнятное повторение слов, отказ от утвердительных и отрицательных слов. У детей длительно сохраняются ранние, лепетные интонации, ударения на последних слогах слов, растянутое произношение слогов. Тем не менее дети (хотя и не все) способны запоминать отдельные четверостишия, отрывки прозы, хотя они не могут передать смысла и содержания прочитанного. В дальнейшем наряду с правильным наблюдается невнятное произношение звуков и слов. Постепенно все более отчетливыми становятся отсутствие или полное недоразвитие обобщающей и коммуникативной функции речи. Отмеченные речевые недостатки примерно в Д случаев могут преодолеваться к 6—8 годам, а в других — речь, особенно экспрессивная, остается недоразвитой.

    Особенностями детского аутизма являются относительная сохранность абстрактных форм познания действительности, которые в этих случаях сочетаются с примитивными протопатическими формами, т. е. познанием с использованием преимущественно тактильного, обонятельного и вкусового рецепторов, особенно в первичных ориентировочных реакциях. Такие реакции на звуковые и световые раздражители в раннем возрасте могут отсутствовать или резко извращены. Отсутствие указанных реакций дает повод подозревать у аутичных детей глухоту и даже слепоту.

    У больных ранним аутизмом Каннера особенно резко изменена игровая деятельность. Она нередко сводится к однообразному пересыпанию, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, касанию ими лица, обнюхиванию, облизыванию. Обращают на себя внимание то быстрая пресыщаемость любым игровым действием, то застреваемость на одной и той же манипуляции, отсутствие сюжетности, усложнения игры, ее стереотипизация. Вместо игры дети могут ползать, ходить, иногда подпрыгивать, крутиться. После 3 лет описанное поведение иногда сочетается со сверхценным отношением к отдельным предметам (к машинкам, железкам, лентам, колесам и др.). В течение ряда лет игры обычно не усложняются, становясь все более и более стереотипными, не имеющими единого смыслового содержания.

    Имеет некоторые особенности и поведение этих детей по отношению к сверстникам и близким людям. Одни дети активно избегают своих сверстников, другие к ним безразличны, третьи в присутствии других детей испытывают страх. Отношение к близким достаточно противоречиво.

    Хотя аутичные дети находятся в симбиотической зависимости от родных, они не дают адекватной реакции на их присутствие или отсутствие. Дети могут тревожиться при отсутствии матери и при этом не проявлять реакции на ее появление. Более редкой по сравнению с индифферентной реакцией на мать встречается негативистическая реакция, когда дети гонят от себя мать и проявляют недоброжелательность к ней. Эти формы общения с матерью могут сменяться одна другой.

    Эмоциональные реакции больных аутизмом различны. Одни дети отличаются относительно ровным настроением, другие могут быть веселы, о чем свидетельствует довольное выражение лица, проскальзывающая улыбка, третьи равнодушны и не проявляют ни недовольства, ни радости.

    Для раннего детского аутизма Каннера особенно характерны отрицательные реакции на любые попытки изменить привычный жизненный стереотип — вывести на прогулку в новое место, поменять одежду, предложить новую пищу. Все указанное неизменно вызывает протест, негативное отношение, капризность и даже тревогу. Это своеобразное сочетание психической ригидности и косности с чрезвычайной чувствительностью и аффективной неустойчивостью с годами подвергается медленному, частичному смягчению, но полностью эти особенности никогда не исчезают.

    С раннего возраста при синдроме Каннера нарушается инстинктивная жизнь. Так, обращают на себя внимание изменения аппетита. Больные с трудом привыкают к новому виду пищи, на протяжении многих лет предпочитают одни и те же виды продуктов. Наблюдаются инверсия цикла сна и бодрствования, затрудненное засыпание, прерывистый сон. Мышечный тонус отличается непостоянством — он то снижен, то повышен. У одних детей практически отсутствует реакция на окружающее, у других отмечается повышенная чувствительность, проявляющаяся беспокойством, беспричинным плачем и т. п.

    Течение синдрома Каннера. Синдром детского аутизма приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3—5 лет. В большинстве случаев к этому времени определяются окончательная задержка в развитии инстинктивной жизни, моторики, особенно тонкой, нарушения речевого развития, игровой, эмоциональной сферы, которые и формируют аутистическое поведение в целом.

    Специфика синдрома Каннера заключается в сочетании сложных и примитивных реакций в пределах каждой функционирующей системы — феномен «переслаивания». Если на первых этапах развития ребенка это проявляется в основном в нарушении физиологической иерархии простых и сложных структур, то в последующем отмечается и в структуре вторичной задержки психического развития. IQ больных в большинстве случаев ниже 70.

    После достижения ребенком 5—6 лет проявления синдрома Каннера, частично компенсируясь, сглаживаются, но это менее всего касается нарушений умственного развития. У детей нередко формируется выраженный олигофреноподобный дефект с аутистическими формами поведения. Иногда на фоне основных проявлений синдрома Каннера возникают неврозоподобные, аффективные, кататонические или полиморфные расстройства, которые утяжеляют прогноз.

