13 Май, 2018

Нарушение речи и депрессия

Нарушения речи – собирательный термин, который включает в себя различные отклонения в речевом развитии. Речевые расстройства классифицируются в зависимости от степени проявления расстройства и области развития – это может быть полная потеря речи или проблемы с пониманием или воспроизведением отдельных групп звуков или конкретных слов.

Причины возникновения

К основным причинам нарушения речи принадлежат:

  • патологии в строении органов речи — зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба, губ (например, короткая уздечка языка, расщелина твердого нёба, неправильный прикус и т.п.);
  • травмы речевой зоны во время родов;
  • низкая подвижность губ и языка;
  • задержки психического развития ребенка и как следствие задержка речевого развития;
  • трудности в различении звуков на слух, при нормальном слухе у ребенка;
  • неграмотная речь в среде пребывания ребенка.
  • Симптомы нарушений речи

    В зависимости от типа расстройства симптоматика может отличаться. Следует обратиться за помощью к специалисту, если у ребенка существуют расстройства голосовой функции, артикуляции, навыков чтения, голосообразования, нарушения темпа речи; дефекты звукопроизношения при нормальном слухе; расстройство процесса письма, произносительной организации речи; недоразвитие или полное отсутствие речи.

    Необходимо использовать метод дифференциальной диагностики, следует отличать речевые нарушения от расстройства слуха. Также необходимо проведение оценка слуха. В случае тяжелых проблем с речью, необходимо проведение тестов невербальных способностей, а также общей психиатрической оценки, так как при расстройствах аутистического спектра характерна задержка и отклонения речи.

    Существует также много специфических тестов артикуляции, а также экспрессивной и рецептивной речи.

    Выделяют две большие группы: нарушение устной и нарушение письменной речи.

    Нарушения устной речи включают в себя:

    1. Расстройства фонационного (внешнего) оформления речи:

    — дисфония или афония — проявляется в виде нарушениях силы, высоты и тембра голоса, возникает вследствие патологических изменений голосового аппарата;

    — брадилалия — проявляется в виде патологически замедленного темпа речи;

    — тахилалия – нарушение устной речи, при котором характерно патологическое ускоренные темпа речи;

    — заикание – характеризуется частым повторением или пролонгацией отдельных звуков или слогов, в результате судорожного состояния мышц речевого аппарата;

    — дислалия — дефект звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

    — ринолалия – проявляется в виде нарушения звукопроизношения и изменения тембра голоса, вследствие анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Для больного ринолалией характерно искаженное воспроизведение всех звуков речи, а не каких то отдельных;

    — дизартрия – возникает при органических поражениях центральной нервной системы и расстройствах процесса иннервации речевого аппарата, проявляется в виде нарушения звукопроизносительной функции речи;

    — дислексия — при данном нарушении отмечается избирательная способность к овладению навыком чтения и письма, способность к обучению сохраняется;

    — алексия — нарушение навыка чтения и понимания прочитанного, может проявляться в виде непонимания отдельных слов или же простых предложений;

    2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:

    — алалия – возникает вследствие поражения речевых зон коры головного мозга в период внутриутробного развития, проявляется как полное отсутствие или недоразвитие речи.

    — афазия – проявляется как полная или частичная потеря речевой функции, вследствие локального поражения речевых зон коры головного мозга (например, при черепно-мозговых травмах, нарушениях мозгового кровообращения и т.п.).

    К нарушениям письменной речи принадлежат:

    1. Дисграфия — это неспособность или трудности в овладении письмом при нормальном интеллекте.

    2. Аграфия – полная потеря способности писать при сохранении полноценного интеллекта, а также при сохранении координации движений верхних конечностей.

    Больному необходима помощь таких специалистов как: логопед, дефектолог, педиатр, психолог, психиатр.

    Лечение нарушений речи

    Некоторые типы нарушений речи могут исчезнуть с возрастом, другая часть требует помощи логопеда. Тактика и особенности лечения определяются в зависимости от типа нарушения и стадии течения заболевания. Детям, с тяжелыми формами нарушения речи, необходимы обязательные занятия с логопедом в речевых группах специализированных логопедических детских садах. Также на успех лечения влияет тот факт, на сколько рано началась коррекционная работа с ребенком, чем раньше она начата, тем более благоприятный прогноз.

    Прогноз зависит от типа расстройства речи, сопутствующих когнитивных нарушений и стадии процесса. Плохой прогноз для детей с низким интеллектуальным уровнем и расстройствами речи.

    Самый благоприятный прогноз для детей имеющих только проблемы артикуляции.

