16 Май, 2018

Синдром дауна развитие в год

Различные книги о синдроме Дауна (научные, худож. литература и т. д.).

ИЗДАНИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ДАУНСАЙД АП.

1. "Синдром Дауна. XXI век" — междисциплинарный научно-практический журнал

Периодичность: 2 выпуска в год. Постоянные рубрики: "Медицина"; "Психология"; Педагогика"; "Интеграция в общество"; "Творчество"; "Отечественный и зарубежный опыт"; "Новости"; "Анонсы".

Периодичность: 3 выпуска в год. Постоянные рубрики: "От администрации"; "Взгляд педагога"; "Советы доктора"; "Трибуна родителей"; "Мир вокруг нас"; "Рассказики и разговорчики"; "Новости. события, планы"; "Наша фотогалерея".

10-ый Всемирный Конгресс по синдрому Дауна глазами участника Н.Ф. Ригина, директор по сотрудничеству с государственными и международными структурами "Даунсайд Ап"

Интервью с А. Афониным, ведущим педагогом Региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг»

Н.Ф. Ригина, директор по сотрудничеству с государственными и международными структурами "Даунсайд Ап"

Т.П. Медведева, специалист по когнитивному развитию "Даунсайд Ап", А.И. Чубарова, к.м.н., медицинский консультант "Даунсайд Ап"

Тело, эмоции и разум часть 2. Рубрика "Взгляд педагога"

С.Э. Куман, Е.К. Рафикова, специальные педагоги "Даунсайд Ап"

Н.С. Грозная, переводчик, координатор редакционно-издательской деятельности "Даунсайд Ап"

Книга начинается так: ПОСВЯЩАЕТСЯ моей дочери Полине – с благодарностью за то, что она выбрала меня. То, что нас не убило, еще пожалеет, что не сделало это, когда была такая возможность.

Описание: Родился ребенок. Он не тот, кого мы ждали. Он “не такой”… И мы чувствуем, что все потеряно, нет никакой надежды. Мир рушится… Эти чувства знакомы многим людям, в семьях которых родился ребенок с тем или иным отклонением здоровья. Прошла через это и автор книги “Мой маленький Будда” Валентина Ласлоцки. Но скоро она почувствовала: мир не рухнул, жизнь продолжается. Нормальная, полноценная жизнь: материнская любовь и любовь сыновняя, родительские радости и заботы…Возможно, опыт матери, которая воспитала ребенка с синдромом Дауна, поможет родителям, оказавшимся в похожей ситуации, преодолеть многие проблемы. Ведь ее сын вырос, получил профессиональное образование, работает по своей специальности.Кроме того, книга В.Ласлоцки несколько с иной стороны представляет проблему реабилитации людей с нарушениями развития, показывая изнутри, как переживает такую ситуацию семья, а также дает урок толерантности представителям самых широких слоев общества.

Год: 2009 Издательство: Теревинф ISBN: 978-5-901599-98-3

Книга "Просто другая" — не просто автобиографическое повествование, это исповедь души и история любви. Алина — героиня книги, пришла в этот мир, как и все дети, с надеждой быть принятой, но генетический тест обнаружил наличие лишней хромосомы в ее клетках. Она стала "не такой как все", "другой", а в нашем обществе, это довольно часто влечет за собой социальное отвержение, невозможность найти друзей, детский сад, получить образование. Алина заслужила свое право на любовь, она показала и близким, и друзьям, и даже своим родителям, как дорога сама жизнь, в том воплощении, в котором в этот мир привел ее Создатель.www.kniga.org.ua

Эта книга должна быть в каждой семье, где хотят научиться любить и принимать своих детей и близких такими, какие они есть.

Все семьи хотят быть счастливыми. В этой книге говорится о семье, в которой случилось несчастье. Родился ребенок с синдромом Дауна. Христианская православная семья принимает своего младенца, и родители вступают в нелегкую борьбу за развитие и воспитание своего ребенка. Они делают все возможное и невозможное, и в их жизни буквально происходят чудеса. В мальчике с синдромом Дауна вдруг открывается то, чего никто не мог ожидать. Необычный ребенок проявляет способности, о которых ранее не могло быть даже и речи. Труден путь к счастью. Нелегок и путь к спасению. Вера помогает родителям мальчика.

Эту книгу читала некоторое время назад. Мне ее купила знакомая в церковной лавке. Пишет папа Сергей Голышев о своем сыне. Поразили представленные в этой книге стихи мальчика. ***Папа, сердце мое стало каменным.

— Зла много вокруг. ***Большой снег засыпал землю.

И душа плачет от зимы.

Потому что нет любви. ***- Коля, зачем жить на свете?

— Любить друг друга. И вообще очень добрая, жизнеутверждающая книга. Почитайте.

