24 Сен, 2018

Психопатии в психологии

/ ГОС / ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ / 4. Метод опроса в психологии

4. Метод опроса в психологии

Опрос — метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Опрос может проводиться в различной форме: анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.

Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.

Беседа — предусматривает прямое или косвенное, устное или письминное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты.

Методы социометрии и полярных балов — это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.

Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Устный опрос применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией. Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

studfiles.net

6) Понятие общения в психологии

Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение — сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

Из обилия трактовок общения можно выделить главные:

1) общение — вид самостоятельной человеческой деятельности;

2) общение может входить в иную деятельность в статусе ее структурных элементов;

3) общение — одна из форм взаимодействия.

В специальной социально-психологической литературе (да и не только в специальной) общение понимается и как коммуникативная деятельность. Существенную роль здесь сыграла разработанная в начале века Дж. Мидом концепция «ролевого поведения», а во Франции — учение П. Жане, который противопоставил традиционному для психологии исследованию «процессов поведения и сознания у отдельных индивидов» изучение психологических механизмов их деятельности, развертывающейся «в условиях сотрудничества между людьми», то есть их общения. Именно отсюда берет свое начало направление, именуемое «интеракционистской ориентацией». Отправным пунктом для него был не индивид, а процесс символического взаимодействия (интеракции), которое понимается как «система коммуникаций и межличностные отношения». Односторонность такой позиции была в свое время подвергнута критике со стороны отечественной школы социальной психологии, в рамках которой считалось, что сама сущность социальных отношений сводится ими к межличностной интеракции.

Наиболее известным нашему читателю представителем символического интеракционизма в социальной психологии является Т. Шибутани. В основе его подхода лежит убеждение, что «человеческая природа и социальный порядок являются продуктами коммуникации». Это означает, что поведение человека рассматривается «как результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу». С точки зрения интеракционизма, все, что люди делают и говорят, исследуется не как нечто изолированное, но как части большой системы деятельности».

Мотивом же любого социального общения является то или иное изменение в характере социальных отношений внутри данного общества, его социальной и социально-психологической структуре, в общественном сознании или непосредственных проявлениях социальной активности членов общества. В сущности, такое общение есть процесс внутренней организации самого общества (социальной группы, коллектива, его саморегуляции).

Используемые в этом тезисе идеи Г.В. Гусева непосредственно накладываются на регуляционную функцию ПР, когда одна часть общества (группа, организация) воздействует на другую ее часть (общественность) с целью оптимизации взаимоотношений и, в частности, увеличения его социально-психологической сплоченности, повышения уровня сознательности и доверия, уровня информированности и т.п.

«В этом случае, — отмечает А.А. Леонтьев, — процессы взаимодействия осуществляются внутри «совокупного субъекта». Субъект же социально-ориентированного общения — оратор, коммуникатор».

Личностно-ориентированное общение выступает в двух вариантах: диктальное общение, т.е. общение, связанное с предметным взаимодействием (согласование позиций, обмен информацией, значимой для деятельности, и т.п.). Такое общение тождественно предметно-ориентированному, где предметом является взаимодействие, а субъекты взаимодействия и общения совпадают. Второй вариант — модальное общение — «это то, что в обиходе называется «выяснением отношений». Оно также связано с определенным видом взаимодействия.

Согласие устанавливается путем взаимного принятия ролей. Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому участнику согласованного действия понимать точку зрения других участников.

Итак, во всех рассмотренных видах общения предметом является не конкретный человек, а либо взаимодействие (в социально-ориентированном могут выступать и общественные отношения), либо психологические взаимоотношения людей.

Рассмотрим суть построения процесса общения.

Процесс коммуникативной деятельности в социальной психологии будем рассматривать как «систему сопряженных актов» (Б.Ф. Ломов). Каждый такой «сопряженный акт» — это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом может проявляться (согласно М.М. Бахтину) диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов».

