18 Сен, 2018

Проблемы при заикании

Исторический обзор проблемы заикания

Термин заикание (balbuties) греческого происхождения и означает повторение судорожных сокращений речевых органов. Заикание, как одно из выразительных речевых рас­стройств, известно с древних времен. Первоначально этот недуг называли «battarismus», от имени кирейского царя Батта, постоянно повторявшего первый слог слова.

Первое описание симптомов заикания (без упоминания самого термина), видимо, принадлежит Гиппократу (460 — 377 гг. до н. э.), видевшему причину расстройств речи в поражении мозга, как источника речевых импульсов. Battarismus, по его мнению, зависел от «чрезвычайной влажности мозга».

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) строил свое понимание речеобразования, исходя из анатомического строения периферических речевых органов, и патологию речи связывал не с изменениями в головном мозгу, а с патологией перифери­ческого речевого аппарата. Судорожное состояние речевых органов описывали Гален (130—200 гг.), ций Амидский (527 — 565 гг.), Павел Агинский ( 625 — 690 гг.) и др. Все они приходили к разным выводам о причинах, симптомах и лечении заикания (по И. А. Сикорскому, 1889).

Таким образом, уже в древности в понимании природы заикания наметились два направления. Первое исходило от Гиппократа и считало причиной заикания поражения головного мозга; второе, берущее начало от Аристотеля, связывало заикание с патологией периферического речевого аппарата. В той или иной форме эти две противоположные точки зрения можно проследить и в последующих подходах к проблеме заикания.

В обзорах литературы, посвященных истории развития учения о заикании (И.А. Сикорский, 1889; В.И. Хмелевский, 1897; М.И. Пайкин, 1941), отмечается, что в эпоху Средневековья этой проблемой (как и многими другими во­просами науки) практически не занимались и, по существу, специальная литература по этому вопросу до начала XIX века не имеет большой теоретической и практической цен­ности. Начиная с XIX столетия интерес к проблеме значи­тельно возрос.

Еще в начале прошлого столетия французский врач Итар определил заикание как задержку речевых органов, при ко­торой могло иметь место развитие спазматического, судо­рожного состояния мышц, или состояние слабости и паре­зов (тонические и клонические компоненты заикания). Примерно в это же время Вудзен высказал мнение о том, что заикание возникает от недостаточности центральных реакций на мышечную систему органов речи, и предложил специальные гимнастические упражнения для речевых орга­нов. Colambat del Jzеге (1830) предложил системную клас­сификацию видов заикания, в основу которой он положил симптоматику нарушений периферического аппарата. Коломба выделил две основные группы: гортанно-тетаническую и губно-хореическую, которые, с небольшими измене­ниями, признаются и до настоящего времени.

В 40-х годах XIX столетия были проведены первые хи­рургические операции (Диффенбах, Бонне) с целью лечения заикания — подрезки уздечки языка или вырезания кусочка языка. Первоначальный эффект от вмешательства был по­ложительный, однако после формирования рубца дефект речи восстанавливался, и от этого вида вмешательства вско­ре отказались.

Здесь интересно отметить, что временное изменение по­тока обратной проприоцептивной иннервации со стороны мышц языка способно разрушить всю центральную патоло­гическую структуру возбуждения, обусловливающую заикание.

В 80-х годах основной интерес в проблеме заикания приобретают центральные механизмы, наиболее типичным отражением чего являются работы Kussmaul (1877), Gutzmann (1888). С точки зрения этих авторов, при наличии невротической предрасположенности в основе заикания лежит недостаточность (врожденная неполноценность) мо­торных центров дыхательных, фонационных и артикуляци­онных мышц, и само заикание расценивалось ими как спас­тический координационный невроз. Однако в последующем подход к заиканию как к результату органического пораже­ния Ц.Н.С. не подтвердился патологоанатомическими и гистологическими данными, и были сделаны попытки заме­нить понятие органической неполноценности понятием не­полноценности функционального порядка.

В 1889 г. И.А. Сикорский в монографии «О заикании» дал широкое и всестороннее описание нарушения речи при заикании. Последнее рассматривалось им как результат раз­дражительной слабости двигательного центра речи, ведущей к нарушению согласованности речевых движений и судоро­гам речевых мышц. Придавая большое значение в развитии заикания психическим факторам, И.А. Сикорский в прак­тике лечения заикания наряду с «гимнастикой речи» реко­мендовал воздействия психотерапевтического порядка. По глубине наблюдений этот труд представляет ценность и в настоящее время.

В 1909 г. в своей книге «О заикании» Д.Г. Неткачев раз­вивал другую точку зрения: заикание рассматривалось им как самостоятельный психоневроз, при котором имеет место судорожное функциональное расстройство речи, свя­занное с навязчивыми душевными состояниями (чрезмер­ная эмоциональность и постоянная боязливость). Основное внимание в лечении заикания Д.Г. Неткачев уделял психо­терапии.

Таким образом, постепенно складывалось представле­ние о заикании как о функциональном заболевании типа невроза.

Nadolegzny (1926) определил заикание как невроз ожидания, когда имеет место нарушение речи в результате кон­центрации внимания и страха перед ней. Froschels (1929) и Hoepfner (1925), считая главной причиной заикания нару­шения психики больного, связывали его с осознанной не­правильностью речи («болезнь воображения»). Нарушения психики, по их мнению, выражались в изменениях ассоциа­тивной деятельности больного, и поэтому само заикание определялось ими как «ассоциативная афазия».

