15 Май, 2018

Понятие о стрессе Стресс и дистресс

Понятие о стрессе Стресс и дистресс

Стресс-состояние неспецифического напряжения в животном организме, проявляющееся в ответ на действие неспецифическим факторов окружающей среды. Неспецифические или стрессовыеЯ эффекты действуют на весь организм или какую-либо часть его прямо или опосредованно через гипофиз и надпочечники.

Крайний перегрев, охлаждение или солнечное излучение могутЯ вызывать климатический стресс, недостаток корма или воды — голодный стресс, патогенные микроорганизмы или токсины внутренний стресс. Причина, вызвавшая стресс, называется стрессором. В последнее время принято называть все неблагоприятные явления, конфликтные ситуации и все виды недостаточности — стрессами.

Одной из наиболее характерных особенностей всех живых организмов является способность поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз) вопреки изменениям во внешней среде. Стрессовая ситуация возникает тогда, когда отклонение настолько велико, что ставится под угрозу взаимная согласованность всей системы организма.

Изучение причин, порождающих стресс и способов их устранения в современном животноводстве, очень важно. Первоначально явление стресса Ганс Селье (1936 г.) назвал общим адаптационным синдромом. В развитии синдрома стресса различают три стадии. Первую стадию Селье оценивает как выражение общей тревоги организма во время внезапной встречи с опасностью. Он называет эту стадию реакцией тревоги. Вторая стадия наблюдается в том случае, если повреждающее воздействие было не очень сильным. Тогда возрастает резистентность организма животного. В более поздний период второй стадии вид и функция органов практически возвращается к норме. Ганс Селье назвал эту стадию стадией резистентности. Третья стадия наблюдается тогда, когда действие повреждающего агента продолжается дольше.

В этом случае после второй стадии животное утрачивает свою резистентность и синдром стресса переходит в третью стадию — в стадию истощения, которая обычно заканчивается гибелью животного. Таким образом, в зависимости от обстоятельств синдром адаптации может быть полезным или вредным для организма.

Стресс — совокупность физиологических реакций, которые подготавливают организм к борьбе или отступлению. Стрессоры — шум, холод, чрезмерное тепло, мышечная нагрузка, ранение, вынужденная неподвижность, перемещение из одного помещения в другое, введение новых технологических элементов, перевод в группу новых незнакомых животных при отъеме, перевозке.

Животные, отбираемые на высокую, часто одностороннюю продуктивность, предъявляют относительно высокие требования к выравненным условиям среды. Животные (высокопродуктивные), чересчур перегруженные продуктивностью, теряют способность создавать в случае необходимости защитный барьер и удерживать равновесие внутренней среды.

Очень важную роль в реакции тревоги играет центральная нервная система. Мозг с помощью специфических ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и др.) получает информацию и приводит в действие три системы:

2) висцеромоторную и

К соматомо-торным рефлексам относятся изменения мышечного тонуса и различные движения, обеспечивающие уклонение и защиту от вредоносных воздействий. К висцеромоторным рефлексам относятся активизация вегетативных центров, т. е. симпатической нервной системы и блуждающего нерва. Благодаря этому изменяется тонус гладкой мускулатуры, кровяное давление повышается, сокращение сердца ускоряется. Эндокринная система участвует в метаболических процессах. Стимуляция симпатической нервной системы ведет к высвобождению из мозгового вещества надпочечников адреналина и норадреналина. Адреналин первым мобилизует энергетические запасы глюкозы из печени путем расщепления содержащегося в ней гликогена. Одновременно он извлекает из жировой ткани свободные жирные кислоты. Глюкоза необходима для деятельности центральной нервной системы.

Во время тревожной фазы стресса одновременно со стимуляцией симпатической нервной системы и мозгового вещества надпочечников вводится вторая линия защиты.

Во время стресса сильно активизируется система: передняя доля гипофиза — кора надпочечников.

Ни один организм не может постоянно пребывать в состоянии тревоги. От адаптационных гормонов, регулирующих активность тканей, зависит, поддастся ли организм действию стрессовых факторов или благодаря адаптации успешно справится с ними. Если стрессор настолько сильный, что его постоянное действие несовместимо с жизнью, организм погибает в течение первых часов или дней реакции трезоги. Если животное переживет эту реакцию тревоги, то у него наступает состояние резистентности. Проявление этой второй фазы (резистентности) коренным образом отличается от первой (тревоги) и часто является полной противоположностью тех явлений, которые характеризуют реакцию тревоги. Если для реакции тревоги характерно сгущение крови, снижение уровня хлора и преобладание выведения веществ из тканей над удержанием, то в фазе резистентности кровь разжижается, повышается уровень хлора, преобладают процессы анаболизма, сопровождающиеся восстановлением нормальной массы тела.

