1 Май, 2018

Шизофрения сестринский процесс

Сестринское дело «Сестринское дело в неврологии»

Курс повышения квалификации «Сестринское дело в неврологии» это совершенствование общих и профессиональных компетенций, специалистов среднего медицинского звена, работающих в неврологических отделениях.

  • Обучение принципам организации и работы неврологического отделения и кабинета;
  • Изучение этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, принципов лечения основных заболеваний нервной системы;
  • Обучение клиническому подходу к оценке неврологической патологии;
  • Освоение знаний методам обследования нервной системы, проведения неврологического интервью, сбора анамнеза, выявления симптомов поражения нервной системы и формирования из них синдромов, установления топического, синдромологического, этиологического диагнозов, правильной постановке предварительного диагноза и направлению пациента на обследование.
  • Программа обучения "Сестринское дело" предназначена для медицинских сестер неврологических отделений и кабинетов.

    1 месяц (144 ч.) 16 500 рублей. Лицам, подавшим заявку по 27 апреля — 11 500 рублей (сертификационный курс);

    Очное вечернее и занятия выходного дня — 12 000 рублей (сертификационный курс).

    Форма обучения: дистанционное (заочное) обучение с применением дистанционных образовательных технологий (электронные учебно-методические комплексы: электронные учебники, учебные пособия, аудио-, видео записи).

    Начало курса: прием заявок круглосуточно, зачисление на курсы еженедельно.

    Итоговый документ: удостоверение о повышении квалификации и сертификат «Сестринское дело» (от 144 часов).

    Требования к слушателям: лица, имеющие среднее медицинское и/или фармацевтическое образование.

  • Система и политика здравоохранения В РФ:

    Теория сестринского дела

    Модели сестринского дела

    Валеология и санология

    Организация работы медсестры

  • Сестринский процесс при заболеваниях нервной системы:

    Общая симптоматология и синдромология нервных болезней

    Инфекционная безопасность и инфекционный контроль

    Сестринский процесс при заболеваниях периферической нервной системы

    Сестринский процесс при заболеваниях вегетативной нервной системы и при неврозах

    Сестринский процесс при острых нарушениях мозгового кровообращения

    Сестринский процесс при хронической прогрессирующей недостаточности

    Наследственно-дегенеративные болезни нервной системы

    Объемные образования нервной системы. Инфекционные заболевания ЦНС

    Сестринский процесс при травмах центральной нервной системы

  • Сестринский процесс в психиатрии:

    Общая психопатология и симптоматика психиатрических заболеваний

    Шизофрения и маниакально — депрессивный психоз

    Сестринский процесс при эпилепсии

    Психические нарушения при черепно- мозговых травмах

    Инволюционные и синильные психозы

    Сестринский процесс при олигофрении

    Сестринский процесс при наркоманиях и токсикоманиях

    Сестринский процесс при алкогольных психозах

  • Медицина катастроф:

    Основы сердечно-легочной реанимации

    Доврачебная помощь при неотложных состояниях в клинике внутренних болезней

    Особенности оказания помощи пострадавшим в коматозном состоянии

    Неотложная помощь при кровотечениях, травмах

    Неотложная помощь при острых аллергических заболеваниях

  • Информатика:

    Применение персонального компьютера в медицине

    Организация электронного документооборота

  • В результате обучения слушатели будут знать: законы, нормативные правовые акты Российской Федерации и ведомственные нормативные документы в сфере здравоохранения; типичные проблемы пациентов и семьи, особенности течения заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста; нормативные и правовые документы по инфекционной безопасности и инфекционному контролю; теоретические основы сестринского дела; систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения, систему взаимодействия лечебно-профилактических учреждений с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм; основы медицины катастроф и принципы оказания неотложной помощи.

    Уметь: анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий; владеть коммуникативными навыками общения; выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебными назначениями.

    Обучение осуществляется на основании следующих Федеральных законов, постановлений Правительства и приказов Министерства здравоохранения РФ:

    1. Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 25 июня 2012г., 2,23 июля, 27 сентября, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 22 октября,1, 31 декабря 2014г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 13 июля, 30 сентября, 14, 29 декабря 2015г., 5, 26 апреля, 3 июля 2016г.

    2. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. № 119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» с изменениями и дополнениями: Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. № 882, Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49

    3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»

    4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» » с изменениями и дополнениями : Приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. №82н, Приказ Минздрава России от 23 октября 2014 г. №658н, Приказ Минздрава России от 31 июля 2013 г. №515н.

    Копии документов, требуемых для прохождения обучения и выдачи удостоверения о повышении квалификации:

  • Документ о среднем медицинском или фармацевтическом образовании
  • Прежний сертификат специалиста (если был)
  • Документ о повышении квалификации (если был)
  • Копия трудовой книжки
  • Копия паспорта
  • Свидетельство о браке/разводе, если после получения диплома меняли фамилию
  • mba78.com

    Этапы сестринского процесса при гипертонической болезни

    Важно знать! Больше никакой одышки, головных болей, скачков давления и других симптомов ГИПЕРТОНИИ! Наши читатели для лечения давления уже используют метод Лео Бокерии. Изучить метод…

    Гипертоническая болезнь (ГБ) встречается у каждого третьего человека трудоспособного возраста и у 65% людей в возрасте старше 60 лет. Опасность этого недуга заключается в большой частоте осложнений, с которыми он протекает. Эти осложнения представляют угрозу для здоровья и жизни пациентов, делают людей инвалидами.