Далее привожу то, что мне понравилось.

1. "Очень важно бывает поделиться с кем-то своими чувствами и переживаниями, ощутить поддержку и понимание. И часто бывает так, что другие родители особых ребят оказываются самыми лучшими и вызывающими доверие собеседниками." — Вот уж, действительно, правда. Доверия больше к тому, кто в твоей шкуре побывал.

2. "Не думаю, что мои решения – единственно верные. Но главное, что я хочу сказать, – усилия всегда дают результаты. Даже если сразу их не видно, и от этого хочется опустить руки, завыть на луну, или просто застрелиться. Кроме того, оказалось, что практически все проблемы, с которыми сталкиваются родители детей с СД, это… те же самые, которые встают перед родителями «нормативных» детей. Возможно, решение их занимает больше времени и приводит к меньшим результатам. Но суть проблем – общих для всех – от этого не меняется".

3. ". читая соответствующую литературу, я узнала, что еще в 1969 году психолог Элизабет Кюблер-Росс так сформулировала пять этапов, через которые проходят люди после сильного стресса, связанного с проблемами со здоровьем (своим или близких).

Неверие, попытка сделать вид, что ничего не происходит.

Отчаяние: почему именно со мной.

Поиски чудо-решения, которое исправит ситуацию.

Депрессия и апатия – что ни делай, ничего не изменится, не стоит и стараться.

Мой опыт – скорее правило, чем исключение. Я прошла все этапы и сейчас наконец могу спокойно говорить о том, что в моей семье растет девочка Полина, у которой синдром Дауна. Это не лучшая из возможных ситуаций. Это просто то, что есть. Я знаю немало мам, которые застряли на каком-то из вышеперечисленных этапов, и больше всего страдает от этого их ребенок." — А в моей семье растет мальчик Женя 6 лет от роду, у которого тоже синдром Дауна. И для меня это теперь тоже то, что есть.

4. "В нашей палате, кроме нас с дочкой, лежала девочка лет четырнадцати. У нее был детский церебральный паралич. Она почти не двигалась, не видела, не могла сама есть – ее кормили через капельницу. В больнице девочка была с постоянно менявшимися сотрудницами из интерната, где она жила. И каждый день к ней приходили бесконечные родственники. Мама (у которой после родилось еще трое детей), папа (у которого была другая семья, тоже с детьми), бесконечные дядьки и тетки, сестры и братья, бабушки и дедушки. Они часами сидели с ребенком, разговаривали (она слышала!), читали, пели. Когда я несколько дней понаблюдала за этим, я поняла, что мое горе, которое казалось мне самым ужасным, ничто по сравнению с их горем. И главное – родители и близкие гордились самыми слабыми достижениями маленького человечка (во взрослой девочке было около 40 килограммов веса!) и никто ни секунды не стеснялся своего родства с ней. Я подумала, что не зря попала именно в эту палату. Это соседство дано мне для того, чтобы я сделала правильные выводы. С этого момента началось мое выздоровление.

Вообще горе – понятие очень относительное. То, что для меня кошмар – у ребенка СД, многими родителями детей с другими заболеваниями воспринимается как подарок судьбы."

5. "Стоит знать, что около 70% малышей с СД умирают в спецучреждениях на первом году жизни. Причем такая ситуация характерна не только для России, но и для других стран и связана не с плохим медиц. уходом, а с тем, что ребенок чувствует себя не нужным и не любимым и . отказывается от жизни". — Мурашки по коже.

vk.com

Развитие ребенка в 1 год 10 месяцев

Последняя четверть второго года жизни малыша характеризуется расширением словарного запаса крохи и развитием воображения. Далее мы рассмотрим основные направления развития ребенка 1 года 10 месяцев.

  • Абсолютное большинство детей в возрасте 22 месяцев умеют пинать мяч. У ребенка получается без поддержки ударить таким образом, чтоб тот покатился. При этом малыш не падает и не спотыкается.
  • Появилась способность выполнять просьбы, которые состоят из двух действий. Например, «Возьми машинку и принеси ее сюда».
  • Половина малышей в этом возрасте умеют складывать простые паззлы и рисовать прямые линии. Также ваш ребенок уже знает некоторые части тела.
  • И только лишь меньшинство детей умеют самостоятельно одеваться. Помимо этого к продвинутым умениям можно отнести понимание противоположностей, по типу «маленький-большой».