Стресс, с которым не удается справиться организму, требует столько энергии, что временно установившееся равновесие вновь нарушается, и вся система расстраивается. У животного начинается третья стадия — состояние истощения, признаки которого во многом похожи на проявление стадии тревоги.

zhivotnovodstvo.net.ru

Стресс и дистресс в жизни человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

и психолого-педагогических дисциплин

СТРЕСС И ДИСТРЕСС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

По курсу «Психология»

М.Л. Драгун, студент 3 курса

И.В. Слабухо, ассистент кафедры

гуманитарных и психолого-

Стресс как явление. Основные понятия

Экспериментальное исследование учебной тревожности

Рассмотрение учебного и экзаменационного стресса

Проведение исследования учебного стресса и уровня личностной тревожности

Список использованных источников

С появлением первого живого организма на нашей планете он стал учиться приспосабливаться к окружающей его среде и естественно испытывать стрессы. Он действует на все организмы, и избежать его воздействия невозможно. В наше время техногенной цивилизации человек находится в практически непрекращающемся стрессе, на нас постоянно воздействуют различные стрессоры, будь то неблагоприятные условия среды, или неприятности на работе и личной жизни. Каждое из этих воздействий может быть расценено субъектом как стресс. В современном мире довольно редко человек попадает в такую стрессогенную ситуацию, в которой от него потребуется реализация всех мобилизованных адаптационных ресурсов. В нашей повседневной деятельности чаще возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопленную энергию, вызванную физиологическими механизмами стресса, и тогда эта энергия начинает разрушать его самого. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, нас начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.

Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., достаточно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде.

Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса – не болезнь. Хотя российский психофизиолог Ю.И. Александров отмечает, что стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья [6, 326]. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово “дистресс” — в переводе с английского “страдание” — Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма.

Цель работы – рассмотреть феномен стресса, изучить его психологические и биологические особенности проявления у человека; более детально исследовать это явление на примере экзаменационного стресса.

Объект исследования – анализ таких психических стрессовых состояний личности, как напряжённость, тревожность в экстремальной ситуации учебы и экзамена.

Предмет исследования – готовность студентов вузов к действиям в экстремальной ситуации экзамена. Мы прослеживаем возможную зависимость успеваемости от эмоционального благополучия респондентов в процессе обучения, трудности и проблемы студенческого возраста, связанные, в частности, с личностной самооценкой и управлением процессом тревожности в стрессовой ситуации экзамена. Также выясняем основные последствия экзаменационного стресса.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1) Выявить условия и факторы, влияющие на показатель уровня стресса студентов в экстремальной ситуации экзамена.

2) Исследовать методы управления тревожностью, а также её проявления в виде интенсивности, уровня, глубины воздействия на физиологию и психику студентов.

3) Описать способы выражения тревожности во внешнем поведении респондентов исходя из их оценки своего состояния накануне экзаменов и в ходе экзаменов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ теоретической и экспериментально литературы по психологии, педагогике. В частности, проблема стресса в жизни человека рассматривается в изученных нами трудах таких авторов, как:

Г. Селье, «Стресс без дистресса». Этот автор является создателем теории стресса, на его теорию опираются все последующие ученые, исследующие явление стресса.

Ю.В. Щербатых, «Психология стресса и методы коррекции». Работа, современного российского ученого, в которой широко рассмотрено явление стресса и тревожности.

Л.А. Китаев-Смык, «Психология стресса». Работа советского автора, также изучавшего стресс.

2. Проведение анкетирования и наблюдений.

3. Анализ изученного и собранного в результате проведенного опроса материала и его графическое обобщение в виде таблиц.

Базой исследования стал Минский государственный высший радиотехнический колледж, 16 студентов которого 3 курса приняли участие в эксперименте. Способ проведения эксперимента – анкетирование, студентам были розданы бланки я рядом интересующих нас вопросов. Пример анкеты и заполненный бланки находятся в Приложении 1. Задача данного опроса: определить основные причины стресса у студентов, виды его проявления, способы его снятия, а также определение уровня тревожности студентов.

1. Теория стресса

Стресс как явление. Основные понятия

Понятию стресса можно дать несколько определений:

1) Стресс – нажим, давление, напряжение (англ.).

2) Стресс – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция – определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса – нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такое определение стрессу дал Г. Селье. Он писал: «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, а – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» [9; с. 105].

3) Стресс – состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия – чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы (Кузнецов А.Г) – вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.

4) Стресс – ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.

Виды стресса можно классифицировать на основании воздействующих стрессоров. Стрессоры – разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния – стресса.

а) стрессоры физиологические – чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулы и т.д.

б) стрессоры психологические – факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка и т.д.

Виды стресса (самая общая классификация).

а) Стресс физиологический.

б) Стресс психологический (можно разделить на 2 вида):

– Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей , не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.

– Стресс эмоциональный возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды [11].