Разработка проблемы заикания в нашей стране в совет­ский период шла главным образом в плане применения уче­ния акад. И.П. Павлова для выявления специфики наруше­ний при заикании, понимая его как невроз, функциональное нарушение, захватывающее не только речевую функцию, но и многие другие стороны деятельности человека. Подобный подход определил главное в решении вопросов, связанных с лечением и предупреждением заикания, а именно: примене­ние комплекса мероприятий, ставящих своей задачей одно­временное или последовательное воздействие на ряд нару­шений в организме, развивающихся в результате заикания. Однако все же следует отметить, что в большом количестве работ, посвященных вопросам заикания, имеется много и таких, в которых авторы ограничивались простым перенесе­нием, без их творческого развития, отдельных положений учения И.П. Павлова в область логоневрозов.

С.Н. Давиденков (1960), определяя заикание как невроз, обусловленный срывом высшей нервной деятельности, кон­статирует: «Учение И.П. Павлова о неврозах дало возмож­ность понять механизм происхождения заикания». Ведущее место в этиологии заикания автором отводится психотравме (испуг), общесоматическим заболеваниям, эндокринопатии, расстройству питания, инфекции, особенно коклюшу, и др. Сочетание этих вредностей может вызвать первичные проявления заикания — судорожные нарушения речи. В раз­витии этого недуга С.Н. Давиденков выделяет первичные и вторичные явления. Первые из них (судорожные нарушения речи и вегетативные реакции) при благоприятных условиях у детей младшего возраста могут исчезать, хотя не исключе­на возможность рецидива. При устойчивом (фиксирован­ном) заикании (у более старших детей и подростков) в ре­зультате эмоциональных наслоений развиваются вторичные явления (робость, конфузливость, угрюмость, застенчи­вость, повышение возбудимости, страх перед речью, явления вегетативного возбуждения; возникают «трудные» для про­изнесения звуки и слова, которые могут меняться и т. д.).

М.П. Блескина, М.Г. Васильева и И.М. Милаковский (1955) наблюдали в клинике 127 больных с выраженным за­иканием. Из этого числа 73 больных были с выраженными и резко выраженными невротическими нарушениями, 34 — со средней тяжестью заикания и выраженностью невроти­ческих нарушений, 20 — с невысокой степенью заикания и умеренно выраженными невротическими нарушениями. Ав­торы делают заключение, что тяжесть заикания находится в прямой зависимости от характера и выраженности невроти­ческих явлений. Отягощающими факторами в патогенезе этого страдания, по мнению авторов, являются: психоген­ные наслоения, общая астенизация организма, вегетатив­ные нарушения.

Л. Г. Первов (1967) определяет заикание как невротичес­кое состояние, связанное с психогенным фактором, разви­вающееся нередко на фоне соматически ослабленного орга­низма и мелких органических изменений центральной нервной системы; оно чаще возникает в детском возрасте, в период становления речи или при предъявлении к этой функции повышенных требований. Н.П. Тяпугин (1966), рассматривая механизм развития заикания, полагает, что при психической травме сильная эмоция страха вызывает у ребенка перенапряжение нервных процессов в коре голов­ного мозга и влечет нервный срыв. Эти патофизиологичес­кие явления прежде всего отражаются на особо уязвимой и ранимой области высшей нервной деятельности ребенка — на его речи, вызывая функциональные расстройства в дея­тельности речевой двигательной системы. При готовности ребенка к судорожному реагированию у него возникают на­рушения координации речевых движений с явлениями аритмичной и судорожной речи.

С.С. Ляпидевский и В.П. Баранова (1963) подчеркивают еще одну существенную сторону в развитии патологии, счи­тая, что возможной причиной возникновения заикания может быть состояние сигнальных систем. Вторая сигналь­ная система может быть временно ослабленной и, как сла­бое звено, терпит срыв при воздействии сверхсильных раз­дражителей. Авторы определяют заикание как патологичес­кий рефлекторный акт преимущественно в области речевых систем, закрепившийся на общем невротическом фоне больного.Б.И. Шостак (1963, 1967), анализируя механизмы заикания на основании литературных данных отечествен­ных авторов, также подчеркивает первичное нарушение нервных процессов на уровне коры головного мозга за счет срыва высшей нервной деятельности. В результате этого имеет место извращение индукционных отношений между корой и подкоркой, возникает слабость кортикальной регу­ляции подкорковыми образованиями, что приводит к нару­шению темпа, плавности и модуляции речи, появлению су­дорог в мышцах органов, участвующих в речи.

Наиболее подробно анализирует возможное нарушение в глубинных структурах мозга при заикании Зееман (1962, 1965). Когда у невропатически предрасположенных детей, по мнению Зеемана, дело доходит до постоянных симпто­мов заикания, у них формируется замкнутый круг психичес­ких и вегетативных патологических изменений. Страх перед речью как сильная эмоция разрушающе действует на про­цессы в субкортикальных областях и вегетативных центрах, которые затем обратным действием ухудшают нарушения корковых процессов. От страха перед речью (заикание) на­рушается нормальная деятельность стриопаллидума, и вследствие этого возникает гиперкинез и гипертония мышц голосового аппарата. При частом повторении этот патоло­гический процесс закрепляется как условная связь.