Таким образом, диалог — это реальная единица коммуникативной деятельности. Элементарными единицами диалога являются действия, высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта — организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать отдельная личность, группа, массы (применительно к системе ПР — сама ее структура, отдельные специалисты).

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой — как личностно-массовый. Коммуникативная деятельность рассматривается как единство этих трех уровней, так как все уровни опираются на единое организационно-методологическое основание — личностно-деятельное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельный подход применительно к коммуникативной психологии в рамках социальной психологии означает, прежде всего, трактовку ее как организации и управления формированием системы взаимовыгодных, гармоничных взаимоотношений, достижения взаимопонимания, общих взглядов и оценок, доверительных отношений.

Общение же, как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором общения; б) субъектом — партнером, которому адресована инициатива; в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь (алгоритм) взаимосвязанных коммуникативных действий.

В зависимости от уровня психологического единства группы каждый такой акт может происходить в трех основных коммуникативных формах:

Здесь речь идет именно о коммуникативных формах, а не о коммуникации.

Смешение понятий общения и коммуникаций берет свое начало в середине ХХ века в результате этологических исследований в западной науке. Общение тогда стало рассматриваться как отнюдь не специфически человеческий феномен. Оно было обнаружено в мире животных, в связи с чем получили распространение такие понятия, как «зоосоциология» или «зоосемиотика». «Биологизация общения привела к стиранию коренного различия между общением и коммуникацией, т.е. между взаимодействием субъектов и информационной связью индивидов, передачей сообщений от некоего «отправителя» к некоему же «получателю». Такая «коммуникативная редукция» получила поддержку в новой научной дисциплине — теории коммуникации.

Речь и письменный язык — главные, но не единственные коммуникативные системы. Социальное общение использует мимику и жесты, манеры и разнообразные формы поведения, а в современном мире все большее значение получают технические средства коммуникации (теперь уже и Интернет). Коммуникация делает осуществимой общественную жизнь, поэтому «коммуникация» означает «организацию».

Поскольку общение предстает как межсубъектное взаимодействие, многообразие его форм должно определяться всеми возможными типами связей всех модификаций субъекта.

Синестезия в психологии — что это, определение, виды

У каждого человека имеются определённые отклонения в психике. Нет, это не означает, что все вокруг — психи. Нельзя быть стопроцентно нормальным. Странные привычки, вкусы, интересы — всё это делает человека непохожим на других. Сейчас, в современном мире, «если у тебя нет странностей — ты странный» — весьма популярное выражение в массовой культуре.

Весьма интересным феноменом считается синестезия. Это обозначение уникального синдрома, заключающегося в расширенном восприятии. О том, что такое синестезия, что означает данное понятие, и какие виды синестезии существуют, будет рассказано в данной статье.

На более ранних стадиях развития общества наличие отклонения могло быть воспринято окружающими крайне враждебно. Ярко выраженные странности индивида могли восприниматься обычными людьми, как опасность для социума. Это привело к тому, что любые странности — как положительные, так и отрицательные — частенько скрывались их обладателями из-за желания оных не поплатиться за особые ментальные способности или же странные отклонения психики.

На данный момент неординарность индивида уже не порицается обществом. Специалисты берутся исправлять отклонения, тщательно исследуя их природу и симптомы. Странные привычки и особенности характера представляют определённый интерес для специалистов в области психологии.

Что такое синестезия — определение

Само слово «синестезия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «смешанное восприятие». Согласно общепринятому мнению, синестезия — это действительно уникальный синдром, суть которого выражается в том, что на один раздражитель могут реагировать сразу несколько органов чувств. У обладателей такого интересного синдрома могут возникать ассоциации с различными образами при прослушивании определённой мелодии из-за имеющейся особенности психики настраивать в уме цвета на звуки.

Антонимом слова «синестезия» можно назвать довольно известное понятие «анестезия» (отсутствие ощущений). Синестезия — это процесс восприятия, которое предполагает раздражение определённого органа чувств, но при этом отмечается возникновение восприятия, относящегося к другому чувствительному органу. Если говорить проще, то это процесс возникновения различных ассоциаций, которые могут перемешиваться и синестезироваться. Люди, склонные к такому феномену, имеют возможность не только слышать звуки, но и видеть их.