    Профилактика нарушений речи

    Основные методы профилактики:

  • создание благоприятных условий для развития физического и нервно-психического здоровья ребенка;
  • забота о сохранности его речевых органов;
  • создание социально-бытовых условий для корректного развития речевого аппарата ребенка;
  • предупреждение травм головы;
  • предупреждение возможных осложнений после простудных заболеваний;
  • развитие мелкой моторики у ребенка;
  • развивающие занятия ритмикой, музыкой, пением и т.д.
  • www.likar.info

    Нарушение речи: классификация патологии, симптомы и методы лечения

    Для каждого человека речь является неотъемлемой частью нормального взаимодействия с окружающими, а любое отклонение в речевой функции, способно привести к психологическим проблемам, связанным с невозможностью самореализации личности.

    Дисфункция речевого аппарата оказывает непосредственное воздействие на жизнедеятельность любого человека, а потому, очень важно при малейшем отклонении своевременно диагностировать патологию, чтобы избежать в будущем серьезных осложнений.

    Нарушение речи – это нарушение речевой функции, которое может быть спровоцировано совершенно различными причинами. Данный термин, включает в себя различные виды отклонений в речевом развитии человека, которые могут привести как к полной, так и частичной потере воспроизведения слов и звуков.

    Условно речевые нарушения в медицинской практике делятся на две основных группы:

  • Органическая причина развития отклонений. Причинами дисфункций речевой функции в этом случае выступают внутренние анатомические патологии, затрагивающие строение речевого аппарата. Например, родовые или механические повреждения участков головного мозга, отвечающих за речевые функции, аномальное строение речевого аппарата, наследственная расположенность и т.д.;
  • Функциональная причина развития отклонений. В этом случае, нарушается нормальная работа речевого аппарата вследствие определенных внешних факторов. Например, продолжительные стрессы, отклонения в работе нервной системы, инфекционные заболевания, травмы головы, психические отклонения и т.д.
  • Проявляться отклонения могут в форме экспрессивной речи, заторможенности при произношении, гнусавости или заикании. Чтобы выявить причины нарушений, требуется консультация у невролога, логопеда и диагностика.

    Классификация речевых отклонений

    Есть несколько основных форм нарушений речи у взрослых, встречающиеся в медицинской практике. В зависимости от вида речевого дефекта, всегда требуется конкретная работа по устранению отклонений, так как отсутствие грамотного лечения, в любой момент может привести к полной потере речевой функции или психологическим отклонениям.

    Основная классификация нарушений речи включает в себя несколько форм отклонений в развитии речи:

    Одним из основных видов отклонений в речи считается заикание. Причинами развития данной патологии являются такие факторы, как стресс, испуг, неврологические отклонения, генетическая расположенность, сильное эмоциональное потрясение.

    Характеризуется речевая дисфункция такими признаками, как постоянные сбои в ритме речи, вызванные спазмами или судорогами некоторых отделов речевого аппарата. При заикании у человека наблюдаются сложности при произношении слов и звуков, в результате чего он вынужден постоянно делать большие паузы, и повторять по нескольку раз один и тот же звук или слог.