Таким образом, исходя из основного механизма наруше­ния — срыва высшей нервной деятельности в результате сильного эмоционального напряжения (например, страха), отечественные авторы выделяют несколько основных харак­терных особенностей в протекании нервных процессов у за­икающихся: возможность нарушения связи 1-й и 2-й сиг­нальных систем, нарушения координации в двигательной части речевой системы, нарушения нормальных взаимоотношений между протеканием нервных процессов на уровне коры головного мозга и его глубинными структурами.

Исторический опыт изучения заикания и его этиопатогенеза с позиций учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (Флоренская Г.А., 1949; Давиденков С.Н., 1963; Ляпидевский С.С., Баранова В.П., 1963; Шостак Б.И., 1967; Зееман М., 1965 и др.) дает достаточно оснований для определения заикания как системного речедвигательного невроза, рассматриваемого в качестве синдрома общего невроза (Ушаков Г.К., 1972; Свядош А.М., 1982; Карвасарский Б.Д., 1980 и др.).

Имеются указания на то, что в этиологии системных неврозов у детей причинными факторами чаще всего являются «психические травмы шокового и субшокового характера», сопровождающиеся испугом, а также «длительные психотравмирующие ситуации конфликтогенного характера».

Большое значение в развитии невротических расстройств у детей ввиду особой уязвимости и ранимости системы (что относится и к речедвигательной) приобретают такие факторы, как наследственная отягощенность, резидуальная церебральноорганическая недостаточность, связанная с последствиями ранних (внутриутробных, пренатальных и постнатальных) органических поражений мозга, соматических заболеваний, ослабляющих психофизическое состояние ребенка, наличие невропатических черт и т.д.

Дальнейшие исследования показали необходимость выделения из группы «логоневрозов» заикания, возникающего у лиц с резидуально-органической симптоматикой. В 70-е годы ХХ века в отечественной психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств, и наметилась тенденция к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную формы, обусловленные разными патогенетическими механизмами. Тем самым была создана научная основа для разработки клинической типологии заикания.

В работах Асатиани Н.М. с сотр. (1978) указанная классификация проводится на основании клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста. Основное отличие невротического заикания от неврозоподобного сводится к тому, что при невротической форме в анамнезе заикающихся отмечается раннее и бурное развитие речи при хорошем развитии общей моторики. У детей этой группы наблюдается тесная связь с психотравматизацией и зависимость степени речевых расстройств от тяжести невротических проявлений. Характерным для этой группы, в целом, является обратимость речевых и невротических расстройств в результате комплексного курса лечения.

Основным признаком невротического заикания является психогенно-реактивное (острое, подострое или отставленное во времени) его начало у детей в возрасте 2-6 лет со своевременным или ранним речевым, интеллектуальным и моторным развитием. Отмечается, что появлению первых запинок в речи могут предшествовать соматическая ослабленность и общеневротические расстройства (нарушения сна, плаксивость, пугливость и т.п.) как соматического так и психогенно-реактивного генеза.

При неврозоподобном заикании, напротив, выявляется некоторое запаздывание в развитии речи, протекающее на фоне недостаточности моторных функций организма. Заикание обычно возникает постепенно и носит тяжелый характер. Комплексная терапия приводит к редукции психоорганических и неврозоподобных симптомов, расстройство же речи требует длительной коррекции.

Для данной формы заикания характерны монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта. Отмечается медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи; прослеживаются отличия от нормы в организации просодической стороны речи. Имеются указания на то, что речевая функция в целом развивается патологически.

Помимо симптоматических различий в клинической картине у лиц с различными формами заикания, рассматриваются особенности динамики психопатологических и речевых расстройств, наблюдаемые в процессе лечения; выявляется высокая динамичность симптоматики, быстрое усвоение коррекционных и логоритмических приемов, большая податливость психотерапевтическим воздействиям больных с невротическим заиканием; у больных с неврозоподобной формой заикания обнаруживается стойкость, ригидность речевых нарушений, меньшая чувствительность к психотерапевтическим воздействиям и к логоритмической коррекции, к усвоению навыков саморегуляции.

Таким образом, современные представления о заикании предполагают использование дифференцированного терапевтического подхода к лицам, страдающим различными формами заикания. Однако, появившиеся в последние годы в нашей стране прогрессивные идеи в отношении разных клинических форм заикания и разработка их диагностических критериев не получили еще достаточного развития в практике. Наличие разных точек зрения на патогенез заикания, отсутствие глубоких теоретических обоснований и недостаточная эффективность методов реабилитации заикающихся свидетельствуют о необходимости продолжения углубленного всестороннего изучения феномена заикания и заикающихся как носителей этой речевой патологии.

helpiks.org

Индивидуально- развивающая программа при заикании

Индивидуально- развивающая программа

Ученика ___ «___» класса

Школы- гимназии №3 г.Костаная

Содержание коррекционной работы

Работа над дыханием

Выработка правильного полного вдоа и выдох. Обучение технике диафрагмально- релаксационного типа дыхания. Формирования навыка диафрагмального вдоха удлиненного, равномерного, плавного выдоха, устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения. Использование дыхательных упражнений с движениями, комплексной релаксационной гимнастики.

Работа над артикуляцией

Использование специальных упражнений для органов артикуляции, мимических мышц. Обучение приема самомассажа.

Работа над гласными звуками

Работа над голосоподачей и голосоведением, интонацией на материале отдельных звуков и сочетаний гласных звуков.