Синестезия является противоположностью анестезии, при которой наблюдается отсутствие раздражительности, как реакции на проявление внешних факторов и событий. Обладатели такого синдрома не могут проявлять таких способностей, которые являются следствием наличием синестезии. Каждому известно, что человек способен использовать пять различных чувствительных органов, каждый из которых отвечает за определённые ощущения:

Психологи уверены в том, что синестезия является следствием нарушения работы полушарий мозга. Именно поэтому можно отметить интересную способность синестетиков, заключающуюся в наличии уникальной моторики рук. Иными словами, люди с таким синдромом одинаково хорошо владеют и правой, и левой руками. В этом заключается их универсальность.

Признание синестезии и её разновидности

Сам термин появился относительно недавно. Но не стоит полагать, что и сам феномен начал проявляться только сейчас. О его существовании известно ещё с давних времён. Первобытные люди не разделяли цвета и звуки, исполняя свои особые ритуальные танцы. А в конце девятнадцатого века описываемый в этой статье синдром стал довольно популярным в культурной сфере.

Люди, являвшиеся одарёнными, способны были соединять звуки и цвета, а также совмещать зрительные и вкусовые ощущения. Таким образом, деятели искусства могли получать вдохновение в простых ситуациях, синтезируя полученные впечатления и ощущения в последующие творения.

Но синестезия пользовалась популярностью не только у деятелей искусства. Ею активно интересовались врачи, которые действительно видели важность исследования данного уникального синдрома. Современная медицина разделила синестетические импульсы на несколько разновидностей:

  1. Цветной слух. Такая разновидность синестезии может проявляться у композиторов либо у музыкантов. Их способность заключается в том, что им легко удаётся «окрашивать» звуки в определённые цвета;
  2. Слуховая синестезия. Люди, относящиеся к данной категории синестетов, имеют весьма интересную способность представлять звуки в момент созерцания какого-либо предмета;
  3. Синестезия вкусовая. Уникум, обладающий такой разновидностью синестезии, способен ощущать вкусовые качества объекта посредством зрения или слуха. В качестве примера можно привести ощущение вкуса при прослушивании какой-либо мелодии;
  4. Проецирующая синтезия, а также синестезия ассоциирующая. Проецирующая синестезия представляет собой интересный феномен, при котором его обладатель просто неспособен связать чувственные ощущения с возникающими предметами. То есть, к примеру, созерцание холодной воды может вызвать у них совершенно любые образы. Ассоциирующая синестезия противоположна той, которая была указана ранее. При виде определённого объекта у обладателя синестезии ассоциирующей будет возникать соответствующее впечатлений, которое отложило отпечаток в подсознание индивида. Например, та же холодная вода у этих уникумов будет ассоциироваться с синим цветом.

Изучение синестезии психологами

Медицина занималась и занимается изучением таким феноменом, как синестезия. Специалисты чётко определяют индивидов, которые способны связывать образы или предметы посредством сразу нескольких чувств. Выше было упомянуто то, что к синестетам относятся творческие личности. Но это необязательный момент. Художники и музыканты не всегда могут быть синестетами, но среди этих людей порой встречаются настоящие уникумы.

Синестезия порой наделяет некоторых своих обладателей феноменальной памятью. Доказательство такого интересного момента было получено специалистами после проведения ряда опытов, которые смогли продемонстрировать, что в некоторых случаях синестеты действительно обладают таким качеством.

Например, можно привести исследование, в котором испытуемой была женщина. Ей были показаны матрицы, каждая из которых содержала по 50 цифр. Она ознакомилась с предложенными данными, а затем переписала их на листок бумаги. Спустя двое суток этот же тест был продублирован. Результаты были аналогичными. По мнению психологов, женщина смогла продемонстрировать такие результаты, благодаря тому, что при созерцании цифр, у неё в голове появлялись и соответствующие ассоциации.

