30 Май, 2018

Невротическое заикание это

Неврозоподобное заикание.

Неврозоподобное заикание — это остатки апраксических наруше­ний при поражении головного мозга. Апраксия — нарушение произ-

вольных движений (определенной позы или артикуляции) — ребенок не может выполнить то или иное движение конечностями, либо язы­ком и губами. Поражаются кинетические и кинестатические звенья. Поиск позы П-П-П (петух) — это проявление и является заиканием (клоническое). Если больной не может переключиться, то возникает тоническое заикание. При этом отмечается недостаточность работы в организации иннервации в постцентральной и кинетико-кинестети-ческих зонах. Это иявляется механизмом неврозоподобного заика­ния.

Независимо от того, что вызвало неврозоподобное заикание (на­следственность, органические причины или их сочетания), внешне оно выглядит одинаково. Оно монотонно, однообразно, не зависит от си­туации. Больные дети не переживают по этому поводу. Если ребенка заставляют следить за своей речью, фиксируют его внимание на рече­вом дефекте, то заикание резко уменьшается.

Дети с неврозоподобным заиканием равнодушны к собственному речевому недостатку, они воспринимают его как нечто привычное, данное им с рождения. У них заикание усиливается не вследствие пе­реживания своего заболевания, что свойственно больным с логонев-розом, а после двигательного или психического возбуждения, сома­тической болезни или вследствие переутомления. Количественная вы­раженность заикания зависит от степени усталости, во второй поло­вине дня оно, как правило, усиливается.

Главным в неврозоподобном заикании, его патогенетической ос­новой, является нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия и дис-лалия). Однако диагностика неврозоподобного заикания на основе последнего недостаточна. Для квалификации характера речевого де­фекта необходимо еще учитывать фактор переживания своего забо­левания, отношение к нему со стороны ребенка.

Итак, в основе невротического заикания лежит логофобия — бо­язнь речи, а неврозоподобного — нарушение темпа речи. Поэтому при устранении заикания необходимо это принимать во внимание. Эти виды заикания внешне проявляются одинаково.

Физиология речевого акта и его механизмы

Голос — это совокупность различных по высоте, силе и тембру зву­ков, издаваемых посредством голосового аппарата. Полное понима­ние разных явлений патологии речи, в том числе и заикания, возможно лишь на основе знаний о нормальных функциях механизма речи.

Произнесение слов обеспечивается синхронной работой четырех систем: а) энергетической — трахея, бронхи, легкие и дыхательная мышца (диафрагма), б) генераторной — гортань, в) резонаторной — глотка, полость носа, околоносовые пазухи и г) артикуляторной — ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое нёбо. Голосовой ап­парат — это сложная система, все функции которой взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга. Сам механизм голосообразования чрезвычайно сложен.

Первая система речевого аппарата подает струю воздуха, вторая служит для образования голоса, третья (резонатор) усиливает звук голоса и сообщает ему тот или иной тембр, четвертая система — ар-тикуляторная — является органами произношения.

Дыхательный аппарат.Основная его функция заключается в осу­ществлении газового обмена, необходимого для жизни организма: снабжение кислородом и освобождение от углекислого газа. Благо­даря попеременному расширению и сужению легких происходит об­новление воздуха. Вдох происходит при расширении грудной клетки, выдох при ее сужении.

Расширение грудной клетки происходит вперед, в стороны, вверх и вниз. Движение стенок грудной клетки при вдохе происходит бла­годаря действию вдыхательных мышц, из которых одной из самых сильных является диафрагма. При спокойном выдохе стенки груд­ной клетки движутся под воздействием силы тяжести. При форсиро­ванном (усиленном) выдохе включаются выдыхательные мышцы (брюшной пресс, внутренние межреберные мышцы).

В спокойном дыхании преобладание фазы выдоха над фазой вдо­ха составляет приблизительно 2:1. В течение минуты происходит 16— 18 полных дыхательных движений, т. е. вдохов и выдохов.

(Схема 1) СХЕМА СИСТЕМ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Дата добавления: 2015-08-13 ; просмотров: 90 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su

Невротическое заикание

Невротическое заикание — это расстройство плавности и ритма речи, носящее функциональный характер и являющееся следствием тех или иных патологических психоэмоциональных процессов. Наиболее характерная черта данной формы заикания — это изменчивость симптоматики в зависимости от эмоционального состояния пациента и той обстановки, которая его окружает в определенный период времени. Имеет рецидивирующее течение, носящее волнообразный характер. В диагностике данного патологического состояния важную роль играет сбор анамнеза, в ходе которого стараются выявить наличие у пациента психологической травмы, спровоцировавшей начало болезненного состояния.