Работа над согласными звуками

Работа с «трудными» звуками (изолированными согласными и стечением согласных). Обучение вибрационному массажу со звуком.

Работа над слогами

Работа на материале закрытых слогов, открытых слогов, слогов со стечением согласных. Отработку трудных звукосочетаний можно сочетать со специальными упражнениями: дыхательные упражнения с движениями, упражнения для работы над интонацией, темпом и ритмом речи.

Работа над словами и фразой

Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки (сколько слов, столько движений руки – по методике Богомоловой А.И.). Порядок работы: Работа над словами, начинающимися с гласных звуков, согласных звуков (разная позиция ударности). Использование речевых игр и счетных упражнений. Введение речевых правил. Работа над темпом и ритмом речи. Работа над простой фразой, развернутой фразой, состоящей из нескольких смысловых отрезков. Использование вопросно- ответной речи. Введение кратковременных речевых заданий. Использование речевых правил.

Работа над выразительной речью

Речевой материал побирается с учетом возраста детей . речь сочетается с движением руки. Работа над логическим ударением, интонацией, паузами на материале фраз и коротких рассказов из жизни детей (о школе, классе и т.д.). Использование речевых и дидактических игр.

Работа над стихотворной речью

Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: сказки в стихах, стихи, басни, речевые игры. Разбор текста (расстановка знаков ударения, слитности, пауз). Использование хорового и самостоятельного чтения, заучивания наизусть. Прослушивание аудиозаписей актёров, декламация совместно с аудиозаписью. Мелодекламация.

Работа над чтением

Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: чтение сказок, отрывков из текста, чтение пьес. Введение специальных правил при работе над чтением. Использование хорового, сопряжено- отраженного чтения, самостоятельного чтения, чтения по ролям, заучивания наизусть.

Пересказ прочитанного текста

Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: короткие повествовательные рассказы, рассказы разные по объёму, пересказ школьных уроков. Использование хорового, сопряжено- отраженного чтения, самостоятельного чтения, чтения по ролям, пересказ своими словами. Использование специальных речевых правил для дальнейшего закрепления речевых навыков.

Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Можно сочетать одновременно с работой над пересказом. Порядок работы: составление рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок. Виды работ: составление рассказа с помощью вопросов, составление письменного палана рассказа, составление рассказа- описания, рассказа о прочитанной книге, просмотренном фильме, телепередачи.

Составление рассказов на заданную тему

Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: небольшие сообщения на бытовые темы, тематические сообщения.

Речь с движением руки и без. Виды работ: выбор темы и коллективный разговор, диалоги.

Учитель- логопед Каюмова М.А.

Как известно, заикание является одним из распространенных и вместе с тем сложных речевых диагнозов и влечет за собой нарушение коммуникативной функции речи.

Написание данной индивидуальной коррекционной программы обусловлено необходимостью создания специальных условий в рамках коррекционной помощи заикающимся, обучающимся в общеобразовательном учреждении. А также необходимостью совершенствования методов логопедического воздействия в соответствии с возможностями и потребностями каждого ребенка с данной речевой патологией.

Целью программы является создание дифференцированного метода логопедического воздействия в системе коррекционной помощи обучающимся, имеющим тяжелое нарушение речи (заикание).

Программа способствует решению следующих задач:

Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с заиканием;

Совершенствование методов логопедической работы в зависимости от клинической формы и симптоматики заикания;

Формирование новых речевых стереотипов у заикающихся школьников, через использование здоровьесберегающей компьютерной технологии;

Создание специальных условий для развития и совершенствования коммуникативной деятельности обучающихся с тяжелой степенью заикания;

Всестороннее воздействие на психофизическое состояние заикающихся школьников;

Соблюдение систематичности занятий, последовательности обучения и вариативности видов логопедического воздействия.

При реализации программы учитывается степень тяжести заикания, локализация судорожных запинок, клинические формы проявления заикания. В то же время программа может быть реализована для любой возрастной категории школьников, имеющих тяжелое нарушение речи (заикание).

Планируемые результаты после прохождения курса:

Овладение правильным речевым дыханием;

Овладение правильной техникой речи;

Хороший уровень самоконтроля;

Уверенное речевое поведение;

Инициативность в общении.

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа рассчитана на 30 занятий в учебном году (1 занятие в неделю) с 15 сентября по 15 мая и включает 9 этапов. Количество занятий в каждом этапе может варьироваться в зависимости от клинической симптоматики, степени тяжести заикания и в соответствии с возможностями и потребностями конкретного ребёнка.

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа может быть использована учителями- логопедами в практической работе с заикающимися школьниками в условиях логопедического пункта общеобразовательного учреждения.

Арутюнян (Андронова) Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. -М., 1990.- 167с.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание.- М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2001. -320 с.

Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. –М.: «Просвещение», 1997.- 96 с.

Болдырёва Т.А. Динамика формирования личности заикающихся// Заикание: пролемы теории и практики. –М., 1992.

Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно- методическое пособие по применению логотерапевтического комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи. – СПб.: Издание НОУ «Институт биологической обратной связи», 2004. – 50с.

Дьякова Е.А. Логопедический массаж. –М.: Изд. Центр «Академия», 2003. -96с.

Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся // Заикание: проблемы теории и практики. –М., 1992.

Лопухина И.С. Логопедия- речь, ритм, движение. –СПб.: Дельта, 1997, — 256с.

Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. –СПб., 1994.

Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание.- М.: Изд-во Эксмо- Пресс, 2002.- 192 с.

Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам: Кн. Для логопеда. –М. Просвещение 1995,- 176 с.

infourok.ru

Массаж при заикании: мануальная борьба с логоневрозом

Массаж при заикании, содержание:

Массаж при заикании проводят параллельно с логопедическими занятиями. В основном он сосредотачивается на области головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Для лечения заикания используют, преимущественно, два вида массажа – сегментарный и точечный, или их сочетание. Рассмотрим приемы и технику одну из наиболее популярных массажных методик – сегментарную.

Приемы сегментарного массажа

Сегментарный массаж при заикании изолировано воздействует на определенные мышцы, участвующие в обеспечении речевой деятельности. Руки массажиста – чистые, теплые, без украшений, без ссадин или воспалений, смазанные детским кремом или присыпкой. Пациент во время процедуры лежит на спине или полусидит в кресле, опираясь на высокий подголовник. Массажист, выполняя массаж при заикании, использует такие приемы:

• глубокое охватывающее поглаживание;

• вибрации и поколачивания.

Массаж проводят в медленном темпе. Включают музыку – тихую, с плавным ритмом. Можно вместо музыки использовать аутогенную тренировку.

Техника сегментарного массажа

Массаж при заикании проводят в следующей последовательности:

1. Расслабление мышц шеи. Медленно поглаживают ладонями шею. Надавливают руками – попеременно одной и другой, на щитовидную железу. Выполняют поглаживания, двигаясь от околоушной зоны лица к подмышечным впадинам – через боковую поверхность шеи. Кладут руки на заднюю часть шеи, скользя ими к подмышечным впадинам – так снимают тонус трапециевидной мышцы.

2. Расслабление лицевой мускулатуры. Начинают массаж от центра лба к вискам/ушным раковинам. Потом – от бровей к волосам. Движения выполняют обеими руками – с двух сторон. Там, где заканчивается движения, делают небольшое нажатие пальцами. Далее двигаются от подбородка к вискам, фиксируя пальцы в ямках у козелка и ушной мочки. Двигаются от спинки носа в направлении ушей, от центра верхней губы к ушам. От центра лба – к середине подбородка, через височные впадины.

3. Расслабление круговой мышцы глаза. Подушечками пальцев поглаживают зону от виска к внутреннему углу глаза – через нижнее веко. Затем скользят по бровям к виску. Работают 2-м и 3-м пальцами.

4. Расслабление мышц губ. Массаж при заикании продолжается массированием губных мышц. Действуют так:

— ведут пальцами от углов рта к центру, двигаясь по верхней губе;

— затем от углов к центру рта, двигаясь по нижней губе;

— от центра верхней губы до подбородка.

Расположив пальцы – средние и указательные, возле углов рта, массажист слегка растягивает губы – как будто в улыбке. Обратное движение возвращает губы в исходное положение. Все движения плавные и легкие. Далее выполняют поглаживание носогубных складок, двигаясь от крыльев носа в сторону углов рта. 2-м и 3-м пальцами легко постукивают по мышцам губ, выполняя круговые движения по часовой стрелке.

5. Массаж гортани. Захватив гортань пальцами – большим, средним, указательным, выполняют легкие и ритмичные поперечные движения. Массаж при заикании можно проводить при разном положении рта – закрытом, слегка приоткрытом.

Массаж при заикании, отзывы

У нас после испуга началось заикание в 3 года. Даже «мама» не мог сын нормально сказать. Стало реально страшно. Поставили диагноз – логоневроз. Оказалось – нужно пить лекарства, электрофорез назначили. И, конечно, массаж. Благодаря профессиональному массажу ребенок быстро успокаивался, пропадал страх, напряжение, в итоге речь наладилась.

massage-v-butovo.ru

Б) Использование приемов логопедического массажа при заикании

Одним из инструментальных методов воздействия в комплексной медико-педагогической системе реабилитации заикающихся является логопедический массаж,т.е. совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела, которые связаны с обеспечением речевой деятельности человека. Физиологическое действие логопедического массажа на организм заикающегося является достаточно широким.

Во время массажа происходит раздражение рецепторов в коже и мышцах, что приводит к улучшению кровоснабжения тканей, их питания, усилению оттока крови по венам, улучшению лимфотока и обменных процессов.

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус мышц при их спастичности и, напротив, повысить его при снижении, помогает формированию и осуществлению активных произвольных координированных движений органов артикуляции.

Как правило, под влиянием логопедического массажа у заикающихся уменьшается скованность артикуляционных движений, возникает чувство приятного тепла в области лица, шеи, грудной клетки. В целом эмоциональное состояние заикающихся улучшается. Таким образом, массаж оказывает положительное воздействие на организм в целом, главным образом вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, которые играют главную роль в речевом процессе.

Массаж может осуществлять логопед или дефектолог, который владеет техникой логопедического массажа, т.е. прошедший специальную подготовку. Также массаж может осуществляться родителями, специально проинструктированными и обученными логопедом.

Методику логопедического массажа при заикании см. в Приложении № 7.

3.3 Воспитание личности заикающихся

Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.

По мнению В.Н. Мясищева (1960), личность раскрывается как сложная система отношений, она развивается в процессе ее деятельности и общения с другими людьми. Речь наиболее тесным образом связана с личностью человека, так как важнейшим проявлением языка является его коммуникативная функция, чаще всего реализуемая в процессе диалогического взаимодействия. Нарушение общения, которое наблюдается при заикании, меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание.