Синестезия в психиатрии

Этот термин стал использоваться в психиатрии ещё в позапрошлом веке. Для более тщательного исследования этого феномена специалистами в области психиатрии были исследованы поэты, композиторы, художники и писатели. После проведённых исследований психиатры сделали вывод, что никаких умственных отклонений найдено не было, что позволило утверждать, что синестезия не является заболеванием.

Ради интереса можно привести информацию о том, кто из известных и популярных личностей являлся синестетом.

Следует отметить, что синестезия может передаваться по наследству. Ярким примером этого является сын Набокова — его прямой потомок. Принято считать, что Набоков и его жена являлись синестетами. Их сын также впоследствии перенял этот феномен.

Также, кроме вышеуказанных личностей, можно назвать довольно много писателей, которые также являлись представителями таких необычных людей. Среди таких были и такие, которые не упускали возможность упомянуть о таком явлении в своих произведениях — Бодлер, Рембо, Верлен. Из отечественных писателей можно выделить Пастернака, Цветаеву, Бальмонта и других. Также примерами могут послужить и известные во всём мире композиторы — Скрябин и Римский-Корсаков. Они также являлись синестетами. Уникальным случаем является случай с Дэниелом Тэмметом. Этот синестет прославился своим невероятным умением быстро считать огромные числа, а также говорить на одиннадцати языках.

psiho.guru

Фототерапия (лечение фотографией) в психологии.

Метод фототерапии (лечение фотографией) – это широкая область, которая нашла свое применение и в психологии. Так вот в психологии это направление применяется для лечения депрессий, страхов, выявления семейных отношений, проблем. Ведь каждый согласится с тем, что фотография в жизни человека имеет большое значение и поэтому является ресурсной.

Глядя на фотографию можно вспоминать какие-то приятные события, встречи, родных и друзей. Очень давно сложилась такая традиция, если люди расстаются надолго, то они берут с собой фотографии этих людей. Психолог использует на своих семинарах фотографии для того чтобы:

— улучшить отношения, между обратившимися за помощью;

— снизить страхи и тревоги людей;

— дать шанс переосмыслить и осознать жизненные события людям;

— люди могли заметить свою духовную и уникальную красоту;

— сделать людей уверенными в себе и своих силах.

Какие фотографии используем.

Психолог работает с фотографиями которые принесли сами люди, причем они могут быть разной тематики. Но самыми распространенными из них являются:

Проективная методика.

Очень часто в психологической консультации применяется проективная методика с использованием ассоциативных карт. Автором этой методики является Улла Халкола, которая считала, что сила воздействия фотокарточек заключается в символичности. Для своей методики Уллой был выбран размер фотографии девять на тринадцать. В одной из серии карточек было семьдесят семь фотографий.

Но и на этом фотография в психологии не ставит точку, чуть позднее психиатр Д. Волкер разработал комплект созданный из четырех черно-белых фотографий. Очень интересный факт, но на каждой из фотографий было размытое изображение и очень сложно было просмотреть фигуру и черты лица человека. Этот создано для того чтобы каждый отдельный человек мог ассоциировать эти фигуры с чем-то своим, особенным.

Так человеку удастся лучше понять свою проблему, так как в фотографии он будет видеть только ту проблему, которая актуальна в данный момент.

После этого было создано еще несколько групп ассоциативных карт, которые нашли свое применение в сказкотерапии и фототерапии. И как полагается в сказкотерапии применяют карты со сказочными персонажами и героями мультфильмов.

Метод фототерапии используются для людей разного возраста, начиная с детей и заканчивая людьми пожилого возраста. Ведь если пациент будет рассматривать свои фотографии и обсуждать все происходящее со специалистом, человек может очутиться в том периоде, когда были сделаны эти фотографии. При анализе фотографии специалист сможет понять, когда именно у человека начались те или иные проблемы и как их можно разрешить.

