10 Авг, 2018

Питание детей с аутизмом

Витамины для детей с аутизмом

Витамины, так же как и лекарства и физиотерапия — очень важны для детей, страдающих аутизмом. Без тщательно подобранных витаминных и минеральных добавок — эффективность лечения будет значительно ниже. В некоторых случаях, нехватка витаминов и минералов — может способствовать росту тяжести симптомов. Дело в том, что аутичные дети — часто имеют нарушения в функционировании вкусовых рецепторов. Как правило, они едят одно и то же — снова и снова, существенно ограничивая разнообразие продуктов питания в своем рационе.

Кроме того — ограниченные функции их организма не дают им должным образом поглощать и переваривать все, что они едят. Доказательством этому являются частые случаи у них диареи и других расстройств желудка. Нерегулярные и неправильные испражнения указывают на то, что пищеварение детей с аутизмом не в лучшей форме, и часто свидетельствует о недополучении витаминов из пищи.

Родители аутичных детей, должны принимать дополнительные меры чтобы убедиться, что их дети имеют действительно полноценный и богатый витаминами рацион. Обеспечить гармоничное питание, тем не менее — может быть очень трудным делом.

Некоторые из причин, почему детям с аутизмом следует принимать витамины:

Кроме привычной необходимости в дополнительном питании, витаминные добавки нужны потому, что аутизм это не просто расстройство мозга — но полномасштабная болезнь вызванная сбоем в работе организме (иммунной системы, например). Многие исследования были проведены чтобы понять — происходит ли аутизм из-за генетических факторов, или из-за других причин. Аутизм — недуг всего тела, и один из способов его лечить — это позволить телу естественным образом исцелять его с помощью витаминов и обилия питательных веществ в организме.

Ребенок с аутизмом не может полностью поглощать питательные вещества и витамины из еды, из-за их ограниченных возможностей в переваривании пищи. Лучший способ помочь аутичному ребенку в восполнении питательных веществ и витаминов, давать им их в простейшей форме, в виде пищевых добавок и витаминных комплексов.

Актуальным средством помощи детям страдающим аутизмом являются добавки содержащие клейковину и казеин. Глютен и казеин содержат белки присутствующие в пшенице и молочных продуктах.

Клинические исследования и отзывы родителей детей страдающих аутизмом свидетельствуют, что использование витаминов и пищевых добавок помогли смягчить симптомы аутизма.

Родители аутичных детей, должны вести запись ежедневного рациона питания и тщательно наблюдать за реакцией организма ребенка на потребляемые продукты, особенно во время ранней стадии диагностики аутизма. Следует помнить, что существуют продукты — которые могут увеличить аутоиммунные реакции, при этом, обычно следует ослабление иммунной системы в борьбе с формующими окисление клетками, а также бактериями и вирусами. Некоторые продукты могут даже уменьшить циркуляцию крови в клетках — препятствуя центральной нервной системе в передаче регулирующей информации. Тем не менее многие продукты содержат витамины и минералы, крайне необходимых детям с аутизмом и очень важны для них. Давайте перечислим наиболее важные из них.

1. Овощи и фрукты с витамином В6

а) Натуральные овощи и фрукты, выращенные в экологически чистой обстановке, не будучи опрысканными вредными химическими веществами. Они дорогие, по сравнению с обычными продуктами, но у них есть свои уникальные преимущества. Продукты испортить легко, овощи и фрукты должны появляться на рынке на второй день как их собирают — это снижает до минимума потери питательных веществ. Если вы можете купить овощи и фрукты прямо у фермеров — это будет наилучший вариант. Так как большинство аутичных детей страдают дефицитом витамина В6, цинка, селена и магния — пожалуйста, убедитесь, что вы выбираете овощи и фрукты с высоким их содержанием.

б) Натуральное мясо

Важно, чтоб родители детей аутистов, выбирая мясные продукты для своих детей, особо следили за тем, чтобы животные — мясо которых покупается для питания, были выращены без гормональных добавок. Наличие гормона роста в мясе животных — может помешать функции центральной нервной системы в регулировании производства гормонов у ребенка, тем самым увеличивая тяжесть симптомов аутизма и риска возникновения опухолей головного мозга и рака.

2. Витамины для кровообращения

а) Незаменимые жирные кислоты

Жирные кислоты, кроме жизненно важных функций для печени и белкового обмена, играют важную роль в оказании помощи клеткам в передаче информации, а также снижения уровня плохого холестерина в крови.

Чеснок — считается одним из супер продуктов, содержащих вещества, которые помимо уменьшения формирования жировых бляшек накапливающихся в стенках артерий, делают кровь реже — тем самым улучшая функции кровообращения по всему телу(в том числе и в нервной системе). Это приводит к снижению симптомов аутизма. Детям, которые принимают лекарства для разжижения крови — нужно дополнительно проконсультироваться с врачом перед включением чеснока в рацион питания.

Апельсины содержат большое количество витамина С и биофлавоноидов, которые, помимо помощи иммунной системе в борьбе с аутоиммунными дисфункциями и окислениями клетки, способствуют укреплению стенок капилляров и увеличивают приток крови в организме.

Арбузы богаты ликопином — который не только помогает предотвратить неравномерный рост клеток(включая опухоли и рак головного мозга), но также снижает накопление налета в артериальных стенках, тем самым — увеличивая способность кровеносной системы в транспортировке кислорода и питательных веществ в клетки. Это очень важно, в том числе и для центральной нервной системы детей с аутизмом.

3. Витамины для детоксикации

Кроме высокого содержания витамина С и других жизненно важных витаминов и минералов, содержит большое количество хлорофилла — одного из веществ, которое не только помогает укрепить стенки артерий и снижают уровень плохого холестерина в крови, но и очищает от токсинов (в том числе и тяжелых металлов).

Большое количество витамина С в лимоне позволяет конвертировать накопленные токсины в водорастворимые формы и устранение их через почки мочевой секреции.

Кроме разрежения крови для ее лучшей циркуляции и увеличения иммунной функции в борьбе с клеточным окислением, он также способствует активизации ферментов печени в ликвидации токсинов.

Содержит большое количество фитохимических веществ называемых изотиоцианатами, которые помимо помощи для ингибирования канцерогенеза и онкогенеза, также рассматриваются как фермент-стимулирующий агент, помогающий уменьшить воспаление и улучшить ликвидацию токсинов.