У детей с невротической формой заикания общественные отношения (с родителями и сверстниками) нарушаются постепенно по мере хронификации речевой патологии и осложнений ее вторичными явлениями. При неврозоподобной форме заикания развитие общественных отношений существенно отстает в своем развитии от нормы.

Известно, что в дошкольном возрасте многие заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость и пр. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, а позже развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности заикающихся приводят к нарушению социальной адаптации.

Следовательно, реабилитационные воздействия на заикающегося не могут ограничиваться только воспитанием плавной речи. Значительную роль играет воспитание личности.

Целью этого направления реабилитационной работы является развитие у заикающихся социальных взаимоотношений. Для детей дошкольного возраста это направление важно как подготовка к обучению и взаимодействию с учителем и соучениками, к активной общественной деятельности в школе. У подростков и взрослых — это воспитание адекватного отношения к себе, окружающим их лицам, и взаимоотношений с ними.

Работа в данном направлении осуществляется с помощью различных психологических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий.

Психотерапевтическое направление реабилитационной работы складывается из общей, частной и специальной психотерапии. Психотерапевтические методы воздействия применяются дифференцировано, в зависимости от формы заикания и этапа реабилитационной работы.

Общая психотерапияпредполагает создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки, что является благоприятной почвой для использования приемов частной психотерапии.

К частной психотерапииотносится рациональная, суггестивная, тренировочная психотерапия и трудотерапия. Рациональная психотерапия состоит в доступном разъяснении заикающимся сущности его страдания, в воспитании адекватного отношения к речевому дефекту, в возможности его излечения. Рациональная психотерапия проводится индивидуально и коллективно и направляется главным образом на переориентацию личности заикающегося по отношению к своему речевому дефекту, как главному фактору, тормозящему реализацию жизненных планов.

Суггестивная психотерапия(термин “суггестия” означает внушение) может проводиться в бодрствующем состоянии или в состоянии дремоты. В процессе данного вида психотерапии заикающимся внушаются мысли о выздоровлении, о возможности плавной речи в любой ситуации и т.п.

Одним из ведущих методов суггестивной психотерапии является аутогенная тренировка, которая направлена на обучение заикающихся навыкам саморегуляции.

Среди методов психотерапии важное место в работе с заикающимися занимает коллективная психотерапия.Этот вид психотерапии предусматривает лечебное влияние коллектива на каждого члена группы. Она включает проведение специальной работы по устранению отрицательного влияния пациентов друг на друга, оказание помощи заикающимся в утверждении своей роли в коллективе, умении согласовывать свои желания с требованиями коллектива, что в конечном счете ведет к адаптации их к обычным жизненным условиям. Коллективная психотерапия воплощается в таких видах работы, как библиотерапия, трудотерапия, организация соревнований логопедических групп заикающихся по всем разделам обучения и т.п.

Для заикающихся дошкольного возраста наибольшее значение имеет общая психотерапия.

Этот вид психотерапии предполагает создание особой атмосферы взаимоотношений как в детском саду, так и в семье. Такие условия достигаются за счет осуществления всеми сотрудниками воспитательного учреждения и родными ребенка единых требований к поведению ребенка, выполнению им режимных моментов и речевого поведения в соответствии с этапом коррекционной работы.

Обстановка, окружающая заикающегося ребенка, должна быть доброжелательной и спокойной. Речь всех окружающих ребенка лиц должна быть негромкой, спокойной, размеренной. Для заикающегося дошкольника, в особенности, если он впервые поступает в детский сад, важны ласковые интонации в голосе персонала и улыбающиеся приветливые лица. Следует как можно чаще ребенка поощрять, особенно при проявлении им инициативы, четкого выполнения правил поведения и т.д. Положительный эмоциональный климат воспитательного учреждения и семьи способствует развитию у ребенка чувства уверенности в себе, повышает его самооценку.

На логопедических занятиях с заикающимися дошкольниками необходимо также поощрять даже незначительные достижения ребенка, воспитывая уверенность в своих силах.

Психологическое воздействие на заикающихся дошкольников осуществляется в основном в игровой деятельности как ведущей деятельности этого возраста.

Учитывая то, что эволюционное заикание начинается в дошкольном возрасте, коррекционно-воспитательный процесс по формированию личности заикающихся должен начинаться одновременно с логопедическими воздействиями.

Игра используется как средство воспитания заикающихся детей и коррекции личностных отклонений. Специалист должен отчетливо представлять разницу между игровыми упражнениями (которые широко используются в логопедической работе с заикающимися) и игровой деятельностью.

Игровая деятельность, в отличие от игровых упражнений, предполагает определенную систему взаимоотношений играющих, где имеется ролевое распределение, развитие и завершение игры, а также оценка исполнения роли каждого играющего. Характер игры, ролевое распределение, речевая активность детей, степень самостоятельности зависит от возраста детей, психофизических возможностей и этапа логопедической работы. При этом следует учитывать основные дидактические принципы педагогики воспитания: постепенное усложнение сюжета игры, речевого материала и методики проведения. Для боепитания заикающихся детей особое значение имеют игры, которые формируют активное поведение детей, их общение со сверстниками и взрослыми.