Некоторые детки обладают готовностью спать в большой кровати. В этой связи хотелось бы обозначить несколько факторов:

  • Во-первых, не стоит перекладывать ребенка на новое место для сна, если привычный жизненный ритм был нарушен (болезнь, первые посещения детского сада, приход няни).
  • Во-вторых, убедитесь, что малыш умеет чувствовать край кровати даже в спящем состоянии. Советуем для начала ставить что-либо, препятствующее перемещению ребенка на пол во сне.
  • Социальное и интеллектуальное развитие

    Вы можете заметить, что в возрасте 1 года и 10 месяцев список предъявляемых малышом требований неуклонно возрастает. Ребенок хочет пить из красной чашки, а не из зеленой, хочет слушать сказку про «Колобка», а не какую-то другую, а одевать он желает свою любимую шерстяную кофту независимо от температуры на улице. Родителям бывает сложно понять логику этих просьб. Тем не менее, следует помнить, что малышу такие ритуалы дают чувство уверенности и контроля.

    Также ребенок 22 месяцев начинает ставить перед собой конкретные цели. Малыш уже осознает, что именно он хочет осуществить в данный момент. Также важен результат этих действий.

    информацияЕсли у ребенка получается сложить пазл – он радуется, не выходит – расстраивается. Это является свидетельством того, что ваше чадо становится все более самостоятельным.

    По мере развития ребенка ему становится интересно взаимодействовать с другими детьми. Также присутствуют элементы повторения за взрослыми. К примеру, наблюдая за старшими детками, ваш малыш пытается играть в «догонялки» или футбол.

    Еще одной особенностью развития крохи является желание снимать с себя одежду. В то время как малыш изучает свои новые умения, родители прикладывают усилия, чтоб одеть маленького егозу. Вам необходимо понимать, что все эти манипуляции опять-таки связаны с борьбой карапуза за независимость.

    Зачастую родители интересуются у педиатра, соответствует ли их ребенок нормам роста и веса. Далее мы рассмотрим нормативные значения для ребенка возрастом 1 год и 10 месяцев. Итак, средние показатели для мальчиков равны:

  • рост – 85,5 см;
  • вес – 12,4 кг.
  • информацияСледует обратить внимание на то, что отклонение веса на 6-7% является абсолютной нормой, от 6-7% до 12-14% – это всего лишь склонность к недобору либо наоборот. Значение от 12-14% до 20-25% скажет нам о легком недовесе либо перевесе.

    В этом случае необходимо подкорректировать питание, естественно, предварительно проконсультировавшись с врачом. Если же показатель веса вашего ребенка отличается более чем на 20-25%, то это может являться как индивидуальной особенностью малыша, так и свидетельствовать о каких-либо нарушениях, как правило, гормонального характера.

    Что касается роста, то тут абсолютной нормой считается отклонение в пределах трех процентов. Величина свыше 10% говорит о необходимости консультации с врачом.

    В целом, следует заметить, что показатели нормы для каждого ребенка индивидуальны. А обращать внимание на вес малыша нужно в первую очередь с той целью, чтобы вовремя увидеть проблемы в рационе и подкорректировать питание.

    В возрасте 1 года и 10 месяцев ребенок спит 10-12 часов ночью. Днем обычно дети спят один раз. Длительность дневного сна составляет около двух часов. Однако некоторые ребята до сих пор сохраняют способность спать днем два раза. Сей факт не свидетельствует ни о каких проблемах со здоровьем. Такое положение вещей – это всего лишь особенность организма конкретного малыша.

    Развитие ребенка 1 года 10 месяцев характеризуется также особенностью деток вылезать из кровати, подвергая себя риску падения. Соответственно необходимо больше времени для укладывания крохи.

    советЧтобы избежать падений малыша, необходимо не поощрять прыжки, убрать все лишнее и постараться наблюдать за ребенком, пока тот не заснет.

    Итак, мы определили, что развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев отличается жаждой малыша к обретению независимости. Дети стараются понять и осознать пределы своих умений. Ребенок испытывает терпение, хлопая дверями, откручивая ручки и выковыривая розетки. Заметим, что игрушки типа матрешек и машинок с открывающимися дверями отвлекут малыша от исследовательской деятельности. Ребенку в этом возрасте придутся по душе кукольные сервизы, кубики, музыкальные инструменты, стирающиеся фломастеры и ручки, а также паззлы.

    Посредством таких игрушек вы даете возможность ребенку копировать действия взрослых и одерживать небольшие победы.

    В заключение хотелось бы отметить, что приоритетными направлениями действий взрослых в этот период являются стимулирование речи малыша, формирование первых привычек, прививание доброжелательного отношения к окружающему миру, введение таких понятий как «необходимо», «нужно», а также воспитание культуры поведения.

    deti.baby-calendar.ru

    Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна;

    По результатам данных Центра ранней помощи Даунсайд Ап диапазон появления лепета у детей с синдромом Дауна варьируется от 4-х до 13 месяцев. Ребенок с синдромом Дауна, получающий раннюю педагогическую помощь, к трем годам умеет объясняться с окружающими, используя при этом сочетания вербальных и невербальных средств общения.