Работая над фотографиями, можно увидеть то, какие отношения были в семье до проблемы, или понять то какие сейчас происходят отношения у друзей либо коллег по работе. На самом деле, анализируя фотографии, можно многое узнать. Можно увидеть все вплоть до того, какое настроение и какие эмоции испытывал человек во время фотосъемки. Все это можно определить выражению лица, мимике, позе человека с которым доктор анализирует проблему.

Также важно то, на каком фоне была сделана фотография, только это важно в том случае если фон был выбран самостоятельно человеком. Еще немало важным является и то какая цветовая гамма есть позади главного объекта, и то, как позирует человек перед камерой.

Есть и такая группа людей, которая не любит фотографироваться и на всех фотографиях занимает такую позицию, чтобы их не было видно, или видно, но очень размазано. Также в кабинете психолога можно решить проблему, почему у человека нет фотографии, да, это странно, но, по крайней мере, встречаются и такие люди.

Но есть и такие люди, у которых очень много фотографий, для встречи с психологом они выбирают только те фотографии, которые очень значимы для них в настоящее время. Но многие люди доктору говорят, что взяли на сеанс случайно выбранные фотокарточки, однако чаще всего это ложь.

Как известно, то в современном мире очень мало фотографий в распечатанном виде, все хранится на электронных устройствах, а все из-за того что в моду вошли цифровые фотоаппараты. Ведь, как известно, то восприятие фотографий на мониторе и в печатном виде отличаются. Много фотографий приносить на сеанс с психологом тоже не стоит, так как может не получиться беседы.

Как бы это не показалось странным, но если у человека много фотографий, вряд ли среди них найдутся те, где запечатлена вся семья. Очень много фотографий с друзьями, коллегами, с корпоративов и просто с отдыха. И зачастую когда у человека в жизни не осталось близких людей он с ужасом обнаруживает, что фотографий с близкими людьми у него нет.

Как проводятся занятия по фототерапии.

Проводить занятия по фототерапии можно как индивидуально, так и в группах, все зависит от поставленных задач и целей. При психологическом консультировании можно создать фотографический коллаж.

Метод фототерапии в психологии применяется во многих отраслях. Наиболее популярным методом считается песочная терапия, которая заключается в работе с фотографиями или с вырезками из журналов и газет.

Также можно работать с фотографиями на заданную или свободную тему. Тему фототерапии могут определять участники группы. В таком психологическом обследовании могут принимать участие и дети, начиная с четырех лет, только такую процедуру можно проводить под присмотром взрослых. С детьми можно просматривать как отдельные фотографии, так и слайд-шоу из нескольких снимков.

Основной задачей фототерапии является посмотреть на проблему иными глазами. С помощью такого метода можно доказать человеку что все в его жизни делалось и принималось в соответствии с его возможностями и знаниями на данный период времени. Человек должен осознать, что на данном жизненном пути у него другие возможности и иной опыт, и теперь нужно принимать соответственно иные решения, чтобы улучшить жизненную ситуацию.

psi-idea.com

Что такое понятие социум: значение слова в психологии, философии

Понятие «социум» имеет довольно широкую трактовку. Ясно, что по большей части он рассматривается в социологии. С точки зрения этой науки, слово «социум» означает определенную группу людей, объединённую по общим моральным принципам, взглядам на окружающий мир. В такой группе имеется своя ценностная система, все члены придерживаются одних политических взглядов. Люди живут в одной среде обитания, делят общую территорию, сталкиваясь с одинаковыми препятствиями, факторами, что влияют на взаимоотношения внутри общины.

Проблемой определения данного понятия занимаются и аналитики, и политики, и антропологи, которые рассматривают различные его особенности. Сходятся они на основных характеристиках социума. Для примера посмотрим точку зрения философов и психологов.

Данный термин изучается в социальной философии. Через это понятие учёные пытаются доказать различие между устройством царств живой и неживой природы, видов организованности человека в отличие от животного мира. Философия подчёркивает значение социальности как одной из подсистем мира с её особыми связями с различными сферами действительности.