    Сестринский уход: общие принципы

    Адекватный сестринский уход за больными с ГБ, находящимися на амбулаторном или стационарном лечении, состоит из нескольких последовательных этапов:

    1. Опрос и осмотр пациента.
    2. Проведение инструментальных и лабораторных исследований.
    3. Создание комфортных условий для лечения больного.
    4. Диетическое питание.
    5. Медикаментозное лечение.
    6. Наблюдение за изменением состояния пациента. Рекомендации и реабилитационные мероприятия.
    7. Первый этап: заполнение медицинской документации

      В медицинской документации фиксируется вся информация о начале и динамике заболевания, проведенных обследованиях, назначенном лечении, его соблюдении и эффективности, реабилитационных мероприятиях и рекомендациях.

      Первыми данными, которые вносятся в документацию, являются жалобы больного. У пациентов с ГБ они зависят от стадии болезни, возраста, пола пациента, вредных привычек, места работы. К основным жалобам при ГБ относятся жалобы на сердцебиение, боли за грудиной, одышку, головные боли, шум в ушах, ухудшение зрения, головокружение, слабость, потливость, раздражительность, тревожность, нарушение сна.

      Кроме жалоб, медицинской сестре нужно собрать анамнез жизни и болезни пациента. Для этого необходимо активно опросить пациента о его режиме дня, условиях работы, семейной атмосфере, приеме лекарств, сопутствующих заболеваниях, отягощенной наследственности, вредных привычках. У женщин дополнительно интересуются акушерско-гинекологическим анамнезом, который в ряде случаев имеет значение для постановки диагноза врачом.

      При обследовании пациента с ГБ необходимо подсчитать частоту и определить характеристики пульса, дважды измерить артериальное давление.

      Второй этап: дополнительные исследования

      Основными диагностическими исследованиями при ГБ являются анализы крови (общий, биохимический, на глюкозу), мочи, осмотр глазного дна окулистом, ЭКГ, ЭхоКГ, ультразвуковое исследование почек и сердца, рентген грудной полости. При необходимости, врач может расширить этот перечень диагностических методов.

      Задача медицинской сестры на втором этапе — правильно подготовить пациента к сдаче анализов и проведению исследований.

      Для этого пациенту необходимо доступно объяснить, что за день до сдачи биоматериала на анализ (крови, мочи) нельзя менять привычное питание и питьевой режим, принимать новые лекарственные препараты или мочегонные средства, употреблять спиртное, острую и жирную пищу.

      Третий этап: комфортные условия для пациента

      В зависимости от вида лечения (амбулаторное или стационарное) пациенту требуются разные условия для лечения. В случае амбулаторного лечения больному необходимо разъяснить, какой режим (постельный, полупостельный или общий) ему нужно соблюдать.

      Сестринский уход при гипертонической болезни на третьем этапе — это обеспечение комфортных условий для постепенного выздоровления пациента на каждом этапе лечения.

      Постельный режим предусматривает наличие рядом с больным его близких, которые будут ему менять белье, давать лекарства, помогать справлять свои физиологические потребности, принимать пищу или умываться, не поднимаясь с постели. Больному разрешено лишь переворачиваться на кровати или ненадолго принимать положение сидя.

      При полупостельном (палатном) режиме разрешено передвигаться по квартире для посещения туалета, проведения гигиенических процедур, приема пищи. В этот период больной должен начинать занятия лечебной физкультурой (сидя или стоя) в среднем темпе.

      При общем (свободном) режиме пациенту разрешаются передвижение по улице на короткие расстояния, медленная ходьба по лестнице, прогулки на свежем воздухе. Постепенно нужно расширять режим физической активности:

    8. щадящий (включает ходьбу, лечебную физкультуру, плаванье);
    9. щадяще-тренировочный (включает экскурсии, подвижные неспортивные игры, прогулки);
    10. тренирующий (ближний туризм, спортивные игры, занятия в тренажерном зале).

Четвертый этап: диетотерапия

Основным диетическим рационом для больных с ГБ является лечебный стол № 10-г. Это гипонатриевая диета, основными принципами которой являются:

  • ограничение калорийности питания;
  • исключение животных жиров, замена их растительными;
  • уменьшение суточного объема потребляемой воды до 1,5 л;
  • снижение содержания соли в суточном меню до 1,5-2 г;
  • регулярное употребление морской рыбы и морепродуктов;
  • исключение продуктов, возбуждающе действующих на нервную и сердечную деятельность (алкоголя, газированных напитков, кофе и чая, фасоли, гороха, наваристых бульонов из мяса и рыбы);
  • отказ от употребления полуфабрикатов, копчений, колбасных изделий, соленой рыбы, консервов, солений и маринадов, майонеза;
  • включение в меню продуктов, обогащенных магнием и калием (круп, орехов, хлеба с отрубями, изюма, кураги).
  • Задача четвертого этапа — нормализация веса пациента и составление его рациона питания таким образом, чтобы он придерживался его максимально долго (лучше — всю жизнь).

    Пятый этап: медикаментозное лечение

    Назначать лекарства имеет право только врач. Выбор лекарственных препаратов зависит от многих факторов: вида гипертонии (первичная или вторичная), стадии заболевания, выраженности симптоматики.

    Сестринский уход при артериальной гипертензии на этапе фармакотерапии заключается в разъяснении особенностей приема медикаментов и возможных побочных реакциях на них.

    Для лечения ГБ могут быть назначены диуретики, бета-адреноблокаторы, ингибиторы АПФ, антагонисты кальция, периферические сосудорасширяющие препараты и другие группы медикаментов. Фармакотерапия гипертонической болезни, как правило, начинается с назначения одного или двух препаратов.

    Гипертонику необходимо обязательно объяснить, как и когда он должен контролировать уровень своего артериального давления, а также рекомендовать фиксировать цифры давления в дневнике (блокноте, тетради).

    Шестой этап: диспансерное наблюдение

    С момента установления диагноза ГБ пациента необходимо поставить на диспансерный учет. Кратность диспансерных наблюдений зависит от уровня АД, стадии болезни, вида лечения и его эффективности, динамики заболевания. Периодичность осмотров устанавливается врачом на основании действующих ведомственных инструкций и может составлять 1 раз в год, 2 раза в год, 1 раз в 2 месяца.