Свободная и плавная речь встречается не так уж часто. Почти все люди говорят прерывисто — растягивают слова, повторяют слова и междометия, тянут звуки. Если перерывы в речи составляют больше, чем 10%, то это называется логоневроз (или заикание). Он отличается от обычного прерывания речи по частоте, виду и продолжительности. Заиканием принято считать нарушения темпа, ритма и плавности речи, вызванные судорогами и спазмами мышц речевого аппарата. Оно характеризуется частым непроизвольным повторением либо удлинением звуков или слогов, а также остановками и запинками в речи, что разрывает ее течение. Логоневроз возникает у детей от 2 до 6 лет, у мальчиков он встречается гораздо чаще, чем у девочек. Он имеет психогенную природу, то есть вызывается психической травмой различного характера. Если не придать ему должного значения в детском возрасте, то при отсутствии лечения заикание может сохраниться на всю жизнь. Согласно данным статистики, в РФ той или иной формой заикания страдают около 1,4% взрослых.

В 70-х годах прошлого столетия были разработаны и выделены два клинических вида заикания — невротическое и неврозоподобное, различающиеся по этиологии и патогенезу. Неврозоподобное заикание обусловлено органическим поражением центральной нервной системы, проявляется оно постепенно, без видимых причин, возникает у детей в возрасте 3-5 лет. В анамнезе отмечается, как правило, патология беременности и родов — тяжелые токсикозы, угроза выкидыша, кислородное голодание плода, отягощенная наследственность.

Невротическая форма заикания проявляется у детей без отклонений внутриутробного развития и родов. Они развиваются в соответствии с возрастной нормой, моторика формируется своевременно. Возникает оно в раннем возрасте в период интенсивного формирования мышления, активного познавания мира, усложнения речи. В короткое время дети осваивают много новых слов и понятий, их речь усложняется, в ней появляются сложные конструкции, словарный запас бурно растет. В это время темп речи их ускоряется, ребенок как бы «захлебывается словами», произнося их невнятно и сглатывая окончания. Психика детей, подверженных невротическому заиканию, лабильна. Они чрезмерно впечатлительны, робки и застенчивы, с повышенной тревожностью. Начало заикания острое, внезапное. Оно связано с психической травмой шокового характера (тяжелая болезнь или смерть близких, сильный испуг, резкое изменение привычных жизненных стереотипов) или с длительным психотравмирующим фактором (неправильные методы воспитания, неблагополучие в семье, длительное отрицательное воздействие и т.д.). Очень важно в такой ситуации наладить контакт с ребенком, успокоить его, создать атмосферу любви и безопасности, улучшить психологический климат в семье. Родителям нужно как можно раньше обратиться к врачу-логопеду, который окажет действенную помощь. Медикаментозное лечение заикания, как правило, неэффективно и почти не дает результатов.

Течение заикания имеет следующие типы:

  • постоянное — не зависящее от ситуации;
  • волнообразное — усиливающееся и ослабевающее, но не исчезающее окончательно;
  • рецидивирующее — исчезающее и возвращающееся после длительных перерывов.
  • Степени тяжести нарушения речи классифицируют как:

  • легкую, когда заикаются только в волнении, возбуждении;
  • среднюю, при которой в спокойном состоянии дефект заметен мало, а в состоянии эмоционального возбуждения заикание становится сильным;
  • тяжелую, при этой степени заикание сильное, не зависящее от ситуации и сопровождающееся непроизвольными движениями.
  • Симптоматика невротического заикания

    Для всех форм заикания характерны судороги при речевом акте, длящиеся от долей секунд до полутора минут. Судороги бывают разными по форме (тонические и клонические), частоте и локализации (голосовые, дыхательные и артикуляционные). При клоническом типе наблюдается многократный повтор звуков и слогов; при тоническом — длительные паузы и тянущееся произношение звуков и слогов. Бывает и смешанный тип с сочетанием признаков того и другого логоневроза. При заикании проявляются нарушения не только речевой, но и общей моторики (тик, миоклональные судороги). Для того чтобы отвлечь внимание и для облегчения своей речи, заикающиеся прибегают к различным уловкам: движениям головы, конечностей, раскачиванию.

    Обычно маленькие дети не замечают своего недуга и не обращают на него внимания. Но по мере взросления их поведение проходит несколько этапов. Обычно с приходом в школу начинается рецидив заикания, так как с увеличением нагрузки, расширением круга общения происходит и усиление речевой и психической напряженности. У ребенка начинается логофобия и формируются такие черты личности, как замкнутость, боязнь общения. В подростковом возрасте эти качества проявляются особенно выраженно. У одних это становится причиной резкого ограничения контактов, они говорят мало, упрощая свою речь до простейших, легкопроизносимых фраз, а другие ведут себя вызывающе, агрессивно (гиперкомпенсация).