    Приведенные данные о раннем начале детского аутизма и его клинических проявлениях типичны для врожденных задержек психического развития, а отсутствие в большинстве случаев выраженных позитивных симптомов и явной прогредиентности, а также частичная компенсация к возрасту 6 лет служат основанием для отнесения синдрома Каннера к нарушениям развития, протекающим по типу асинхронного дизонтогенеза.

    Этиология и патогенез. Общепринятой концепции об этиологии и патогенезе раннего детского аутизма не существует. Наиболее распространенные представления о причинах его развития делятся на две группы — теории психогенеза и теории биологические.

    Теории психогенеза. Эти концепции возникли одновременно с описанием раннего детского аутизма Каннером, который, как уже говорилось, был склонен полагать, что аутизм является выражением врожденной неспособности детей к эмоциональному взаимодействию с окружающими (дефекта аффективного контакта). Но относительно быстро эти представления трансформировались в достаточно распространенное и сейчас мнение, что детский аутизм является следствием отсутствия в раннем детстве (со времени рождения) материнского тепла и внимания и общей аффективной положительной атмосферы. Особое значение в этом случае придается взаимодействию в системе мать — ребенок, которое неразрывно связано с постоянным воздействием самых различных раздражителей (стимулов), столь необходимых для созревания функций ЦНС. По-видимому, полностью психосоциальными взаимодействиями объяснить развитие раннего детского аутизма вряд ли возможно, однако нельзя не признать, что они, несомненно, играют значительную роль в патогенезе заболевания. Об этом, в частности, говорят факты существования чисто психогенного (депривационного) аутизма, который может развиваться, например, у детей-сирот.

    Биологические теории. В группу этих теорий входят генетические концепции, теория нарушения развития мозга, теории, связанные с действием перинатальных факторов, а также нейрохимические и иммунологические концепции. Наиболее распространенной среди них являетсягенетическая теория. В пользу особой роли генетических факторов при раннем детском аутизме свидетельствуют следующие данные: 2—3 % сиблингов детей-аутистов страдают тем же заболеванием, что в 50 раз превышает популяционную частоту раннего детского аутизма; конкордантность по детскому аутизму в парах монозиготных близнецов, по данным разных авторов, колеблется от 36 до 89 %, в то же время в парах дизиготных близнецов она равна 0; риск развития раннего детского аутизма у второго ребенка после рождения первого с аутизмом достигает 8,7 %; у родителей детей аутистов распространенность аутистических симптомов превышает таковую в общей популяции. Несмотря на наличие столь убедительных данных, о существенной роли наследственных факторов в развитии раннего детского аутизма, модус наследования остается неизвестным. Допускается возможность наследования не самого заболевания, а предрасположения к нему. В рамках генетической теории рассматривается и роль Х-ломкой хромосомы, поскольку ранний детский аутизм сочетается с синдромом Х-ломкой хромосомы в 8 % случаев (колебания от 0 до 20 %). Однако существо этой связи еще не вполне ясно [Campbell M., Shay J., 1995].

    Теории, в которых наибольшее значение придается отклонениям в развитии мозговых структур, основаны как на сугубо теоретических представлениях о незрелости мозговых образований, так и на нейроанатомических и компьютерно-томографических наблюдениях последних лет. Если макроскопически мозг больных детей обычно не имеет каких-либо особенностей, то при микроскопии выявляется уменьшение размеров нейронов в гиппокампе, энториальной коре, миндалине, маммилярных телах и в некоторых других отделах мозга, в том числе в мозжечке (уменьшение числа клеток Пуркинье). При рентгеновской компьютерной и магнитно-резонансной томографии были выявлены уменьшение размеров лобных и височных отделов мозга, особенно слева, и расширение внутренних ликворных пространств. Предполагают, что в пренатальном периоде возможны нарушение созревания нейронов, их преждевременная и повышенная гибель, а также нарушения миграции под влиянием генетических или «экзогенных» факторов.

    К патогенетически значимым перинатальным факторам относятся различные негативные воздействия в неонатальном, во время родов и раннем постнатальном периодах. Это — кровотечения у матери во время беременности, употребление ею избыточного количества лекарственных веществ, другие токсические и инфекционные воздействия на плод. К этой группе представлений близко примыкают иммуновирусологические теории. К иммунологическим теориям относят, в частности, предположения о возможном наличии в крови матерей аутоантител (например, к некоторым серотониновым рецепторам, белкам нейрофиламент и др.), нарушающих развитие соответствующих элементов нервной ткани. Из вирусных инфекций наибольшее внимание привлекают к себе вирусы краснухи, простого герпеса, гриппа и цитомегаловирусная инфекция, которые особенно опасны на ранних стадиях развития плода.