    Задача среднего медперсонала при диспансерном наблюдении — собрать максимально возможное количество данных о состоянии пациента для оценки их врачом во время очередного осмотра.

    Пациенту необходимо подробно объяснить, а лучше составить памятку, в которой должно быть указано:

  • когда пациент должен посетить врача в следующий раз;
  • какие исследования он должен пройти до осмотра (лабораторные анализы, осмотр глазного дна, ЭКГ, ЭхоКГ);
  • каким должен быть алгоритм действий при возникновении опасных для жизни состояний (гипертонического криза, инфаркта миокарда, инсульта).
  • При очередном посещении оценивается динамика заболевания, на основании которой решается вопрос о дальнейшей тактике лечения. При необходимости, больному рекомендуется немедикаментозное лечение (физиотерапевтические процедуры, водолечение, ЛФК, санаторно-курортное лечение). Гипертоникам второй-третьей стадии при наличии поражений двух и более органов-мишеней рекомендуется пройти МСЭК.

    От скоординированных действий медицинского персонала во многом зависит успех лечения больного. Правильный и доброжелательный сестринский уход при гипертонической болезни не менее важен для пациента, чем грамотность врача. Но, какими бы профессиональными и чуткими ни были бы медики, без желания самого пациента справиться с недугом невозможно.

    lechimsosudy.com

    Сестринский процесс при шизофрении. Часть 1

    Медицинский уход за пациентами страдающими психическими расстройствами

    Роль медицинской сестры в организации лечебного процесса и ухода за психическими больными трудно переоценить, так как ее деятельность включает в себя широкий круг вопросов, без чего невозможно было бы самоосуществление терапевтического подхода к больным и, в конечном счете, состояние ремиссии или выздоровление. Это не механическое осуществление врачебных назначений и рекомендаций, а решение повседневных вопросов, которые включают в себя непосредственное проведение лечебных процессов (раздачу лекарств, парентеральное введение препаратов, осуществление целого ряда процедур), осуществляющиеся с учетом и знанием возможных побочных проявлений и осложнений.

    Греческое слово «психиатрия» в буквальном переводе обозначает «наука о лечении, врачевании души». С течением времени значение этого термина расширилось и углубилось, и в настоящее время психиатрия представляет собой науку о душевных болезнях в широком смысле слова, включающую в себя описание причин и механизмов развития, а также клинической картины, способов лечения, профилактики, содержания и реабилитации психически больных.

    В Казахстане оказание психиатрической помощи населению осуществляется целым рядом лечебных учреждений. Больные могут получить амбулаторную помощь в психоневрологических диспансерах. В зависимости от характера заболевания и его тяжести пациент проходит лечение в амбулаторных условиях, в дневном стационаре или в больнице. Все порядки и правила психоневрологической больницы направлены на улучшение состояния здоровья больных.

    Уход за психиатрическими больными весьма труден и своеобразен из-за необщительности, неконтактности, замкнутости в одних случаях и крайнего возбуждения, беспокойства – в других. Кроме этого, у психических больных могут быть страх, депрессия, навязчивость и бред. От персонала требуется выдержка и терпение, ласковое и в то же время бдительное отношение к больным.

    В конечном счете это также принятие на себя ответственности за проведение целого ряда мероприятий:

    1.Подготовить больного к проведению той или иной процедуры или мероприятию, что требует подчас от медсестры много сил, умения, знания психологии больного и характера имеющихся психотических расстройств.

  • Убедить больного в необходимости принять лекарство и пойти на ту или иную процедуру – нередко бывает затруднительным из-за его болезненной продукции, когда он по идейно-бредовым мотивам галлюцинаторных переживаний или эмоциональных расстройств противится проведению лечебных мероприятий. В этом случае знание клиники заболеваний помогает правильно решить терапевтическую проблему, делая возможным положительное решение излечения.
  • 3.До сего времени актуальными остаются уход и надзор за психически больными людьми, которые проводятся медсестрой. Это включает в себя кормление больных, смену белья, проведение санитарно-гигиенических мероприятий и т. д. Особенно сложно наблюдение за целым контингентом больных. Это касается депрессивных больных, пациентов с кататонической симптоматикой, больных с острыми психотическими расстройствами и нарушениями поведенческих актов. Уход и надзор, несомненно, являются важными звеньями в общем плане лечения больных, так как проведение терапевтических мероприятий без этих важных больничных факторов невозможно. Информация о больных, динамике их заболеваний, изменениях в лечебном процессе и т. д. является неоценимой в ходе комплексного лечебного процесса, который проводится психическим больным в психиатрических стационарах.

    Только медсестра может констатировать появление целого ряда делириозных симптомов в вечернее время, предотвратить реализацию суицидальных тенденций, установить суточные колебания настроения у пациентов по косвенным, объективным характеристикам, предугадать их социально опасные побуждения.

    med.mcfr.kz

    Тема 1.7. «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»

    Первый этап сестринского процесса.

    Второй этап сестринского процесса.

    Сестринский процесс — это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

    Сестринский процесс – это системный подход к оказанию профессиональной медицинской помощи, направленный на восстановление здоровья пациента, исходя из его потребностей.

    Сестринский процесс – это автоматизированная структура мышления и действия сестры, ориентированная на потребности пациента при любом состоянии здоровья, в том числе и при отсутствии заболевания.

    Цель этого метода — обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.

    В настоящее время сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела и включает в себя пять этапов:

    1 этап — Сестринское обследование

    2 этап — Сестринская диагностика

    3 этап — Планирование

    4 этап — Реализация плана ухода

    Круг обязанностей медсестры, куда входит и выполнение назначенных врачом вмешательств и ее самостоятельные действия, четко определен законом. Все выполненные манипуляции отражаются в сестринской документации.

