24 Май, 2018

Проблема психосоматических расстройств

25. Различные подходы к определению и классификации психосоматических расстройств

Проблема психосоматических соотношений — одна из наиболее сложных проблем современной медицины, несмотря на то, что тесная взаимосвязь психического и соматического замечена и изучается в течение нескольких веков, со времен Гиппократа и Аристотеля. В 1818 году немецкий врач из Лейпцига Я. Хайнрот ввел термин психосоматический. В общепринятый врачебный лексикон термин психосоматика вошел лишь спустя столетие.

Психосоматическое расстройство — нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых по большей части связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности.

В наиболее распространенной трактовке для психосоматических расстройств характерным является знание значимости психологических факторов как в возникновении, так и в обусловливании ими усиления или ослабления соматического физического страдания. Таким образом, критерием отнесения имеющегося физического заболевания к психосоматическим является наличие психологически значимых раздражителей из окружающей среды, которые во времени связаны с возникновением или обострением данного физического нарушения. Такое понимание психосоматических расстройств считается широким, так как к ним относят все нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых тесно связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы или со специфическими особенностями личностно-эмоционального реагирования человека на окружающее.

В МКБ 10 психосоматические расстройства представлены в разных рубриках.

РЗ Аффективные расстройства

Р32 Депрессивный эпизод

Р34 Хронические аффективные расстройства

Р4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

Р40 Тревожно-фобические расстройства

Р40.1 Социальные фобии

Р40.2 Специфические фобии

Р41 Другие тревожные расстройства

Р41.0 Паническое расстройство

Р41.1 Генерализованное тревожное расстройство

Р43 Реакции на тяжелый стресс и расстройства адаптации

Р43.0 Острая реакция на стресс

Р43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство

Р43.2 Расстройства адаптации

44 Диссоциативные конверсионные расстройства

Р44.4 Диссоцнативные расстройства моторики

Р44.5 Диссоцнативные судороги

Р44.6 Диссоциативная анестезия и утрата чувственного восприятия

Р45 Соматоформные расстройства

Р45.0 Соматизированное расстройство

Р45.2 Ипохондрическое расстройство

Р45.3 Соматоформная вегетативная дисфункция

Р45.4 Хроническое соматоформное болевое расстройство

Р48 Другие невротические расстройства

Р5 Поведенческие синдромы, связанные с фнзиологичесивми нарушениями и физическими факторами

Р50 Расстройство приема пищи

Р50.0 Нервная анорексия

Р50.2 Нервная булнмия

Р51 Расстройство сна неорганической природы

Р52 Половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием

Р52.0 Отсутствие или потеря полового влечения

Р52.1 Сексуальное отвращение и отсутствие сексуального удовлетворения

Р52.2 Отсутствие геннтапьной реакции

Р52.3 Оргазмическая дисфункция

Р52.4 Преждевременная эякуляция

Р52.5 Вагинизм неорганической природы

Р52.6 Диспарейния неорганической природы

Р52.7 Повышенное половое влечение

Р54 Психологические и поведенческие факторы, связанные с болезнями или расстройствами, кодированными где-либо еще

Р6 Расстройства личности и поведения у взрослых

Р68 Другие расстройства зрелой личности и поведения у взрослых

По современным представлениям, к психосоматическим заболеваниям и расстройствам относят следующие расстройства:

1. Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи и парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.

2. Функциональные синдромы. В этой группе находится преобладающая часть проблемных пациентов, которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему. Беспомощность врача относительно этой симптоматики объясняется среди прочего многообразием понятий, которыми обозначаются эти жалобы. Часто у таких больных имеются только функциональные нарушения отдельных органов или систем; какие-либо органические изменения, как правило, не обнаруживаются. В отличие от конверсионных симптомов, отдельный симптом не имеет специфического значения, будучи неспецифическим следствием нарушенной телесной функции. Александер описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки эмоционального напряжения без характерных черт и обозначил их органными неврозами.

3. Психосоматозы — психосоматические болезни в более узком смысле. В основе их — первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа. Заболевания, связанные с органическими изменениями, принято называть истинными психосоматическими болезнями или психосоматозами. Первоначально выделяли семь психосоматозов holy seven: бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз.

Позже этот список расширился — к психосоматическим расстройствам относят рак, инфекционные и другие заболевания.

4. Психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения — склонность к травмам и другим видам саморазрушающего поведения алкоголизм, наркомании, табакокурение, переедание с ожирением и др.. Эти расстройства обусловлены определенным отношением, вытекающим из особенностей личности и ее переживаний, что приводит к поведению, результатом которого является нарушение здоровья. Например, наклонность к травмам характерна для личностей со свойствами, которые противоположны точности, тщательности. Повышенное потребление пищи может пониматься как индикатор престижа, социальной позиции или заменой, компенсацией недовольства.

Несмотря на то, что слово психосоматика употребляется очень часто как в обиходе, так и в научной литературе, на сегодняшний день не существует единого определения этого термина. В целом его значение вытекает из слов, которые в него входят душа и тело. С одной стороны, этот термин подразумевает научное направление, которое устанавливает взаимоотношения между психикой и телесными функциями, исследует, как психологические переживания влияют на функции организма, как переживания могут вызывать те или иные болезни. С другой стороны, под термином психосоматика подразумевается ряд феноменов, связанных с взаимовлиянием психического и телесного, в том числе целый ряд патологических нарушений. В-третьих, под психосоматикой понимают направление медицины, ставящее своей целью лечение психосоматических нарушений психосоматическая медицина. В настоящее время психосоматика является междисциплинарным научным направлением.

3. Проблема развития личности в структуре психосоматических расстройств. Значение этапа раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств. Проблема психосоматической саморегуляции.

Онтогенез:1)Неспецифич-я наследств-я и врожденная отягощенность сомат-ми наруш-ми.Эти отклонения в здоровье(реб-ка) м.б.вызваны хромосомными нар-ми,обусловленной алкоголизацией/наркотизацией матери,глубокой недоношенности/осложненной внутримозговыми кровоизлияниями, гипоксией,или др.внутриутробными пор-ями мозга плода.Повышение риска забол-я п\с расс-ми под влиянием этих отклонений в развитии связ-т с пор-ем лимбич.структуры.2)Наследственное предраспол-е к п\с забол-ям.