Есть еще очень много овощей и фруктов, которые имеют те же функции, например: капуста, подорожник и т.д. Пожалуйста, убедитесь, что вы выбрали именно то, что ваш ребенок любит.

4. Влияние витаминов на иммунную систему

а) Соевые продукты

Соевые продукты питания содержат большое количество растительного белка. Исследования показывают, что дефицит высококачественного белка может привести к истощению иммунных клеток, что приводит к неспособности организма вырабатывать антитела, и к другим иммунным проблемам.

Морковь содержит большое количество бета-каротина, который выделяется из витамина А. Он является мощным антиоксидантом, который не только помогает иммунной системе в борьбе с ростом нерегулярных клеток, но также предотвращает нарушение иммунной функций проявляющейся в нападениях на здоровые клетки тела.

Красная рыба содержит большое количество незаменимых жирных кислот, которые не только способствует улучшению передачи информации в центральной нервной системе, но также является жизненно важными для функций печени в борьбе с токсинами, которые накапливаются в организме.

5. Борьба с пищеварительными проблемами

а) Продукты содержат пищеварительный фермент

Большинство детей с аутизмом имеют пищеварительные проблемы, вызванные дисбалансом микроорганизмов в желудочно-кишечном тракте. Поэтому у них часто есть проблема с перевариванием сложных продуктов, в том числе с высоким содержанием клетчатки. Добавление продуктов, богатых пищеварительным ферментом способствует улучшению пищеварительной системы в освоении жизненно важных витаминов и минералов, тем самым уменьшая риск дисфункции иммунной системы и симптомы аутизма, вызванные дефицитом питательных веществ.

Поддержание и исправление уровня pH помогает снизить риск чрезмерного роста вредных бактерий в желудочно-кишечном тракте и увеличить выработку пищеварительных ферментов для освоения жизненно важных питательных веществ в нашем организме. Нужно иметь соответствующий уровень магния и калия для поддержания рН баланса между 6,5 и 7,5 — оптимального для синтеза белка и активности фермента.

Пищевые продукты, содержащие большое количество пищеварительных ферментов — это ростки пшеницы, бобовые, папайя и ананас.

6. Помощь центральной нервной системе

Кроме высокого содержания кальция и других жизненно важных витаминов и минералов, а также фито-химических веществ, которые очень важны для иммунной системы охраны нашего тела против инфекций и воспалений, соевый белок также помогает улучшить функции мозга и качества медиаторов. Большинство нейротрансмиттеров содержат аминокислоты, включая белки триптофан и тирозин которые уменьшают тяжесть симптомов аутизма.

б) Шпинат и клубника

Шпинат и клубника содержит большое количество антиоксидантов, которые помогают снизить риск образования свободных радикалов в центральной нервной системе, и таким образом, увеличивают способность клеток головного мозга в регулировании гормонов желез и улучшения в передаче информации.

Пищевой белок должны быть разбит на аминокислоты для функционирования нейротрансмиттеров, гормонов, ДНК и ферментов. Поэтому потребление пищи с хорошим содержанием белка — поможет уменьшить симптомы нервной нерегулярной функции детей с аутизмом.

Есть 2 вида пищевого белка

а) Полноценный белок, содержащий все восемь незаменимых аминокислот — включает в себя рыбу и мясо, мясо птицы и яйца, сыр и йогурт.

б) Неполный белок, содержащий некоторые из 8-ми незаменимых аминокислот, включает в себя зерновые и зернобобовые культуры.

Вы можете комбинировать неполные белки, чтобы составить полноценный белок, например сочетая рис и бобы.

Полный белок необходим для улучшения функций клеток головного мозга, но не все продукты с полным белком хороши для детей страдающих аутизмом, некоторые из них могут вызывает аллергические реакции, проконсультируйтесь с вашим врачом или диетологом перед его применением.

Важный совет родителям для детей с аутизмом — ведите дневник питания ребенка!

Следите за поведением ребенка и симптомами, проявляющихся у него при потреблении разных продуктов питания. Это поможет выявить те продукты, которые вызывают аллергическую реакцию иммунной системы и заменить их на другие, содержащие как минимум такие же питательные вещества и витамины.

vitaminux.ru

Матери с аутизмом: «Я воспитывала своих детей совершенно иначе»

У женщин с аутизмом шанс неверного диагноза в два раза выше, чем у мужчин. Амелия Хилл поговорила с четырьмя матерями, которые смогли распознать свою проблему, исследовав поведение их детей.

Быть девушкой или женщиной с аутизмом — тяжело. Это только в последние два или три года многие психологи начали признавать, что это заболевание не ограничивается только мальчиками или мужчинами. Но еще тяжелее быть мамой с аутизмом, и еще тяжелее, чем это — быть мамой с аутизмом детей с аутизмом.

Эксперты говорят, что существует множество матерей, выросших с недиагностированным аутизмом. Эти женщины зачастую распознают свою проблему, исследуя симптомы собственных детей.

Примерно пятая часть людей с аутизмом впервые узнали свой диагноз уже во взрослом возрасте, хотя и нет официальных данных о диагностике взрослых. Существует гораздо большая вероятность того, что женщины с аутизмом так и не будут выявлены — исследование Национальной Ассоциации Аутизма показало, что аутизм у мужчины был обнаружен в два раза чаще, чем у женщин (10% и 5% соответственно).

Даже после постановки диагноза матери с аутизмом зачастую прячут свое заболевание от окружающего мира, страшась того, что у них заберут детей, если вдруг социальный работник неправильно истолкует симптомы аутизма, приняв их за потенциальную угрозу ребенку.

«Их собственный аутизм, зачастую невыявленный, означает, что они могут запутать врачей и быть обвиненными в том, что они провоцируют или придумывают проблемы своих детей», — говорит доктор Джудит Голд, главный консультант и бывший директор Центра Аутизма имени Лорны Винг. Она первая разработала единственный специальный тест-диагностику для женщин и теперь обучает врачей, как распознавать поздне-взрослый женский аутизм.

Если они попадают в неприятности, я предприму практичные шаги, чтобы помочь им, а это означает, что будет нелогично разозлиться, расстроиться или наказывать их

Замужем, четверо детей в возрасте от 19 до 26, двое из которых нейроотличные, а двое нейротипичны. Лора Джеймс написала первый мемуар британской женщины с аутизмом — «Странная девушка на воле», опубликованный одним из ведущих британских издательств. Диагноз ей был поставлен в прошлом году.