    Суть сестринского процесса заключается в:

    конкретизации проблем пациента,

    определении и дальнейшем осуществлении плана действий медсестры в связи с выявленными проблемами и оценке результатов сестринского вмешательства.

    Сестринский процесс является одним из основных понятий со­временной теории сестринского дела. Эта реформаторская концеп­ция родилась в США в середине 50-х годов и за пять десятилетий убедительно доказала свою эффективность.

    Сестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профес­сиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сест­ринской помощи.

    Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно важных потребностях человека.

    Потребность есть физиологический и (или) психологиче­ский дефицит того, что существенно для здоровья и благополу­чия человека.

    В сестринской практике используется классификация потреб­ностей Вирджинии Хендерсон, которая всё их многообразие свела к 14-ти наиболее важным:

    Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

    Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

    Двигаться и поддерживать нужное положение.

    Спать и отдыхать.

    Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.

    Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружаю­щую среду.

    Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

    Обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

    Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

    Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

    Заниматься любимой работой.

    Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

    Удовлетворять свою любознательность, помогающую нор­мально развиваться.

    Учитывая реалии российского практического здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предлагают осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека:

    Адекватное питание и питьё.

    Личная гигиена и смена одежды.

    Поддержание нормальной температуры тела.

    Поддержание безопасности окружающей среды.

    Почему именно учение о потребностях легло в основу сестрин­ского обследования? Поскольку конечная цель работы сестры ­комфорт её пациента, она обязана выяснить, пользуясь специаль­ной методикой сестринского обследования, нарушение удовле­творения каких потребностей в связи с заболеванием или травмой имеет место и служит причиной дискомфорта.

    Кроме того, использование 10 последовательных ступеней ие­рархии потребностей позволяет добиться системности сестрин­ского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.

    Собирая информацию о пациенте необходимо сопоставить обычный, ежедневный стереотип удовлетворения каждой из 10-ти потребностей с тем, как эта потребность удовлетворяется пациен­том в настоящий момент. За сбором информации следует ее тщательный анализ, в результате которого формулируются сестринские диагнозы.

    Первый этап сестринского процесса — сестринское обследование.

    Цель обследования пациента — собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для создания информационной базы данных о нем и о его состоянии в момент обращения за помощью.

    Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер.

    Источниками субъективной информации являются:

    сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья;

    близкие и родственники пациента.

    Источники объективной информации:

    физическое исследование пациента по органам и системам;

    знакомство с медицинской историей болезни.

    Для общей оценки состояния больного медицинская сестра должна определить следующие показатели:

    общее состояние больного;

    положение больного в постели;

    состояние сознания больного;

    Общее состояние больного.

    Удовлетворительное, средней тяжести, тяжёлое, крайне тяжёлое.

    Положение пациента в постели.

    активное – больной произвольно, самостоятельно меняет положение в постели исходя из своих потребностей;

    пассивное – больной неподвижен, из-за резкой слабости не может самостоятельно изменить своё положение в кровати, также при бессознательном состоянии больного;

    вынужденное – больной принимает позу, облегчающую его состояние

    Состояние сознания больного.

    Ясное. Больной при этом полностью ориентируется в обстановке, четко отвечает на вопросы.

    Помраченное (неясное) сознание проявляется в равнодушном, безразличном отношении больного к своему состоянию; на вопросы он отвечает правильно, но с опозданием.

    При ступоре (оглушение) больной плохо ориентируется в окружающем, вяло, медленно отвечает на вопросы, иногда не по существу, и тут же начинает дремать, засыпать: впадает в состояние оцепенения.

    Сопор — глубокое помрачение сознания (отупление). При этом больной находится в состоянии «спячки». Только громкий окрик, болевые воздействия (уколы, щипки и т. д.) могут вывести его из такого состояния, но на очень короткое время; вскоре он вновь «засыпает».

    Кома (глубокая спячка) — полная утрата сознания. Больной не реагирует на окрик, болевые раздражения и тормошения. При коме отсутствуют рефлексы. Кома свидетельствует о значительной тяжести заболевания.

    Галлюцинации бывают слуховые, зрительные, тактильные (ощущение ползания по телу червей, насекомых микробов и т. д.).

    Во время слуховых галлюцинаций больной разговаривает сам с собой или с мнимым собеседником.

    При зрительных галлюцинациях больные видят то, чего на самом деле нет, например, мышей, которые бросаются на них, чертей и т. д. Это часто бывает при алкоголизме.

    Тихий бред характеризуется также нереальными представлениями, галлюцинациями, только больные ведут себя внешне спокойно, часто находятся в состоянии ступора или сопора, что-то бормочут, произносят непонятные и несвязные фразы.

    Антропометрия — измерение основных физических показателей человека. Включает в себя взвешивание, измерение длины тела, окружности груди и живота. В ряде случаев измеряют основные показатели дыхания (спирометрия) и силу мышц (динамометрия).

    В процессе общения медсестры с пациентом очень важно попытаться установить теплые, доверительные отношения, необходимые для сотрудничества в борьбе с заболеванием. Соблюдение некоторых правил общения с пациентом позволит медсестре достичь конструктивного стиля беседы и добиться расположения к себе со стороны пациента.

    Второй этап сестринского процесса — сестринская диагностика.

    Понятие сестринского диагноза (сестринской проблемы) впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г в США. Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, беспокойство, пониженная физическая активность и др.

    Сестринский диагноз — это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры. Это симптомный или синдромный диагноз, во многих случаях основанный на жалобах пациента.

    Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на заболевание. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем.

    Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные.