    Таблица 1. Развитие речи детей с синдромом Дауна.

    С освоением большего числа слов речь детей становится все более схожей.

    Как видно из приведенной таблицы, одна из основных особенностей развития речи детей с синдромом Дауна — значительное отставание ее экспрессивной стороны при относительно сохранном понимании речи. Наряду с уменьшенным объемом словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя.

    При произнесении одного слова или комбинации из двух слов дети «говорят об объектах, о том, что они существуют, исчезают или появляются; они также говорят о действиях, о том, что люди двигаются или производят действия с предметами; они говорят о расположении предметов. ». О соответствии сенсомоторного интеллекта действиям ребенка свидетельствует приведенное опи­сание речи детей. Именно это соответствие отмечается в большинстве работ, посвященных связи между первыми словами и сенсомоторным развитием. Но среди этих работ почти нет исследований детей Даунов.

    Коггинс установил, что у детей с синдром Дауна, биологический возраст которых колебался от 3 лет 10 месяцев до 6 лет 3 месяцев, в двухсловных сочетаниях выражались, в сущности, те же базовые связи, что у обычных детей. Они говорили об окружающем их пространстве и практических действиях во многом то же самое, что говорят дети, речь которых развивалась нормально. О том же сообщает Майклис, отметивший, что в речи 6-летней девочки с синдром Дауна отражались связи с действиями. Однако этих связей было меньше, так же как и морфем, чем можно было ожидать для ее показателя средней длины произносимых фраз (3,47). Броффман (Broffman S. В., 1981) также отмечает замедленное овладение морфемами (окончаниями множественного числа, прошедшего времени и т. д.), но их сочетаемость отвечала общим правилам.

    Приводился также анализ места имитации в овладении новыми словами и сочетаниями, составляющими основу базовых семантических связей. Было установлено, что дети подражают избирательно и что такая подражательность помогает ребенку овладевать новыми словами и новыми грамматическими конструкциями. Они получили данные о развитии от подражательного к спонтанному использованию слов и конструкций.

    Было изучено спонтанное подражание у 4 детей с синдром Дауна (возраст от 3 лет 10 месяцев до 6 лет 3 месяцев, средняя длина произносимых фраз -1,22-2,06). Результаты сообщают о подражательном использовании различных слов из спонтанной речи детей. Эти данные позволяют предположить, что речь детей с синдромом Дауна развивается так же, как у обычных детей. Было установлено, что они так же имитируют слова, которые не закрепились в их спонтанной речи, но которыми они овладевают. Поскольку исследование не было лонгитюдным, гипотеза о том, что значительная часть имитируемых слов позднее входит в спонтанную речь, не была проверена.

    Кроме того, следует иметь в виду наличие дополнительных факторов, влияющих на становление речи у детей с синдромом Дауна. Перечислим основные из них.

    · Социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой.

    · Зрительное запоминание речевой информации гораздо лучше слухового.

    · Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.

    · Нарушение речи может быть усиленно нарушением слуха.

    · Сниженный мышечный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности при формировании четкого звукопроизношения.

    · При отсутствии других форм общения (жесты, чтение) отставание речи вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

    Многолетний опыт работы с детьми с синдромом Дауна привел большинство зарубежных исследователей и практиков к мнению о необходимости использования навыков невербального общения для частичной и временной замены устной речи как основного способа избежать вторичных нарушений развития.

    В качестве невербальных средств общения чаще всего применяются жесты и таблички со словами. Так, например, на ранних этапах работы взрослыми и детьми используются жесты в сочетании с устной речью, но после трех лет параллельно вводятся таблички со словами (метод глобального чтения).

    Приведем аргументы в пользу использования жестов на начальном этапе развития активной речи.

    · Несмотря на хорошее понимание обращенной речи практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.

    · Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.

    · Жесты дают детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.

    · Использование жестов помогает родителям понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

    · Знание жестов помогает точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

    · Возможность использовать доступные средства общения помогает предотвратить вторичные нарушения развития.

    По мере накопления устного словаря применение жестов постепенно уменьшается, для чего ведется работа по стимуляции любых вербальных сигналов и использованию их в речи. Иными словами, поощряется использование ребенком жестов в сочетании со звуками, слогами, словами и фразами в зависимости от конкретных возможностей малыша.

    Основное внимание в работе с детьми раннего возраста уделяется развитию понимания обращенной речи. Исследования показали, что интенсивное и постоянное побуждение ребенка, не имеющего никаких средств общения, к имитации правильного произнесения слов не дает хороших результатов. Малыш должен научиться воспроизводить как можно больше слов на своем языке и только потом приступать к освоению общепринятого. Следует побуждать малыша общаться, выражать мысли и контролировать то, что его окружает, используя слова из его собственного словарного запаса, что стимулирует развитие коммуникативной, назывной и регулирующей функций речи.