    Невротическая форма заикания имеет свои особенности. Так, у одного и того же человека она может варьироваться по интенсивности прерывистой речи. Особенно заметна ситуационная зависимость. В спокойной домашней обстановке среди близких и любящих людей заикание проявляется так мало, что становится почти незаметным. Напротив, при общении с незнакомыми людьми, необходимости выступить перед аудиторией, на ответственной встрече происходит резкое усиление симптомов заикания.

    Общение с людьми, страдающими тяжелой формой заикания, затруднено и мучительно для обеих сторон. Речь их сопровождается различными движениями головы, корпуса, рук и ног, повышенной речевой моторикой (покусыванием губ, причмокиванием, беззвучным артикулированием звуков), что производит тяжелое впечатление.

    Правильная диагностика — основа успешной коррекции

    Различными нарушениями речи занимаются логопеды. Для своевременного и эффективного исправления дефектов важен правильно поставленный диагноз. В начале заболевания заикание иногда путают с тахилалией, которая внешне похожа на логоневроз. Проявляется тахилалия патологически быстрым темпом речи, неправильным построением фразы (баттаризм), спотыканием, запинками, паузами (полтерн). Но прерывистость речи не связана с судорогами мышц дыхательно-речевого аппарата (как при заикании), а возникает, как правило, тогда, когда процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Усугубляющими причинами могут быть:

  • подражание речи взрослого окружения ребенка;
  • недостаток внимания во время формирования речи;
  • нечеткая, смазанная артикуляция.
  • Отличить тахилалию от невротического заикания можно, сравнив ряд факторов.

  • осознание дефекта отсутствует;
  • речевой акт при напряжении становится лучше;
  • акцентирование внимания улучшает речь;
  • требование точных ответов улучшает речь;
  • чтение знакомого текста ухудшает речь;
  • чтение незнакомого текста улучшает речь;
  • письмо повторяющееся, торопливое, почерк неясен;
  • отношение к своей речи безразличное;
  • психологическое переживание отложенное.
  • осознание дефекта присутствует;
  • речевой акт при напряжении становится хуже;
  • акцентирование внимания ухудшает речь;
  • требование точных ответов ухудшает речь;
  • чтение знакомого текста улучшает речь;
  • письмо заторможенное, напряженное;
  • отношение к своей речи с выраженной боязливостью;
  • психологическое переживание опережающее.
  • Кроме тахилалии, необходимо дифференцировать виды заикания, так как от этого зависят методы коррекции. Неврозоподобное заикание практически не поддается лечению из-за органической природы его происхождения. Диагностику совместно с логопедом должен проводить врач-невролог. Для определения природы этого расстройства речи необходимо провести тщательное обследование. Чтобы исключить органическое происхождение дефекта речи, пациент должен пройти электроэнцефалограмму, компьютерную томограмму головного мозга или магнитно-резонансную томограмму.

    Лечение и коррекция невротического заикания

    Лечение заикания необходимо начать как можно раньше, пока не сформировалась стойкая логофобия и, как следствие, дисгармоническое развитие личности.

    Терапия заикания результативна только в комплексном подходе к лечению, и в основе должно лежать устранение психотравмирующего фактора. Это особенно важно, если причиной возникновения логоневроза у ребенка послужила нездоровая обстановка в семье. В таком случае необходимо консультирование членов семьи и семейная психологическая терапия. Существует множество методик лечения заикания, амбулаторных, домашних и в условиях стационара. Такой курс, введенный в практику В.И. Селиверстовым, составляет 3 этапа.

  • соблюдение твердого режима дня;
  • создание спокойной психологической обстановки;
  • минимальное речевое общение.
  • Логопедические занятия проводятся в соответствии с возрастом, заучиваются небольшие простые тексты, не вызывающие судорожной готовности.

    • усложнение занятий;
    • введение подвижных игр;
    • закрепление полученных навыков.
    • закрепление плавной речи;
    • введение ролевых игр.
    • Методики лечения подростков и взрослых людей имеют свои особенности. Главную роль здесь играют мотивация и желание пациента избавиться от недуга, готовность к длительным занятиям для достижения результата. Методы коррекции заикания базируются на трех факторах: логопедическом, медикаментозном и психотерапевтическом. Занятия с логопедом формируют у человека правильную речевую технику; применение противосудорожных и седативных препаратов снижает судорожную готовность и снимает нервную напряженность; психотерапевтические занятия и аутотренинг помогают адекватно и конструктивно подходить к своей проблеме.

      Кроме того, используются методы нетрадиционной медицины — фитотерапия, точечный массаж, иглоукалывание, гипноз и другие. Существуют авторские методики и разработки: А.Н. Стрельниковой (основанной на дыхательных упражнениях); Ю.Б. Некрасовой (на основе социореабилитации); Л.З. Андроновой-Арутюнян (предлагает синхронизировать речь с движениями пальцев рук). Все эти методы прошли проверку временем и могут применяться в комплексе с логопедическими мероприятиями.

      www.mosmedportal.ru

      Невротическое заикание, что это такое?