    Нейрохимические теории ориентированы на функцию дофаминергической, серотонинергической и опиатной систем мозга. Результаты целого ряда биологических исследований дали основание предполагать, что функция этих систем при раннем детском аутизме повышена. Считают, что с гиперфункцией этих систем могут быть связаны многие клинические проявления (аутизм, стереотипии и др.) заболевания. О правомерности таких предположений свидетельствует успешное применение во многих случаях галоперидола, антидепрессантов и налтрексона.

    Нетрудно заметить, что все перечисленные теории полностью соотносятся с таковыми при шизофрении. Поэтому до сих пор не исключена возможность, что детский аутизм входит в круг эндогенных психических расстройств шизофренического спектра. Необходимо сказать, что на развитие представлений о патогенезе детского аутизма большое влияние оказали работы отечественных детских психиатров по изучению структуры нарушений развития у больных шизофренией детей, так как они отметили ряд вариантов этих нарушений, а именно типы стигматизированного (шизотипического), искаженного (шизоидного) и задержанного развития [Юрьева О. П., 1973]. К ним может быть добавлен и тип асинхронного развития, которое, как правило, сопровождается задержкой развития [Башина В. М., 1970, 1980, 1989]. С нашей точки зрения, синдром детского аутизма Каннера должен рассматриваться в континууме патологии личностного развития: конституциональные шизотипические и шизоидные варианты — промежуточные (синдром раннего аутизма Каннера) состояния — постприступные, шизофренические типы личностных изменений.

    Особое внимание придается асинхронности развития функциональных систем, т. е. дезинтегративному типу развития ЦНС при аутизме [Башина В. М., 1970, 1980, 1989; Козловская Г. В., 1996; Mahler M, 1952; Fish В., 1975, и др.].

    Некоторые авторы считали, что основные проявления раннего детского аутизма могут быть связаны с недоразвитием активирующих систем мозга [Мнухин С. С., Зеленецкая А. Е., Исаев Д. Н, 1967; Каган В. Е., 1981; Bosch L., 1962; Rutter M., 1966; Diatkine A., 1970].

    Имеются также представления о расстройствах адаптационных механизмов у незрелой личности с неустойчивостью и слабостью интеграционных процессов в нервной системе ребенка. Асинхронный характер развития при детском аутизме может иметь общие истоки с явлениями «расщепления» при шизофрении. В связи с незрелостью ЦНС последние при детском аутизме могут иметь иное клиническое выражение. Другими словами, своеобразие классического детского аутизма заключается в том, что в его структуре можно обнаружить и черты общего нарушения развития, и его асинхронность, и нарушения развития эндогенного характера. Именно поэтому детский аутизм занимает промежуточное положение в приведенном выше континууме расстройств.

    studfiles.net

    Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?

    1. Главная /
    2. Здоровье и долголетие /
    3. Физическое здоровье /
    4. Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?

    Диагностика аутизма не составляет в последнее время столь серьезных проблем, как это было ранее. Однако, его, как прежде, важно отличать от других умственных расстройств, поскольку от этого зависят будущие мероприятия, направленные на восстановление здоровья, коррекцию поведения и возможность излечить болезнь. Так, почему же развивается это расстройство, что собой представляет, как проявляется аутизм, и главное, как правильно его диагностировать?

    Рассматривая причины аутизма, некоторые из ученых отдают «пальму первенства» воздействию резидуально-органического фактора, проще говоря – это последствия патологии беременности, осложнений при родах, инфекций и черепно-мозговых травм. Другие предпочитают относить аутизм к группе заболеваний детской шизофренией. Имеется также мнение, что возникновение аутизма «обязано» результатам врожденной дисфункции мозга, что обусловлено наследственным недоразвитием ощущений, или же следствием недоразвития нейронных структур, которые необходимы для переработки поступающей в мозг информации.

    Одной из важных причин аутизма считается некоторая врожденная эмоциональная хрупкость, низкий порог появления тревоги, плохая переносимость фрустраций. В этом случае, под воздействием неблагоприятных внешних факторов, в частности недостатка эмоционального контакта с собственной матерью, к примеру, ребеночек как бы закрывается, отгораживается от внешнего мира, воспринимая его как травмирующий, ранящий. Он чувствует себя в своем «коконе» в большей безопасности. Следствием этого становится формирование с самого рождения определенной личностной структуры, основанной на тотальной защите от всего окружающего, аутизме. Впоследствии это нарушает весь процесс психологического, эмоционального, интеллектуального развития человека, либо в большей, либо в меньшей степени, однако примерно идентичным образом.

    • Классификации аутистических расстройств

    Ранее детский аутизм в классификации психических болезней относили к психозам, специфическим для детского возраста. Но в современных классификациях данное положение изменено, сегодня детский аутизм относится к группе первазивных общих расстройств психологического развития, которые объединяют все задержки развития и отклонения психологических функций, а именно, функций участвующих в процессе приобретения человеком навыков социального и бытового общения.