Чел.может реагир-ть на ур-не:биолог,психол,физиолог.Чел.м.спарвиться с трудностями на этих ур-ях и тогда заб-е не возникнет,а возник-ет ПС реакция,кот.пациент преодолевает и =>излечивается.Если наблюдаются нар-я рег-ии на любом ур-е то ПС реакция закреп-ся в б-нь.

Младенчество. Человек рождается как индивид, ему ещё предстоит путь развития. Каждый этап пути – переход от многообразия возможных форм развития к одному определенному пути, выбранному для него ближайшим взрослым.

Основной фактор развития младенца – это ближайший взрослый с его опытом, его личностью, которые фиксированы в культурном опыте всего человечества. Эта включенность через взрослого и способствует реорганизации телесных процессом младенца.

Взаимодействие со взрослым организуется вокруг потребностей ребенка, в процессе ухода за которым взрослый осмысливает и оценивает телесное состояние дитя. Ребенок прививает (интериоризирует) позицию матери к своим проявлениям. Потребности выступают в роли языка общения младенца с матерью. На этом этапе формируется первая знаковая система – язык тела!

Взросление: ребенок начинает овладевать своим телом (способность к подражанию, имитации, усвоению телесных стереотипов регуляции ближайших взрослых – подуть на ожог и др.). Возникает заимствование телесных симптомов ближайших взрослых; усваиваются поведенческие стереотипы переживания эмоций (мимика, интонации, жесты и т.п.). Пр.: приёмные дети, которые похожи на приёмных родителей.

Важно: чем больше телесная функция вынесена в план внешнего поведения, тем больше она регулируется социальными нормами и тем выше степень психосоматичности данной функции.

Этап овладения языком. Ребенок получает возможность когнитивной оценки своих первоначальных телесных проявлений. Ребенок сам начинает осуществлять означение своих телесных состояний. Ребенок получает возможность относиться к своему телесному самочувствию через призму языковых значений. Постепенно происходит дифференциация представления о теле и его частях, которая выражается в расширении словаря описания, начинают различаться собственно телесные и эмоциональные категории.

Формирование рефлексивного плана сознания. Возникает возможность произвольной и сознательной регуляции телесных процессов. После дифференциации происходит интеграция представлений о собственном теле – формируется категория целостного тела, не сводимого к сумме отдельных частей, т.е. формируется телесное Я.

Важно: отклонения в общении со взрослым на ранних этапах развития могут выражаться в соматических нарушениях. Пр.: госпитализм.

Таким образом, психосоматическое развитие человека осуществляется наряду с физическим и др. развитием.

Закономерное становление в онтогенезе механизмов психологического опосредования и регуляции телесных функций. Оно проявляется в двух аспектах:

Внешний план психосоматического развития. Процесс прижизненной социализации телесности. Он заключается в освоении человеком в онтогенезе культурных навыков отправления телесных функций.

Внутренний план психосоматического развития Развитие психологических механизмов регуляции телесных процессов

Итог психосоматического развития: или становление психосоматического единства в норме (психосоматический феномен), или формирование психосоматического симптома в патологии. Психосоматический симптом – способ выражения на языке тела неблагополучия (отклонения) в коммуникации с другим человеком или с самим собой.

Выводы: Если в ходе онтогенеза совершаются психологические изменения телесных функций, если формируется психологические средства регуляции телесных процессов, следовательно, в любом телесном процессе имеет место психологический компоненти, следовательно, в соматической патологии, в любом телесном симптоме этот психологический компонент должен присутствовать.

Если мы полагаем, что существует некая психологическая норма развития телесных функций, то, следовательно, можно говорить и о дизонтогенезе психосоматического развития человека.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Психологическая саморегуляция Психологическая саморегуляция целенаправленное изменение работы различных психофизиологических функций, для осуществления которого требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.

Возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением. Бандура разделяет три группы факторов саморегуляции. Внешние факторы: подкрепления и стандарты; внутренние факторы: самонаблюдение, процесс вынесения суждений и активная реакция на себя.

К нему можно отнести биопсихосоциальную модель здоровья и болезни, предложенную EngelG.(1980). Живой организм рассматривается как континуум иерархически подчиненных субсистем от клеток, органов и систем до семьи и общества в целом (WolmanB. –ed., 1988). Болезнь в такой модели понимается как следствие психобиологической дисрегуляции, которая может появляться в любой части живой системы на любом уровне.

В полной мере это относится и к уровню объектных отношений. После находок Хофера, свидетельствующих о том, что регуляция некоторых биологических процессов у младенцев осуществляется внутри отношений с матерью, можно предположить, что нарушения этих отношений могут патогенно влиять на физиологическое функционирование, причем не косвенно, через эмоциональные звенья, а непосредственно (TaylorG., 1987).

Вейнер и Хофер предположили, что в определенных обстоятельствах, и во взрослом возрасте некоторые люди продолжают представлять собой полностью открытую регулируемую систему, то есть нуждаться в другом человеке для сохранения биологического гомеостаза. Разрыв отношений с фигурой, участвующей в регуляции процессов, может привести к дестабилизации и риску развития соматической болезни – язвы, гипертонии, диабета и т.п. (WolmanB. –ed., 1988).

Еще проблема в том, как соотнести три компонента саморегуляции, т. е. многие терии выделяют 1 компонент как основной в возникновении пс заб, до сих пор не ясно что и как влияет….

studfiles.net

Симптомы психосоматических расстройств

Материал, с которым работает телесная психокоррекция, тесно связан и с психосоматическими заболеваниями. Психосоматические расстройства представляют собой не что иное, как интенсивные телесные проявления психологических проблем (обычно длительно существующих). Соответственно специфика этих расстройств лишь отчасти определяется конкретным диагнозом (нозологической принадлежностью). В не меньшей степени она зависит и от характера самой психологической проблемы, и от личностных особенностей носителя этой самой проблемы. Поэтому и телесные проявления психосоматических расстройств, как правило, не замыкаются в тесных рамках отдельного диагноза — можно говорить лишь о ведущих проявлениях, соответствующих определенной болезни. В то же самое время, как правило, присутствуют также и другие психосоматические симптомы, свойственные для других диагностических единиц, хотя и менее выраженные. Поэтому и различные психосоматические симптомы целесообразно рассматривать не в рамках отдельных заболеваний (нозоцентрический подход), а отдельных соматических проявлений (симптомоцентрический подход).