У стресса можно выделить две формы:

а) стресс полезный – в эутресс,

б) стресс вредоносный – дисстрес.

Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

По мнению В. В. Суворовой, стресс – это «функциональное состояние организма, возникшее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов».

Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс, как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся на угрозу нарушения гомеостаза».

В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации».

Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:

Положительный эмоциональный фон;

Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:

Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т. д.;

Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса [10, с.14].

Стресс – это сложное, неоднозначное явление, проявляющееся на самых различных уровнях биосоциального существа под названием – человек. Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих половозрастных или социодемографических характеристик. Пока мы живём и взаимодействуем с окружающей нас средой путём осуществления каких-либо поведенческих актов, или общаемся с самим собой, актуализируя тот или иной мотив деятельности, обдумывая свои планы на день грядущий или анализируя день прошедший, мы в той или иной мере подвергаемся стрессу в различной степени его выраженности.

Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении, допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.

Предпосылкой для возникновения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от действия факторов среды. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также является и важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека, так как стресс помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации к любым изменениям в окружающей нас среде. Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» [9; с. 109].

Термин «стресс» часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс.

Стресс – это не просто нервное напряжение. Стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс наркоза – хорошо известное явление в хирургии, и многие исследователи пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения сознания. Стресс – не всегда результат повреждения: « Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или не приятной». Ганс Селье говорит, что полная свобода от стресса означает смерть[9].

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и степени его влияния на нашу деятельность, выяснение механизмов его возникновения и развития. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование играет важную роль в сохранении здоровья человека, создания условий, для проявления его творческих способностей, а так же плодотворной и эффективной деятельности в постоянно изменяющемся социуме.

В зависимости от механизмов возникновения стресса различают два его вида: физиологический и психологический. Несмотря на условность, такая дифференциация позволяет учитывать, к каким характеристикам субъекта преимущественно адресуются стимулы – биологическим или психологическим. С этой точки зрения можно выделить физиологические и психологические стрессоры.

Первые в своём биологическом влиянии на индивида превосходят некоторые средние, оптимальные величины, что ведёт к нарушению равновесия внутренней среды организма и угрожает его гомеостазису. Таким образом, физиологические стрессоры превышают адаптационные возможности индивида и связаны с характеристикой его как организма.

Психологические стрессоры затрагивают психологические структуры. Их анализ требует учёта эмоциональных, потребностно-мотивационных, волевых, темпераментальных, характерологических особенностей личности, её опыта и т. д.

Дифференциация физиологических и психологических стрессоров основывается на том, что они “запускают” разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряжённости. Однако в действительности воздействие стрессоров на индивида имеет интегральный, комбинированный характер, вовлекая одновременно и физиологические и психологические процессы.

1.2 Физиологический аспект

Одним из первых начал изучать влияние стресса на организм человека, канадский физиолог Ганс Селье. В Праге, работая в университетской клинике инфекционных заболеваний, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия проявляются спустя несколько дней, а начальные симптомы (слабость, температура, снижение аппетита) во всех случаях одни и те же.

Тогда же он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома (в первые она была описана Селье в 1936 году), впоследствии синдрома биологического стресса, согласно которой болезнетворный фактор (в случае инфекционного заболевания — микроб) обладает своеобразным «пусковым» действием, включает выработанные в процессе эволюции механизмы, которые являются важнейшей составной частью развёртывания картины заболевания.

Занявшись исследованием этих механизмов, Селье пришел к формулировке более универсальной концепции стресса. При изучении механизмов стресса были обнаружены факты фундаментального значения, в частности выяснена роль гормонов в стрессовых реакциях, и тем самым установлено их участие в неэндокринных заболеваниях.[9] Изучая в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, Селье убедился, что принципы защиты на уровне клетки в основном приложимы также к человеку и даже к целым сообществам людей.

Итак, по Селье; «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

Под словом неспецифический подразумевается то, что каждое предъявленное организму требование имеет своё специфическое или своеобразное значение для данного организма, то есть на морозе мы дрожим, что бы выделить больше тепла, а наши кровеносные сосуды кожи сужаются для уменьшения потери тепла с поверхности тела. На солнцепёке мы потеем, испарение пота охлаждает нас. При физических нагрузках предъявляются повышенные требования к мускулатуре и сердечно – сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительной энергии для выполнения работы, поэтому сердцебиения становятся чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц и таких примеров множество. Любое требование предъявленное организму требует специфической настройки или адаптации под это конкретное требование, однако в организме происходит и комплекс одинаковых приспособленческих реакций к этим различным специфическим требованиям.

Это навело его на мысль о рассмотрении «физиологического стресса» как ответа на любое предъявленное организму требование.

С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций:

а) Активной, или борьбы.

б) Пассивной – бегства из трудности, или готовности терпеть её.