    Общие первазивные расстройства включают:

  • 1. Детский аутизм;
  • 2. Аутизм атипичный;
  • 3. Другое дезинтегративное детское расстройство;
  • 4. Синдром Ретта;
  • 5. Гиперактивное расстройство в сочетании с двигательными стереотипиями и умственной отсталостью;
  • 6. Синдром Аспергера.
  • • Аутизм, диагностика и основные признаки аутизма

    Синдром раннего детского аутизма встречается на 10000 населения в 2-4 случаях, а вот сочетание аутизма и умственной отсталости – до 20 случаев на 10000. Это расстройство наиболее характерно мальчикам, в соотношении в среднем 3-4:1.

    Диагностика аутизма ребенка, постановка диагноза (синонимы: РДА — ранний детский аутизм, синдром Каннера), основана на наличии основных трех качественных нарушений, а именно:

  • 1. недостаток социального взаимодействия ребенка,
  • 2. недостаток взаимной коммуникации,
  • 3. стереотипные формы поведения.
  • Эти нарушения признаны общими, главными чертами индивидуального развития, которые проявляются во всех без исключения случаях аутизма, хотя могут варьировать, имея разные степени выраженности. Вне зависимости от отсутствия или наличия умственной отсталости у аутиста, эпилептических приступов, церебрального липидоза, туберозного склероза, врожденной краснухи, фрагильной Х-хромосомы, нередко сопровождающих ранний детский аутизм, окончательно определяют расстройство только по наличию особенностей в поведении, которые не соответствуют умственному развитию. Это и есть основные признаки аутизма.

    Как правило, признаки аутизма, все особенности начинают проявляться еще на первом году жизни ребенка, и становятся очевидными к третьему году жизни.

    Учитывая неясность природы заболевания, диагностика аутизма у взрослых детей в лабораторных условиях, не имеет смысла. Практическое значение имеет только, так называемая, «поведенческая диагностика аутизма у взрослых и детей».

    • Как проявляется аутизм (аутизм Каннера)?

    Родители уже в грудном возрасте могут отмечать некоторые особенности поведения и реагирования малыша. Это могут быть определенные трудности кормления, когда ребеночек отказывается от груди, сосет вяло, или напротив, очень жадно сосет грудь, не в силах насытиться. Попытка накормить малыша из бутылочки может спровоцировать бурный протест, хотя может быть и обратное, он охотно откажется от груди, и станет сосать из бутылочки с гораздо большим удовольствием. Аппетит у ребенка с РДА может быть плохим, случается, что он очень избирателен, когда некоторые продукты отвергаются категорически, к примеру, молоко, рыбу, мясо. У многих деток есть проблемы с работой желудочно-кишечного тракта: частые поносы, запоры, срыгивания, рвоты. Могут быть нарушения сна: малыш не спит ни ночью, ни днем, путает день с ночью, часто и продолжительно кричит, а может, наоборот, много и спокойно спать, просто лежать часами в своей кроватке с открытыми глазами, не давая каких-либо признаков беспокойства.

    Варианты реагирования ребенка на внешние раздражители также кардинально разнятся, от страха малейших шорохов и повышенной пугливости до практически абсолютного отсутствия реакций, на обращение к нему, в том числе. При этом малыш может вполне производить впечатление слепого и глухого.

    Различной может быть и реакция на дискомфорт: от бурных истерических проявлений недовольства при самом малейшем неудобстве до совершенного отсутствия реакции на мокрые пеленки, голод, холод. Родители нередко считают своего малыша очень спокойным, беспроблемным, «удобным» ребенком. Помимо этого, достаточно часто у ребенка отмечается склонность к аллергиям.

  • • Признаки аутизма в нарушении взаимодействия
  • Нарушение социального взаимодействия выражается отсутствием либо выраженной ограниченностью контакта ребенка с внешней реальностью. Аутист как будто отгорожен стеной от остального мира, живет в собственном панцире, «скорлупе». Иногда создается впечатление, что аутичный ребенок не замечает окружающих, значение для него имеют исключительно собственные потребности и интересы. Попытки «проникнуть» родителей и других людей в его мир, как-то вовлечь его в контакт, выливаются во вспышки тревоги, самоагрессивным и агрессивным проявлениям. Зачастую на приближение родителей к ребенку, он никак не реагирует ни на голос, ни на слова, в ответ малыш не улыбается, и если в принципе улыбается, то куда-то в пространство, ни кому.

    Сложно привлечь внимание такого ребенка, поймать его взгляд. Установить зрительный контакт и в дальнейшем бывает очень сложно, малыш смотрит, будто сквозь человека, у него плывущий, отрешенный взгляд, однако, в то же время способный производить впечатление весьма умного, осмысленного взгляда. Больший интерес у таких деток вызывают предметы, нежели люди: малыш может часами, как завороженный следить за полетом пылинок в лучах света, рассматривать собственные пальцы, поднося их близко к глазам, совершенно не реагируя на призывы матери.