Говоря о симптомах психосоматических расстройств, в первую очередь необходимо перечислить симптомы телесные, являющиеся на физиологическом уровне следствием реакции напряжения, а на психологическом — тревоги и фрустрации. При этом психосоматические нарушения со стороны внутренних органов представляют собой неадаптивные проявления стрессовой готовности (В. Икскюль), болевые ощущения связаны с мышечным напряжением в сочетании с повышением болевой чувствительности (гиперестезией). Некоторые психосоматические жалобы имеют еще один механизм происхождения — регрессионный, сочетающий в себе и физиологические, и психологические факторы. Физиологически это возврат нервной системы в «детское» состояние, психологически — воспроизведение на бессознательном уровне раннего детского опыта.

Проявления психосоматических расстройств, имеющие отчасти образно-символическое значение («язык тела»), являются также проявлением защитно-компенсаторных механизмов, способом противостояния подсознательных фрагментов психики подавлению со стороны сознательной цензуры. Тем самым подобные конверсионные и диссоциативные механизмы психосоматических нарушений отражают внутреннюю двойственность, противоречивость человеческой психики. В клинической психологии существует даже точка зрения, что любое хроническое соматическое (неинфекционное) заболевание начинается с эпизода личностной диссоциации, хотя бы кратковременного (Шульц Л., 2002).

Наиболее типичными соматическими проявлениями затяжного стресса и накопленных неотреагированных отрицательных эмоций служат:

А) боль в области сердца, возникающая вне связи с физической нагрузкой и имитирующая стенокардию. Не случайно подобные функциональные кардиалгии, боли в области сердца психогенного характера описываются интуитивно-образным выражением «принимать близко к сердцу».

Б) Боли в области шеи и головы, особенно в затылочной области или боли мигренозного характера, охватывающие половину головы; реже — боли в височной области или в области лица, имитирующие невралгию тройничного нерва.

Боли в височной области часто связаны с хроническим напряжением мышц, сжимающих челюсти: в моменты неприятных переживаний человек автоматически, не замечая этого, стискивает зубы (подобная «стрессовая» привычка может приводить к неприятному состоянию, именуемому «синдромом височно-нижнечелюстного сустава»). Головные «боли напряжения» нередко проявляются и как ощущение надетой на голову и тягостно сдавливающей ее тесной «каски» (в медицинском языке есть даже образное выражение «шлем неврастеника»). Напряжение же мышц шеи и затылка приводит не только к болям в этой области, но может сопровождаться еще и головокружением и другими весьма неприятными проявлениями. Нередко появление болей, тяжести в шейно-затылочной области совпадает и с повышением артериального давления (см. далее). Эти проблемы имеют и регрессионный компонент (напряжение мышц задней поверхности шеи впервые возникает у ребенка раннего возраста, который учится держать голову).

В) Боль в области живота, имитирующая заболевания органов пищеварения.

Боль в подложечной области имитирует язвенную болезнь желудка. Возникая вначале в связи с наплывами отрицательных эмоций, постепенно она может перерасти в действительный гастрит или язвенную болезнь — дистанция до «неврогенного» органического заболеваня здесь довольно близка (особенно если человек страдает заниженной самооценкой, занимается «самоедством» как в переносном, так и в прямом смысле).

Боль опоясывающего характера, отдающаяся в поясницу, часто имитирует панкреатит (в отличие от истинно соматического заболевания, объективные отклонения по данным лабораторных анализов здесь незначительны). Человек при этом как бы «не переваривает» некоторую жизненную ситуацию.

Боли в правом подреберье, связанные с состоянием желчных протоков, имитируют холецистит, а при отсутствии объективных данных нарушения оттока желчи (данные ультразвукового исследования органов брюшной полости и уровень билирубина крови) носят специальное название «дискинезии желчевыводящих путей». Связь этих болей с эмоциональным состоянием (подавленностью, склонностью к депрессии, раздражительностью или скрываемой агрессивностью) известна со времен Гиппократа и получила название «меланхолии» (в буквальном переводе — «черная желчь», что отражает действительный факт изменения окраски желчи, ее «сгущения» — повышения концентрации желчных пигментов в случае застоя в желчевыводящих путях). С регуляцией моторики желчевыводящих путей связана выработка вещества с локальным гормоноподобным действием — холецистокинина, нарушение образования которого является одним из возможных физиологических компонентов приступов страха (панических атак).

Боли в средней и нижней трети живота могут возникать как в момент острого стресса, так и в качестве интуитивного сигнала внешнего неблагополучия, как телесное проявление депрессивного прогноза развития событий (образное выражение «нутром чувствовать опасность»). Они связаны с повышением сократительной активности гладких мышц стенки кишечника — тоническими (спастическое состояние кишечника, запоры) или динамическим (повышением его моторики). В последнем случае боли нередко бывают блуждающего или схватывающего характера и могут сопровождаться расстройством стула, носящим народное название «медвежья болезнь» и диагностируемым как «синдром раздраженного толстого кишечника». (Регрессионный механизм — ранний детский опыт, связанный с приучением к личной гигиене).

Необходимо учесть, что вегетативные нервные сплетения пищеварительного тракта (расположенные в стенке кишечника) интенсивно синтезируют нейромедиаторы. В первую очередь это биогенные амины (дофамин, серотонин), снижение содержания которых в организме отмечается при депрессии. И как известно, снижение аппетита и торможение моторной активности кишечника являются типичными телесными проявлениями депрессии. Отчасти повлиять на подобное состояние в сторону нормализации могут разгрузочно-диетические мероприятия. Тем самым любимые российским народонаселением «очищение организма» и «лечебное голодание» (так же, как и религиозные посты) во многом являются интуитивными способами самопомощи при депрессивных состояниях.