Если в организм введён яд, бегство не возможно, но реакция всё равно может быть двух типов: либо химическое разрушение яда, либо мирное сосуществование с ним. Равновесие устанавливается путём выведения яда из тела, либо организм научается игнорировать яд.

Природа предусмотрела множество способов , с помощью которых приказы атаковать или терпеть яд передаются нашим клеткам на химическом языке. Биохимические исследования стресса показали, что эти два типа реакций во внутренне среде нашего организма обеспечиваются двумя же типами химических сигналов или нервных импульсов: борьба обеспечивается выделением кататоксических агентов, которые химически стимулируют выработку разрушительных ферментов, активно атакующих возбудителя болезни, ускоряя его гибель, а пассивная реакция обеспечивается выделением синтоксических агентов действующих как транквилизаторы (успокоители), создающих состояния пассивного терпения, то есть мирного сосуществования с вторгшимися чужеродными веществами (кортикоидные гормоны типа кортизона), это касается сохранения нашего гомеостазиса, а применительно к нашей деятельности в жизни человек должен сам решать, какую реакцию избрать исходя из оценки наличной или прогнозируемой ситуации.

Ганс Селье выделил 3 фазы общего адаптационного синдрома (О.А.О) или синдрома биологического стресса (динамика стресса):

Стадия тревоги – это мобилизация адаптационных возможностей организма. Автор концепции предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Ограниченность адаптации проявляется уже на первой стадии стрессовой реакции. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу, но сопротивление его недостаточно и если стрессор сильный (тяжёлые ожоги, крайне высокие или крайне низкие температуры ), смерть может наступить в течении первых часов или дней, но если организм сумел адаптироваться к стрессору, он переходит в следующую стадию.(Увеличение и повышенная активность коры надпочечников, сморщивание или атрофия вилочковой железы (тимус) и лимфатических узлов, появление язвочек желудочно-кишечного тракта). Стадия тревоги разделяется на две фазы: а) шока – начало воздействия стрессора (По мнению Л.А. Китаева-Смыка длится 48 часов), б) противошока – активация нервной системы, собственно мобилизация адаптационных возможностей организма (в среднем составляет 11 суток). [3]

Стадия сопротивления (резистентности или адаптации). Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему, сбалансировано расходуя адаптационные резервы. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного, но в виду того, что адаптационные резервы ограниченны и если стрессор продолжает воздействовать достаточно для данного организма долго и нет возможности снять воздействие или уменьшить его интенсивность наступает третья стадия. Продолжительность стадии в десятки раз больше чем первой, в зависимости от интенсивности стрессора и запасов адаптационной энергии индивида.

Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает.

Рис.1 Динамика стресса

Трёхфазная природа О.А.О. дала первое указание на то, что способность организма к приспособлению, или адаптационная энергия не беспредельна. Холод, мышечные усилия, кровотечения и другие стрессоры могут быть переносимы в течение ограниченного срока.

После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причём продолжительность периода сопротивления зависит от врождённой приспособляемости организма и от силы стрессора. Поэтому если вовремя не снизится действие стрессора, в конце концов, наступает истощение и организм погибает.

Точно не установлено, что именно истощается, но ясно, что не только запас калорий: ведь в период сопротивления продолжается нормальный приём пищи. Поскольку наступила адаптация, а энергетические ресурсы поступают в неограниченном количестве, можно ожидать, что сопротивление может продолжаться сколь угодно долго. Но подобно машине, которая постепенно изнашивается даже без дефицита топлива, человек тоже становится жертвой износа. Эти три фазы напоминают стадии человеческой жизни: детство, когда низкая сопротивляемость и чрезмерные реакции на раздражители, зрелость, когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость и старость, с необратимой потерей приспособляемости и постепенным дряхлением, заканчивающаяся смертью.

Необходимо отличать поверхностную адаптационную энергию от глубиной. Поверхностная адаптационная энергия доступна сразу же, по первому требованию, а глубокая адаптационная энергия хранится в виде резерва, который, по-видимому, не начинает активироваться до тех пор, пока хватает поверхностного. И если поверхностная энергия довольно легко восстанавливается (например, сном после тяжёлого трудового дня), то глубинная практически не подлежит восполнению. Таким образом, стадия истощения после кратковременных нагрузок на организм оказывается обратимой, но полное истощение адаптационной энергии необратимо. [9]

Дальнейшее изучение стрессовых воздействий показало, что есть разные категории людей, для которых стресс может стать предпосылкой к различным психосоматическим заболеваниям, таким как язва желудка, хроническая гипертония со своим следствием инфаркт миокарда и т.д.