«Я воспитывала своих детей совсем иначе по сравнению с нейротипичной матерью. Для начала, я никогда их ни за что не ругала. Мне это просто кажется не логичным. Если они делают что-то, что тебе не нравится, то только потому, что у тебя есть предвзятое мнение, какими дети должны быть, выглядеть или вести себя. Это нелогично. С другой стороны, если они делают что-либо опасное, то гораздо эффективнее сесть и обсудить это с ними».

Джеймс рассказывает, что один из ее детей был отличником, в то время как другой из них не был склонен к учебе, пока был в школе.

«Я одинаково горжусь ими обоими, потому что хочу, чтобы мои дети были спокойны, счастливы и чувствовали себя в безопасности. Как по мне, академический успех не логичный шаг к этой цели. Я отчаянно люблю моих детей и что угодно сделаю ради них, но я не могу понять ту жестокость, которая проявляется, когда люди говорят о воспитании. Я просто не чувствую тот гнев, которую ощущают нейротипичные родители».

«Возможно из-за отсутствия гнева, у меня совершенно не такие отношения с моими детьми, как у других: им нравится проводить со мной время, и они пишут мне смс примерно столько же, сколько и своим друзьям. Они не скрывают от меня ничего, потому что знают, что я никогда не разозлюсь на них. Если они попадают в неприятности, я предприму практичные шаги, чтобы помочь им, а это означает, что будет нелогично разозлиться, расстроиться или наказывать их».

Мой сын обожает объятья, и я его обнимаю, несмотря на то, что для меня это почти невыносимо

Николе 39 лет, в 34 года ей поставили диагноз, после того, как она наткнулась на информацию об аутизме и женщинах, когда исследовала симптомы своего сына. Ее сыну Эндрю поставили диагноз, когда ему было два года, а через шесть месяцев Никола получила и свой диагноз. Однако, заняло четыре года, чтобы наконец диагностировать аутизм у ее дочери Марион, сейчас ей восемь (имена детей были изменены).

«Мои дети счастливы, хорошо учатся в школе. Как еще можно оценить, хорошая ли я мать? Но из-за моего аутизма я живу в страхе. Общество думает, что матери-аутисты в первую очередь являются проблемой безопасности. Я в ужасе от мысли, что социальные службы отберут у меня детей».

«Я не переживаю, хорошая ли я мать. Я знаю, что это так. Я также знаю, что мой аутизм помогает мне быть хорошей матерью: у людей с аутизмом зачастую есть навязчивые идеи, и моя навязчивая идея — это убедиться, что я делаю, все, что могу, чтобы дать моим детям то, что им нужно, чтобы любить их, бороться за них и ввести их во взрослую жизнь здоровыми и счастливыми».

«Когда мы с мужем решили, что у нас будут дети, я знаю, что я понятия не имела, что значит быть матерью: мое собственное детство было очень несчастливым. Поэтому я много исследовала. Так, я открыла для себя, что детям нужны объятья и любовь. И, несмотря на то, что я не тактильна: моя картина рая — это жить в параллельном мире, без прикосновений, но в мире со всеми окружающими, я даю детям все необходимые физические проявления чувств. Мой сын обожает объятья, и я его обнимаю, несмотря на то, что для меня это почти невыносимо».

«Быть аутистом значит, что мои аутичные дети выросли без обычного давления и стресса, которому нейротипичные родители могут, сами того не подозревая, подвергнуть своих детей. Мои родители пытались заставить меня быть “нормальной” и такой как все. Они пытались заставить меня общаться, есть нормально, вести себя нормально. Это было ужасно: я выросла атмосфере страха и травмы».

«Еще до того, как я узнала, что у моих детей аутизм, для меня было естественным растить их в атмосфере благоприятной для аутистов, когда я видела, что это то, что они хотели. Мне не казалось это странным. И я очень рада, что так получилось, потому что это значит, что мои дети не подвергались стрессу дома из-за своего аутизма».

«Я не уверена, что смогла бы быть такой же хорошей матерью не аутичным детям. Я нахожу абсолютно нормальным то, что моя дочь играет, сортируя свои ластики, и потом ищет новые в интернете. Я так же играла, и я могу часами это делать вместе с ней. Но когда мой пасынок хочет играть в воображаемый мир с его динозаврами — я абсолютно потеряна».

Одно из проявлений аутизма — неспособность мириться с несправедливостью

В 2015 году педиатры и социальные службы обвинили Мелани Махенту в редкой форме жестокого обращения с детьми, а именно в сфабрикованной или вызванной болезни, в тот момент, когда она попыталась добиться признания диагноза аутизм для ее трехлетней дочери Роузи.

«Роузи поставили неправильный диагноз, отвергнув возможность аутизма, в 2013, несмотря на то, что результаты медицинского обследования показали, что она попадает в спектр», — говорит Мелани. «Я уверена, что врачи отвергли результаты обследования потому, что у них попросту не было достаточно знаний о различных формах проявления аутизма, особенно у девочек. Они отказались дать мне возможность получить другое мнение, что не законно, и обвинили меня в том, что я придумала симптомы Роузи».

«Врачи не смогли распознать, что я тоже нахожусь в аутическом спектре, хоть я и говорила им об этом, что я в этом уверена. Они должны были распознать мое поведение, которое, как я это понимаю, может быть сложной задачей — как типичное поведение родителя-аутиста. Вместо этого в 2014 году они провели собрание, чтобы обсудить, действительно ли я преувеличивала симптомы Роузи. Так как они были обеспокоены этим, они направили мое дело в социальную службу и Роузи стала “нуждающимся ребенком”, это решение было принято без какого-либо официального расследования».

«Когда Роузи объявили “нуждающимся ребенком”, мои друзья и родственники попросили меня перестать добиваться правильного диагноза для нее. Но я не могла остановиться: одно из проявлений аутизма — неспособность мириться с несправедливостью».

“Я понимаю, что из-за моего аутизма, со мной бывает тяжело: я не всегда понимаю, когда стоит остановиться, если я знаю, что я права. Возможно, из-за того, что я не всегда могу посмотреть людям в глаза, им может показаться, что я хитрю. Люди с аутизмом зачастую слишком сильно фокусируются на определенных вещах, но они приняли мою навязчивую идею за признак того, что я нестабильна».