    Физиологические, например, недостаточное или избыточное питание, нарушение глотания, кожный зуд, недостаточная самогигиена.

    Психологические, например, тревога о своем состоянии, дефицит общения, семейной поддержки

    Духовные – одиночество, чувство вины, потребность в святом причастии.

    Социальные – социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связанные с выходом на инвалидность.

    Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:

    Настоящие — проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (например, боль, одышка, отеки);

    Потенциальные — это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времени (например, риск возникновения пролежней у неподвижного пациента, риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле).

    Приоритетные – проблемы, которые следует решить в первую очередь.

    Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов, классифицировав их как первичные, вторичные и промежуточные.

    К первичным приоритетам относят такие проблемы пациента, которые в условиях отсутствия лечения могут оказать пагубное влияние на больного.

    Промежуточные приоритеты — неэкстремальные и неопасные для жизни потребности больного.

    Вторичные приоритеты – это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника первичная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, вторичная – чувство беспокойства).

    Критерии выбора приоритетов:

    Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.

    Наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой.

    Проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состоянию пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.

    Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

    Следующей задачей второго этапа сестринского процесса является формулировка сестринского диагноза – определение реакции пациента на болезнь и свое состояние.

    В отличие от врачебного диагноза, направленного на выявление конкретного заболевания или сущности патологического процесса, сестринский диагноз может меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.

    Различие медицинского и сестринского диагнозов.

    не изменяется (если нет врачебной ошибки)

    осуществляет выявление конкретного заболевания, сущности патологического процесса, происходящего в организме, например, воспаление легких

    в основе — нарушение функций различных органов и систем и их причины, то есть патофизиологические и патологоанатомические изменения

    формулируется в терминах врачебной компетенции

    Осуществляет описание внешней, ответной реакции пациента на наличие патологического процесса в организме. Например, одышка (как одно из проявлений воспаления легких)

    в основе — нарушение удовлетворения основных человеческих потребностей как результат нарушения функций, то есть, представления, главным образом, самого пациента о его состоянии здоровья, его ощущения и жалобы.

    подвижен, часто меняется

    формулируется в терминах сестринской компетенции.

    Сестринский диагноз (проблема пациента) — это описание настоящего или потенциального дефицита самоухода, вызванного нарушением удовлетворения универсальных потребностей человека в связи с состоянием его здоровья. Таким образом, в модели В. Хендерсон сестринский диагноз всегда отражает дефицит самоухо­да, имеющийся у пациента, и направлен на его замещение и пре­одоление.

    С точки зрения медицинской сестры, проблемы появляются то­гда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, трав­ма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения.

    Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удов­летворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополни­тельной опоры).

    Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохране­нию его здоровья на оптимальном уровне (например, при­страстие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).

    Как правильно сформулировать сестринский диагноз?

    Для этого необходимо проанализировать данные, собранные сестрой на первом этапе сестринского процесса.

    Схема анализа данных, полученных при проведении сест­ринского обследования:

    Выявить потребности, удовлетворение которых наруше­но. Для этого необходимо сопоставить по каждой из 10-ти потребностей обычную способность самоухода и способ­ность самоухода в данный момент, выявляя имеющийся или потенциальный дефицит самоухода.

    Следует выяснить причины трудностей в удовлетворении той или иной потребности, например, заболевание или травма, лечение, окружающая среда, в том числе обстановка стационара, личные обстоятельства (семейные или профес­сиональные).

    Следующий шаг — необходимо выявить настоящие и потен­циальные возможности пациента в удовлетворении тех или иных потребностей, что для него является посильным, а что непосильным сейчас, в ближайшем и отдаленном будущем. Это даёт направление для сестринского вмешательства. Се­стра должна четко представлять себе, будут ли с течением времени возможности самоухода для ее пациента расши­ряться (к примеру, после несложной операции) или, наобо­рот, сужаться, становиться все более ограниченными (у ста­риков, инкурабельных пациентов).

    Для правильной формулировки сестринского диагноза могут помочь следующие вопросы:

    1. Отражает ли эта проблема дефицит самоухода?

    Например, желтуха, являясь проблемой здоровья пациента, не является сестринским диагнозом, так как не отражает де­фицит самоухода у пациента.

    2. Поддаётся ли эта проблема коррекции или устранению приёмами сестринской помощи?

    Например, одышка у пациента, являясь проблемой здоровья и затрудняя самоуход, не является сестринским диагнозом, так как не поддаётся коррекции методами сестринского вмешательства.

    3. Является ли выбранная Вами формулировка ясной и кон­кретной, понятной пациенту?

    Например, дискомфорт — не сестринский диагноз, так как непонятно, в чём именно со­стоит проблема пациента.

    4.Может ли выбранная Вами формулировка сестринского ди­агноза служить базой для планирования сестринской по­мощи? Из формулировки сестринского диагноза должно вытекать направление сестринского вмешательства.

    Напри­мер, лихорадка — не сестринский диагноз, так как непонятно, имеет ли место дефицит самоухода и каким именно должен быть характер сестринского вмешательства. Пра­вильнее: пациент не понимает необходимости пить больше жидкости при лихорадке, пациент не может самостоятельно сменить влажное бельё, пациент может получить травму из-­за дезориентации.

    Формулируя сестринский диагноз следует указать, что паци­ент не знает, не умеет, не желает, не может, не понимает в сложившейся ситуации с его здоровьем, что его беспокоит. При этом источниками проблем пациента могут являться не только за­болевание или травма, но и лечение (боится операции или перевязки), окружающая среда, в том числе обстановка ЛПУ (не может спать из-за шума холодильника в палате или духоты, постельного дискомфорта), возраст (забывает принимать назначенные врачом препараты), семейные или профессиональные обстоятельства (волнуется из-за конфликта в семье).