Роберт С. Элиот доктор медицинских наук, работающий в американском Институте медицины стресса, считает, что сердечные приступы, следствие фатальных изменений в сердечно — сосудистой системе, повреждения сердечных тканей и артерий. Тридцати летний опыт работы в области кардиологии позволил ему сделать выводы о том, что внезапные сердечные приступы, от которых умирает около 520 тысяч американцев ежегодно, есть результат стрессовых воздействий. Исследования Р.С. Элиота показали, что при современной физической и психологической нагрузках у каждого пятого человека имеются отклонения от нормы кровяного давления. На основании этого он выявил категорию «взрывных» людей. Постоянное повышенное кровяное давление ведёт к коронарной недостаточности и делает реальным риск возникновения смертельного сердечного приступа (сердечного удара). При стрессе повышается уровень холестерина в крови. Показателем здоровья человека является величина кровяного давления в момент повышенной активности организма, поэтому обследование в кабинете врача не может выявить степень риска сердечного заболевания. Установлена прямая связь между стрессом, нарушениями иммунной системы и раком. На современном уровне медицины можно выявить склонность к гипертонии задолго до того, как болезнь проявит себя. Элиот как последователь Г. Селье выделяет два вида реакций на стресс. Первый вид выглядит так: пытаясь овладеть ситуацией при воздействии стрессора, организм подготавливается либо к сопротивлению, либо к пассивной сдаче. Это время опасности, сердце гонит кровь быстрее и с большей силой, кровяное давление резко возрастает, лёгкие потребляют больше кислорода. В это время нашему мозгу требуется больше адреналиноподобных веществ – катехоламинов. Катехоламины, производные пирокатехина. Природные катехоламины (адреналин, норадреналин, дофамин) — медиаторы нервной системы, первые два — гормоны надпочечников животных и человека. Участвуют в обмене веществ и приспособительных реакциях организма, обеспечивая гомеостаз. При физическом и психическом напряжении (стрессе), некоторых болезнях содержание катехоламинов в крови и моче резко возрастает. Мы либо решаемся противостоять опасности, либо нет. Причём не важно, что это за ситуация – поиск ли пищи в пустыне, попытка ли предотвратить столкновение со встречным поездом или необходимость правильно составить документ. Способность бороться или не бороться зависит от специфики вашей личности.

Вторым видом реакции на стресс является хроническое беспокойство, в результате чего организм подготавливается к долговременным изменениям. Исследования показали, что это наиболее частая реакция на стихийное бедствие, истощение жизненных ресурсов, любой вид конфронтации и недовольства собой. Беспокойство является биологической реакцией организма на потерю самоконтроля, и в современном обществе этот вид реакции может иметь самые неприятные последствия.

Во время тревоги усиленно выделяется кортизол. Под его воздействием кровяное давление медленно и неуклонно растёт, ощущается нехватка соли, увеличивается кислотность желудочного сока, поскольку организму требуется больше калорий. В кровь поступают высокоэнергетичные жиры и перерабатывающие ферменты. Иммунная система ослабевает, активность половых и других вторичных гормонов подавляется. Организм подготавливается к долгой перегрузке. Для большинства людей реальные физические опасности или условия выживания – весьма редкие явления, тем не менее, люди «взрывной» категории сильно реагируют на любой стрессор – так, будто постоянно подвергаются нападению тигров или им грозит неминуемая смерть от голода. Самые обыденные происшествия дают у них резкий скачок кровяного давления.

Избыток катехоламинов в крови может приводить к повреждению сердечных тканей. Повреждения, вызванные катехоламинами наблюдаются у 86% умерших от сердечного приступа. [10]

1. Стрессу одинаково подвержены все живые организмы способные взаимодействовать с окружающей средой.

2. Реакция стресса направлена на адаптацию организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.

3. Адаптационные ресурсы организма у разных людей разные и соответственно способности к их восстановлению так же различаются индивидуально.

Влияние одного и того же стрессора на разных людей различаются степенью выраженности стресса по силе влияния на адаптационные возможности индивида.

1.3 Психологический аспект

Стресс – является давлением или напряжением испытываемым человеком. Дистресс – это чрезмерный стресс с обязательным ухудшением адаптации организма к среде и с обязательным же сопровождением отрицательными эмоциями. Ганс Селье говорит о том что, действие должно быть завершено, иначе дистресс. По Селье «Главный источник дистресса – в неудовлетворённости жизнью и в неуважении к своим занятиям…».[7] Эустресс – это положительный стресс без нарушений адаптации организма и в присутствии положительных эмоций.

Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и в то же время позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования.

Само понятие психологический стресс было введено Р.Лазарусом, он считал, что психологический стресс – это состояние чрезмерной психической напряжённости и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера. Дж. Эверилл считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т.е. отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П.Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации». Ю.С. Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих её самоактуализации». [4,с.231] Анализ психологического стресса требует учёта как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в стрессовой ситуации. Психологический стресс представляет собой, прежде всего состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие.