    Исследование последних лет также показали, что при формировании речи и общения необходимо учитывать так называемый прагматический фактор. В работе с детьми раннего возраста под прагматическим фактором понимается создание необходимых условий, при которых ребенок хочет вступить во взаимодействие, и для этого в его репертуаре имеются приемлемые способы общения. Например, при отсутствии необходимого слова приемлемым средством является жест; но не крик.

    Прагматическими навыками, формируемыми в раннем возрасте, являются умения устанавливать контакт глаз, соблюдать очередность, инициировать общение. В перечень прагматических навыков, формирование которых относится к более позднему возрасту, входят соблюдение необходимой дистанции при общении, умение вести себя по-разному со сверстниками и взрослыми, знакомыми и малознакомыми людьми, а также соблюдение других социальных норм общения.

    Развитие фразовой речи

    На ранних стадиях овладения речевой деятельностью понимание ребенком речи и интерпретация смысла детской речи во многом зависят от подкрепляющего контекста. Дети с ограниченными навыками понимания нуждаются в контексте, движениях и жестах, подкрепляющих обращенную к ним речь. Точно так же посторонний нуждается в контекстуальных подсказках, чтобы расшифровать смысл слов ребенка.

    Следующая стадия развития речи характеризуется снижением опоры на контекст и овладением правилами построения фраз. Овладение этими правилами детьми с синдромом Дауна исследуется посредством анализа их спонтанной речи и показателей выполнения ими структурированных заданий.

    В Европе было проведено исследование спонтанной речи 39 детей с синдромом Дауна в возрасте от 5 лет 8 месяцев до 17 лет 9 месяцев, во время занятий в школе. Авторы отмечают, что с увеличением возраста в речи детей становится больше фраз, являющихся грамматическими предложениями. У старших детей наблюдалось уменьшение числа спонтанных фраз, но это скорее отражало школьную практику, а не способности ребенка. В 5-7 летнем возрасте в речи детей преобладали однословные фразы, а не предложения, но в возрасте 11-13 лет грамматические предложения явно превышали одно-, двухсловные фразы. О сходном увеличении языковой выразительности в возрасте от 8 до 31 года сообщают исследования Эванса, Уильяма Смита, Кристиана Филлипса.

    В других исследованиях спонтанная речь детей с синдромом Дауна сравнивалась с речью нормально развивающихся детей того же возраста. Результаты сообщают, что обследованные дети в возрасте от 6 до 12 лет пользовались более низким уровнем синтаксиса, с ограниченной вариативностью синтаксических структур. Результаты других исследований свидетельствуют, что в обследованной группе дети в возрасте от 7 лет до 12 лет пользовались качественно сходными, с контрольной группой нормально развивающихся детей в возрасте от 2 до 5 лет, структурами, но у детей с синдромом Дауна эти структуры были менее постоянными. По-видимому, некоторые из структур в их спонтанной речи не совсем стабилизировались.

    В дошкольном возрасте разрыв между импрессивной и экспрессивной речью постепенно сокращается, что объясняется нарастающими трудностями понимания обращенной речи.

    Если в раннем возрасте дети с синдромом Дауна в отношении импрессивной речи почти не отличались от своих сверстников, то позже постепенно начинают проявляться сложности в понимании обращенной речи, которые к дошкольному возрасту становятся очевидными. Исследования показали, что для них семантическая сторона понимания не так сложна, как понимание синтаксиса фразы. Например, ребенку трудно понять разницу высказываний: «Собака бежит за девочкой» и «Девочка бежит за собакой». Вероятно, эти проблемы напрямую связаны с уровнем развития мышления и особенно нарушением перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

    Таблица 3. Сопоставление сроков формирования словаря и его объем с качеством фразовой речи.

    Как следует из представленных выше данных, для детей с синдромом Дауна характерны медленный рост словаря и более позднее появление фразы. Рассмотрим качественные особенности их речи.

    Объем экспрессивного словаряснижен, наблюдается использование неполных облегченных слов, звукоподражаний жестов.

    Анализ фразовой речивыявил картину выраженного аграмматизма. Встречаются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам, при согласовании существительных с прилагательными и числительными. С большим трудом дети осваивают монологическую речь, им трудно рассказать о каком-либо событии, но они могут сделать небольшое сообщение отвечая на заданные вопросы.

    Нарушается средняя длина высказываний,то есть фразы состоят из меньшего числа слов. Так, у нормально развивающегося ребенка четырех лет СДВ составляет 4,5 слова, в то время как у его ровесника с синдромом Дауна СДВ составляет всего полтора слова. К шести с половиной годам длинна высказывания увеличивается до трех с половиной слов.