  • Вследствие нарушения голосового тембра, может развиться гнусавость. Основная причина развития отклонения – патологии в области носовой перегородки.
  • Нарушение устной речи, которое возникает в результате неправильно прикуса или повреждений определенных участков мозга, отвечающих за речевой аппарат, провоцируют развитие дислалии. Основной симптом этого отклонения состоит в том, что у больного наблюдаются нарушения во время произношения некоторых звуков или слов. Неправильное восприятие и искажение отдельных звуков, невнятная речь или «проглатывание» звуков так же принято называть в народе косноязычием. Данная патология не связана с нарушением слуха или повреждением ЦНС больного.
  • Замедленность речи в результате сложности в произношении и отклонения в темпе произношения называется брадилалия. Может стать следствием врожденной расположенности, заболеваний ЦНС или психологических отклонений больного.
  • Афазия – нарушение речи, которое представляет собой систематические сбои в ритме уже сформировавшейся речи, что обусловлено поражениями в области речевых участков мозга. Характерными признаками отклонения является невозможность больного понимать речь других людей и выражать свои мысли посредством голоса. Данное расстройство речи не является следствием каких-либо психических заболеваний. Основными причинами этого недуга являются такие патологии, как травмы в области головы, кровоизлияние в мозг, абсцесс или тромбоз сосудов головного мозга.
  • Брадифразия представляет собой замедленную речь, что обусловлено слабым и заторможенным мышлением больного, вызванным психическими отклонениями в ходе протекания патологий головного мозга. Характерным признаком является растягивание слов и звуков, нечеткая артикуляция, долгие и неточные формулировки мыслей. Такая форма речевого нарушения чаще всего встречается у лиц, страдающих психическими заболеваниями или олигофренией.
  • При частичном или полном отсутствии речевых позывов, развивается алалия. Возникает патология вследствие умственной недоразвитости больного или поражения участков мозга, ответственных за речевую функцию. Это крайне тяжелые формы патологии, в ходе развития которой больной может вовсе не воспринимать речь других людей, и не способен овладеть языком, поскольку присутствуют проблемы с усвоением и пониманием звуков и слогов.
  • Очень быстрый и стремительный темп речевых потоков называется тахилалия. Основными признаками недуга являются такие проявления, как быстрый темп речи, постоянные запинания при произношении, «проглатывание» отдельных букв и звуков, их искажение. Основными причинами развития недуга являются: наследственная расположенность, гиперреактивность, патологии головного мозга, психические расстройства.
  • Вызвать нарушение устной речи может дизартрия. Представляет собой расстройство произносительной функции речи, которое связано с патологиями участков речевого двигательного и мышечного артикуляционного аппарата (например, повреждение голосовых связок, дисфункция лицевых или дыхательных мышц, ограничение подвижности языка, губ или неба). Развивается патология в ходе повреждений отделов мозга (заднелобного и подкоркового). Выражается дисфункция в затруднительном произношении, искажении некоторых звуков и слогов.

    Многие отклонения связаны с расстройствами экспрессивной речи. Чаще всего патология развивается у детей. Причем данное расстройство речи может возникать на фоне благополучного умственного и психического развития больного.

    Патология экспрессивной речи характеризуется такими признаками, как: малый словарный запас больного, который никак не является нормой для этого возраста; проблематика с вербальным общением; слабая способность при помощи слов выражать свои мысли; неправильное употребление предлогов и окончаний слов; активное использование жестов. Основные причины экспрессивной речи до конца в медицине не выявлены, однако на процесс развития отклонений, может влиять участие генетических факторов; нарушения психологического характера; несвоевременное формирование взаимосвязи между речевыми отделами коры головного мезга и нейронами.

  • При поражении участков ЦНС может развиться мутизм – полное отсутствие речевых рефлексов. Этому могут поспособствовать такие заболевания, как эпилепсия, поражение отделов головного мозга, некоторые виды психических заболеваний (шизофрения, депрессия, истерия).
  • Для того чтобы выявить форму заболевания, необходимо разобраться в том, какие причины служат толчком к развитию отклонений в речи.

    Причины развития отклонений у взрослых

    Есть немало внутренних и внешних факторов, провоцирующих отклонения в речевом произношении. Причем в зависимости от причины нарушения речи, процесс развития отклонений может носить как скоропалительный, так и постепенный характер. Чаще всего к дисфункциям приводят следующие причины:

  • тяжелые патологии, затрагивающие мозг: при внутричерепном высоком давлении, может возникнуть инсульт, основным последствием которого может стать нарушение речевых функций;
  • в ходе нарушения координации движений, вызванной поражением мозжечка головного мозга (например, инфаркт или ишемия мозга), может возникнуть такая реакция организма, как полная или частичная потеря речи;
  • механические повреждения и травмы головы и лица, в частности, у детей при родах;
  • патологии мозга, вызванные тромбозом;
  • дисфункция отделов головного мозга, отвечающих за речь и движения;
  • различные виды дегенеративных патологий нервной системы и головного мозга (Альцгеймер, деменция, опухоли и т.д.);
  • генетическая расположенность;
  • сбои в работе ЦНС;
  • родовые травмы, в ходе которых повреждаются речевые функции;
  • алкоголизм может стать причиной сбоев в речи;
  • паралич лица;
  • атеросклероз;
  • патологии мышечного артикуляционного и двигательного речевого аппарата (малая подвижность губ, языка, лицевых мышц);
  • неправильное закрепление зубного протеза;
  • снижение тонуса мягкого неба;
  • стресс, испуг, затяжная депрессия;
  • некоторые инфекционные заболевания;
  • отставание в развитии, слабоумие;
  • нарушение работы кровообращения;
  • детский церебральный паралич;
  • олигофрения;
  • глухота;
  • частые неврозы;
  • синдром Дауна;
  • болезнь Лайма;
  • продолжительный прием некоторых медикаментов (антидепрессанты, антибиотики).
  • Следует помнить, что причины нарушений речи могут носить как физиологический, так социальный и психологический характер.