Основные отличия между психологическим и биологическим стрессом можно представить в виде таблицы:

Отличия между биологическим и психологическим стрессом

xreferat.com

Стрессы в структуре организационного поведения персонала

Стресс — термин, используемый для характеристики разнообразных состояний человека, возникающих в ответ па экстремальные воздействия факторов внутренней и внешней среды, т.е. стрессоров. Различают стрессы двух видов: физиологические и психологические. К первым из них относятся: чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые ощущения и т.п. Второй вид включает информационный дефицит или перегрузку, монотонность деятельности, отрицательные эмоции и др.

В общем смысле стресс можно определить как ситуацию, когда требования, предъявляемые к трудовой деятельности, превышают способности персонала. Стресс может оказывать на персонал как положительное, мобилизующее влияние (эустресс), так и отрицательное (дистресс), вплоть до полной дезорганизации его деятельности. Поэтому оптимизация организационного поведения в менеджменте должна предусматривать как комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса, так и действия, приводящие к периодическому проявлению стрессовых ситуаций слабой интенсивности. Как показывает практика управления персоналом, многие работники могут полностью использовать свои способности только в ситуации стресса.

Рассмотрим влияние стресса и дистресса на эффективность трудовой деятельности персонала. В целом все возникающие при этом последствия можно сгруппировать в физиологические, энергетические, мыслительные, когнитивные, эмоциональные и поведенческие группы.

Основное физиологическое последствие стресса — выброс в кровь адреналина и норадреналина из надпочечников, а также гормонов щитовидной железы. Это вызывает следующие черты поведения персонала на рабочем месте (табл. 11.1).

Таблица 11.1. Положительные и отрицательные для трудовой деятельности персонала последствия стресса

Ускоряются временные физиологические возможности человека

Если эта ситуация не переходит в мгновенно выполняемые действия, то развивается гипертония и сахарный диабет

Увеличивается скорость усвоения энергии и ее превращения в психическую активность

Развивается умственное истощение, потеря веса и физический коллапс

Улучшается работа мышц

Кровь перебрасывается от желудка к легким и мышцам, что увеличивает уровень физических возможностей человека

Развиваются заболевания желудка, особенно если во время стресса принимать пищу

Кровь перебрасывается от кожи к внутренним органам, что способствует охлаждению работающих мышц

Теряется внешняя привлекательность, и в результате переохлаждения развиваются простудные заболевания

За счет расширения вентиляционных каналов и учащения дыхания усиливается усвоение энергии

Снижается острота зрения, и нарушается сердечный ритм

Временно снижается чувствительность к боли, что увеличивает степень концентрации внимания па принятии эффективных управленческих решений

В послестрессовый период увеличивается чувствительность к любым недомоганиям

Ослабевают аллергические реакции в органах дыхания, что обеспечивает лучшее снабжение кислородом головного мозга

Снижаются защитные реакции организма, что увеличивает вероятность развития инфекционных, онкологических заболеваний, склонность к аллергии

Увеличивается психическая активность, что способствует быстрому принятию решений

Повышенная психическая активность переходит в физическую слабость и сонливость

Не тратится энергия на сексуальное возбуждение, уменьшается вероятность беременности, т.е. уменьшается уровень помех по отношению к мыслительной деятельности

Развивается импотенция и фригидность

Появляются способности к трансформации излишне сложной деятельности в простые и понятные для персонала операции

Уменьшается концентрация внимания, что приводит к росту числа "ошибок новичка"

Четко фиксируются изменения факторов внешней среды, связанные с необходимостью трансформировать ход выполнения работ

Увеличивается отвлекаем ость, что проявляется в потере "нити разговора" при деловых коммуникациях

Уменьшается скоропалительность в принятии решений

Персонал более взвешенно принимает решения в ситуациях повышенного риска

Скорость ответов на вопросы становится непредсказуемой (как правило, человек более медленно реагирует на вопросы, а попытки компенсировать эту реакцию другими способами приводит к излишне торопливым, необоснованным решениям)

Увеличивается концентрация внимания на наиболее быстро решаемых проблемах

Увеличивается частота ошибок в трудовой деятельности, не связанных с низким уровнем квалификации работника

Критически пересматриваются приоритеты в трудовой деятельности

Практически полностью теряется способность к долгосрочному планированию действий

Растет желание документально фиксировать получаемую информацию, что способствует ее долговременному сохранению

Возрастают иллюзии и другие подобные им нарушения мышления

Усиливаются физические и психические возможности человека

Растет физическое и психическое напряжение, что делает невозможным мышечную и психическую релаксацию

Улучшается качество контроля изменений внешней среды

Возникает болезненная мнительность поведения, переходящая в психосоматические заболевания

Возрастает "жесткость поведения" но отношению к отклоняющемуся поведению других работников

Полярно меняются личностные характеристики работника (добрый—злой, демократ—автократ и т.п.)