Г) Боли в спине (в пояснице, в межлопаточной области), либо расцениваемые как проявления остеохондроза позвоночника, либо провоцирующие действительные обострения этого в прямом смысле болезненного процесса. Нередко повышение тонуса околопозвоночных мышц сочетается с «застойным» напряжением мышц конечностей, приводя к отдаленным, так называемым мышечно-тоническим проявлениям остеохондроза позвоночника.

Д) Скачки артериального давления (обычно его повышение, реже понижение), преимущественно проявляющиеся в колебаниях давления систолического (и изменении пульсовой амплитуды давления).

Е) Сердцебиение или перебои сердца, заставляющие человека болезненно, с тревожным ожиданием вслушиваться в свой сердечный ритм.

Ж) Нарушение глотания и ощущение «комка» в горле. Сюда же может присоединяться спазм мышц, управляющих голосовыми связками, что приводит к нарушению голосообразования («перехватило голос»). Именно таким образом человек нередко теряет голос в минуты сильного душевного волнения. Можно упомянуть два регрессионных механизма подобных нарушений: во-первых, это подавленный крик у грудного ребенка («первичный крик», по А. Янову); во-вторых, подавленная речь в более старшем возрасте (на фоне строгих окриков родителей, запрещающих ребенку словесное выражение своего мнения и своих эмоций).

З) Одышка, не связанная с болезнями органов дыхания и проявляющаяся как чувство «неудовлетворенности» вдохом, сопровождающееся желанием вздохнуть поглубже. (Последнее может приводить к избыточно глубокому дыханию — так называемый гипервентиляционный синдром). Регрессионных механизмов здесь также как минимум два. Наиболее ранний из них — это запечатлевшийся в памяти на подсознательном уровне первый вдох, по механизму импринтинга становящийся стереотипной реакцией на стресс. Второй регрессионный компонент гипервентиляции — подавляемая детская реакция плача (ребенок рефлекторно пытается остановить плач за счет частых глубоких вдохов с коротким выдохом).

И) При этом часто возникает ощущение онемения и покалывания в руках (и как составная часть гипервентиляционного синдрома, и как самостоятельное проявление). Аналогичные ощущения в ногах могут сопровождаться болезненными судорогами икроножных мышц. (Вносит свой вклад и вызванное длительными стрессами и сдвигом гормонального баланса нарушение обмена микроэлементов, в первую очередь кальция, приводящее к повышению нервно-мышечной возбудимости. «Вымывание» кальция из организма у женщин старше 40 лет может приводить к остеопорозу, сопровождаться болями в костях.)

К) Заложенность носа, затрудняющая носовое дыхание и расцениваемая как «вазомоторный ринит». В отличие от «чистых» ринитов, ухудшение состояния обычно отчетливо связано с обострением психологических проблем (конфликтами, перегруженностью на работе, переутомлением у учащихся и т. д.) При этом часто также обнаруживается болезненное напряжение мышц задней поверхности шеи (телесное отражение неспособности нести бремя ответственности). Регрессионный механизм — также задержанный плач («невыплаканные слезы»).

Л) Кратковременное нарушение зрения (предметы как бы расплываются перед глазами, и человеку приходится напрягать зрение, чтобы сфокусировать его и увидеть окружающее более отчетливо). Регрессионный механизм — «расфокусированное» зрение новорожденного ребенка (переход из водной среды в воздушную, неумение фиксировать взгляд).

Связанное со стрессом напряжение может приводить и к более серьезным нарушениям со стороны органа зрения, начиная со зрительного утомления, спазма аккомодации, которое может со временем приводить к близорукости, или повышению внутриглазного давления (ведущему к глаукоме). Символический, конверсионный механизм связанных со стрессом нарушений зрения — «Не вижу, потому что не хочу видеть».

М) Предыдущее часто сопровождается головокружением («как подумаю о проблемах, голова идет кругом»), а последнее, в свою очередь, также может быть связано с неуверенностью при ходьбе, ощущением «ватных» ног или чувством, что «земля уплывает под ногами». Регрессионный механизм — ощущения ребенка, который еще только учится стоять и ходить. К головокружению могут добавляться приступы тошноты, шума в ушах, снижающего остроту слуха — так называемый меньероподобный синдром (лабиринтный отек). Конверсионно-символический подсознательный механизм подобных нарушений — «Не слышу, потому что не хочу слышать».

Н) Приливы жара («кровь бросилась в голову») или озноба («от страха все внутри заледенело»), иногда волнообразно сменяющих друг друга («бросает то в жар, то в холод»), которые могут сопровождаться мышечным тремором (пациент описывает свои ощущения, как «волнуюсь буквально до дрожи в руках и ногах»). Регрессионный механизм — несовершенство механизма терморегуляции у новорожденного ребенка, физически нуждающегося в тепле материнского тела.

О) Нарушение аппетита — от полного отвращения к еде до приступов «волчьего» голода. (Обычно пациент рассказывает, что для того, чтобы успокоиться в эмоциогенной ситуации, ему необходимо «заесть свой стресс»). Здесь имеют место как физиологический механизм, связанный с депрессивными расстройствами (описанный выше), так и собственно психологический, регрессионный механизм — аналогия с грудным вскармливанием, когда ребенок в состоянии дискомфорта либо отказывается от груди, либо, наоборот, ищет материнскую грудь и успокаивается. Для грудного ребенка кормление — это не только удовлетворение физиологической потребности в пище, но и важнейший способ получения положительных эмоций, и канал близкой телесной коммуникации с матерью (бондинга, вегетативного резонанса).

П) Приступы психогенной тошноты (реже — рвоты), возникающие непосредственно в стрессовой ситуации или же в преддверии («в предвкушении») эмоционально насыщенных событий, нежелательных встреч, связанных с неприязненными отношениями («меня от него тошнит»). Чаще встречается у детей и подростков, — например, у ребенка, который не хочет идти на уроки, где подвергается давлению (или унижению) со стороны учителя, возникают приступы рвоты во время утренних сборов в школу (при мысленном представлении травмирующей ситуации). Психогенная рвота встречается также при юношеской дисморфофобии, в связи с недовольством собственной внешностью и навязчивым желанием похудеть. Регрессионный механизм — «срыгивание» у грудного ребенка при перевозбуждении.