    Надо отметить, что более тяжелые случаи нарушения речи, возникающие при слабоумии и некоторых психологических отклонениях в организме, независимо от возраста больного, могут спровоцировать немоту. Поэтому очень важно своевременно распознать первичные признаки, чтобы не позволить прогрессировать недугу.

  • Несоответствие языковой нормы возрасту говорящего человека.
  • Дистрофия спастическая проявляется непроизвольными вибрациями голосовых связок больного. В этом случае отклонения в речи могут сопровождаться такими начальными признаками, как хрипота, сдавленный голос или звучание речи с придыханием.
  • При афазии человек совершенно не умеет грамотно и быстро выражать свои мысли. У больного имеются проблемы с восприятием речи окружающих людей. Человек, страдающий отклонениями в речи, очень долго формулирует свои мысли и выражает их в словах. Слова и звуки, которые он произносит, получаются неправильными и невнятными.
  • Слишком быстрый темп речи, или, наоборот, слишком заторможенный, может стать свидетельством нарушений функций в речевом аппарате больного. Это может быть следствием сложного психического заболевания; ТНР, вызванного патологиями мозга; инфекционных болезней или дегенеративных состояний.
  • Еще один синдром недуга – нарушение тембра голоса. Любое изменение функций или формы голосовых связок может спровоцировать изменение в артикуляции и произношение отдельных звуков, а так же привести к непринужденности речи при произношении.
  • Вследствие слабости речевого аппарата и голосовых мышц, появляются такие признаки, как заторможенность речи и «проглатывание» звуков.
  • Проблемы могут проявляться в форме экспрессивной речи – быстрое и частое повторение одних и тех же слов, повышенная речевая активность, несвойственная для нормального человека, нарушение синтаксической структуры словосочетаний и плавности произношения.
  • Гнусавость, заикание, невозможность выговорить слово или фразу, повторное произношение звуков – основные признаки отклонений в речи.
  • Надо отметить, что интеллектуально-мнестические функции, которые представляют собой различные формы расстройства психики, носят деградирующий характер. Зачастую при такой форме расстройства поражаются клетки мозга, что негативно сказывается на речевой функции больного. В результате таких сложных патологий, как инфаркт или инсульт мозга, у взрослого пациента, со временем, может развиться тяжелое нарушение функций речи, вплоть, до полного онемения. Поэтому так важно при малейшем проявлении симптомов, своевременно обращаться к специалисту за консультацией.

    Как только будет выявлена причина возникновения патологии и поставлен диагноз, врач назначит соответствующее лечение, основной принцип которого заключается в устранении причин, вызвавших дисфункцию речи.

    Что касается детей, то в раннем возрасте помочь исправить дефекты речи может логопед. Но лишь в том случае, если отклонения не связаны с психическими расстройствами и механическими повреждениями головы. Здесь важно понимать, что чем старше больной и сложней причина возникновения отклонений в речи, тем длительней окажется процесс лечения и коррекции речевых отклонений.

    Методы лечения следующие:

  • Консервативное лечение. Подразумевает занятия с логопедом, применение специальных упражнений для восстановления речи и артикуляционной гимнастики, а так же физиотерапевтические процедуры.
  • Медикаментозное лечение. Сводится к улучшению мозгового кровотока, нормализации давления и усилению обменных процессов в центральной нервной системе. Так же применяются препараты, оказывающие влияние на процесс улучшения памяти, внимания и восприятия больного.
  • Крайняя мера – хирургия. Которая подразумевает удаление опухолей и гнойников в полости черепа, резекцию гематом и устранение иных наростов, спровоцировавших возникновение отклонений речевого аппарата в результате опасных заболеваний. Хирургия применяется лишь в том случае, когда все остальные методы лечения не оказали ожидаемого результата.
  • Выбор конкретного способа лечения, медикаментов и целесообразность проведения операции определяется врачом, в зависимости от формы патологии и стадии сопутствующих заболеваний.

    Существует отдельная отрасль психологии, занимающаяся изучением людей, страдающих отклонениями речевых функций – логопсихология. Психология лиц, у которых наблюдаются нарушения речи, требует системного и тщательного изучения симптомов, признаков и механизмов развития этого отклонения. Благодаря чему, можно достичь положительных результатов посредством разработки специальных методов психологической помощи и подходящих схем лечения в каждом конкретном случае.