Используя игровую деятельность в коррекционных целях, необходимо помнить, что перенос реальности в игру, а затем перенос игры в реальность позволяет ребенку вживаться в роль и вести себя соответственно этой роли. Это позволяет ребенку приобретать умение менять свое поведение в зависимости от ситуации, ориентироваться в поведении партнеров, гибко использовать как средства вербального, так и невербального общения. Игровая деятельность, применяемая в коррекционных методиках воспитания личности, позволяет заикающемуся идентифицировать себя с положительным героем, занимать активную позицию, позволяющую ему самовыражаться.

В ролевой игре важное значение имеет взаимопонимание ребенка с логопедом, создание логопедом модели общения в игровой ситуации. Эта модель общения в дальнейшем постепенно должна становиться образцом для подражания в общении в повседневной жизни.

В ролевой игре логопед показывает модели решения конфликтных ситуаций, что позволяет постепенно воспитывать адаптивные черты поведения заикающихся (Е.Ю. Pay, 1992 и др.).

На первом этапе логопедической работы, когда осуществляется “щадящий речевой режим”, используются игры, направленные на развитие невербальных форм общения. На этом этапе могут допускаться односложные ответы (“Да”, “Нет”), а через некоторое время шепотная речь. Для реализации этих задач логопед словесно рисует занимательный игровой сюжет, в котором дети принимают участие, выполняя соответствующую сюжету роль с помощью движений, жестов и мимики.

Логопед:Наступило утро, все зайчики проснулись, потянулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно. и т.д.

Соответственно тексту и инструкциям логопеда или воспитателя дети выполняют соответствующие движения. Вначале это происходит по образцу, который показывает специалист, а затем и самостоятельно, соответственно инструкции.

При проведении таких игр внимание специалиста должно быть направлено на развитие выразительности движений и мимики. Постепенно должны вводиться игры, включающие общение персонажей между собой, например: “Дедка и репка”, “Курочка ряба” и пр. В процессе игровой деятельности у детей с невротической формой заикания снимается эмоциональное напряжение, снижается фиксация на дефекте. Обогащаются и становятся свободнее возможности невербального общения. Дети этой труппы с удовольствием имитируют особенности поведения разных животных и их общение между собой.

У детей с неврозоподобной формой заикания с помощью невербальных игр создаются условия для развитая выразительности жестикуляции и мимики. Постепенно у них формируются умения использовать эти навыки для общения.

Невербальные игры, проводимые на этом этапе, способствуют формированию коллективной деятельности детей,умению подчинять свое поведение общим целям коллектива.

При переходе на облегченные формы речи (сопряженная, отраженная, вопросно-ответная) воспитательная роль игры усложняется. С помощью игры воспитывается возможность произвольного поведения. Дети учатся выполнять требования, которые исходят не только от взрослого, но и от сверстника.

На этом этапе выбирается водящий в играх с помощью считалок (ритмизированная речь в сочетании с движением руки). В этот период приобретают актуальность игры-драматизации, настольный и кукольный театр и т.п., в которых используются облегченные формы речи.

При воспитании самостоятельной речи круг игровых ситуаций существенно расширяется. Выполнение ролей в сюжетно-ролевых играх воспитывает у детей способность организовать общение в конкретной жизненной ситуации (продавец и покупатель, больной и доктор, дочка и мама и т.п.).

Переход к творческой игре создает условия развития фантазии, творческой активности, организационных способностей ребенка. Творческая игра в наибольшей мере, чем другие игры, способствует развитию общения, осознаванию своей роли в коллективе сверстников, т.е. развитию адекватного социального поведения.

Более подробно с методикой воспитательной работы, направленной на воспитание личности заикающегося ребенка, можно ознакомиться в работах Г.А. Волковой “Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников”, В.И. Селиверстова “Заикание у детей”, 1993;

И. Г. Выгодской и др. “Преодоление заикания у дошкольников в игровых ситуациях”, 1993.

Иная система воспитания и коррекции личности требуется при заикании у подростков. Наряду с необходимостью восстановления коммуникативной функции речи при заикании у подростков требуется реконструкция социальной значимости личности.

В первую очередь для восстановления социальной значимости личности необходима психолого-педагогическая реабилитация, т.е. адаптация подростка к тем социальным условиям, которые имеют для него особое значение (семья, школа, техникум и т.п.).

Психолого-педагогическая реабилитация включает в себя обучение подростка способам саморегуляции эмоционального состояния, овладение специализированной аутогенной тренировкой, способами самоконтроля, обучение навыкам поведения и общения со сверстниками и взрослыми.

При невротическом заикании у подростков психологическая реабилитация предполагает проведение социальной и групповой психотерапии. Важно фиксировать внимание подростка на положительных качествах его личности;

воспитывать у них навыки общения со сверстниками и взрослыми, адекватно строить свое общение и не избегать его, воспитывать умение учитывать интересы коллектива, в котором они учатся или работают, развивать уверенность в себе и в своих возможностях преодолеть заикание.

Психолого-педагогическая реабилитация проводится на протяжении всего курса реабилитации. При невротическом заикании интенсивность психологического воздействия должна быть выше, чем логопедического.

Большое значение в психологической реабилитации имеет специализированная аутогенная тренировка, благодаря которой заикающийся убеждается в возможности говорить плавно, и становится возможным развитие адекватного поведения в трудных ситуациях общения. Эта группа заикающихся нуждается в постоянной психологической поддержке.