Р) Нарушения сна — бессонница или, наоборот, сонливость, сопровождающаяся ощущением того, что сна было недостаточно. Иными словами, человек после пробуждения чувствует себя «разбитым», иногда может даже жаловаться на боли в мышцах (следствие того, что даже во сне он не расслабляется), описывая свои ощущения «как будто всю ночь мешки таскал» или даже «как будто палками колотили» (подобное самонаказание может быть подсознательно желаемым для критически настроенного Супер-Эго).

С) Обильное мочеиспускание, которое обычно возникает после приступов паники. (Здесь стрессовые расстройства пересекаются с проявлениями так называемого несахарного диабета и могут утяжелять протекание последнего).

Т) Разнообразные сексуальные проблемы (как снижение сексуального влечения и потенции, так и в некоторых случаях гиперсексуальность). Нередко они могут быть вызваны привычным напряжением мышц области таза. Тем самым подобные проблемы, как обнаружил В. Райх, могут быть напрямую связаны просто с неумением человека расслабиться в прямом смысле, то есть снять мышечное напряжение. Регрессионный механизм нарушений потенции у мужчин, женской холодности — инфантильный отказ от «взрослости», от своей половой роли. Сюда же примыкают функциональные нарушения менструального цикла у женщин (нерегулярность цикла, аменорея, предменструальный синдром).

Главным отличием всех вышеописанных психосоматических расстройств от обычных телесных страданий является характер их протекания: отчетливые ухудшения совпадают с моментами бурных душевных переживаний. Важно подчеркнуть также наличие личностной предрасположенности, или личностно-типологических особенностей, предрасполагающих к возникновению психосоматических нарушений.

Подобные расстройства могут возникать как в непосредственной связи со стрессом (в момент острого стресса или на фоне продолжающейся хронической нервно-психической напряженности), так и иметь отставленный по времени характер. В последнем случае организм начинает «сыпаться» спустя какое-то время после стрессовых событий. Это так называмый «синдром рикошета», который следует за стрессом наподобие хвоста кометы. Причем подобное может происходить, даже если эмоционально значимые события были позитивными, связанными с жизненными успехами — «синдром достижения», вызванный переживанием бурных положительных эмоций и, самое главное, обретением долгожданных радостей, к которым человек упорно стремился.

К чему все эти недомогания приводят, помимо плохого самочувствия? Физические страдания вызывают, в свою очередь, страдания душевные. Первичные эмоциональные проблемы перерастают во вторичный психологический дискомфорт. Перечислим самые частые проявления психосоматических, связанных со стрессом расстройств на психологическом уровне:

А) беспокойство, тревога в чистом виде. (Тревога — это не что иное, как страх, не направленный на какой-либо конкретный предмет). Особенно характерна для затяжного стресса так называемая «свободно плавающая», немотивированная тревога, иными словами — беспочвенные опасения по поводу маловероятных событий, которые возможно никогда не произойдут.

Б) Подавленное настроение (вплоть до стойко пониженного, доходящего до степени депрессии. От тревоги до депрессии один шаг…) Возможны также резкие перепады настроения, нередко сопровождающиеся эмоциональной неуравновешенностью — неконтролируемыми бурными вспышками эмоций и «выплескиванием» агрессивности.

В) Немотивированная раздражительность и конфликтность, вызванные не внешними причинами, а внутренним состоянием человека.

Г) Нарушение отношений с людьми. В соответствии с типологией К. Хорни, отношения могут изменяться от эмоциональной холодности, бесчувственности (движение «от людей») до открытой враждебности по отношению к окружающим(движение «против людей»). Либо, напротив, моет возникать инфантильная зависимость от окружающих (движение «против людей») — демонстрация своего душевного разлада и беспомощности, приниженность, поиск внешней поддержки и сочувствия.

Д) Стремление отгородиться от реальной жизни как источника стресса, изолироваться от повседневной суеты, напоминающей о стрессовых событиях, и от людей, с ними связанных — уединиться в воображаемой келье или «башне из слоновой кости». Средствами ухода от реальности могут быть различного рода зависимости, как химические — будь то алкоголь или наркотики, так и зависимое поведение — игры азартные (gambling) или игры компьютерные, интернет-зависимость или различного рода фанатизм.

Сочетанный — и психологический, и физиологический — характер носят приступы паники, варьирующие от опасения потерять контроль над собой до всепоглощающего страха смерти. Регрессионный механизм — оживление у взрослого человека первичных детских страхов (описанных далее).

Естественно, обе описанные группы причин приводят в итоге к снижению социальной активности и трудоспособности. В первую очередь, вследствие постоянной (даже в начале рабочего дня или после отдыха) и внешне беспричинной усталости, связанной с истощением нервной системы. Свой вклад в снижение работоспособности вносит и повышенная отвлекаемость, невозможность сосредоточиться.

Отдельно нужно сказать о страхах, являющихся формой выхода создаваемой стрессом внутренней психологической напряженности и одновременно проекцией детских негативных переживаний. По крайней мере, упомянем наиболее Универсальные формы страхов — такие, как:

1) Страх смерти — первичный, «животный» правополушарный страх. (На самом деле это не страх смерти как таковой, так как страх по определению связан с чем-то конкретным и известным. Опыт же умирания обычно у человека отсутствует — за исключением тех немногих, кто перенес клиническую смерть.) То, что ассоциируется со смертью — в первую очередь боязнь чего-то неизведанного, опасного для жизни, неподвластного человеческим силам и неумолимого. Такова изнанка первичной травмы рождения — страха ребенка перед неопределенностью, перед слепой безжалостной силой, которая нарушает его привычное существование. (Этот сопровождающий процесс рождения страх описан С. Грофом (1994) как опыт переживания базовых перинатальных матриц). Во взрослой жизни детский страх рождения перерастает в страх перед всем неизведанным, неподконтрольным, захватывающим и подчиняющим себе, перед всевластным провидением, а на сознательном уровне он интерпретируется как страх смерти.