«Несмотря на то, что с этими особенностями тяжело справляться, мой аутизм, в данном случае, мне помог. Возможно, нейротипичный человек подумал бы, что доктор лучше знает, и сдался. Или перестал бороться, потому что боялся потерять своего ребенка. Но я продолжала бороться и только благодаря этому Роузи, наконец, поставили правильный диагноз. Это открыло двери для огромной поддержки, и омбудсмен оправдал меня по всем статьям, и, даже, выплатил нам ущерб».

Я признаюсь, что у меня аутизм только для того, чтобы поддержать моих дочерей и пройти бюрократические трудности за них

Карли Джонс — 35 лет, разведена, мать троих дочерей: Хлоя — 18 лет, Хони — 14 лет и Чериш — 9 лет. «Хлоя нейротипична. Хони в 2008 году, в возрасте шести лет, поставили диагноз синдром Аспергера, двумя годами позже у Чериш диагностировали аутизм. Мне поставили диагноз через четыре года после Чериш. Это произошло в 2014 и мне было 32 года».

«То, что до 32 лет я не знала, что со мной “не так”, стало настоящей катастрофой моей жизни по множеству причин. Не знать о моем аутизме означало, что я не могла справиться в школе и закончила без аттестата. Я забеременела в 15 лет, страдала от жестокого обращения, оказалась во взаимоотношениях с контролирующим мужчиной и считала настоящими друзьями плохих и желающих мною воспользоваться людей».

«Но отчасти я рада, что не знала о своем аутизме до тех пор, пока у меня не проявились дети. Я не уверена, что смогла бы решиться родить их, знай я о моем диагнозе. Вполне вероятно, я была бы слишком осторожна, чтобы помыслить о том, что я смогу быть хорошей матерью».

«Существует столько осуждения против матерей с аутизмом, что я искренне верю, что мне очень повезло не подвергнуться допросу со стороны социальных работников. Это постоянная причина страха аутичных матерей. Я признаюсь, что у меня аутизм только для того, чтобы поддержать моих дочерей и пройти бюрократические трудности за них. Я это делаю потому, что думаю о времени, когда мои дочери вырастут и решат стать мамами? Какие трудности, препятствия и сердечную боль им придется пройти, если мамы с аутизмом не поднимутся сегодня и не расскажут, как мы сможем быть успешными в наших семьях?»

«Девочке с аутизмом необходимый высокий уровень заботы, чтобы она могла влиться в общество. Так как я сама аутист, я это понимаю и потрачу достаточно времени, помогая им, чтобы проработать все возможные случаи и реакции на них в жизни, прежде, чем они выйдут в общество. Затем мы разработаем план для непредвиденных обстоятельств, на случай, если произойдет что-то, что мы не предполагали. Нейротипичная мать может этого не понять, и, как результат, ее дети выходят в жизнь неподготовленные или не выходят вообще».

«Так как я пострадала от этого сама, я знаю, насколько часто люди с аутизмом подвергаются ужасному насилию. Я должна была найти способ помочь своим дочерям помнить о своей уязвимости, но, при этом, не воспринимать ее как недостаток или что-то негативное, или не стать циничными. Также из собственного опыта, я знаю, что люди с аутизмом часто не говорят о перенесенном насилии, потому что они предполагают, что все знаю то же, что и они. Я всегда помню, что мне нужно «поднажать», чтобы дочерей рассказали все, что может быть важным, чтобы им оставаться счастливыми и защищенными».

Понравилось? Поделись с друзьями!

nest.moscow

Питание детей и подростков с аутизмом и синдромом Аспергера: переедание и недоедание

В этой статье Национального аутистического общества Великобритании рассказывается о типичных трудностях, которые связаны с питанием у людей с аутизмом и синдромом Аспергера – хроническом переедании и чрезмерно ограниченном рационе, а также предлагаются рекомендации по решению этих проблем.

Переедание у детей и подростков с аутизмом и синдромом Аспергера

В этом разделе объясняются наиболее типичные причины, по которым ребёнок с расстройством аутистического спектра (РАС) может переедать, а также предоставляются базовые стратегии, которые позволяют преодолеть эту проблему.

У некоторых людей с РАС есть серьезные проблемы с едой и трудности, связанные с планированием питания. Эти пищевые проблемы могут выражаться как в хроническом переедании, так и в хроническом недоедании. К сожалению, существует очень мало исследований и литературы, посвященных этой проблеме.

Примите во внимание, что ниже приведены самые общие описания, и мы всегда рекомендуем человеку или людям, которые ухаживают за ним, в случае пищевых проблем в первую очередь проконсультироваться с врачом-терапевтом или другим медицинским специалистом.

Если вас беспокоит пищевое поведение близкого человека, то первый шаг – это ведение пищевого дневника. Пищевой дневник может продемонстрировать возможные причины переедания. Если вы будете регулярно записывать пищевые привычки человека, то это предоставит вам полезную информацию о схеме питания человека. Такой дневник может включать следующие простые вопросы:

— Когда он ел последний раз? – 11:05

— Что он ел? – Чипсы с солью и уксусом.

— Сколько он съел? – Две упаковки.

Возможные причины переедания

В первую очередь, важно выявить по пищевому дневнику, является ли проблемой сам объем съедаемой пищи. Кроме того, следующие причины могут влиять на пищевое поведение человека.

Иногда человек может переедать в результате отсутствия самоконтроля и неспособности понять, когда он наелся. Предполагается, что гипоталамус – одна из частей мозга, которая подает сигнал о переедании и регулирует объем потребляемой пищи – может неправильно функционировать у людей спектра аутизма.

Одна из возможных характеристик РАС – это навязчивое поведение, когда один вид деятельности или интерес приобретает экстремальные формы по интенсивности, частоте и/или продолжительности. Для некоторых людей спектра еда и её потребление может стать навязчивостью или специальным интересом, что приводит к перееданию и избыточному весу. В этом случае вам нужно ознакомиться с информацией о навязчивом и повторяющемся поведении при аутизме и методах их регуляции.

У всех нас есть свои методы реагирования на стресс и трудные периоды в жизни. Трудности и отличия человека с РАС могут подрывать его уверенность в себе и вызывать огромный стресс. В результате низкой самооценки некоторые люди могут начать переедать и воспринимать еду как источник утешения.

Люди спектра могут испытывать нарушения сенсорной интеграции, которые влияют на объем потребляемой пищи. Человек может постоянно стремиться к определенному виду еды, потому что она приносит ему сенсорное удовлетворение.

Стратегии для контроля переедания и веса

Все нижеприведенные идеи – это просто предположения, которые могут сработать для одного человека, но ничем не помогут другому. При применении любого подхода важно давать человеку максимально четкие инструкции, вести себя последовательно и совершенно спокойно.