    Страдает произносительная характеристика речи.Большинство исследователей определяют речь детей с синдромом Дауна как невнятную, смазанную, прерывистую. Часто нарушены громкость, тембр и темп речи. Голос низкий, глухой мало модулированный и монотонный. Практически у всех детей отмечаются фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения: искажения и пропуск слов, перестановка и усечение слогов.

    В целом это исследование показывает, что дети с синдромом Дауна идут в своем развитии от однословных фраз к предложениям, подчиняющимся тем же правилам грамматики, что и речь взрослых. Их синтаксис менее сложен, чем бывает обычно на таком уровне развития. Набор грамматических структур, которыми оперируют эти дети, более ограничен, и в период, когда эти структуры полностью не стабилизировались, пользование ими носит неустойчивый характер. Эхолалия как дополнительная особенность отмечается лишь некоторыми учеными. Поскольку до сих пор эхолалические реакции детей с синдромом Дауна в естественных условиях никак не систематизировались, то неизвестно, следует ли их относить к вариативности функций.

    Подводя итоги, необходимо заметить, что в исследованиях развития речи от доречевого периода до взрослого допускается возможная задержка общения у людей с болезнью Дауна, проявляющаяся в более поздних сроках начала вокализации, количестве морфем в первых фразах, а также в сложности предложений. Однако когда такие вокализации, морфемы и предложения были проанализированы, то выяснилось, что они представляют собой результат поведения, подчиняющегося определенным правилам, а сами правила, по-видимому, соответствуют нормальному развитию речи, а не являются отражением уникальных, причудливых или случайных процессов.

    Хотя большинство отличий от нормального развития является только задержкой в последовательных этапах, существует несколько качественных различий, обусловленных более длительной задержкой на одном из когнитивных уровней. Как указывает в своих исследованиях Бодайн «Хотя 6-летний ребенок-Даун может овладеть лишь моделью речи здорового ребенка, начинающего ходить, по сравнению с последним он способен к более длительному общению. Следовательно, круг тем, на которые он способен говорить, у него гораздо шире, чем у обычного ребенка, начинающего ходить. Нормально развивающийся 20-месячный ребенок не станет перечислять, как это делал Томми, что он ел за завтраком, обедом или ужином, или упорно называть все передачи, которые посмотрел по телевизору.» Использование обобщенных «словечек», которые можно иногда услышать от ребенка с синдромом Дауна, по мнению Бодайна, призвано заполнить бреши, обусловленные замедленным развитием артикуляционных и речевых навыков. Использование мимики и указательных жестов еще один способ заполнения таких брешей и оживления разговора, когда, например, описывается шутка из передачи по городскому радио.

    Еще одним следствием длительного опыта общения является более тесная связь показателей некоторых тестов речевой деятельности детей с синдромом Дауна с биологическим, а не с так называемым «умственным возрастом». Например, некоторые исследования сообщают об использовании слов более старшими детьми с синдромом Даунами, находящимися на досимволической стадии сенсомоторного развития. По тем же причинам считается, что словарный запас существительных опережает уровень владения синтаксисом из-за более длительного опыта речевой деятельности или из-за механического характера упражнений в назывании предметов осмысливаются отдельные слова, а не их последовательности.

    Более позднее овладение тем или иным уровнем речевой деятельности характерно, по-видимому, и для взрослых с синдромом Дауна. Кажется, чаще всего эти люди задерживаются на уровне конкретного мышления и у них наблюдается ограниченность в развитии абстрактного мышления.

    studopedia.su

    Болезням малышей — НЕТ!

    Развитие детей с синдромом Дауна

    У всех детей развитие является процессом роста и изучения новых навыков и знаний. Проходит этот процесс в зависимости от врождённого потенциала ребенка, от среды, которая его окружает и возможности для дальнейшего обучения, которые она ему предоставляет. Организм каждого ребёнка уникальный и имеет свой потенциал. Развитие детей происходит во взаимодействии, это активные исследователи и ученики, влияющие на мир вокруг себя и подвергающиеся влиянию с его стороны.

    Умом ребёнка является то, что он знает, думает и размышляет. У каждого маленького человечка мозг уникален, содержит определённые опыт и знания, которые были приобретены при развитии ребенка, и зависит от того, как хорошо он может запоминать свой опыт и как может им распоряжаться. Память, мышление и обдумывание в психологии получило название когнитивного процесса, способность к этим действиям и показывает интеллект ребёнка.

    Развитие детей с особыми способностями, как и всех детей, зависит от качественности полученного ими опыта, возможности их обучения и социальных отношений. Развитие детей с синдромом Дауна во многом зависит от среды их окружающей в ранние годы, из-за того что они в меньшей мере способны восполнить недостаток опыта самостоятельно. Принимая факт динамичности развития и то, что он основывается на взаимодействии, мы постараемся рассмотреть основные направления развития детей и влияние, оказываемое синдромом Дауна.