    Следует понимать, что любые дефекты и нарушения речи, а так же повреждения участков речевого аппарата, при несвоевременном или неправильном лечении, может привести к недоразвитости речи, снижению общения и внимательности, а так же к ограничению логических и умственных заключений больного.

    oinsulte.ru

    Нарушения психического характера

    В современном мире существует масса факторов, которые могут стать причиной стресса любого человека. Большинство жителей планеты подвержены психическим расстройствам, поэтому нарушения психики являются частым диагнозом и уже мало кого удивляют. Специалисты неустанно работают над поиском эффективных методов коррекции подобных патологий, которые будут более действенными в сравнении с применяемыми сегодня.

    Врачи выделяют основные признаки, которые считаются типичными для психических недугов:

  • нарушение мышления;
  • неадекватное поведение;
  • резкая смена настроения;
  • угнетенное состояние;
  • снижение работоспособности.
  • По большей части любые изменения в поведении человека, не укладывающиеся в существующие нормы, свидетельствуют о наличии проблемы. Если происходят действия, которые противоречат здравым убеждениям, это указывает на отклонения психического характера. В тех случаях, когда нарушения присутствуют как временное явление, возможно врачебная помощь и не потребуется, но если процесс затянулся, то без лечения никак не обойтись.

    Признаки, которые проявляются при психических расстройствах, не могут остаться незамеченными. И сам больной, и его близкие, в любом случае обнаружат появление отклонений, которые проявляются явными симптомами.

    Для заболеваний характерны такие признаки:

    Ощущается боль разной природы.

    Появляется постоянное чувство страха, которое может смениться грустью и апатией.

    Человек находится в ожидании чего-то тревожного, переживает без повода.

    Больному сложно сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание.

    Наблюдается проявление необоснованной агрессии.

    Больному слышаться и видятся несуществующие явления.

    В зависимости от формы патологии и стадии ее развития, ранние симптомы могут отличаться и выражаться в разной степени. Консультация врача является обязательной, если у человека присутствуют какие-либо из перечисленных признаков. Главное условие успешного лечения заключается в осознании больным того, что он имеет проблемы. Ни один специалист и не одно лекарство не смогут помочь, пока пациент самостоятельно не признает наличие психических нарушений и на будет согласен и настроен их устранить.

    Врачебная помощь особо необходима в ситуациях, когда симптомы нарушений являются ярко выраженными и становятся причиной частых конфликтов в семье, на работе и в обществе в целом.

    Виды психических расстройств

    Перечень патологий довольно обширный, но наиболее распространенными являются:

    Данные недуги диагностируются у пациентов разного возраста и не зависят от половой или расовой принадлежности.

    Установить причины возникновения каждой из болезней до сих пор не удалось, но специалисты имеют много объяснений и немало версий по поводу факторов неблагоприятного воздействия, которые способствуют развитию психических патологий. На основании практики и опыта, врачи уже сегодня могут излечивать различные нарушения такого характера и возвращать больных к полноценной и здоровой жизни.

    Причины появления проблем с психикой

    На данный момент психиатрам достоверно не известны точные причины, которые приводят к нарушениям. Но исследования и детальное изучение проблем привели ученых к выводам, что причины возникновения психических расстройств имеют полиэтиологическое происхождение. Развитие патологий провоцирует несколько факторов:

    1. Наследственность.
    2. Биохимические нарушения.
    3. Иммунологические расстройства.
    4. Изменения морфологической структуры мозга.
    5. Интоксикация.
    6. Паразитарные инвазии.
    7. Инфекции.
    8. Психологические травмы.
    9. Чаще всего встречаются расстройства психики, которые выражаются в депрессивном и стрессовом состоянии. Эти два явления тесно взаимосвязаны, так как перенесенный стресс может стать причиной затянувшейся депрессии. Но сами понятия имеют существенные различия. Рассмотрим подробно, что собой представляют психические расстройства такого рода.

      Депрессия — выражается в таких депрессивных явлениях:

    10. снижается настроение;
    11. теряется способность переживать радостные эмоции;
    12. нарушается мышление;
    13. затормаживаются двигательные функции.
    14. Человек в состоянии депрессии проявляет полное безразличие к окружающему миру и происходящему в нем, его взгляды пессимистичны, а суждения полны негатива.

      Стресс — представляет собой не специфическую реакцию организма на возникшую трудность или высокое требование. Реакция заключается в проявлении напряжения, которое направлено на преодоление преграды и приспособление к повышенным требованиям.