Сюда же примыкает Страх одиночества — детский страх покинутости, именуемый в психоанализе страхом «потери объекта», потери «защитника» или «кормильца», а по сути — страх потери матери (или заменяющего ее лица, заботящегося о ребенке), острое переживание собственной беспомощности и беззащитности. Именно поэтому приступы паники у взрослых людей всегда облегчаются в присутствии значимых для них близких, которые в буквальном смысле слова держат больного за руку, символически заменяя родителей.

2) Страх потери контроля — «левополушарный». Страх потерять контроль над собой — это продукт дремлющих в психике взрослого человека суровых родительских указаний, усвоенных им в детстве (Супер-Эго, внутренний «Родитель»). Можно назвать его страхом рациональной части сознания перед собственным «непослушанием». Ведь то, что больше всего страшит подобную воспитательно-критическую часть личности — это именно боязнь совершить что-либо предосудительное, недозволенное (то, что старшие строго-настрого запрещали) из-за высвобождения дремлющих в собственной психике скрытых сил, не управляемых логикой и здравым смыслом (на самом деле, всего-навсего непослушным внутренним «Ребенком» — детской, непосредственной и «шаловливой» частью личности).

3) Страх сойти с ума (смешанный, с точки зрения межполушарного конфликта).

Более частными разновидностями страхов, также являющимися отражением детскости, являются их конкретные подтипы (фобии), связанные с тем или иным специфическим объектом страха. К примеру, это агорафобия — страх ребенка, который боится остаться один, без матери рядом, или противоположная разновидность страхов — социофобия, страх ребенка, который панически боится «чужих» людей.

Подытоживая вышесказанное, можно видеть, что симптоматика психосоматических расстройств в основном сводится к телесным проявлениям «детских» тревог и страхов, а также депрессии и подавленной агрессивности

Лечение психосоматических заболеваний — лечение, реабилитация и профилактика психосоматических расстройств

Лечение психосоматических заболеваний — лечение, реабилитация и профилактика психосоматических расстройств (хронические боли психосоматической природы, нарушения сна и др.)

В психосоматическом центре «МедВинсент» клиники «Генезис» работают высококвалифицированные специалисты, использующие самые современные методы диагностики и лечения психосоматических расстройств, называемых «патологией современной цивилизации».

Пациента, как взрослого, так и ребенка в процессе лечения сопровождают врач-терапевт-гомеопат, врач-психотерапевт, психолог-психоаналитик и другие специалисты, необходимые для оказания помощи в каждом конкретном случае.

Первоначально к психосоматическим заболеваниям относили: эссенциальную гипертонию, тиреотоксикоз, нейродерматит, бронхиальную астму, некоторые формы ревматоидного артрита, язвенный неспецифический колит и язвенную болезнь.

В настоящее время этот перечень значительно расширился за счёт включения в него заболеваний сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной систем, мигреней, большого числа кожных и урогенитальных заболеваний у детей и взрослых. Ученые Европы и Америки также отмечают наличие психологических причин при развитии всех форм зависимостей, ожирения, синдрома раздраженного кишечника, эректильных дисфункций, рака и других заболеваний.

Ведущая роль в развитии психосоматических заболеваний принадлежит психотравмирующим ситуациям: стрессам, внутри и межличностным конфликтам, кризисным состояниям, катастрофам и т.д. Под воздействием неблагоприятных социальных или психологических факторов, с которыми человек не может справиться, возникают телесные заболевания.

Опытные специалисты психосоматического центра «МедВинсент» клиники «Генезис» в ходе консультации учитывают влияние всего комплекса воздействующих на человека факторов — социальных, психологических, соматических, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных. Используются современные информационные методы терапии: гомеопатия, психоаналитическая психотерапия, метод биорезонанской терапии, электропунктурная диагностика и терапия по методу Р.Фолля.

Заведующий психосоматическим центром «МедВинсент» — Сергей Степанович Яновский — заслуженный врач Республики Крым, врач-психиатр высшей категории, врач-нарколог, психотерапевт, канд. мед. наук, член Европейской федерации психоаналитических психотерапий (EFPP), член Общества психоаналитической психотерапии (ОПП, Россия), член Ассоциации психотерапевтов и психоаналитиков Украины (АППУ).

В психосоматическом центре «МедВинсент» проводится:

  • Лечение, реабилитация и профилактика всех форм зависимостей (алкоголизма, наркомании, табакокурения, игровой, ожирения и др. зависимостей);
  • Лечение, реабилитация и профилактика психосоматических расстройств (бронхиальной астмы, синдрома раздраженной толстой кишки, эссенциальной артериальной гипертензии, язвенной болезни 12-перстной кишки, язвенного колита, нейродермита, неспецифического хронического полиартрита, головной боли напряжения, головокружений, вегетативных расстройств, расстройств сна и др.);
  • Терапия тревожных, фобических, депрессивных, посттравматических стрессовых, синдрома хронической усталости и др. расстройств.
  • Помощь часто болеющим детям;
  • Лечение и профилактика эмоциональных расстройств у детей;
  • Лечение и профилактика психосоматических расстройств у детей;
  • Лечение и профилактика отклонений в психосексуальном развитии у детей.
  • Семейная, групповая и индивидуальная психоаналитическая психотерапия.
  • В психосоматическом центре «МедВинсент используются современные информационные методы диагностики состояния физического и психического здоровья:

    Психологическая диагностика — это эффективное и многогранное исследование, позволяющее выявить особенности темперамента, характера, личности, особенности межличностного взаимодействия, эмоционального состояния, эффективность коммуникативного и других навыков, сформировавшиеся психологические нарушения и расстройства, а также тенденции к развитию расстройств.

    Цель психологической диагностики: анализ полученных данных помогает выйти из сложной ситуации, выбрать эффективный курс лечения, сделать правильный выбор профессии или партнера, разобраться в себе, найти подход к ребенку.