    Ели рассматривать всех детей, то их развитие является процессом роста и получение умений и знаний. Постоянно растет их опыт общения с миром, и они начинают получать этот опыт осознанно. Основным в жизни детей является опыт общения с людьми, с которыми они контактируют. Не стоит удивляться, что большое количество детских реакций социальные, так как они начинают улыбаться и контактируют глазами при общении с взрослыми, и начинают это делать с шести недель.

    Хоть и бывает, что ребенок с синдромом Дауна чуть-чуть позже первый раз улыбнулся, установил контакт глазами, их развитие в первый год после рождения, в общем, не отличается от обычного. Они интересуются людьми, отзывчивые и восприимчивые. Тенденция нормального развития невербальных навыков часто сохраняется и в последующие годы.

    В основном у детей с синдромом Дауна моторика развивается медленнее, что ограничивает развитие их раннего опыта и замедляет когнитивное развитие, так как они чаще всего, начинают ползать и ходить позже, чем обычные дети. Комплекс необходимых упражнений сможет помочь улучшить положение и сократит минимально отставание.

    Ученые провели исследование навыков, с которыми общаются дети с синдромом Дауна на своем первом году жизни. Оно показало, что в конце года такие дети не тратят больше времени на зрительное исследование окружающего мира и не используют референтный контакт глазами для начала совместных действий. Это означает, что у них, скорей всего, не получается изучать окружающий мир так же интенсивно, как делают другие дети такого же возраста. Нужно учитывать, что они с большой вероятностью будут менее подвижны, и их мелкая моторика будет хуже развита. Поэтому у них, гораздо меньше возможности для освоения речи и получения помощи в играх. Исследования, проводившиеся в конце первого года, показали, что в социальное развитие идет быстрее, чем когнитивное и языковое.

    Изучение речи — тяжелая задача, успешное решение которой, во многом зависит от качества слуха, так как в основной массе дети учатся говорить на родном языке, слушая речь, которая звучит рядом с ним. Дети, страдающие с синдромом Дауна, обучаются первым словам, как правило, с задержкой. Если они не будут получать активной помощи, для развития речи, то начинают говорить первые слова значительно позже, чем обычные дети. И даже при получении этой помощи, они всё равно, начнут произносить слова с задержкой. Но до того как они заговорят, есть возможность использовать жесты. Исследования ученых показали, что трое из четверых детей задерживаются с началом произнесения речи, что не позволяет им чётко передавать то, что хотят сказать. Кроме этого, есть и другие причины, почему задерживается развитие речи: утрата слуха и нарушения слухового восприятия.

    У большого числа детей с синдромом Дауна уже с раннего возраста прослеживается потеря слуха. Согласно с исследованиями, проведёнными учеными, отношение детей с потерей слуха, к в этом отношении здоровым, достигает 4:5. У большого числа детей потеря слуха, то появляется, то исчезает. Вызывается это инфекционным заболеванием и блокировкой среднего уха. Гораздо реже у детей с синдромом Дауна протекает нейро-сенсорная глухота, эта болезнь не излечивается. Важно постоянно проверять слух и проводить необходимое профилактическое лечение. Большая вероятность того, что большая часть нарушения и задержки речевого и когнитивного развития, вызваны из-за потери слуха в раннем возрасте, в критичное для развития речи время.

    Часть причин, из-за которых язык жестов столь полезен детям с синдромом Дауна, скорей всего известны читателям. Если взрослые пользуются жестами, разговаривая с детьми то, это оказывает помощь для уменьшения влияния потери слуха и проблем со слуховым восприятием. Язык жестов помогает детям начать общаться, без задержки с момента, когда они смогут понимать и преодолеют проблему задержки в развитии речи. Когда дети овладеют речью, то они прекращают использовать жесты. Не зависимо от этого, детей нужно поощрять за жесты для выражения слов, сложных для их произношения, потому что это помогает окружающим лучше их понимать.

    Ещё положительным моментом использования языка жестов является то, что он делает легче процесс обучения ребёнка. Дети изучают жесты, которые соответствуют словарю раннего возраста, предположительно понятные для ребёнка, а затем акцентирует внимание на изучение их, общаясь с ребёнком, и так облегчает ему задачу. Педагог должен убедиться, что ребёнок смотрит на него, видит и понимает жест. У ребёнка появляются дополнительное требование, связанное с тем, что ему придется внимательно смотреть, чтобы изучить жест и понять, к чему он имеет отношение. Как показывает опыт, дети с синдромом Дауна легко справятся с этими требованиями, получая пользу в развитии (здесь можно почитать об отставании в развитии ребенка).