Адаптация окружающей среды

— Ограничьте доступ к еде и храните её в надежных, недоступных местах.

— Повесьте замки на холодильники и буфеты.

«Наша Джанис очень крупная для своего возраста (10 лет), и она может есть продукты в огромных количествах. Её главное занятие дома, когда не отвлекает что-то другое – это совершать набеги на холодильник. Это приводит к пролитым напиткам и бардаку, не говоря уже о переедании. Мы пытались научить её не подходить к холодильнику, но это не работает, если нас нет рядом. По счастью, у нашего холодильника две дверцы (морозилка и сам холодильник), так что мы купили пластиковый замок и скрепили им двери. Она не поняла, как открыть дверь и оставила её в покое» (Schopler (1995). p.143).

— Используйте визуальные напоминания о нарушении установленных границ. Например, знаки «вход воспрещен» на буфете и холодильнике.

Предоставление информации в визуальном виде может помочь человеку понять и усвоить сведения в отношении еды и здорового питания. Это может помочь прояснить правила в отношении приема пищи.

— Пишите четкие ежедневные и/или еженедельные меню, ясно обозначайте в нем время следующего приема пищи.

— Покажите пустую кастрюлю для облегчения понимания. Подтвердите вербально, что еды больше нет.

— Установите правила в отношении ресторанов и магазинов продуктов. Например «Если ты перекусил, то не сможешь получить десерт».

— Используйте визуальные подсказки, чтобы закрепить и улучшить понимание принципов здорового питания.

— Составьте списки полезных и вредных продуктов. Нужно установить правило, что один раз в день нужно есть хотя бы что-то одно из «полезного списка».

— Используйте визуальные эмоциональные инструменты – они предоставят человеку возможность выразить свои потребности.

Социальные истории зарекомендовали себя эффективным методом предоставления фактической информации людям спектра. Социальная история может помочь человеку понять, зачем мы едим и какова функция продуктов. Их можно использовать, чтобы проиллюстрировать необходимость разнообразия в питании, полезные и вредные виды еды. Обучайте человека правилам здорового питания, предоставляя четкую информацию. Человеку может быть трудно связать концепцию здорового питания с тем, что он реально ест.

— Еда предоставляет нам топливо/силу, чтобы мы могли делать то, что нам нравится. Здоровая еда дает нам энергию, а нездоровая еда вызывает у нас усталость.

Как справиться с навязчивостью

В зависимости от уровня и степени навязчивости, очень важно сосредоточиться на попытках уменьшить её, но не вызвать у человека дополнительного стресса и/или тревожности. Можно надеяться, что пищевой дневник предоставит вам ценную информацию об уровне навязчивости и подскажет наилучший способ справиться с ней. Ниже приведены основные факторы, которые вам стоит принять во внимание:

— Вам могут понадобиться четкие и последовательные правила, чтобы установить время приема еды (19.00), объем съеденной еды (одна полная тарелка) и место (кухонный стол), где происходит принятие пищи.

— Иногда можно перенаправить навязчивость на что-то позитивное, например, на приготовление еды и составление рецептов.

Есть много разных методов для управления навязчивостями при аутизме, поэтому вам стоит ознакомиться со специальной информацией, посвященной этой теме, а также обратиться за консультацией специалиста.

У каждого есть своя индивидуальная схема приема пищи. Используйте пищевой дневник, чтобы установить время дня, когда человек ест и объем съедаемой пищи. Некоторые едят мало и часто, а другие съедают большие порции в обычное время еды или часто перекусывают. Таким образом можно определить, как уменьшить объем потребляемой пищи.

— Попробуйте уменьшить порции еды.

— Используйте тарелку меньшего размера.

— Попробуйте ввести распорядок еды. Например, можно перекусить в 11.00, 15.00 и 18.00 (два здоровых продукта и один нездоровый продукт за один раз), постепенно уменьшая объем еды.

Поощрение физических упражнений

Если у человека есть избыточный вес, то важно попытаться пробовать и поощрять занятия, которые связаны с движением и физическими упражнениями, чтобы помочь человеку уменьшить вес.

— Батут, плавание, длительная ходьба, езда на велосипеде.

Если человек прибегает к еде, как к способу утешения, то важно обратиться за профессиональной помощью, которая поможет человеку разрешить проблемы, делающие его несчастным.

Консультирование может помочь человеку сформулировать и лучше понять собственные эмоции. Можно надеяться, что в результате у человека повысится самооценка и возрастет уверенность в себе.

Пожалуйста, заметьте, что при одном редком генетическом заболевании, синдроме Прадера-Уилли, люди не способны контролировать собственное питание. В случае необходимости стоит изучить дополнительную информацию об этом синдроме и проконсультироваться с врачом.

Специалисты, к которым можно обратиться за помощью

Переедание и избыточный вес могут привести к медицинским проблемам. Поэтому в случае сохранения этой проблемы, необходимо поговорить с вашим врачом. Врач может направить вас к одному или нескольким специалистам, в том числе:

— Диетологу, он может предложить рекомендации по здоровом питанию и разработать программу для набора или потери веса.

— В клинику лечения пищевых расстройств.

— Клиническому психологу или психиатру, если проблема является психологической и её можно разрешить с помощью когнитивной и поведенческой психотерапии.

— Педиатрам, которые специализируются

на детской диетологии.

— Оккупационному терапевту, который может предложить семье идеи по решению этой проблемы.

— Стоматологу, так как пищевые проблемы могут быть связаны с плохой гигиеной рта и зубной болью.

— Консультанту, который может проговаривать с человеком различные проблемы.

Чрезмерно ограниченная диета у детей и подростков с аутизмом и синдромом Аспергера

Некоторые люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) имеют проблемы, связанные с питанием и приемом пищи.

«У меня огромная проблема с едой. Я люблю есть только постные и простые блюда. Мои любимые блюда – это сухие хлопья без молока, хлеб, блины, макароны и спагетти, картошка и молоко. Поскольку я ел такую еду в самом начале жизни, она меня успокаивает и утешает. Я не хочу пробовать ничего нового».

«У меня сверхчувствительность к определенной текстуре еды, и мне нужно сначала всё потрогать пальцами, чтобы понять, могу ли я положить это себе в рот. Я ненавижу такие продукты как лапша с овощами или хлеб для сэндвичей. Я никогда ничего такого даже в рот не положу. Я знаю, что в этом случае меня сразу вырвет».