    У общения ребенка с близкими зачастую выделяются особенности, к примеру, выделять мать малыш начинает поздно либо вовсе не выделяет ее. Малыш не просится на руки, а находясь на руках к позе матери не приспосабливается, он вял и пассивен, как взяли, в такой позе и пребывает. Довольно часто проявляется аутизм плохой переносимостью ребенка телесного контакта, которого они стараются всячески избегать. У них зачастую безразличное отношение к близким, их уход и появление никаких реакций у малыша не вызывают, однако со временем безразличие может сменить повышенная привязанность, гиперпривязанность, «слитность» с кем-то из близких, обычно с матерью, и тогда даже ее кратковременное отсутствие становится непереносимым для ребенка и вызывает панику. Малыш, у которого ранний детский аутизм, видит в людях носителей отдельных свойств, интересующих его, использует их как свое продолжение, часть собственного тела, к примеру, пользуется рукой взрослого для того, чтобы достать либо сделать что-то для себя.

    Чаще отношение к взрослым при РДА выражается полным отсутствием внимания или страхом к незнакомцам, избегания контакта, даже зрительного, с людьми, которые по каким-то причинам не нравятся. Однако случается, что проявляется аутизм в сверхобщительности, отсутствии каких-либо границ, к примеру, ребенок может легко на улице начать разговаривать с совершенно незнакомым человеком.

    Отношение к своим сверстникам также необычное, нетипичное для детей. Часто ребенок может их просто не замечать, относиться не более как к мебели, может сосредоточенно рассматривать их, трогать, будто неживой предмет. Подчас таким деткам может нравиться играть рядом с детьми, наблюдать за тем, что они делают, во что играют, что пишут в тетради, хотя и при этом истинный интерес вызывает то, чем именно они занимаются, а не сами дети. В совместных играх ребенок не участвует, ему не под силу усвоить правила игры, понять, зачем это нужно. Случается, что проявляется аутизм в стремлении к общению с другими детьми, и чаще это несколько пугающий восторг при виде детей, сопровождающийся бурными проявлениями чувств, вплоть до того, что объятия ребенка с РДА могут быть удушающими, «любя» он может причинить боль. Внимание к себе больной ребенок часто привлекает необычными способами, к примеру, ударив или толкнув другого. Случается, что он боится детей и с криком убегает при их приближении. Таких деток нередко обижают, «тюкают», потому что они уступают другим во всем, не сопротивляется, когда берут за руку, не обращают внимания, когда гонят от себя.

    В действительности, ему просто может быть недоступно понимание эмоционального состояния какого-то другого человека или его реакция может быть неадекватной, к примеру, смеется, когда мама плачет. Впрочем, родители нередко отмечают, что малыш невероятно чувствителен к их настроению, способен проявлять сочувствие. Недостаточно адекватным может быть и поведение ребеночка в общественных местах. Таким образом, он может кричать без причины, хватать все с полок в магазине. Он может начать невероятно нервничать, если на него кто-то обращает внимание.

    Если у ребенка ранний детский аутизм легкой степени, то он может посещать детские учреждения, но он не соблюдает режим в детском саду, не слушается воспитателей, отказывается участвовать в занятиях, может весь день просидеть в шкафу, к примеру. Либо же он ведет себя чрезмерно свободно, к примеру, громко объявляет остановки в автобусе: «Уважаемые пассажиры, внимание: следующая остановка…».

  • • Синдром раннего детского аутизма и особенности речи
  • Нарушения в общении с окружающими во многом связаны с особенностями развития речи.

    В грудном возрасте малыш зачастую не проявляет реакции на обращенные к нему слова, не отзывается на собственное имя. Впоследствии, в зависимости от того, насколько сохранится интеллектуальный потенциал, понимание речи вполне может быть очень хорошим. Основной же проблемой выступает выраженная недостаточность либо отсутствие коммуникативной функции речи.

    Лепет и гуление появляются поздно или отсутствуют, при этом лепет к взрослому не обращен, малыш не повторяет услышанных звуков, слов. У многих деток речь в принципе не развивается или они вырабатывают свой собственный язык, «птичий», понятный одному ему. Появление же слов, если оно происходит, случается «не вовремя» — значительно раньше или позже общепринятых сроков. Причем это могут быть сложные, редкие слова, которые ребенок произносит четко и легко. Некоторые слова могут неожиданно появляться, а потом надолго исчезать из словарного запаса.

    Речь аутиста может быть монотонной, не мелодичной, она очень медленная или быстрая, неритмичная, с произношением слов по слогам или пропеванием слов, сопроводительная жестикуляция при этом отсутствует. Словарный запас при этом может быть большим, однако слова зачастую не связываются между собой, не выстраиваются в логическое предложение.