    В психосоматическом центре Клиники «МедВинсент» проводятся следующие психологические исследования:

    • Диагностика личности;
    • Нейропсихологическое исследование;
    • Патопсихологическое исследование;
    • Диагностика профессиональных навыков;
    • Диагностика семейных и межличностных отношений;
    • Диагностика интеллекта и умственного развития;
    • Диагностика эмоциональной сферы;
    • Диагностика психологической адаптации;
    • Диагностические программы (диагностика готовности к школе, и др.).
    1. 2.Диагностика по методу Р. Фолля.

    Метод электропунктурной диагностики Р. Фолля позволяет врачу определять состояние органов и систем организма, получать информацию о причинах нарушения их функционирования. Данный метод эффективен в диагностике широкого перечня расстройств и заболеваний. База маркеров разнообразных отклонений, токсинов, вирусов, гельминтов, бактерий, одноклеточных, микозов и т.п. непрерывно пополняется.

    Техника проведения диагностики по методу Р. Фолля.

    С помощью аппаратного комплекса измеряются энергетические потенциалы органов и систем через соответствующие биологически активные точки, которые отражают состояние каждого конкретного органа или системы.

    При комплексном использовании с другими медицинскими диагностическими методами метод диагностики Р. Фолля позволяет точно определить причину ухудшения здоровья и подобрать наиболее эффективный алгоритм терапии.

    Метод биорезонансной диагностики (или биорезонансного компьюторного тестирования) как дополнительный метод медицинского обследования основан на биорезонансной диагностике по принципу обратной связи с организмом человека, с активацией подкорковых структур мозга.

    С помощью данного аппаратного комплекса врач получает информацию о функциональном состоянии органа или системы, а также определяет причины нарушения в их работе.

    При комплексном использовании с другими медицинскими диагностическими методами метод биорезонанской диагностики позволяет точно определить причину ухудшения здоровья и подобрать наиболее эффективный алгоритм терапии.

    Медицинские аппаратные лечебно-диагностические комплексы эффективны в диагностике широкого перечня расстройств и заболеваний в виду постоянного пополнения базы маркеров разнообразных отклонений, токсинов, вирусов, гельминтов, бактерий, одноклеточных, микозов и т.п.

    Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — графическое изображение сложных колебательных электрических процессов в головном мозге, который регистрируется при помощи энцефалографа.

    Энцефалография позволяет определить особенности работы мозга в данный момент времени.

    Что показывает электроэнцефалограмма?

    ЭЭГ — чувствительный метод, который показывает изменения в функционировании мозга в течение дня, при различных состояниях: усталости, интоксикации и др. С помощью ЭЭГ можно подобрать и проверить воздействие лекарственных препаратов. Прием препаратов влияет на функционирование мозга, поэтому данные через 1-2 часа после приема препарата покажут результат воздействия на организм. Сравнительный анализ двух исследований ЭЭГ, сделанных после приема разных препаратов, поможет выбрать более эффективный курс лечения.

    Записаться к специалистам психосоматического центра «МедВинсент» клиники «Генезис» можно по телефонам: +7(978)804-20-70, +7(978)715-78-24, +7(978)727-99-42.

    xn—-7sbkiambaglcj1ag7d.xn--p1ai

    Соматический (клинический) подход к психологическим проблемам

    Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств:

    Как известно, в Перечень собственно психосоматических заболеваний (традиционная «чикагская семерка») входят гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, гипертиреоз, сахарный диабет. В данном же контексте, применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции, психосоматические нарушения рассматриваются расширительно. Во-первых, мы придерживаемся не узко-клинического, а расширенного, клинико-психологического понимания психосоматики. Последнее включает не только клинически выраженные психосоматические расстройства, но также и непатологические, но от этого не менее болезненные для пациентов телесные проявления негативных эмоций. Подобные длительно сохраняющиеся или регулярно и закономерно повторяющиеся дискомфортные телесные ощущения — не что иное, как психосоматические эквиваленты психологических проблем. Эти телесные проявления застойных отрицательных эмоций, фактически представляющие собой психосоматические предболезненные состояния, являются материалом для психокоррекционной работы.

    Во-вторых, при наличии клинически выраженных психосоматических расстройств необходимо выяснить, помимо их первоначальных психологических корней, еще и внутреннюю картину болезни, включающую тот набор вторичных психологических проблем, которые возникают в связи с переживанием человеком своего болезненного состояния.

    В-третьих, говоря о психосоматике с клинической точки зрения, в дополнение к традиционному подходу мы включаем сюда не только перечисленные выше заболевания, но и практически Любые соматические расстройства, в развитии которых можно проследить отчетливые психоэмоциональные компоненты. Это как правило те клинические случаи, в картине которых наиболее ярко выражены психоэмоциональные нарушения, а соматический компонент как бы отступает на второй план. Исключительно важно, что подобные расстройства бывают внешне очень схожи с болезненными проявлениями заболеваний внутренних органов, представляя тем самым дополнительный источник негативных, ипохондрических переживаний. Подобные нарушения входят в диагностическую группу соматоформных расстройств (F45 по МКБ-10).

    В первую очередь, к последним необходимо отнести различного рода вегетативные дисфункции (F45.3), которые могут затрагивать сердечно-сосудистую (F45.30) или дыхательную систему (F45.33), желудочно-кишечный тракт с раздельной заинтересованностью его верхнего (F45.31) или нижнего отдела (F45.32), мочеполовой системы (F45.34) и проч. При доминировании в клинической картине аффективных проявлений — таких, как повышенная тревожность, склонность к депрессии — можно говорить о наличии собственно соматизированного расстройства (F45.0), а в случае чрезмерной, ипохондрической озабоченности больного своим состоянием, сопровождающейся попытками манипулировать мнимой тяжелой болезнью — об ипохондрическом расстройстве (F45.2). Крайне неприятной разновидностью психосоматических нарушений являются упорные психогенные боли (устойчивое соматоформное болевое расстройство, F45.4). Сюда же относятся другие соматоформные расстройства (F45.8) — такие, как «истерический ком» в горле и нарушения глотания, тонические мышечные спазмы (например, кривошея) и кожный зуд, психогенные нарушения менструального цикла у женщин.