Примите во внимание, что ниже приведены самые общие описания, и мы всегда рекомендуем человеку или людям, которые ухаживают за ним, в первую очередь проконсультироваться с врачом-терапевтом или другим медицинским специалистом, если у него есть пищевые проблемы.

Если вас беспокоит пищевое поведение близкого человека, то первый шаг – это ведение пищевого дневника. Пищевой дневник может продемонстрировать возможные причины переедания. Если вы будете регулярно записывать пищевые привычки человека, то это предоставит вам полезную информацию о его схеме питания. Такой дневник может включать следующие простые вопросы:

— Где он это ел? – В гостиной.

— Кто ещё находился рядом? – Мама и брат.

— Каковы были факторы окружающей среды? – На заднем фоне играло радио.

Потеря или изменения аппетита – это распространенный индикатор плохого самочувствия.

— Может быть человек плохо себя чувствует?

Некоторые люди с РАС страдают от проблем пищеварительной системы, так что они могут испытывать дискомфорт во время или после еды, например, из-за газообразования или запора.

— Человек не ассоциирует еду с болью?

Чтобы человек смог прожевать и усвоить определенные виды еды, необходим высокий уровень моторного развития нижней челюсти.

— У человека есть проблемы с самой функцией пережевывания пищи?

— У человека есть проблемы с жеванием, глотанием или работой челюсти?

Некоторые препараты могут влиять на аппетит, например, это относится к Риталину. Кроме того, после приема антибиотиков возможен чрезмерный рост грибков, который может повредить слизистую кишечника. Отек слизистой кишечника может привести к тому, что человек не чувствует голода.

— Человек принимает какие-либо препараты?

Возможно, что человеку просто не нравится та еда, которая предлагается ему каждый день. Совершенно естественно, если человек выражает предпочтение или неприязнь к определенным продуктам. Поэтому очень важно определить, не испытывает ли человек коммуникационных проблем, из-за которых он просто не может сообщить, что ему нравится, а что нет.

— Может ли отказ от определенной еды быть просто выражением пищевых предпочтений?

Проблемы с пониманием и восприятием языка, особенно если это просьбы или вопросы, могут вызывать замешательство у аутичного человека. Возможно, нужно проанализировать, как вы спрашиваете человека о еде и его предпочтениях, чтобы предотвратить замешательство в дальнейшем.

— Как именно вы произносите фразу? Вы обычно говорите «Хочешь рыбных палочек/жареной картошки/фасоли?» Сегодня вы сказали: «Ты хочешь фасоли/жареной картошки/рыбных палочек»?

Типичная особенность людей с РАС – это их потребность в рутине, ригидности и однообразии. Их поведение часто является прямым следствием этой характеристики. Пищевое поведение человека может отражать потребность в рутине. Речь идет не просто о еде в одно и то же время, зачастую аутичному человеку нужно сидеть на одном и том же месте во время еды. Эта потребность в рутине может распространяться и на еду, которую они едят.

Внимание к деталям также является характеристикой людей спектра, что может приводить к проблемам с питанием. Некоторые аутичные люди могут отказаться есть из-за того, на какой тарелке была подана пища. Иногда даже небольших изменений в расположении еды на тарелке достаточно, чтобы человек воспринял блюдо как новое.

— Менялось ли расположение еды на тарелке?

— Изменилась ли степень готовности пищи (переварено, недожарено)?

— Было ли что-то добавлено к пище?

Как уже говорилось выше, некоторые люди с РАС очень пристально относятся к деталям, предпочитают однообразие и не переносят никаких перемен. Это означает, что родителям или другим людям, предоставляющим уход, нужно обращать внимание на любые изменения в упаковке продуктов.

— Изменилась ли упаковка? Может быть, логотип теперь другого цвета? Была ли коробка повреждена?

— Вы купили продукт другого бренда?

Сенсорные трудности/отличия людей с РАС в отношении еды могут напрямую влиять на то, нравится им есть или нет. В частности, вкус, текстура, запахи могут восприниматься как крайне интенсивные или вообще не чувствоваться, что обычно связано с дисфункцией сенсорной интеграции.

— Вызывает ли еда с подобной текстурой дискомфорт? Может ли быть так, что этот вкус слишком сильно стимулирует его?

— Он предпочитает определенный тип еды? Например, только что-то хрустящее или что-то полужидкое.

— У него есть чрезмерная/недостаточная чувствительность к определенным вкусам? Он предпочитает постную или острую пищу? Чаще всего встречается первый вариант.

— Запах еды не слишком интенсивный?

Сенсорные проблемы могут быть связаны не с самой едой, а с окружением человека во время еды.

— Где именно он ест? Может быть, он сидит на жестком стуле или рядом работает шумный электроприбор?

Традиционно время еды – это период, когда вся семья садится за стол и обсуждает последние новости и события сегодняшнего дня. Хотя за последние годы эта традиция изменилась, еда продолжает оставаться социальным событием и требует определенных навыков социального взаимодействия. Распространенная проблема для людей спектра – это вполне понятная негативная ассоциация между едой и тревожностью по поводу социального взаимодействия во время еды.

— Какой уровень социального взаимодействия требуется во время еды?

Идеи о том, как поощрить человека попробовать новые продукты и разнообразить диету

Важно отметить, что это лишь предложения, которые могут сработать для одного человека, но ничем не помогут другому. При применении любого метода очень важно, чтобы инструкции человеку оставались четкими, последовательными и сообщались спокойным тоном.

— Также очень важно не привлекать повышенного внимания к отказу от еды.

Визуальные методы поддержки позволяют человеку усвоить информацию о продуктах, которые он ест, что также может придать ему уверенности и уменьшить тревожность. Это также может мотивировать его пробовать новые продукты.

— Составляйте визуальные меню на день/неделю, чтобы в конце обязательно была фраза «На этой неделе/сегодня я попробую… (название продукта или блюда)».

— Составьте списки полезных и вредных продуктов и позвольте ребёнку выбрать по одному продукту из каждого списка.

Для некоторых людей очень важно четкое время принятия пищи. Если эта особенность создает проблемы, то постарайтесь контролировать ситуацию и разрешите себе проявить гибкость, одновременно стараясь сохранить структуру для аутичного человека.

— Скажите, что обед будет в 12.15-12.30, или что сначала мы будем раскрашивать картинки, а потом будет ужин.