    Возможно и активное словотворчество ребенка – придумывание собственных названий вещам или особое использование слов, к примеру, ребенок может по-своему называть цвета: красный цвет – яблочный, фруктовый; синий – как небо.

    Обычные признаки аутизма – это долгое не использование ребенком местоимения «Я». О себе самом он говорит во 2-м лице или 3-м, буквально повторяя обрывки чужих фраз в отношении себя: «Коля хочет гулять», «Коля будет кушать», «Садись», «Идешь домой». Весьма характерный признак аутизма – это не построение собственных фраз, а использование услышанных ранее, заученных фраз (цитаты из мультфильмов, рекламы и прочее), причем повторение происходит с той же интонацией, хоть и в ином контексте. Каннер считал, что можно понять смысл данных отсроченных эхолалий, если знать как, в какой именно ситуации в первый раз была услышана данная фраза.

    Очень трудно при РДА овладеть словом «да». Ребенок, вместо него часто повторяет вопрос, обращенный к нему: «Пойдем гулять?» — «Пойдем гулять». Часто может создаваться впечатление, что ребенок очень хорошо владеет речью, так как благодаря великолепной памяти, способен запоминать длинные предложения, целые страницы или даже главы из книг, и в точности воспроизводить их затем. В более мягких вариациях внимание на себя обращает явное несоответствие между способностью говорить правильно, лексически и грамматически, и одновременной неспособностью ребенка к диалогу.

  • • Стереотипное поведение и диагностика аутизма
  • Стереотипное, ограниченное и повторяющееся поведение, активность и интересы обнаруживаются у детей с самого раннего возраста. Малыш испытывает огромную потребность в сохранении неизменности и стабильности его привычного окружения. Синдром раннего детского аутизма проявляется в плохой переносимости ребенком любых изменений в его жизни: новые режим, питание, одежда, ванна, коляска вызывают панику. Малейшее изменение привычного маршрута, перестановка мебели в комнате, могут привести аутичного ребенка в состояние стресса, тревоги и гнева. Таким людям вообще характерна невероятно хорошая память в том, что касается окружающей обстановки. У них велико стремление, чтобы все оставалось именно так, как они в первый раз это восприняли. Новые игрушки ребенок просто может категорически отвергать или, вовсе не замечая их в начале, предпочесть их другим через какое-то время и даже относиться к ним такой любовью, что будет с ними спать и всегда брать с собой, куда бы он ни направлялся.

    В собственную жизнь ребенок вносит огромное количество ритуалов и остро нуждается в том, чтобы они неукоснительно выполнялись. К примеру, требует перед сном, чтобы ему читали сказки из шести определенных книг в конкретной последовательности. Ребенок может спать исключительно в одной пижаме и обязательно в тапочках, не позволяя их снимать.

    Двигательные стереотипии выражаются в повторении определенных движений, частом и ритмичном, случается, что в течение суток напролет. Такие действия нередко приносят ему заметное удовлетворение, и довольно сильно возбуждают его. В равной степени это могут быть верчение головой, раскачивания, движения перед глазами пальцами, потряхивания кистями, взмахи руками, бег по кругу, кружение, похлопывания, постукивания и другое. Ребенок может без устали бегать, прыгать «как заводной». Собственно возможен целый комплекс различных стереотипных действий, к примеру, он косит глазами, свистит, вытягивает губы трубочкой, постукивает по щеке пальцем. Нередко стереотипии возникают при волнении ребенка. Помимо двигательных, бывают и речевые стереотипии — бесконечное повторение по кругу определенных фраз, к примеру, «бабушка придет, конфеты принесет».

    Склонность к стереотипии проявляется и в игровой деятельности также. В младенчестве малыш с РДА бывает буквально заворожен созерцанием каких-то ярких предметов, их движением, сам стремится постоянно вызывать однотипные зрительные ощущения. На длительное время задерживается этап стереотипной, манипулятивной игры, как правило, неигровыми предметами: кастрюлями, крышками, инструментами, обувью. Особенное пристрастие отмечается к игровым манипуляциям с неструктурированным материалом: детки с признаками аутизма бесконечно пересыпают песок, переливают воду. У них не развивается сюжетная игра. Они часами могут выстраивать кубики, книги, машинки и прочие предметы в линию, распределяя их по форме, размеру, цвету. Могут собирать и разбирать башни, пазлы и очень нервничают, возбуждаются, если что-то не выходит, стремятся все восстановить. Нередко дети аутисты любят игрушки, которые издают шум, к примеру, долго и стереотипно крутить юлу, греметь крышкой. Ребенок может в игре перевоплощаться в героев мультипликационных фильмов, буквально вживаясь в образ, цитируя его фразы дословно и повторяя действия. Заключаться игра может также в том, что малыш будет часами ходить по кругу, и сам себе рассказывать какие-то истории, не пуская никого в свою игру.