      Невротическое заикание — заикание полученное в результате психической травмы. Невротическое заикание возникает в основном у невротиков — людей внушаемых со слабо развитым самоосознанием и нестабильной психикой, а так же у всех детей, так как их психика ещё не сформирована. Возможно ли такое, чтоб человек получив психическую травму начал мгновенно заикаться, то есть попросту забыл, как правильно и верно говорить и начал регулярно ступорить в речевых ситуациях? Да к сожалению такое реально и возможно, хотя редко и конечно не у всякого человека, а только предрасположенного, находящегося в группе риска.

      Что такое группа риска невротического и неврозоподобного заикания? Группа риска для невротического заикания — это взрослые невротики, которые предрасположены к развитию мгновенного невротического заикания. К таким людям относятся люди с неразвитой, недоразвитой или плохо развитой речью — признаком слабо развитой сознательной памяти. В данную группу естественно входят все без исключения малолетние дети, заикающиеся взрослые, ранее вылечившиеся от заикания и находящиеся в стадии ремиссии, а так же люди чья речь имеет явные отклонения от нормы: тараторки, балаболки, люди со слабым словарным запасом. имеющие другие отклонения от речевой нормы, чья речь больше похожа на бессознательный набор слов, а не на осмысленную связанную речь. Люди со слабым вниманием и слабой памятью так же находятся в группе риска. Одним словом в неё входят все гипнабельные и легко внушаемые люди со слабо развитой или недоразвитой психикой — сознательным отделом памяти, то есть слабо осознающие себя люди.

      Как же развивается невротическое заикание, каков механизм благодаря которому человек становится заикой? Он предельно прост и имеет гипногенный характер. Любой гипнотизер и фокусник знает главный закон внимания и памяти — что человек может удерживать в фокусе своего внимания только 1 единицу информации. Именно поэтому часто гипнотизеры используют трюк "мгновенной потери человеком дара речи". Этот трюк производят на сцене, выглядит он так: вызывают гипнабельного внушаемого человека, путем гипнотического отбора. Обычно таких людей в зале всегда около 10%. Заставляют его смотреть в глаза гипнотизеру и просят произнести одновременно с эти занятием свое имя. Человек, внимание которого приковано к взгляду гипнотизера абсолютно немеет, так как не может переключить внимание в аудиальную память из глаза. А если не переключить внимание от визуального восприятия, то аудиальным восприятием человек воспользоваться не в состоянии. Это обычная закономерность работы человеческого мозга.

      Человек практически мгновенно немеет, что естественно его пугает, так как он не осознает что с ним сделал гипнотизер и как такое возможно. Этот страх запускает механизм усиления и запоминания данного ступора в сознательной памяти. То есть человек четко запоминает, что он реально не может говорить и такая позиция внимания жестко отпечатывается в сознательной памяти человека. Таким образом человек начинает сознавать возможность мгновенно и внезапно потерять дар речи — такое осознавание вызывает панический страх, неуверенность в себе. а точнее в своей способности начать речь. Человек помнит, что он может внезапно забыть как говорить. Этот механизм "визуального приковывания внимания", хотя бы раз проделанный сознательно(на сцене с гипнотизером) или бессознательно в стрессово-визуальной ситуации создает прецедент привыкания к данному состоянию. Если привыкание возникает, то человек благополучно становится заикающимся, а у человека привыкание может возникнуть всего навсего с одного повтора! Такова у человека сила запоминания, особенно усиленная энергетикой, которая возникает на максимальном нервном подъеме — в стрессовой ситуации.

      Каждый знает, что то что мы проделывали на стрессе, помнится долгие годы и подчас не оставляет нас всю нашу жизнь, тогда как некоторых вещей мы вообще не запоминаем. Чем сильнее эмоциональный фон того или иного события, тем ярче и четче оно отпечатывается в нашей памяти. Так же регулярно повторяющееся событие запечатлевается в памяти и поддерживается в ней всю нашу жизнь. Событие "визуального приковывания" фокуса внимания, так же в момент сильного эмоционального подъема запоминается и начинает регулярно проявляться каждый раз в аналогичной ситуации. А любая речевая ситуация — это очень часто повторяющаяся ситуация у каждого человека в течение дня регулярно и постоянно. И если нас гипнотизирует, приковывает наше внимание, на сцене гипнотизер, который потом благополучно нам внушает, что наш фокус внимания свободен и человек не пугается и остается нормальным(хотя и находится в группе риска). То когда нас гипнотизирует методом "визуального якоря" некий предмет и процесс приковывания внимания не контролируется, то такая ситуация вполне может вызвать устойчивую потерю речи. А регулярный повтор такой ситуации может привести к развитию устойчивого "невротического" заикания.