Исследователи стремятся понять, каким образом человеческая деятельность вне зависимости от национальных, религиозных убеждений, показателей ума или способностей, отличается от химических реакций, поведения животного царства. Ведь у зверей, как и людей, есть инстинкт самосохранения, и те, и другие стремятся к размножению, безопасности, защищают свой род и так далее.

По мнению психологов, социум – разновидность общества, что напрямую оказывает влияние на личность. Его рассматривают как безликую массу в противовес индивиду. Без общества нет личности, оно – основа, необходимая для развития человека, роста его умственных способностей, культурного уровня, образовательного. В нём всегда есть свои законы, которые могут и не соблюдать интересов каждого члена группы, общества. Потому особое место в психологии занимают вопросы конфликта личности с группой.

Самое время разобраться, в чём социум отличается от общества.

Отличия общества от социума

Можно почитать об обществе и социуме в Википедии, мы охватим данный момент в краткой и доступной форме.

Итак, что такое общество? Это тоже, как и в социуме, определённая группа людей, у которых есть общие цели, интересы или ценности. Общество подразумевает модель отношений между индивидами. Оно имеет свою стратификацию.

Общество может подразделяться по признакам:

  • Национальности: немецкое, британское, российское;
  • Государственному и культурному строю;
  • Территориальному и временному
  • и др.

Общество часто относят к социальным формам жизнедеятельности, подразумевающим общение, взаимодействие между людьми. Но индивиды, объединяющиеся для одной деятельности, даже распределяя между собой роли по выполнению труда, вовсе необязательно создают общество в традиционном смысле. Поскольку люди могут иметь иные социальные виды групп внутри этого взаимодействия, или же вовсе оставаться верными принципу «каждый сам за себя».

В социуме все его члены обязательно следуют признанным большинством правилам, требованиям, обязанностями. Если происходит отделение какого-либо человека, то его осуждают и рядовые «ячейки» группы, и самые высшие. Такого субъекта может постичь наказание вплоть до исключения из данной группы.

Еще с древности человек стремился сплотиться с другим. В тесной группе шансы выжить в непростых природных, климатических условиях гораздо выше. Как и защититься от хищников, победить болезнь, противостоять агрессивно настроенным племенам.

Число людей в одной группе возрастало, усложнялась и система взаимоотношений. Вести общее хозяйство непросто. В результате этого стали появляться своды законов и правил, призванных упорядочить деятельность отдельных членов группы, что также учитывало безопасность каждого из них, а иногда и интересы.

Семья как главный источник социума

Появление родовых общин со своими внутренними правилами функционирования обеспечивало её членов безопасностью, единством ценностей. Люди создают семьи – «маленькие ячейки», в рамках которых они формируются, определяются с жизненными взглядами и устоями, чтобы затем иметь возможность выхода в большой социум.

Современный социум имеет сложную и многовариантную структуру. Сейчас это взаимодействие различных групп людей, различающихся по морально-интеллектуальному развитию, стилю и образу жизни, родственно-семейным связям, социальному происхождению.

Вот чем характерен социум в современности:

  • В нём происходит распределение благ, но не всегда честное и справедливое для каждого человека, входящего в данную группу
  • Подвижность иерархической системы, частая смена лидера
  • Члены одного общества могут иметь общую территорию, но способны на частые смены своей локализации, что значительно влияет на структуру всей группы и её деятельности
  • Взаимоотношения между людьми постоянно меняются, перестраиваются
  • Членов одного общества объединяет страх перед системой правосудия
  • Все члены группы имеют одну цель – улучшение качества жизни социума, при этом заниматься для её достижения они могут совершенно разной деятельностью, в различных сферах
  • Сложно устроенная система распределения труда и обязанностей, влияющих на общие показатели развития социума
  • Как видим, термин «социум» имеет несколько трактовок, но у всех исследований есть и общие моменты, характеристики современного социального общества.

    obrazovanie.guru

    About : admin