    Особенно заметно влияние пристрастия ребенка телевидения и рекламы, к примеру, он требует покупать ему то, что увидел, выставляет в ряд, часами любуясь шоколадками и шампунями. А то, чего он не видел в рекламе, не вызывает у него интереса. Особенно характерен интерес к совершенно нефункциональным элементам предметов, к запаху, цвету, фактуре. Часто у ребенка имеются поистине любимые вещи, с ними он не расстается: палочки, веревочки, — носит, держит, крутит и так далее. Многим нравится слушать, как им читают вслух, причем не должно пропускаться ни единое слово, включая номер страницы и тираж. У некоторых детей проявляется аутизм повышенным интересом к символам и знакам, быстрым освоением букв и цифр, они выкладывают из палочек слова, рисуют на стеклах цифры. Нередко у детей бывает прекрасный музыкальный слух, они любят музыку, внимательно ее слушают, безошибочно узнают мелодии, а некоторых произведений может бояться, отворачиваться к магнитофону спиной, пятиться из комнаты, вжимая голову в плечи.

  • • Страхи и фобии при аутизме
  • У взрослых и деток с аутизмом часто имеются страхи и фобии. Характерны боязнь шума электробытовых приборов, громких звуков, причем дети нередко рисуют эти приборы, мастерят из конструктора или вылепливают. Возможны также страхи ветра, сопровождающиеся требованием: «выключи ветер!». Аутисты страшатся животных, пианино, больших машин – чего угодно.

    Возможны «внезапные страхи», которые возникают без какой-либо видимой причины. В эти моменты ребенка невероятно трудно успокоить, он кричит, плачет, никого не подпускает к себе.

    Вместе с этим возможно и отсутствие всяких страхов напрочь: аутист совершенно не боится темноты и может самостоятельно отправиться гулять ночью, воды – может нырять под воду, даже не умея плавать, высоты – стоять на подоконнике, ходить по краю стола. При этом он может быть весьма ловким и подвижным, совершая просто немыслимые «трюки».

    Зачастую надолго сохраняется избирательность в пище, к примеру, может не есть салат, мясо, определенные овощи, но очень любить суп и есть только его постоянно.

    У большинства детей с РДА интеллект снижен. У половины коэффициент их умственного развития — IQ – составляет меньше 50 баллов, у четверти – 50-70.

    • • «Дети дождя»: синдром Аспергера или «мягкий» аутизм у взрослых и детей
    • В случае чистых форм детского аутизма физическое развитие, как правило, нормальное. Однако аутизм часто может сочетаться с приступами эпилепсии, слепотой, глухотой.

      Венский психиатр Г. Аспергер в 1944 году описал одноименный синдром, обозначив его как расстройство личности, «аутистическую психопатию» (синонимы синдрома Аспергера: шизоидная психопатия, детское шизоидное расстройство). Сегодня принято считать его проявление мягким вариантом аутистического расстройства.

      От типичного детского аутизма синдром Аспергера отличается отсутствием отставания или задержки в интеллектуальном и речевом развитии. У большинства нормальный или даже высокий интеллект. Свои особенности имеет моторное развитие: дети при синдроме Аспергера заметно неуклюжи, совершают неритмичные движения, имеют тенденцию к стереотипиям. У детей относительно хорошая адаптация к окружающей реальности, во всяком случае, внешне.

      У мальчиков данное расстройство встречается чаще в 8 раз, чем у девочек.

      Менее выражены особенности социального взаимодействия. У них менее глобальный разрыв с реальностью, присутствие другого человека полностью не игнорируется. Характерными являются эгоцентризм, низкая способность или потребность к взаимодействию со сверстниками, но оно не исключено, если ребенку что-то требуется от другого человека. В общении эти люди наивны, либо не умеют обманывать вовсе, либо делают это настолько неумело, что себе в ущерб. Они повышенно ранимы, восприимчивы к обидам и замечаниям, но к эмоциональному состоянию других практически не чувствительны. Характерен «загадочный», фиксированный взгляд, бедность мимики, языка тела и жестов. Окружающие воспринимают их зачастую как «странных, чудных». Как правило, друзей у них нет.

      Свойственно также наличие интересов, зачастую абстрактных, совершенно не свойственных возрасту, сопровождающихся одержимостью к ним. Все это в совокупности с недостаточностью интереса к реальной окружающей жизни и неприспособленностью в быту. К примеру, рассуждая о теории относительности, человек не представляет даже образно, сколько может стоить булка хлеба. Для ребенка большое значение имеет фантастическая деятельность, которая сопровождается сильным эмоциональным зарядом, полным погружением в мир фантазий и отрывом от реальности. Люди с РДА накапливают большое количество знаний, но не в состоянии использовать их в жизни. Так же, как при типичном аутизме имеется склонность ритуалам к и четкому распорядку, но «более высокого» уровня.