Работники стараются произвести более благоприятное впечатление на коллег и деловых партнеров

Обостряется внимание к имеющимся личным проблемам (внешность, уровень благосостояния и др.)

Концентрируется внимание на соблюдении этических норм поведения

Нормы поведения или сексуального контроля ослабевают или резко возрастают

Растет эмоциональный интерес к процессу и результатам трудовой деятельности

Растет число эмоциональных взрывов

Уменьшаются личные амбиции, работники более трезво оценивают свои возможности

Резко падает самооценка работника, развивается чувство беспомощности

Общие поведенческие последствия

Увеличивается уровень эмоциональности общения, что положительно влияет на поведение партнеров

Возрастают речевые проблемы (заикание, сбивчивость и т.п.)

Растет прагматизм в восприятии отдельных трудовых операций

Ослабевает заинтересованность в результатах труда (все не нужно, не интересно и т.п.)

Снижается уровень бюрократизации трудового повеления

Растет число беспричинных нарушений дисциплины

Возникает установка па более бережное расходование энергии

Снижается или колеблется энергетическое обеспечение трудового поведения

Персонал более внимательно относится к состоянию своего здоровья

Растет злоупотребление лекарственными и наркотическими препаратами

Растет уровень интуиции

Концентрируется внимание на эффективности тех или иных управленческих решений

Растет уровень цинизма в отношениях с коллегами и клиентами, вся вина при этом сваливается па другую сторону

Устраняются элементы дублирования деловой информации

Игнорируется новая, даже очень полезная информация

Рационализируется принятая система контроля трудового поведения

Переносится на других ответственность за выполнение самых неприятных обязанностей

Растет тенденция к упрощению излишне сложных трудовых операций

Рабочие проблемы решаются поверхностно, формально, легко сдаются ранее завоеванные позиции

Увеличивается готовность к восприятию нестандартных, инновационных форм трудового поведения

Появляются причудливые поведенческие особенности (бытовая неряшливость, угрозы самоубийства и т.п.)

Мыслительные последствия стресса связаны с изменением уровня сосредоточения человека, обусловленным поступлением в кровь эндорфинов из гипоталамуса и кортизона из надпочечников’. Они оказывают следующее влияние на трудовую деятельность человека (см. табл. 11.1).

Когнитивными последствиями слишком сильного стресса называются нарушения относительно устойчивых индивидуальных особенностей познавательных процессов субъектов.

Эмоциональные последствия излишне сильного стресса обычно выражаются в нарастании негативного отношения к сложившейся ситуации. Положительные и отрицательные реакции персонала, возникающие в данной ситуации, представлены в табл. 11.1.

Общие поведенческие последствия стресса имеют в основном форму отклоняющихся трудовых действий в виде отрицательных и положительных моментов.

studme.org

Слово «стресс» прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, используем мы его только в отрицательном значении, понимая под ним состояния депрессии или разные неприятности и мало задумываясь об его истинном значении.

В наши дни все вокруг говорят о стрессе, связывая его с административной, ответственной работой, с вредностями окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника и т.д.

Слово «стресс» прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, используем мы его только в отрицательном значении. Под ним понимают и состояние депрессии, и кратковременные неприятности, и мало кто задумывается об истинном значении понятия «стресс», его особенностях и механизмах, и уж тем более не связывают его с психикой человека.

Стресс и дистресс – состояния психического напряжения, возникающие в сложной жизненной ситуации.

Стресс нарушает привычный устой в организме и заставляет его адаптироваться к раздражителю. Стресс – это наша повседневная жизнь: быт, работа, болезнь, рождение ребенка. Стресс влияет на наше поведение, нашу работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими. К стрессу все мы относимся по-разному. Кто-то может достаточно спокойно справиться со стрессовой ситуацией, а на кого-то стресс может оказать вредное воздействие и перейдет в дистресс. Так что же такое «стресс» и «дистресс»?

Стресс и дистресс. Виды и особенности.

Наиболее точную и распространенную классификацию стресса предложил американский психолог Ричард Лазарус. Он выделил физиологический и психологический стресс.

Физиологический (или физический) стресс, в первую очередь, связан с болью при повреждении кожных и других структур организма или вызван неблагоприятным воздействием факторов внешней среды (холод, жара) и лишениями (жажда, голод). Физиологический стресс является самым простым и древним по своей природе.

Психологический стресс – это сложный психический процесс, возникающий у человека и ведущий к обострению или сужению восприятия окружающего, внимания, памяти, мышления.

В повседневной жизни слово «стресс» часто употребляется только в негативном значении. На самом же деле стрессы бывают двух видов: полезные и вредные.

Полезный стресс – это эустресс. Он необходим для полноценной жизни каждому человеку. Мы даже не подозреваем, что небольшая доза полезного стресса благоприятна для нашей жизни и наш организм не мог бы без него существовать.