      Теперь вы ясно представляете себе любую возможную ситуацию, которая провоцирует развитие неврозоподобного и невротического заикания у людей из группы риска(легко внушаемых и слабо осознающих свою фокусировку внимания). Например, классический вариант: испуг собаки. в данном случае приковывающим якорем является собака, а внушающим закрепление заикания субъектом-гипнотизером родитель. На сцене гипнотизер внушает, что человеку возвращается дар речи, но в обычной стрессово-визуальной ситуации человек наоборот внушает "ты начал заикаться", "о боже ты же стал заикаться". Именно такие или аналогичные внушения произносят родители или окружающие люди, когда видят, что напуганный ребенок(человек из группы риска) оказывается в состоянии "прикованного визуального внимания". Назовем такое прикованное состояние "визуальный ступор", и далее будем использовать именно эту терминологию, так как она наглядна и полностью соответствует происходящему в реальности механизму МГНОВЕННОЙ потери дара речи.

      Визуальный ступор — это когда фокус внимания человека жестко и четко закреплен на неком визуальном раздражителе: собаке, машине, родителе, учителе. при сильном стрессовом напряжении. Наложение в такой ситуации внушения о заикании, тут же запускает рефлекторный механизм и человек запоминает данное состояние "визуального ступора" как основное состояние при начале речи. И теперь каждый раз как только ему надо говорить в аналогичных обстоятельствах или ситуациях, когда он находится "на взводе" человек рефлекторно, как собака Павлова тут же сам инициализирует состояние "визуального ступора" у себя самого. То есть он по просту сам рефлекторно переключает свое внимание в состояние визуального ступора. Далее связка: речевая ситуация — стресс — "визуальный ступор", начинает инициализироваться вновь образовавшимся заикающимся с регулярной и завидной постоянностью. Так неврозоподобное заикание или визуальный ступор закрепляется в регулярную и постоянную привычку и человек уже не мыслит иной ситуации, как впасть в визуальный ступор, каждый раз как только надо "ответственно говорить" перед важными людьми или в важных ситуациях. Как только звучит слово важный, так сразу человек впадает в "визуальный ступор" и мгновенно теряет дар речи. Это выглядит как магический трюк фокусника-гипнотизера на сцене, только гипнотизером тут является сам заикающийся, а запускающим механизмом — любой внешний фактор Х, по просту раздражитель: человек, собака, речевая ситуация, буква, посторонний звук, да все что угодно. Любой приковывающий визуально фокус внимания раздражитель может быть фактором Х — фактором запускающим механизм включения САМИМ ЗАИКАЮЩИМСЯ у себя самого состояние "визуального ступора".

      Заикающиеся очень часто впадают в визуальный ступор и мгновенно теряют дар речи, при огромном разнообразии факторов Х: в магзине, на докладе, на собеседовании, при попытке начать разговор на улице. да во многих обычно "внезапных" речевых ситуациях. Выглядит это довольно странно, даже для самого заикающегося. Он стоит и нормально произносит фразу, но как только обращает взгляд к фактору Х, тут же забывает, что хотел сказать и начинает дергано пытаться выдавить из себя хоть звук. обычно это его же самого ещё сильнее пугает и ещё сильнее загоняет в "визуальный ступор". Патологический цикл "празднует очередную победу" над заикающимся, а заикающийся в очередной раз чувствует себя полностью бессильным перед ним. Не сознавая, что сам инициирует данное состояние у себя самого. И пока он это не осознает, он так и будет всегда реагировать на фактор Х ни чем иным, как "визуальным" ступором(в иных случаях тактильным или иным видом ступора).

      Часто визуальный ступор развивают непрофессиональные логопеды и педагоги на занятиях с детьми, например, давая частое внушение на то, чтоб человек при речи смотрел в глаза другому человеку. Но я уже ранее рассказывал, что именно такой трюк и используют гипнотизеры, для того чтоб человека ввести в "визуальный ступор". Поэтому непрофессиональное обучение речевым навыкам так же может вызывать развитие неврозоподобного заикания или по-просту состояния "визуального ступора" с эффектом мгновенной потери дара речи.