      Речь обычно появляется у детей с некоторым опозданием, однако развивается стремительно, и уже годам к 5-ти выглядит как чрезмерно взрослая, педантичная. Речи свойственны необычные интонации, ребенок говорит либо слишком мало, либо слишком много, часто используя речевые штампы, цитаты и фразы «из телевизора».

      • Дифференциальная диагностика аутизма у детей

      Диагностика аутизма ребенка чрезвычайно важна, поскольку необходимо отличать аутизм от других расстройств работы мозга. В частности дифференцировать синдром раннего детского аутизма от следующих заболеваний:

    • Умственная отсталость.
    • У детей умственно отсталых снижение интеллекта носит тотальный, равномерный и качественно другой характер. Умственно отсталые детки используют в большей степени значения слов, в то время, как при аутизме совершенно другая история. Кроме того они, в особенности при синдроме Дауна, не просто способны, а даже стремятся устанавливать эмоциональные отношения с окружающими людьми.

      Как правило, у детей с аутизмом не наблюдаются расстройства мышления, сопровождаемые бредом и галлюцинациями. Кроме того, детская шизофрения начинается обычно после периода относительно или вполне нормального развития. Вместе с этим совершенно определена наследственная отягощенность шизофренией, склонность к заболеванию по семейной линии.

    • Дезинтегративные умственные расстройства.
    • Синдром Геллера. Начало данного расстройства выпадает на возраст 3-4 года, когда у ребенка, нормально развивавшегося до этого периода, начинают появляться отчетливые поведенческие нарушения. Как правило, они проявляются в виде раздражительности, непослушания, затем быстро теряются двигательные навыки, речь, нарастает интеллектуальное снижение.

      Синдром Ретта. Данный случай имеет период, так называемого, кажущегося нормального развития, который протекает до 6-20 месяцев. Далее следует потеря целенаправленности движений руками, скорое нарастание интеллектуальных дефектов, появление неврологических симптомов.

    • Депривационные расстройства.
    • Проявляется аутизм в данном случае при возникновении результатов психосоциальной депривации, к примеру, вследствие помещения ребенка в Дом ребенка. Тем не менее, изменение ситуации, обеспечение ребенку соответствующей стимуляции (возможно до определенного возраста) способно привести к улучшениям коммуникативного поведения, относительной нормализации дальнейшего развития.

      • Перспективы людей, у которых ранний детский аутизм

      Ребенок может постепенно развить, подчас достаточно прочные и глубокие связи с родителями, сестрами и братьями. В дошкольный период многие детки заметно меняются, у них улучшается социальная адаптация, внешне они могут не походить на детей, имеющих тяжелые нарушения. Возможно, также лучшее восприятие обращенной речи и установление контактов, при одновременном сохранении отсутствия взаимности в отношениях.

      У некоторых деток социальное развитие может улучшиться в подростковый и взрослый периоды жизни. Во время подросткового периода небольшое количество деток делают значительный шаг вперед и функционируют существенно лучше в сравнении с ранними годами собственной жизни. Довольно много аутистов через подростковый возраст проходят без каких-то особенных достижений в социальной сфере и с небольшими трудностями. Но у порядка 40% людей с аутизмом именно в подростковом периоде наблюдаются нарастание симптоматики, ухудшения состояния, подчас бывает регресс, достигающий социального уровня дошкольного возраста, сопровождающийся замкнутостью, отвержением окружающих людей. Может быть некоторое усиление самоагрессии, гиперактивности, стереотипности движений.

      Ближе к взрослому возрасту, как правило, формируются своеобразные модели взаимодействия и поведения. У одних может преобладать замкнутость, избегание контактов с людьми. У других, напротив, стремление к контакту, но особым, своеобразным образом, к примеру, они могут стараться привлекать внимание к самим себе совершенно неприемлемыми способами, зачастую их активные обращения остаются непонятыми. Третьи, общество других людей принимают пассивно, но в случаях перемены распорядка их упорядоченной жизни, смены ритуалов, увеличения социальной активности, может произойти возврат к ярким симптомам аутизма, спровоцировать коммуникативную регрессию.

      Прогноз на будущее для аутиста зависит от тяжести проявлений расстройства, отсутствия или наличия выраженных органических поражений, темпов развития речи и интеллекта, а также от времени начала лечения.

      Безусловно, всевозможных оговорок много, однако, совершенно точно известно, что если не оказывать детям лечебно-коррекционную помощь, то до 70% аутистов с годами становятся глубокими инвалидами, нуждающимися в постоянной, ежеминутной помощи посторонних. Чем раньше начать лечебно-коррекционные мероприятия, тем значительно лучше будет прогноз. Ознакомиться с существующими методами лечебной коррекции аутизма можно в статье: «Методы лечения аутизма. Существующие способы лечебной коррекции аутизма».

      Еще немного о том, какой может быть диагностика аутизма ребенка:

      ladyvenus.ru

About : admin