Если у человека возникают проблемы с сенсорными аспектами еды, то попытайтесь установить любимый запах или текстуру еды у ребёнка, чтобы замаскировать с их помощью новые блюда.

— Используйте пищевые красители или делайте пюре из продуктов.

«Рами, возраст 2 года, длительное время отказывался есть любую твердую пищу. Мы смогли успешно ввести твердую пищу в рацион, давая ему сливочное печенье, которое быстро таяло во рту. Он всё меньше боялся и начал самостоятельно откусывать. Через две недели он начал откусывать и другую еду» (Schopler, 1995 p.139).

Маленькие шаги – постепенный контакт

Если разбить знакомство с новыми продуктами на простые шаги, то это может успокоить человека и позволит ему почувствовать свой контроль над ситуацией.

— Положите новый продукт на стол.

— Затем положите новый продукт на тарелку.

— Затем попробуйте убедить ребёнка его потрогать.

— Затем попробуйте убедить

ребёнка подержать его во рту.

— Затем попробуйте убедить его полизать новый продукт.

— Следующий шаг состоит в том, чтобы положить продукт в рот, но не глотать.

— Затем можно попросить ребёнка проглотить его.

Награды за положительное поведение могут научить человека гордиться своими попытками пробовать новые продукты.

— Предложите человеку новый продукт и его самую любимую еду. За каждую попытку съесть новое блюдо человек получает немного любимой еды.

— Составьте таблицу поведения. Если ребёнок съел желательный объем еды, например, три картофелины за один раз, то он получает отметку в таблице.

Альбомы еды иногда используются специалистами в качестве дневников достижений. В тетради помещаются журнальные фотографии и/или рисунки продуктов, которые любит или не любит человек. Любимые продукты помещаются на первой странице, а нелюбимые на последней. Постепенно изображения перемещаются в соответствии с попытками и упражнениями человека. Это хороший способ, который позволяет человеку наглядно видеть свой прогресс в привыкании к новой еде в своем рационе.

Побуждайте подавать/готовить еду с различной текстурой

Постепенное увеличение контактов человека с едой может создать положительные ассоциации в отношении тех или иных продуктов.

— Готовить сэндвичи/фруктовые кебабы/пирог/начинку для пиццы.

Проведите оценку окружающей обстановки, в которой происходит принятие пищи, и обеспечьте изменения, которые уменьшат сенсорный дискомфорт человека.

— Он может предпочитать тихую комнату, а не шумную столовую.

— Стул, на котором он сидит, может быть слишком жестким – добавьте подушку.

— Выключите все звуки на заднем фоне – радио, стиральную машину и так далее.

Иногда принятие пищи становится очень стрессовым опытом, но если предлагать новую еду во время приятного и расслабляющего занятия, то человек скорее будет готов её попробовать.

— Игры, связанные с едой – используйте письменные инструкции и визуальные подсказки, например, вы можете разложить еду по квадратам и предложить съесть только оранжевые сегменты.

Некоторые дети лучше едят в компании взрослых или ровесников. Постарайтесь превратить еду в позитивный опыт. Человек скорее попробует новые блюда, если он видит, что другие люди тоже их пробуют.

Социальные истории зарекомендовали себя как эффективный метод предоставлении фактической информации людям спектра. Социальная история может помочь человеку понять, почему мы едим, и какова функция еды.

— Еда предоставляет нам топливо/силу, которая позволяет нам делать то, что нам нравится.

Некоторым людям помогает, если включить в качестве фона их любимую музыку/сказку. Это позволяет уменьшить давление, оказываемое на ребёнка, расслабить его и отвлечь внимание от трудностей с едой.

Использование специального интереса

Попробуйте мотивировать ребёнка попробовать новую еду с помощью специального интереса.

— Съесть всю еду с тарелки, на которой нарисован паровоз, или съесть наггетсы в форме животных.

Поощряйте занятия, которые способствуют оральным моторным навыкам.

— Питье через соломинку.

— Выдувание мыльных пузырей.

— Применение зубной щетки.

Для некоторых именно необходимость социального взаимодействия с людьми является причиной избегания еды. Чтобы уменьшить беспокойство и/или тревожность человека, необходимо предоставить ему максимум информации о той или иной социальной ситуации.

— С кем он будет сидеть за столом, кто будет сидеть рядом с ним?

— О чем, скорее всего, пойдет речь во время разговора за столом?

— Готовые идеи для беседы за столом.

Специалисты, которые могут помочь

Слишком бедная и ограниченная диета может привести к медицинским проблемам. Поэтому если проблемы остаются, необходимо проконсультироваться с терапевтом, который может направить ребёнка к следующим специалистам:

— Диетолог – может предложить рекомендации по здоровому питанию и разработать программу по набору или снижению веса.

— Клиника по лечению пищевых расстройств.

— Клинический психолог или психиатр – если проблема является психологической и может быть разрешена с помощью когнитивной и поведенческой психотерапии.

— Педиатр, который специализируется на детской диетологии.

— Оккупационный терапевт — может предложить семье методы решения данной проблемы.

— Стоматолог – проблемы с питанием могут быть результатом плохой гигиены полости рта или зубной боли.

— Логопед и специалист по развитию речи – обладает практическими знаниями о развитии работы рта и функций челюсти и может дать совет о решении проблем с питанием.

www.aspergers.ru

Лечебное воспитание детей с ранним детским аутизмом (стр. 1 из 7)

«Лечебное воспитание детей с РДА»

Фундаментальное свойство человека – стремление к общению с окружающим миром и себе подобными, к коммуникации и социализации. Зародыши социальности в норме можно увидеть уже у беспомощного младенца. Здоровый ребенок очень быстро начинает узнавать мать и выделять ее из окружения. При кормлении он приникает к материнской груди, принимая совсем не ту позу, которую можно видеть, например, когда посторонний человек кормит младенца из бутылочки.

Если грудной ребенок выворачивается при попытке матери взять его на руки, или лежит на руках у матери как неодушевленный предмет, или не смотрит ей в лицо, – это должно вызывать серьезные подозрения, касающиеся психического здоровья ребенка. Чаще всего подобная ранняя «асоциальность» наблюдается у детей, страдающих так называемым ранним детским аутизмом, или синдромом Каннера (по имени врача Лео Каннера, впервые подробно описавшего этот тип патологии в 1943 г.).

В жизни и врачебной практике ранний детский аутизм обычно обнаруживается в связи с тем, что у таких детей не развивается речь. Именно с жалобой «наш ребенок все еще не говорит» родители начинают обращаться к врачам. И таких детей становится все больше и больше.