      Что же далеать, как разорвать паталогическую нервную связку фактора Х и "визуального ступора"? Эту проблему решил академик Снежко Р.А. создав "метод рефлекторного прерывания патолигических речевых циклов", данная методика позволяет поднять уровень осознавания человека до состояния, когда человек сам полностью осознает, как он инициирует сам у себя состояние "визуального ступора". Таким образом он полностью начинает контролировать переключение своего внимания и фокуссировку, что делает его состояние управляемым его волей. А это в свою очередь делает возможным прервать бессознательную рефлекторную связку: фактор Х — "визуальный ступор" ещё на этапе наблюдения фатора Х. То есть задолго да начала речи. Таков механизм работы метода Снежко по преодолению неврозоподобного или невротического заикания, как конкретно происходит устранение и разрыв такой связки Х — это авторский секрет. Но любой может её разорвать самостоятельно, при условии, что четко сознает, как он сам инициирует у себя самого состояние "визуального ступора".

      www.zaikanie-forum.ru

      Заикание: невротический аспект заболевания

      Темпоритмическое нарушение речи в виде заикания появилось с того момента, как человек научился говорить. По статистике 1% взрослых и 2-3 детей страдают таким видом нарушения речи. Представленная патология встречается как у мужчин, так и женщин, хотя у представителей сильного пола в 2-3 раза чаще. Еще в древности стало известно, что в причине развития заикания, кроме органической патологии лежит психологический фактор. В работах Авиценны, Плутарха об этом упоминалось, как об отдельной нозологии связанной с духовной слабостью. В современной медицине описанный недуг обозначается, как невротическое заикание.

      Заикание и его клинические формы

      Заикание (логоклония) – это нарушение речевой функции, представленное в виде темповой задержки, разрывом ритмичности произносимых звуков и слогов. Описанное заболевание проявляется частым повторением, прерыванием и пролонгацией слов.

      В норме, 7-10 процентов слов произносится с подобными проявлениями, когда используются звуки: «э-э», «м-м», или междометия. Диагноз устанавливают, когда в разговорной речи встречается больше 10% таких симптомов. Частота встречаемости заикающихся людей в разных странах неодинакова. Например, французы подвержены этой патологии в 2-3 раза чаще, чем немцы и русские.

      В зависимости от клинической картины логоклония делится на две формы:

    • Тоническая, возникает как следствие длительного сокращения мышц артикуляционного аппарата (щеки, губы, язык, мягкое небо), а также связок гортани. Проявляется эта форма в виде пауз во время речи и растягивания звуков. При этом лицо напряжено, рот полуоткрыт либо закрыт с плотно сомкнутыми губами, отмечается общая скованность организма.
    • Клоническая характеризуется менее длительным судорожным эпизодом, по сравнению с тонической формой. Спазм мускулатуры артикуляционного аппарата сменяется расслаблением. Человеку с такой формой заикания свойственно повторение отдельных звуков, слогов и слов.
    • Смешанная, такой тип заикания совмещает в себе два предыдущих, при этом наблюдается их чередование с соответствующей симптоматикой.
    • Заикание подразделяют в зависимости от причины возникновения. Данная классификация определяет наличие или отсутствие структурной (органической) патологии. Таким образом, заикание бывает неврозоподобным и невротическим.

    • Неврозоподобная логоклония отмечается у людей с выраженным неврологическим дефектом, который возникает вследствие органической патологии. При таком варианте нарушается общая моторная (двигательная) функция, а также артикуляция. Неврозоподобное заикание проявляется отсутствием логофобии, повышенной речевой активностью, моторики, которая усиливается при психомоторном возбуждении и после соматической патологии.
    • Невротическая форма заикания, или логоневроз, возникает вследствие негативного психологического фактора. Неврологический статус при этом без нарушений, функционирование мозга физиологичное. Развитие логоневроза возникает на фоне нормального или слегка повышенного моторного и речевого развития. Состояние таких больных в целом соответствует неврозу. Представленный вид заикания протекает в виде тонической, клонической или смешанной (тонико-клонической) форме.
    • Причины возникновения невротического заикания

      Логоневроз встречается, как у взрослых, так и детей. Это объясняется тем, что они недостаточно адаптированы к внешним психическим факторам. Кроме того, в возрасте 4-5 лет происходит активное формирование речевой функции. Именно в этот период заикание возникает чаще всего.

      Причиной возникновения логоневроза является негативный психологический фактор, степень выраженности которого индивидуален для каждого человека. Однако не все люди после воздействия стресса, разной степени значимости, начинают заикаться. Причиной тому служит генетическая предрасположенность функциональной недостаточности речевого аппарата, которая передалась по наследству от близких или дальних родственников. При этом отмечается повышенная судорожная готовность моторных речевых центров (центр Брока) и усиленный нервный и мускулатурный тонус.

      Психологический фактор, на фоне которого возникает представленное темпоритмическое нарушение речи, бывает острым и хроническим. В первом случае, внезапный испуг, приступ гнева агрессии — основные провоцирующие элементы.

      Хронический стресс также относится к одной из причин возникновения логоневроза. Возникновению логоневроза на фоне хронического стресса дети подвержены чаще, чем взрослые. Психотравмирующей ситуацией в этом случае являются дискомфортный неблагоприятный климат в семье, патологическое воспитание, завышенные требования к ребенку, информационная перегрузка, билингвизм. Кроме того, развитие логоневроза возникает, если дети начинают подражать заикающемуся родителю.