    Таким образом, проблема сформулирована верно, если она описывает дефицит самоухода и направлена на скорейшее обретение пациентом ощущения комфорта и независимости.

    Примеры возможных проблем пациента:

    не может самостоятельно принимать пищу и жидкость (ука­зать причины);

    не понимает необходимости пить больше жидкости;

    стыдится принимать помощь посторонних людей при ин­тимных процедурах;

    не может самостоятельно дойти до туалета;

    трудно дышать в положении лёжа.

    Классификация сестринских диагнозов.

    1. По характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние различают сестринские диагнозы:

    Физиологические (например, пациент не удерживает мочу при напряжении).

    Психологические (например, пациент боится не проснуть­ся после наркоза).

    Духовные — проблемы высшего порядка, связанные с пред­ставлениями человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти (одиночество, чувство вины, страх смерти, потребность в святом причастии).

    Социальные — социальная изоляция, конфликтная ситуа­ция в семье, финансовые или бытовые проблемы, связан­ные с выходом на инвалидность, переменой места житель­ства и т.д.

    В зависимости от времени появления проблемы пациента де­лят на настоящие и потенциальные.

    Настоящие — проблемы, имеющие место в данный момент, здесь и сейчас, например, сегодня у пациента отсутствует аппетит.

    Потенциальные — вероятные, возможные в будущем про­блемы со здоровьем, возникновение которых может быть предотвращено усилиями медицинских работников. На­пример, риск развития пролежней у неподвижного пациен­та, риск падений у пациента с нарушением координации движений, риск обезвоживания как следствия упорной диареи.

    Как правило, у пациента одновременно диагностируется не­сколько проблем, связанных со здоровьем. В модели В. Хендерсон проблемы пациента учитываются одновременно: сестра решает все проблемы, которые ставит, в порядке их значимости, начи­ная с самых важных и далее по порядку.

    Критерии выбора порядка значимости проблем пациента:

    — главное, по мнению самого пациента, самое тягостное и па­губное для него либо препятствующее осуществлению са­моухода;

    -проблемы, способствующие ухудшению течения заболева­ния и высокому риску развития осложнений. Например, пациенту при постельном режиме трудно дышать из-за сильного насморка, в связи с чем он плохо спит и ест, у него сушит во рту, болит голова, он раздражён. Одновременно сестра выяснила, что пациент иногда «пропускает» инъекции инсулина. Оказание сестринской помощи следует начинать с разрешения проблемы режима введения инсулина как наиболее важной, а затем последовательно перейти к решению других проблем.

    Вопросы для самоподготовки.

    Дайте определение понятию «Сестринский процесс».

    Охарактеризуйте пять этапов сестринского процесса.

    Перечислите потреб­ности по классификации Вирджинии Хендерсон.

    Перечислите потреб­ности по классификации С.А. Мухиной и И.И. Тарновской.

    Охарактеризуйте первый этап сестринского процесса — сестринское обследование.

    Назовите источники субъективной информации о пациенте.

    Охарактеризуйте общее состояние больного.

    Перечислите виды положений пациента в постели.

    Охарактеризуйте состояние сознания больного.

    Назовите основные антропометрические данные пациента.

    Охарактеризуйте второй этап сестринского процесса — сестринская диагностика.

    Расскажите о классификации сестринских проблем.

    Поясните различие врачебного и сестринского диагнозов.

    Охарактеризуйте схему анализа данных, полученных при проведении сест­ринского обследования.

    Приведите примеры возможных проблем пациента:

    Классифицируйте сестринские диагнозы.

    Назовите критерии выбора порядка значимости проблем пациента.

    Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

    Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.

    Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

    Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ?Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

    Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

    Сестринский процесс: Учеб. пособие: Пер. с англ. ?Под общ. ред. Проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

    Шпирина А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни ?Уч. Пособие для преподавателей и студентов. М.; ВУНМЦ 2002.

    studfiles.net

    Сестринский процесс при уходе за больными с психическими расстройствами

    Роль медицинской сестры в организации лечебного процесса и ухода за психическими больными трудно переоценить, так как он включает в себя широкий круг вопросов, без чего невозможно было бы само осуществление терапевтического подхода к больным и, в конечном счете, регистрирование ремиссионных состояний или выздоровление. Это не механическое осуществление врачебных назначений и рекомендаций, а решение повседневных вопросов, которые включают в себя непосредственное проведение лечебных процессов (раздачу лекарств, парентеральное введение препаратов, осуществление целого ряда процедур), которые следует осуществлять с учетом и знанием возможных побочных проявлений и осложнений. В конечном счете, это и принятие на себя ответственности за проведение целого ряда мероприятий. Подготовить больного к проведению той или иной процедуры или мероприятию требует подчас от медсестры также много сил, умения, знания психологии больного и характера имеющихся психотических расстройств. Убедить больного в необходимости принять лекарство и пойти на ту или иную процедуру нередко бывает затруднительным из-за его болезненной продукции, когда по идейно — бредовым мотивам галлюцинаторных переживаний или эмоциональных расстройств противится проведению порой всех лечебных мероприятий. В этом случае знание клиники заболеваний помогает правильно решить терапевтическую проблему, делая возможным положительное решение излечения. До сего времени актуальным остается уход и надзор за психически больными людьми, которые проводятся медсестрой. Оно включает в себя кормление больных, смену белья, проведение санитарно — гигиенических мероприятий и так далее. Особенно важно наблюдение за целым контингентом больных. Это касается депрессивных больных, пациентов с кататонической симптоматикой, больных с острыми психотическими расстройствами и нарушениями поведенческих актов. Уход и надзор, несомненно, являются важными звеньями в общем плане лечения больных, так как невозможно было бы проведение терапевтических мероприятий без этих важных больничных факторов. Информация о больных, динамике их заболеваниях, изменениях в лечебном процессе и так далее является неоценимым в ходе комплексного лечебного процесса, который проводится психическим больным в психиатрических стационарах. Только медсестра может констатировать появление целого ряда делириозной симптоматики в вечернее время, предотвратить реализацию суицидальных тенденций, установить суточные колебания настроения у пациентов по косвенным, по объективным характеристикам, предугадать их социально опасные побуждения. Иногда, для того чтобы успокоить больного, медицинская сестра обещает ему очередное свидание с родными, разговор по телефону, но потом не выполняет обещания, т.е. обманывает больного. Это совершенно недопустимо, так как больной теряет доверие к медицинскому персоналу. В случае, если невозможно прямо и конкретно дать ответ на тот или иной вопрос, следует перевести разговор на другую тему, отвлечь больного. Не рекомендуется также обманным путем помещать больного в стационар. Это затрудняет в дальнейшем контакт с ним, он надолго становится недоверчивым, ничего не рассказывает о себе, о своих переживаниях, а иногда становится озлобленным. Не следует бояться больных, но не нужно бравировать излишней храбростью, так как это может привести к тяжелым последствиям.