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведением. Все указанные признаки появляются в возрасте до трёх лет. Родственные состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются – неясно. Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Несмотря на то, что при раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха, более того, возникла своеобразная культура аутичных людей, ряд представителей которой занимаются поисками лекарства, другие же считают, что аутизм – скорее особое состояние, чем болезнь.

1. Общая характеристика РДА

Ранний детский аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Неконтактность, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда она оказывается просто характерологической чертой ребенка, но бывает вызвана и недостаточностью его зрения или слуха, глубоким интеллектуальным недоразвитием и речевыми трудностями, невротическими расстройствами или тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте). Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.

Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание, осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и родителей. В результате у них рождается стремление «противостоять всему миру», рвутся дружеские связи, растет страх перед появлением в общественных местах – как следствие формируется вторичная аутизация всей семьи.

Распространенность детского аутизма, по данным большинства исследователей, составляет 4–5 человек на 10 000 детей, т.е. 0,04–0,05% [Ковалев В.В., 1995; Wing L., 1974; Ritvo E.R. et al., 1985; Briston S., 1988; Gillberg Ch., 1995; Campbell M., Shay J., 1995]. Эти показатели остаются достаточно стабильными на протяжении последних десятилетий.

Развитие этого синдрома может начинаться в возрасте от рождения до 36 мес. (3 лет) жизни ребенка. Его определяют аутистическая отгороженность детей от реального мира с неспособностью формирования общения и неравномерным созреванием (асинхронностью развития) психической, речевой, моторной и эмоциональной сфер жизнедеятельности. Для этого заболевания характерны явления протодиакризиса, недостаточное различение одушевленных и неодушевленных объектов. Поведение и игры аутичных детей характеризуются стойкими стереотипами, отсутствием подражания, недостатком реакции на окружающее и повышенной чувствительностью на условия как дискомфорта, так и комфорта. Форма общения с родными (особенно с матерью) – симбиотическая или индифферентная, т.е. без эмоциональной реакции, вплоть до отказа общения с ними.

Смена привычного жизненного стереотипа, появление новых объектов и посторонних лиц вызывают у аутичных детей реакцию избегания либо недовольства и страха с хаотической агрессией и самоагрессией.

Во внешнем облике больных детей обращают на себя внимание застывшая мимика, направленный в пустоту или как будто в себя взгляд, отсутствие реакции «глаза в глаза», но иногда возникает мимолетная фиксация взгляда на окружающих лицах и предметах.

Моторика аутичных детей угловатая со стереотипными движениями, атетозоподобными движениями в пальцах рук, ходьбой «на цыпочках». Но наряду с этим у больных аутизмом возможно развитие достаточно сложных и тонких моторных актов. Речь рецептивная и особенно экспрессивная развивается слабо; отсутствуют экспрессия, жестикуляция, сохраняются эхолалии, фразы-штампы, нарушено произношение звуков, нет интонационного переноса, т.е. непрерывной мелодии речи, ритма, темпа. Голос то громкий, то неожиданно становится тихим и ребенок переходит на шепот. Произношение звука может быть разным – от правильного до невнятного, иногда с необычной модуляцией. Экспрессивная речь развивается с большим отставанием, преобладает бессвязная, эгоцентрическая речь. Больные практически неспособны к диалогу. Ребенок лишен активного стремления к усвоению новых фраз и их использованию. Нарушенный синтаксический и грамматический строй речи дополнен то интонационной вычурностью, то лепетной речью, то манерным словотворчеством. Последнее сохраняется и после первого физиологического кризового периода. В более тяжелых случаях отмечаются разрыхление ассоциаций, смещение мыслей, иногда исчезновение из фраз личных местоименных и глагольных форм; фразы становятся предельно краткими и отрывистыми.

Первые слова обычно появляются к 12–18 мес., первые фразы к 24–36 мес. Но уже в этом возрасте обращает на себя внимание, что дети не задают вопросов, не используют по отношению к себе личных местоимений, говорят о себе во втором или третьем лице и одновременно наблюдается скандирование или, напротив, напевное произношение слогов слова, незавершенность фраз, бессмысленное и невнятное повторение слов, отказ от утвердительных и отрицательных слов. У детей длительно сохраняются ранние, лепетные интонации, ударения на последних слогах слов, растянутое произношение слогов. Тем не менее дети (хотя и не все) способны запоминать отдельные четверостишия, отрывки прозы, хотя они не могут передать смысла и содержания прочитанного.

Особенностями детского аутизма являются относительная сохранность абстрактных форм познания действительности, которые в этих случаях сочетаются с примитивными протопатическими формами, т.е. познанием с использованием преимущественно тактильного, обонятельного и вкусового рецепторов, особенно в первичных ориентировочных реакциях. Такие реакции на звуковые и световые раздражители в раннем возрасте могут отсутствовать или резко извращены. Отсутствие указанных реакций дает повод подозревать у аутичных детей глухоту и даже слепоту.

У больных ранним аутизмом Каннера особенно резко изменена игровая деятельность. Она нередко сводится к однообразному пересыпанию, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, касанию ими лица, обнюхиванию, облизыванию. Обращают на себя внимание то быстрая пресыщаемость любым игровым действием, то застреваемость на одной и той же манипуляции, отсутствие сюжетности, усложнения игры, ее стереотипизация. Вместо игры дети могут ползать, ходить, иногда подпрыгивать, крутиться. После 3 лет описанное поведение иногда сочетается со сверхценным отношением к отдельным предметам (к машинкам, железкам, лентам, колесам и др.). В течение ряда лет игры обычно не усложняются, становясь все более и более стереотипными, не имеющими единого смыслового содержания.

Имеет некоторые особенности и поведение этих детей по отношению к сверстникам и близким людям. Одни дети активно избегают своих сверстников, другие к ним безразличны, третьи в присутствии других детей испытывают страх. Отношение к близким достаточно противоречиво.

Хотя аутичные дети находятся в симбиотической зависимости от родных, они не дают адекватной реакции на их присутствие или отсутствие. Дети могут тревожиться при отсутствии матери и при этом не проявлять реакции на ее появление. Более редкой по сравнению с индифферентной реакцией на мать встречается негативистическая реакция, когда дети гонят от себя мать и проявляют недоброжелательность к ней. Эти формы общения с матерью могут сменяться одна другой.

mirznanii.com

About : admin