      Симптомы логоневроза

      Основным проявлением невротического заикания, в отличие от других видов, является неравномерность интенсивности речевых нарушений. Это проявляется в том, что у одного и того же человека клиника логоневроза варьирует в зависимости от обстоятельств. Таким образом, спокойная для пациента обстановка уменьшает, а иногда и полностью скрывает логоневроз. Противоположный результат практически у всех пациентов отмечается при предстоящем выступлении на сцене перед аудиторией, общении с незнакомыми людьми, при осознании ответственности.

      С течением болезни формируются негативные изменения в поведении пациента. В школе, дети боятся принимать участие в учебной программе. На работе больные отказываются проводить планерки и т.д. Таким образом, формируется логофобия (боязнь произношения звуков, общения). Она сопровождает социальную дезадаптацию.

      Важно! Если у ребенка наблюдается заикание, не стоит насильно требовать от него самостоятельного избавления от проблемы. Это может привести к стигматизации и развитию стойкой лого- и социофобии. Обращение к врачу будет правильным решением

      Существуют заболевания, которые без длительной специализированной помощи возникают на фоне невротического заикания, к ним относятся:

    • Астения.
    • Депрессия.
    • Энурез.
    • Вегетососудистая дистония.
    • Нарушение циркадных ритмов и сна.
    • Для логоневроза характерна волнообразность течения процесса. Улучшение клинической картины сменяется эпизодами ухудшения и наоборот. После коррекции заикания в детском возрасте нередко возникает рецидив в пубертатном периоде. У взрослых тяжелое психическое потрясение может возобновить перенесенный ранее логоневроз.

      Также человека, страдающего логоневрозом, среди остальных людей выделяет особенности психики, которые сопровождают его повседневную деятельность. Такие поведенческие отличия возникают не сразу, а формируются в процессе заболевания. У человека с невротическим заиканием отмечаются следующие черты психики:

    • Чрезмерная застенчивость, робость и смущение в контакте с людьми.
    • Повышенная мнительность, впечатлительность, как правило, люди с логоневрозом склонны воспринимать все близко к сердцу.
    • Гипо- или абулия (снижение или отсутствие волевой сферы), которая имеет относительный характер, так как проявляется не во всех, а в конкретном случае.
    • Мечтательность, бурная фантазия.
    • Диагностика и дифференциальная диагностика невротического заикания

      Нарушения речевой функции, как и любой другой требуют постановки точного диагноза в ранние сроки патологического процесса. Для этого используются данные анамнеза жизни ребенка, дифференциального анализа и инструментальных методов исследования. Диагностика невротического заикания производится логопедом, психологом и неврологом.

      При обследовании пациента с предполагаемым логоневрозом, выясняют наличие психологической травмы в детстве. Также определяют характер речи пациента, его плавность и ритмичность. Проводят неврологическую оценку, которая важна для исключения органического генеза заикания.

      Неврозоподобное заикание и тахилалия схожи по клинической картине с логоневрозом, поэтому требуют тщательного дифференциального диагноза. В первом случае, нарушение речи связано с наличием органической патологии. Постановку диагноза ставят, учитывая анамнез, в котором указаны приобретенные в жизни или в процессе родов травмы головы, инфекционные заболевания ЦНС.

      Чтобы точно определить генез заикания, проводятся инструментальные обследования организма, такие как: МРТ (магнитно-резонансная томография), КТ,УЗД сосудов головного мозга, электроэнцефалография. Такие методы диагностики с высокой точностью определяют наличие ишемического или геморрагического инсульта, опухоли мозга, аутоиммунных и дистрофических заболеваний.

      Также логоневроз необходимо отличать от тахилалии, которая проявляется быстрым темпом речи, паузами, запинками и неправильным построением предложения. Однако описанные симптомы не связаны с судорогами артикуляционного аппарата. Представленные заболевания носят функциональный характер, поэтому основные отличия друг от друга обнаруживаются в клинической картине.

      Логоневроз, в отличие, от тахилалии проявляется тем, что у больного присутствует осознание дефекта, речевой акт становится лучше при чтении знакомого текста, в спокойном кругу общения. Ухудшение симптоматики наблюдается при ответах требующих точности, эмоциональном напряжении, акцентировании внимания на проблеме. Также отмечается заторможенность письменной речи.

      Лечение и прогноз логоневроза

      Коррекция невротического заикания – длительный и объемный процесс. Терапия при логоневрозе проводится комплексно, где участвуют логопед, психолог, невролог и психотерапевт. Отдельное воздействие каждого из специалистов не приносит желаемого результата. Например, занятия, направленные исключительно на коррекцию артикуляции, будут неэффективны. Это объясняется тем, что в основе развития логоневроза лежит психотравмирующий агент, при продолжении воздействия которого, возникают новые эпизоды заикания.