    Сестринский процесс при шизофрении и аффективных расстройствах.

    Шизофрения(F20-29) — это хроническое прогредиентное (злокачественное) психическое заболевание с невыясненной этиологией, приводящее к изменению личности больного, иногда малозаметному, но в дальнейшем постепенно усугубляющемуся.

    Дефект (от лат. defectus – изъян, недостаток) обозначает психические, в первую очередь личностные выпадения, случившиеся по причине перенесенного психоза.

    Главная характеристика дефекта и его главное отличие от деменции в том, что, во-первых, он увязан с ремиссией и, во-вторых, – он динамичен.

    Динамика дефекта, заключается либо в его нарастании (прогредиентности), либо в его ослаблении (становление собственно ремиссии), вплоть до компенсации и обратимости.

    Аффективные расстройства (F30-F39)-расстройства, при которых основным нарушением является изменение эмоций и настроения в сторону депрессии (с тревогой или без нее) или в сторону приподнятости. Изменения настроения обычно сопровождаются изменениями общего уровня активности.

    Сестринский процесс при шизофрении и аффективных расстройствах настроения сейчас включает в себя четыре составляющих:

    1.сбор информации (обследование),

    4) оценку эффективности вмешательств.

    Прежде чем рассмотреть каждую из этих стадий, остановимся на проблемах общения с пациентами, страдающими шизофренией.

    Особенности общения с пациентами и их близкими.

    Следует, во-первых, иметь в виду, что пациенты, страдающие шизофренией и аффективными расстройствами настроения, часто погружены в свои переживания, отгорожены от окружающего мира, и попытки сбора информации, а тем более проникновения в их внутренний мир могут вызвать у них сопротивление и даже агрессию. Это особенно возможно у пациентов с параноидной формой шизофрении.

    Поэтому длительность разговоров с пациентами, даже в состоянии неполной ремиссии, не говоря о периодах острых проявлений болезни, должна быть небольшой. Рекомендуется не-сколько коротких бесед в течение дня, разделенных интервалами.

    В беседах с пациентами следует всячески избегать общих выражений, абстрактных построений: факты и суждения, сообщаемые пациенту, должны быть предельно конкретными. Иначе вследствие расстройств мышления и бредовых построений смысл разговора в представлении пациента может быть искажен.

    Поскольку при общении с пациентами, страдающими шизофренией и аффективными расстройствами настроения. агрессия с их стороны хоть и нечасто, но возникает, приводим в сокращенном виде схему из учебника для специалистов по уходу (США):

    «ВВЕДИ ЭТО В ПРАКТИКУ — БЫСТРОЕ УПРАВЛЕНИЕ АГРЕССИЕЙ И ГНЕВОМ»

    1. Уговорить клиента, перенести его действия в иную плоскость.

    2. Заручиться поддержкой коллег, чтобы удалить других пациентов, но одного держать около себя.

    3. Задавать конкретные, нетревожащие вопросы спокойным модулированным голосом.

    4. Не выпытывать причину агрессии, но указывать на ее последствия (помеха работе, невнимание к другим пациентам и т. п.).

    Аутичность пациентов, страдающих шизофренией и аффективными расстройствами настроения, недоступность и сопротивление общению предполагают сбор информации не только у пациентов, но и у их родственников и близких. При этом следует учесть то обстоя-тельство, что и среди родственников больных шизофренией немало людей странных, с личностными отклонениями, полно ценный контакт с которыми также может не осуществиться. Поэтому по возможности о проблемах пациента желательно спросить несколько человек.

    Проявления и последствия болезни, которые необходимо выявить при сборе информации, отметить их наличие или отсутствие:

    1. Наличие изменений сенсорного восприятия (галлюцинации, иллюзии, сенестопатии и другие проявления, здесь же указывается на наличие деперсонализации и дереализации).

    2. Наличие изменений познавательных процессов (бреда, аутистических построений мышления и других проявлений).

    3. Наличие изменений коммуникации — формальность общения, нежелание общения, полное отсутствие общения и т. д.

    4. Изменения в двигательной сфере — необходимые тесты и позы, манерность, возбуждение, ступор.

    5. Изменения аффекта — необычно пониженное или повышенное настроение, злобность, апатия.

    6. Повышенный риск суицида.

    7. Повышенный риск совершения насильственных действий.

    8. Изменение семейных взаимоотношений: разобщенность с семьей, распад семьи, непонимание семьей состояния пациента, отторжение пациента.

    9. Наличие проблем с занятостью, падение и утрата работоспособности, непонимание коллегами, угроза потери занятости.

    10. Наличие дефицита самоухода (неряшливость, неопрятность, нежелание себя обслуживать и т. п.).