Вредные стрессы или дистрессы появляются тогда, когда организм больше не в силах бороться с внешними раздражителями (хронический недосып или бесконечные проблемы в семье, конфликты на работе). Именно такое состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

Кратковременный стресс – это полезный стресс, эустресс, естественная реакция организма, связанная с инстинктами, рефлексами и эмоциями. Действие такого стресса непродолжительно и не представляет опасности.

Хронический стресс или дистресс – наиболее опасный вид стресса. Он длится постоянно и как бы «идет фоном по жизни» и часто приводит к нервным срывам, депрессиям и суицидам, вызывает повреждение и гибель нейронов головного мозга.

Наиболее распространен и вреден психологический или эмоциональный (психоэмоциональный) хронический стресс – дистресс. Во многом он связан с оценкой человеком возникшей ситуации, его переживаниями (разочарование, конфликт, угроза).

Психоэмоциональный дистресс отрицательно сказывается на деятельности человека, сопряжен с переживанием сильных эмоций. В этом случае реакции индивидуальны и не всегда предсказуемы. Реакция на противоположные (положительные или отрицательные) эмоции могут быть совершенно одинакова.

При психоэмоциональном дистрессе происходит снижение сопротивляемости всех защитных свойств организма, появляются соматовегетативные нарушения (повышение артериального давления) и проявление дискомфорта (боли в сердце). Длительные и бесконечно повторяющиеся стрессы могут привести к психосоматическим заболеваниям. В таком случае важна длительность воздействия неблагоприятного фактора. Возможна дезорганизация психической деятельности и изменения в поведении, активным или пассивным.

Для активного поведения характерны двигательное беспокойство или даже проявление агрессии. Для пассивного – оцепенение, напряжение мускулатуры и невозможность адекватных реакций на внешние раздражители.

Дистресс так же может быть личностным и социальным. Личностный информационный дистресс связан с известиями о событии или угрозе. Личностный профессиональный дистресс вызван влиянием трудовой, учебной или другой деятельности и может закончиться «феноменом профессионального или эмоционального выгорания».

Социальный дистресс возникает при конфликтных взаимоотношениях в различных социальных группах или системах. Ганс Селье назвал его главным дистрессом современного человека.

Воздействие стресса и дистресса на человека.

Принято считать, что стресс опасен для здоровья, и никакие положительные влияния этого состояния не рассматриваются. Однако многие физиологические реакции на внешние воздействия способствовали выживанию организма в критические моменты жизни.

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни».

Человеческий организм в течение всей жизни испытывает сильнейшее влияние стрессоров, которые могут положительно или отрицательно сказываться на состоянии человека. Без стресса невозможна мобилизация внутренних ресурсов. Как писал сам Ганс Селье: «… Полная свобода от стресса означает смерть».

Исследования Ганса Селье подтвердили положительные стороны стресса как реакции организма, мобилизующей внутренние резервы, что способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям и воздействиям. Но в случае если воздействие стресса слишком велико или продолжительно, то возникает перегрузка адаптационных возможностей, что приводит к психологическим и физиологическим нарушениям в организме. В таком случае стресс становится травматическим.

Психологами выявлено, что возраст не влияет на формирование стрессов, и особым психическим состояниям «стресс» и «дистресс» подвержены даже дети. Негативное воздействие возникает в результате ограничения при удовлетворении необходимых потребностей. Дети могут испытывать стресс при утрате родителей, недостатке любви и заботы, боязни «остаться одному». Детский стресс могут провоцировать негативные воздействия или угроза физического или сексуального насилия.

Основными причинами дистресса признаны:

— невозможность удовлетворения физиологических потребностей в воде, еде, кислороде и т.д.;

— сложные условия жизни (недостаток кислорода высоко в горах);

— серьезные повреждения кожных покровов, длительная болезнь или чрезмерная боль;

— негативные эмоции длительного воздействия (затяжной конфликт, постоянный страх).

Дистресс может возникнуть не только в результате длительных и негативных воздействий на организм, но и в результате собственной негативной оценки происходящего. В таком случае человек концентрируется на возникшей проблеме и не может найти выход из ситуации. В результате чего организм подвергается чрезмерному напряжению и не в состоянии адекватно реагировать на создавшуюся ситуацию.

Любой эмоциональный всплеск может явиться источником стресса. При этом устойчивость организма усиливается, происходит мобилизация энергетических ресурсов, обеспечивая сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти ресурсы истощены, и нет возможности сопротивляться внешним воздействиям.

Необходимость недопущения перехода стресса в дистресс является жизненноважной для любого индивида, а умение справляться с негативными воздействиями поможет сохранить физическое и психическое здоровье.

Неврычева Елена Викторовна – зав. кафедрой сестринского дела

КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации здравоохранения»,

xn--80aaccdhusn7aaftgr1dzf.xn--p1ai

About : admin