Тщательное изучение анамнеза заикающихся не только и отношении его психофизического и речевого развития, условий появления заикания и его динамики, но и в отношении особенностей поведения, склонностей, взаимоотношений с родителями и сверстниками, отношения к своему речевому дефекту, самооценке позволяют специалисту более или менее полно представить развивающуюся личность и наметить план коррекционного воспитательного воздействия.

С подростками используются тематические игры, направленные на воспитание адекватных форм психологической защиты. В таких играх создаются модели группового конфликта, например: “ошибка”, “неудача”, “обида”, “застенчивость” и т.п. Большую роль играет обсуждение игры, в котором затрагиваются вопросы отношения к себе и окружающим, чувство долга и ответственность. Ролевые игры с моделированием различных ситуаций общения могут заканчиваться функциональными тренировками, что ведет к адаптации подростков в реальных ситуациях общения.

Большую помощь в проведении этой работы дают дневниковые записи самонаблюдения и самоанализа, выполняемые по заданию специалиста.

Воспитание личности заикающегося подростка осуществляется благодаря использованию различных видов психотерапии (общей, частной и специальной) и психологических тренировок.

Кроме этого, каждое логопедическое занятие должно быть пронизано как психотерапевтическими, так и психологическими воздействиями, направленными на психологическую и социальную адаптацию заикающегося.

В этом возрасте, кроме общего психотерапевтического воздействия (окружающая обстановка), особое значение приобретает рациональная психотерапия, как один из видов частной психотерапии. Этот вид психотерапии может проводиться как коллективно, так и индивидуально.

Рациональная психотерапия состоит в разъяснении заикающемуся сущности его речевой патологии, воспитании убежденности в возможности избавления от судорожных запинок. Этот вид психотерапии проводится в виде бесед, в которых подчеркивается значение соблюдения оздоровительного режима, необходимости соблюдения правил “речевого” поведения. Методами рациональной психотерапии у подростков воспитываются такие качества личности, как настойчивость, терпение, выдержка, умение преодолевать трудности в жизни. Целью этих бесед, в конечном счете, является изменение отношения к заиканию. Необходимо добиваться того, чтобы речевой дефект в сознании подростка не был бы препятствием, тормозящим реализацию жизненных планов. (Подробнее о методах воспитания и перевоспитания личности заикающихся подростков см. “Заикание у подростков”, сост. М.И. Буянов, 1989.)

У взрослых заикающихся процесс воспитания личности связан главным образом с перестройкой нарушенных отношений личности. Многоплановость клинических проявлений заикания у взрослых проявляется в изменении процесса общения в ряде его звеньев. Прежде всего, это изменение эмоционального отношения к общению (логофобия); неадекватная оценка коммуникативной ситуации и себя как субъекта общения, избегание ряда речевых ситуаций, сужение круга речевых контактов.

В связи с этим наряду с логопедической коррекцией существенную роль в реабилитационном процессе приобретает психотерапевтическое и психологическое воздействие на личность заикающихся. Это способствует восстановлению личностного и социального состояния заикающегося. Помимо общей и рациональной психотерапии, у взрослых заикающихся широко используется специализированная аутогенная тренировка и гипнотерапия.

Методы психотерапевтического и психологического воздействия на взрослых заикающихся подробно описаны в работах В.М. Шкловского, 1994; Л.3. Арутюнян, 1994;Л. М. Кроля, Е.А. Михайловой, 1985, О.Н. Романенко,1995 и др.

studfiles.net

Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием

Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием дает свои положительные результаты.

ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Научный руководитель — к.ф.н., доцент Н.П. Хрящева

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.

Возникая в сенситивный период развития, заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию.

В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Тщательно проведенная предупредительная и коррекционная работа в этом возрасте, построенная на разностороннем учете факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.

Поэтому тема исследования «Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием» является актуальной.

Цель исследования – определение целесообразности использования логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими заиканием.

В экспериментальном исследовании приняла участие девочка шести лет, страдающая заиканием.

Исследование осуществлялось в 3 этапа.

I. На констатирующем этапе эксперимента мы провели обследование ребенка, по результатам которого было сделано заключение о том, что заикание клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.

II. Формирующий этап эксперимента предполагал разработку и апробацию системы коррекционной работы с использованием логоритмики, направленной на снижение уровня заикания.

III. Занятия по логопедической ритмике проводились 2 раза в неделю и находились в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляла 30 минут.

Каждое логоритмическое занятие включало 3 части:

  1. Вводная часть . Цель: воспитание ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе.
  2. Основная часть . Цель: развитие речевого и неречевого дыхания, голоса, просодических компонентов речи, артикуляции и дикции, чувства ритма, темпа.
  3. Заключительная часть . Цель: снижение общей, физической и психологической нагрузки, возврат ребенка в спокойное состояние после двигательной и речевой нагрузки.

На логоритмических занятиях нами применялся разнообразный материал: игры со словом и пением, коммуникативные игры, а также различные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве, для развития чувства темпа и ритма, четкой переключаемости движений, на развитие речевого и неречевого дыхания, голоса и артикуляции.

Контрольный этап эксперимента позволил оценить эффективность проделанной работы. Было проведено повторное обследование ребенка, которое показало, что девочка стала осознанно следить за соблюдением пауз в речи, судорожные запинки встречались в редких случаях, частые дополнительные вдохи прекратились. Речь ребенка стала плавной, темп речи умеренный, не торопливый, говорит нараспев.

Таким образом, использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием дает свои положительные результаты.

logoportal.ru

About : admin