      Также, не стоит забывать о родительском воздействии, если речь идет о заикающемся ребенке. Негативный микроклимат в семье будь это взрослый, или ребенок играют ключевую роль в поддержании недуга. Человеку с логоневрозом, требуется по максимуму находиться в комфортной, спокойной среде на период лечения. Если существуют проблемы внутри семьи, то показана групповая консультация психолога с возможной психотерапией всех членов семьи.

      Психолог помогает пациенту избавиться от воздействия негативных психологических факторов, которые провоцируют заикание, логофобии, стигматизации. Задача невролога заключается в уменьшении или полном купировании судорожной готовности. Осуществляется это при помощи седативных препаратов, антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков. Также, с такой целью используется рефлексотерапия, электросон. Помощь психотерапевта показана при наличии у пациента невроза, депрессии, тревоги.

      Прогноз заболевания, при раннем обращении за помощью и комплексном подходе благоприятный, однако многое зависит и от самого пациента, его желания избавиться от проблемы.

      simptomyinfo.ru

      Невротическое заикание

      Часто возникает вопрос о том, можно ли вылечить невротическое заикание, или этот дефект речи будет сопровождать человека на протяжении всей жизни. Врачи отвечают на этот вопрос так: единого средства для избавления от заикания нет. Проблема лечения усложняется тем, что медицина до сих пор не до конца выяснила механизм возникновения заикания. Некоторые врачи считают невротическое заикание часто психическим заболеванием. Другие же утверждают, что это не совсем правильно. Заикание обычно появляется в раннем детстве, и может продолжаться всю жизнь, возникать спонтанным образом или при публичных выступлениях. Это может быть следствием не только нервного расстройства, но и нервно-психологического переутомления. Некоторые люди начинают заикаться при определенных условиях, потому, чтобы процесс лечения был эффективным, необходимо установить причины расстройства речи, его степень и глубину подсознательного страха.

      Вообще видов заикания несколько. Ученые выделяют три типа: первый – следствие отклонения в нервной системе. Эти отклонения могут быть связаны с наследственными нарушениями, родовыми травмами, частыми болезнями в раннем детстве. Около 60% заикающихся страдают заиканием второго типа, который появляется у людей с ведущей правой рукой и ведущим левым глазом. Такое может произойти в случае, если ребенка, левшу от природы, начинают учить делать все правой рукой. При этом возникает дисбаланс, наблюдается нарушения врожденной особенности работы головного мозга, связанные с интенсивным развитием правого полушария головного мозга у левшей. Около 10% больных заиканием страдают третьим типом заболевания. Невротическое заикание у них появляется на фоне тяжелого переутомления и стрессового состояния организма. Со временем приступы заикания начнут повторяться, когда человек будет чувствовать большую эмоциональную нагрузку. Такие люди испытывают трудности при выступлении на публике.

      Невротическое заикание лечат различными способами. Можно выделить традиционные и нетрадиционные методы, авторские подходы, лекарственно-медикаментозную терапию. Традиционными методами можно назвать комплексы дыхательных упражнений. Можно привести пример того, что все певцы никогда не испытывают проблем с речью и голосом в обыденной жизни. Одной из самых популярных на сегодняшний день является дыхательная гимнастика Стрельниковой. Эти упражнения необходимо выполнять в течение нескольких месяцев. Положительный результат становится очевиден через 2-3 месяца. В совокупности с дыхательными упражнениями, людям прописывают общерелаксационные мероприятия. Можно посещать массажиста, психолога, пробовать различные йогические практики, направленные на расслабление человека как внутренне, так и внешне.

      Среди нетрадиционных способов лечения заикания можно назвать точечный массаж. Обычно лечение проходит в несколько курсов, каждый из которых включает 10-15 процедур с перерывами в несколько недель. Среди медикаментозных средств для лечения заикания выбираются те, которые направлены на расслабление, избавление от судорог, торможение психики. Некоторые медики против такого метода лечения, так как у них могут быть побочные эффекты. Невротическое заикание они предлагают лечить при помощи препаратов на натуральной основе – успокоительными отварами и компрессами.

      Современные технологии пришли на помощь и тут. Были разработаны специальные компьютерные методики, позволяющие устранять дефекты в речи. Популярны в настоящее время также авторские методики, которые направлены как на индивидуальную работу с пациентом, так и на групповую, помогающую снять психологические зажимы публичной речи у людей. Заикающийся человек должен сам помочь себе, например, учиться первым заговаривать с другими людьми, спрашивать дорогу или просить консультации продавца в магазине.

      www.megamedportal.ru

    About : admin