    This entry was posted on Понедельник, Август 27th, 2012 at 6:50 дп and is filled under: Развитие ребенка

    boleznimalyshej.net

    Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве

    Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве

    Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома.

    Хотелось бы отметить физические особенности детей с синдромом Дауна:

    Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление характерных для данной патологии внешних признаков:

    • особая кожная складка на шее у новорожденных детей;

    • особый разрез глаз;

    • плоская форма затылка;

    • недоразвитие средних фаланг пальцев;

    • различные зубные аномалии;

    Большинство из внешних признаков человека с синдромом Дауна обусловлено свойственной для данной патологии задержкой внутриутробного развития. Наличие всех этих черт во внешности людей с синдромом Дауна не является обязательным признаком.

    У кого-то они выражены сильнее и представлены в полном объеме, у кого-то – едва заметные черты (отмечается наличие 1-2 внешних признаков).

    Люди с синдромом Дауна очень часто страдают патологиями, такими как:

    • врожденный порок сердца;

    • деформация грудной клетки;

    • стеноз двенадцатиперстной кишки;

    Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.

    У ребёнка с синдромом Дауна этот этап протекает так же, как и у ребёнка в норме, но с особенностями:

    •появление навыков запаздывает;

    •навыки не так ярко выражены в силу физиологических причин (нарушение

    слуха, зрения, слабость мышечного тонуса и т. д.);

    •формирование определённого навыка требует более длительного времени, чем у обычного ребёнка.

    Поэтому нужно быть более внимательными к ребёнку и применять стимулирующие приёмы по развитию тех или иных навыков у ребёнка.

    Важно помнить, что задержка психомоторного развития может осложняться вследствие различных проблем со здоровьем, которые в большинстве случаев можно решить, подобрав соответствующее лечение.

    Рекомендации по развитию и стимуляции ребёнка с индромом Дауна от рождения до 1 года (младенческий возраст).

    Очень часто малыш с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу, двигательная (через

    прикосновения к телу) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция.

    Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз».

    Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.

    Развитие мелкой моторики

    Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

    Следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности:

    • вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем. У ребёнка со сниженным тонусом при отсутствии специальных занятий такой способ выполнения движений может наблюдаться до четырёх-пяти лет.

    • ребёнку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твёрдую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребёнка, и он теряет интерес к деятельности.

    • формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна проходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата.

    Сила захвата снижена. Анатомические особенности ладони и запястья в ряде случаев могут затруднять стабилизацию запястья и задерживать формирование пальцевых захватов.

    Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.

    Наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики:

    Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики;

    •массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых

    щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);

    Это упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.

    •касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка

    при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);

    •вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добав

    -ление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и тому подобное);

    •совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка

    кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);

    •«пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в

    гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);

    •игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);

    •побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);

    •игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);

    •пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).

    В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.

    Дети, страдающие болезнью Дауна, всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Обучение даже в специальных школах для большинства из них малодоступно. Только небольшая часть этих детей, при условии оказания им повседневной помощи со стороны родителей способны освоить программу нескольких классов вспомогательной школы. Как показывает опыт работы с детьми с данной патологией, успех достигается только при тесном сотрудничестве семьи со всеми специалистами, осуществляющими наблюдение и коррекционную работу с ребёнком.

    Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

    Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.

    Дидактическая игра для развития мелкой моторики в раннем возрасте «Мишки в лесу» «Мишки в лесу» 1. Развивать мелкую моторику, взаимодействие рук. 2. Учить группировать предметы одного цвета. 3. Воспитывать желание помогать.

    Конспект урока по математике с ребёнком с синдромом Дауна на тему «Сутки» Конспект урока по математике на тему «Сутки» с ребёнком с синдромом Дауна, обучающимся в школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина.

    Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна» МБДОУ «Детский сад № 23 «Берегиня» компенсирующего вида» города Чебоксары Консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем возрасте» Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы.

    Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 17» г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ТЮРИНОЙ Л. К. Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка.

    Программа речевого развития детей с синдромом Дауна Пояснительная записка Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с синдромом Дауна разработана с учетом возрастных, личностных.

    Развитие общения в раннем и дошкольном детстве Общение- это определенное взаимодействие людей, в ходе которой они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений.

    Консультация «Социализация ребенка с Синдромом Дауна» Cоциализация ребенка с Синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида В. Н. Шкарупа, Педагог-психолог МКДОУ д/с «Ёлочка с. Покосное Распространение.

    Методы развития мелкой моторики рук в раннем возрасте Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» С помощью пальчиков малыш начинает осваивать новый мир.

    Значение развития мелкой моторики в раннем возрасте Значение развития мелкой моторики в раннем возрасте. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

    www.maam.ru

About : admin