    Близкими к описанным нарушением являются классическая неврастения (F48.2), или «раздражительная слабость», а также невротическая деперсонализация (утрата ощущения собственной идентичности) и дереализация (нереальность, отдаленность, кажущая безжизненность окружающей действительности — F48.1).

    Сюда же примыкают такие пограничные нервно-психические нарушения, как Реакции на тяжелый стресс, сопровождающиеся нарушением адаптации (F43.2), с тревогой или депрессией, а также различные диссоциативные (конверсионные) расстройства (F44), охватывающие нарушения сознания, расстройства движений и чувствительности (некогда именовавшиеся «истерическими»).

    Говоря об упомянутой ранее внутренней картине болезни применительно к психосоматическим нарушениям, представим подобные расстройства на обыденном уровне, как бы глазами пациента. В самом деле, закономерным психологическим проявлением стресса является тревожно-ипохондрическая настроенность. Соответственно в условиях стресса почти для каждого человека, почувствовавшего какое-либо недомогание, даже незначительное, свойственно прежде всего думать о самом худшем — нет ли у него серьезной болезни. Иногда это может служить причиной безрезультатных хождений по лечебным учреждениям: если врач не находит никаких объективных признаков болезни и сообщает об этом пациенту, то последний ему не верит: ведь он испытывает боль, как же может при этом не быть болезни? (Последнее характерно для соматоформных расстройств как таковых. Негативное отношение больного к попыткам объяснить беспокоящие его болезненные явления сугубо психологическими причинами служит одним из диагностических признаков данной категории заболеваний.) Пациент думает, что нужно пройти дополнительные, более сложные обследования… или обратиться к другому врачу — может быть, предыдущий специалист просто оказался недостаточно компетентным и поэтому не смог поставить диагноз… Если же и новые обследования не выявляют никаких объективных нарушений, да и очередной консультант не обнаруживает предполагаемой болезни — все повторяется сначала. Подобное хождение пациента по замкнутому кругу может привести к его «уходу» в болезнь (формированию специфического, так называемого ипохондрического расстройства).

    Чаще же в клинической практике происходит следующее: людей абсолютно здоровых в наше время встретить трудно, у каждого есть какие-то проблемы — будь то следы перенесенных ранее недугов или же хронические заболевания вне обострения. На них-то и возлагается вина за нынешнее плохое самочувствие, по сути вызванное стрессом. И пациент начинает добросовестно выполнять медицинские назначения, принимать лекарственные препараты и лечебные процедуры — только вот облегчения не наступает, ведь причина расстройств лежит совсем в другой области. Отсутствие же видимого успеха от лечения может еще более усугубить переживания пациента, который начинает терять надежду, перестает верить в возможность избавиться от своих страданий. Постепенно на этой почве могут сформироваться ощущения безнадежности, безысходности, которые обычно сопровождают депрессивные состояния. Продолжается же подобный лечебный процесс с переменным успехом до тех пор, пока не наступит действительное исцеление, связанное с устранением источника стресса, разрешением конфликтной жизненной ситуации.

    В рамках традиционной медицинской парадигмы Психосоматические расстройства представляют собой результат сочетания трех факторов:

    1) вызванное эмоциями нарушение деятельности внутренних органов (физиологическая реакция напряжения);

    2) «застойное», тоническое мышечное напряжение, также представляющее собой остаточные явления неотреагированных эмоций;

    3) негативное рефлекторное влияние (Вельховер Е. С., Кушнир Г. В., 1991):

    А) от внутренних органов к поверхности тела и мышцам (отраженные боли и зоны повышенной болевой чувствительности Захарьина-Геда);

    Б) обратные рефлекторные связи от кожных покровов (классические меридианы рефлексотерапии) и мышечно-связочного аппарата (мышечно-сухожильные меридианы) к сегментарным центрам вегетативной нервной системы, нарушающие регуляцию деятельности внутренних органов.

    Таким образом, «застойное» мышечное напряжение, вызванное стрессами, не только является причиной эмоционального дискомфорта, постоянной усталости, снижения жизненного тонуса и работоспособности (астенических состояний). Оно также лежит в основе многочисленных психогенных болевых синдромов, а на рефлекторном уровне становится еще и важным механизмом формирования психосоматических заболеваний.

    Каковы же наиболее типичные «маски» мышечного напряжения, имитирующие разнообразные болезни? В основном они определяются местонахождением участков повышенного мышечного тонуса (часто обнаруживаемых в теле в виде болезненных мышечных уплотнений). Перечислим их в порядке частоты встречаемости:

    1) Головные боли, включая как головные боли напряжения, так и мигренеподобные боли, связанные с напряжением задних шейных мышц (может присоединяться также головокружение, шум в ушах, тошнота/рвота).

    2) Напряжение мышц в области грудной клетки, вызванное эмоциями, служит распространенной причиной болей в области сердца (ошибочно расцениваемых как заболевания сердца, особенно если они связываются с сердцебиением или перебоями). При этом возможны и затруднения дыхания (чувство «нехватки воздуха», ограничение глубины вдоха) в стрессовых ситуациях, имитирующие проблемы с бронхо-легочным аппаратом.

    3) Участки хронического напряжения мышц передней брюшной стенки вызывают появление болей, имитирующих заболевания пищеварительной системы.

    4) Связанное со стрессами напряжение мышц, окружающих позвоночник, которое прячется за маской остеохондроза с его мышечно-тоническими проявлениями.

    Подробнее на описании проявлений мышечно-тонических расстройств, ввиду их исключительной важности для телесной психокоррекции, мы остановимся при описании клинической симптоматики психосоматических заболеваний.

    Телесно-психологические проблемы как нарушения психологической адаптации

    Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств: Телесно-психологические проблемы как нарушения психологической адаптации Соматический (клинический) подход к психологическим.

    Когнитивные механизмы формирования психологических проблем

    Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств: Телесно-психологические проблемы как нарушения психологической адаптации Соматический (клинический) подход к психологическим проблемам.

    Симптомы психосоматических расстройств

    www.psyportal.net

    About : admin