    11. Наличие нежелательных (побочных) реакций на назначенные психотропные средства — тремор, замедление движений, реакций на внешние стимулы и др.

    12. Состояние сна (частичная, полная бессонница).

    Исходя из данных сбора информации, определяются проблемы пациентов, а отсюда и необходимые вмешательства.

    Типичные проблемы пациентов вытекают из описанных выше клинических проявлений разных форм шизофрениии и аффективных расстройствах настроения. Здесь и галлюцинаторно-бредовые проявления, и дефицит общения, и нередкое, особенно в начале заболевания или его рецидиве, психомоторное возбуждение, проявляющееся в разных формах. Следует отметить, что в современных условиях, при широком применении психотропных средств, риск насильственных действий со стороны душевнобольных является в большей степени обывательским заблуждением; он меньше риска насилия в общей популяции («здоровых»). Зато риск суицида среди пациентов, страдающих шизофренией и аффективных расстройствах настроения , весьма велик, и терапия нейролептиками этому не препятствует. Следует помнить и о возможности развития постшизофренической депрессии.

    Семейные проблемы пациентов, страдающих шизофренией и аффективными расстройствами настроения, весьма существенны. Семья, близкие могут не понимать паци-ента, считать симптомы его болезни за проявления дурного характера. С другой стороны, в некоторых случаях семья упорно настаивает на том, что пациент здоров, и ищет его болезненным поведенческим проявлениям всяческие оправдания.

    Особенно нежелательно и опасно, когда семья не понимает состояния пациента при его выписке из стационара, и он представляется ей, например, полностью выздоровевшим или же безнадежным и несчастным. Тогда члены семьи проявляют к пациенту постоянную и неуместную жалостливость, или семья и близкие продолжают сохранять напряженные, неприязненные отношения; нередко семья испытывает перед пациентом страх и растерянность.

    Пациенты, страдающие шизофренией, нередко теряют работу.

    Особенно тяжелую проблему может представлять запущенность пациентов — это исправимо, если идет речь о таких проявлениях, как их неряшливость и неопрятность, но гораздо более серьезно, если дело касается одиночества пациентов (особенно мужчин) в результате тяжелой болезни или их бездомности (например, лишения жилья в результате мошенничества или отъезда семьи).

    Планирование сестринских вмешательств и их оценка.

    Частично они вытекают из тех положений которые изложены разделах, касающихся реабилитации : пациентов и психотерапии. Необходимо еще раз напомнить, что в зарубежных странах, где развит сестринский процесс, медсестра является организующим центром так называемой «лечебной команды», где врачи — психиатр и психолог выполняют преимущественно консультативною роль.

    Вмешательства должны планироваться, и в первую очередь должны определяться приоритетные из них.

    Типичные сестринские вмешательства, предпринимаемы пациентам, страдающим шизофренией и аффективными расстройствами настроения с острыми расстройствами и на переходе к ремиссии.

    1. Выполнять и прослеживать выполнение лекарственных и иных медицинских назначений, отмечать эффективность, побочные эффекты лекарств и обращать на это внимание врача.

    2. Пытаться определить стресс-факторы, усиливающие галлюцинаторные и иные переживания пациента. Обеспечить ему спокойную умиротворяющую обстановку, чтобы уменьшить импульсивность, тревогу и другие проявления.

    3. По мере стихания галлюцинаторно-бредовых и других переживаний сначала отвлекать пациента от них, делая их менее актуальными; указывать пациенту на последствия, а не обсуждать бредовые и иные переживания. Лишь в дальнейшем подводить пациента к критической оценке его суждений и поведения.

    Помогать пациенту в личной гигиене: одевании, умывании и т. п., пока он (она) не научится делать это самостоятельно. Установить и обозначить для пациента точное время само-обслуживания.

    5. Привлекать и побуждать пациентов к групповой активности (общению с другими больными; участию в психотерапевтических группах, трудотерапии и т. п.).

    6. Всячески одобрять пациента, у которого происходит возврат к нормальным суждениям, нормальному поведению и усиление активности. Оценивать и увеличивать степень самоуважения пациента; предупреждать таким образом постшизофреническую депрессию.

    7. Проводить беседы с пациентом относительно его правильного поведения дома и способов предотвращения рецидива болезни. Обучать распознаванию первых признаков рецидива и необходимости срочного обращения за медицинской помощью.

    8. Тщательно документировать и сохранять все полученное при взаимодействии с пациентом.

    9. Активно проводить работу с семьей пациента. Подводить их к пониманию его болезненных симптомов и проблем, особенно после его выписки из стационара.

    Как видно из вышеперечисленного, вмешательства, пронумерованные как 1 и 2, относятся к острому периоду болезни, а остальные к периоду затихания процесса и стабилизации ремиссии. Специалистам по уходу, кроме того, приходится зачастую иметь дело с работодателями пациента, чтобы обеспечить ему условия, необходимые для реабилитации, а также заниматься вещами, которые внешне могут показаться мелкими, но являются для пациента стрессирующими факторами (оставленные животные, неухоженные растения, неотправленные или неполученные письма и т. п.).

    Оценка эффективности вмешательств производится в разное время и зависит целиком от их содержания: так, при определении эффективности лечения или побочных эффектов лекарств — ежедневно; при помощи в самоуходе или побуждении пациента к активности — еженедельно. Вообще восстановление нормального поведения при шизофрении и аффективных расстройствах настроения происходит довольно медленно, и специалисты по уходу в США образно сравнивают его с «получением дохода чрезвычайно малыми приращениями».

    Все вмешательства у пациентов, страдающих шизофренией и аффективными расстройствами настроения, производятся с сохранением основных правил общения с ними: беседа короткой продолжительности, особенно в начале общения, конкретность и определенность заявлений.

    megaobuchalka.ru

    About : admin