    15. Упавшее и подавленное настроение.
    16. Потеря интереса к любимым и близким людям.
    17. Отсутствие заинтересованности в работе и бытовых делах.
    18. Приступы бессонницы.
    19. Повышенная раздражительность.
    20. Скорая утомляемость.
    21. Ощущение бессилия.
    22. Упадок физических сил.
    23. Нарушения аппетита, больной или вообще не ест или значительно переедает.
    24. Набор или потеря массы тела.
    25. Утрата способности концентрироваться.
    26. Снижение либидо.
    27. Рассеянность.
    28. При депрессии наблюдаются сбои в режиме сна, человек может очень рано пробуждаться или наоборот, спать до обеда. У него возникают проблемы в общении, становится сложно выполнять свои обязанности дома и на работе. Возникает чувство неполноценности, ненужности, бесполезности. Больной может начать беспричинно рыдать, задумываться о суициде. Основными признаками патологии считаются также ослабление двигательной активности (акинезия) и полная безучастность (абулия).

      • Снижение активности.
      • Повышение раздражительности.
      • Проявление неадекватной реакции даже на малейшую трудность.
      • Выражение критики и желание спорить.
      • Потребность в спиртном.
      • Потеря уверенности в своих силах.
      • Выявление жалости к себе.
      • К физиологическим признакам стресса можно отнести диарею, лихорадку, повышенную потливость, высыпания на кожном покрове, учащенное сердцебиение.

      • Алкогольная.
      • Ажитированная депрессия.
      • Астеническая.
      • Климактерическая.
      • Параноидальная.
      • Психогенная.
      • Невротическая.
      • Ироническая.
      • Тревожная.
      • Циклотимическая.
        1. Физиологический.
        2. Психологический.
        3. Эмоциональный.
        4. Информационный.
        5. Управленческий.
        6. Такое психическое расстройство может стать следствием влияния следующих факторов:

          • прием определенных лекарств;
          • насилие;
          • конфликты;
          • злоупотребление алкоголем;
          • проблемы личного характера;
          • употребление наркотических веществ;
          • смерть близких;
          • наличие тяжелого заболевания.
          • Стресс, как и депрессия, возникает на фоне воздействия внешних и внутренних факторов:

          • кардинальные изменения в жизни;
          • проблемы в отношениях;
          • финансовые трудности;
          • сильная занятость;
          • отрицательный внутренний настрой;
          • неоправданные ожидания;
          • неуверенность в себе.
          • Профилактика депрессии и стресса

            Чтобы избежать появлений нарушений со психикой, необходимо научиться преодолевать стрессовые ситуации. Менее всего подвержены психическим расстройствам люди, которые ведут здоровый образ жизни. Отказ от алкоголя и курения не только положительно отличается на физическом состоянии организма, но и способствует укреплению нервной системы. Регулярные занятия спортом, пребывание на свежем воздухе делают человека более устойчивым к различного рода патологиям, в том числе и психическим.

            Правильное питание также является залогом стабильной работы нервной системы. Постоянные диеты истощают не только тело, но и мозг. Так же негативно на физиологии сказывается и переедание.

            Чрезмерная физическая активность, связанная с трудовой деятельностью, может неблагоприятно повлиять на состояние психики. Поэтому, нужно научиться не только работать, но и отдыхать. Для хорошего самочувствия важен и полноценный сон. Необходимо стараться избегать ситуаций, которые могут стать причиной стресса. Не стоит общаться с людьми, которые неприятны или вызывают раздражение. Если профессия приходится не по душе, следует задуматься о ее смене. Все, происходящее в жизни, должно приносить удовольствие и вызывать радость, тогда человек будет чувствовать себя комфортно и у него не появиться причин для беспокойства!

            stress-faq.ru

            Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

            Современные классификации рассматривают нарушения речи с позиций этиопатогенеза (клинико-педагогическая клас­сификация) и в аспекте расстройства психофизической организации речевой деятельности (психолого-педагогическая классификация).

            Таким образом, клинико-педагогическая клас­сификация включает нарушения письменной речи (дислексию/алексию, дисграфию/аграфию) и нарушения устной речи, которые делятся на расстройства фонационного (внешнего) оформления речи (дислалию, дизартрию, ринолалию, брадилалию, тахилалию, заикание, нарушения голоса) и расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалию и афазию).

            Психолого-педагогическая классификация выделяет нарушения языковых компонентов речи (ФФН и ОНР), а также нарушения в применении языковых средств (заикание, мутизм). Возможны сложные комбинированные дефекты (ФФН + заикание, ОНР + заикание).

            Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовые травмы и пр.; в первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции. Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом, разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы, опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

            Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

            Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

            Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

            Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах. В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.

            Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж, логоритмика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости – хирургическим вмешательством.

            Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

            Ознакомиться с основными видами речевой патологии и формами логопедического воздействия Вы можете в разделах «Нарушения речи» и «Логопедия» на сайте «Красота и медицина». Вашему вниманию также предлагается каталог организаций, оказывающих логопедическую помощь, удобный сервис поиска специалиста-логопеда в Москве с возможностью онлайн-записи на консультацию и лечение.

            www.krasotaimedicina.ru

            Нарушения речи: виды, причины, признаки, диагностика и лечение

            Что такое нарушения речи? Определение: нарушения речи или речевые расстройства – это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна – от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых. В этой статье мы расскажем о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.

            Причины речевых расстройств

            Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:

          • Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
          • Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
          • Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
          • Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.
          • Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка. Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь – на лингвистические характеристики человека влияет его окружение. И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.

            Симптомы нарушений речи

            В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:

          • Симптомы расстройства экспрессивной речи: при этом расстройстве очень ограничен словарный запас, человек испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз.
          • Симптомы экспрессивно-рецептивного расстройства речи: помимо симптомов, которые наблюдаются в предыдущем случае, также присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз.
          • Симптомы фонологического расстройства: характеризуются неспособностью использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании звуков.
          • Кроме того, пожалуй, одним из самых заметных расстройств является заикание – нарушение плавности, ритма и организации речи.

            Несмотря на то, что речь – это сложный процесс, и существует множество различных патологий речи, можно выделить определённые признаки, в целом указывающие на возможное развитие речевого расстройства. Говоря о речевых расстройствах у детей, можно отметить следующие признаки:

          • Расстройство экспрессивной речи: о данной проблеме может свидетельствовать скудный словарный запас ребёнка по сравнению с детьми его возраста, недоразвитость речи. Ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы.
          • Расстройство рецептивной речи: при этом нарушении речи ребёнок часто не испытывает интерес к разговору в его присутствии, ему трудно выполнять указания или понимать то, что ему говорят, спрашивают, а также понимать написанное.
          • Ниже вы можете посмотреть видео о развитии человеческой речи. Не забудьте включить субтитры на русском языке.

            Речевые расстройства: классификация и виды

            Говоря об общей классификации существующих видов нарушений речи, можно выделить следующие:

            Это нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата.

            Дислалия – расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи. Существует несколько видов дислалий:

          • Физиологические дислалии: дети часто неправильно выговаривают звуки – это связано с недостаточной развитостью речевых органов в детском возрасте. Это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей – за исключением случаев, когда с течением времени эта проблема не исчезает сама по себе.
          • Аудиогенные дислалии: как следует из названия, это нарушение связано с дефектом слуха ребёнка, который мешает ему правильно распознавать, подражать и воспроизводить звуки. Логично, что если человек плохо слышит, говорить он также будет плохо.
          • Функциональные дислалии: сохранившаяся уже при сформированном речевом аппарате долговременная физиологическая дислалия может развиться в функциональную дислалию. При этом виде дислалии строение органов не нарушено, однако ребёнок смешивает, искажает или заменяет звуки.
          • Органические или механические дислалии: этот вид дислалий также называют дисглоссии. Они связаны со структурными дефектами органов речи. Рассмотрим подробнее.
          • Дисглоссия (не путать с диглоссией или вариантом билингвизма) – это расстройство речи, как мы упомянули выше, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов. Различают следующие подвиды:

          • Губные дисглоссии: связаны с изменением формы губ, расщелинами губ. Наиболее известные патологии данного вида – заячья губа, волчья пасть.
          • Дисглоссии челюсти: вызваны нарушением формы, расщелинами верхней, нижней или обеих челюстей.
          • Зубные дисглоссии: расстройство речи из-за щелей между зубами или неправильного расположения зубов.
          • Языковые дисглоссии: вызваны расщелинами и другими дефектами языка. Патологиями, которые могут быть причинами этих расстройств, являются анкилоглоссия (короткая уздечка языка), макроглоссия (аномально большой язык), также односторонний или двусторонний паралич.
          • Носовые дисглоссии: связаны с патологиями, которые не позволяют воздуху корректно поступать в лёгкие.
          • Нёбные дисглоссии: вызваны расщелинами нёба.

          Виды дисглосии (по порядку). Фото: trastleng

          Дисфемии – это речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными плохой идеомоторной мозговой координацией. Примером дисфемии является заикание.

          Этот вид речевых расстройств может проявиться в любом возрасте, поскольку он связан с локальным поражением задействованных в речи отделов мозга и представляет собой отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.

        7. Афазия Брока: афазия Брока или эфферентная моторная афазия вызвана поражением двигательного речевого центра или центра Брока и смежных областей. Характеризуется большими трудностями с артикуляцией и телеграфной речью (очень короткими фразами). Наиболее страдает выражение речи (поэтому её также называют экспрессивная афазия), при этом понимание речи сохраняется или страдает меньше.
        8. Афазия Вернике или сенсорная афазия: нарушение речи, вызванное поражением левой височной доли, прилегающей к слуховой коре. Характеризуется беглой, но неинформативной (параграмматической) речью, нарушением фонематического слуха, проблемами с различением звукового состава слов. Также страдающие этим расстройством испытывают трудности с пониманием речи.
        9. Кондуктивная или проводниковая афазия: эта разновидность моторной афазии вызвана поражением дугообразного пучка и/или других соединений височной и фронтальных долей. Расстройство характеризуется нарушением возможности повторения слов и предложений, при этом сохраняется понимание и довольно беглая спонтанная речь. При кондуктивной афазии часто бывают проблемы с чтением, письмом и памятью на имена.
        10. Транскортикальная сенсорная афазия: этот тип расстройства речи вызван поражением соединений между париетальными и височными долями и связан с нарушением понимания отдельных слов, хотя способность повторения относительно не повреждена.
        11. Транскортикальная моторная афазия: данное речевое расстройство вызвано подкорковыми поражениями в областях ниже моторной коры и связано с нарушениями в спонтанной речи, при этом память на имена не страдает.
        12. Аномическая афазия: связана с поражениями различных областей височной и теменной долей и характеризуется нарушениями произношения отдельных слов.
        13. Глобальная или тотальная афазия: полная потеря способности говорить и понимать речь. Нарушены все языковые функции.
        14. Дислексия представляет собой расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дислексии, для коррекции дислексии в школе, а также игры для когнитивной тренировки детей с дислексией.

          Нейропсихологический тест CogniFit на дислексию

          7- Специфическое расстройство речи

          Специфическое расстройство речи или развития речи – это отставание в обучении и использовании речи или неспособность её применять при отсутствии мозговых повреждений, нормальном умственном развитии, адекватном развитии органов чувств и отсутствии психопатологий. Часто дети со специфическом расстройством речи также проявляют признаки дислалий и других вышеупомянутых расстройств.

          8- СДВГ или Синдром дефицита внимания и гиперактивности

          СДВГ связано с нарушениями речи и также вызывает проблемы с обучаемостью и коммуникацией. Согласно исследованиям, страдающие СДВГ дети испытывают трудности с синтаксисом и фонологической организацией речи. Также у них есть проблемы с семантической организацией и слуховой памятью. В настоящее время разработаны инструменты для нейропсихологического тестирования СДВГ, нейрообразовательные программы для решения трудностей обучаемости в школе и игры для когнитивной стимуляции детей с СДВГ.

          Несмотря на то, что это расстройство не затрагивает речь (так, как остальные), в данном случае страдает понимание другого языка – математического. При дискалькулии нарушена способность работать с цифрами и понимать математические термины. Люди, страдающие дискалькулией, не понимают логики математического процесса. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дискалькулии и игры для когнитивной стимуляции детей с дискалькулией.

          Диагностика нарушений речи

          Чтобы диагностировать расстройство речи, нужно следовать определённым рекомендациями и провести специальные тесты. Важно сосредоточиться на изучении случаев речевых расстройств у детей, чтобы постараться выявить проблемы, которые могут привести к развитию патологии, и следовать серии стратегий.

          Перед диагностикой необходимо запросить информацию в первую очередь у родителей и в школе, где учится ребёнок. Это важнейшие источники информации о поведении ребёнка и развития его проблемы. Затем нужно поговорить с самим ребёнком, использовать записи, провести аудиометрию. Кроме того, для завершения диагностики необходимо провести нейропсихологические и специфические тесты, а также опрос родителей, воспитателей и преподавателей.

          Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях

          Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.

          Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.

          Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги – всё это очень полезно для развития речи.

          И, наконец, важнейший шаг – выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.

          Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно – вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.

          Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе

          В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны.

          Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.

          С помощью подходящей образовательной программы можно добиться успешного обучения

          “Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной речи” даёт следующие рекомендации:

          • Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.

          • Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.

          • Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.

          • Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.

          • Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.

          Перевод Анны Иноземцевой

          Mario es redactor especializado en contenidos sobre psicologia social y neuropsicologia. Apasionado por el estudio del cerebro y su interaccion con el ambiente. Investiga los aspectos mas curiosos del cerebro humano, acerca recursos clinicos a un publico no especializado, buscando siempre inspirar y ayudar.

          blog.cognifit.com

    About : admin