17 Май, 2018

Физическое развитие ребёнка с синдромом дауна

О чем говорят цифры? Физическое развитие детей с синдромом Дауна первого года жизни

В статье представлены результаты исследования, целью которого была разработка перцентильных графиков длины, массы тела и окружности головы российских детей первого года жизни с три-сомией-21, основанных на 4538 измерениях 514 детей, которые воспитываются в семьях.

Развитие ребенка с синдромом Дауна до года, его темп роста и прибавка массы имеют огромное диагностическое значение и являются важнейшими показателями его соматического здоровья. Так, низкая прибавка массы тела может оказаться первым симптомом нарушений со стороны сердечно-сосудистой, пищеварительной или нервной системы. Известно, что у детей с трисомией-21 чаще встречаются врожденные аномалии развития. Более того, клинические проявления некоторых заболеваний у детей с синдромом Дауна часто носят «стертый» характер, могут протекать под маской других состояний или принимаются клиницистами за признаки самого синдрома. Так, диагностика гипотиреоза и целиакии у детей с синдромом Дауна на клиническом этапе может вызывать значительные трудности.

Как происходит физическое развитие ребенка с синдромом Дауна

Хорошо известно, что развитие ребенка с синдромом Дауна в целом имеет сниженный темп роста с рождения и до завершения всего периода роста. Причина задержки роста пока однозначно не ясна.

С другой стороны, нельзя недооценивать профилактику паратрофии и избыточной массы тела у детей с трисомией по 21-й паре хромосом начиная с самого раннего возраста.

Определять темпы роста детей возможно при анализе последовательных измерений ребенка, проводимых в определенные сроки, при этом оцениваются темповые изменения отдельных показателей (длины тела, массы тела, окружности головы). Существует несколько основных способов оценки антропометрических показателей, в том числе параметрический (сигмальный) и непараметрический (по перцентильным таблицам) методы [1, с. 37—57].

Очевидно, что оценивать темпы роста детей с трисомией по 21-й паре хромосом с помощью графиков, разработанных для обычных детей, не информативно. Для оценки физического развития этих детей необходимо применять таблицы, разработанные для детей с трисомией-21 с учетом расово-этнических особенностей конкретного региона.

Впервые перцентильные графики, разработанные для детей с синдромом Дауна, появились еще в 1988 году благодаря усилиям американских ученых [2] и долгое время успешно применялись во всем мире для оценки физического развития детей с синдромом Дауна. Позже подобные графики разрабатывались для детей с трисомией по 21-й паре хромосом и в других странах: Португалии, Швеции и т. д. В нашей стране до настоящего времени графиков для оценки физического развития детей с синдромом Дауна не существовало.

С целью разработки отечественных графиков для оценки массы, длины тела и окружности головы детей с синдромом Дауна первого года жизни нами были обследовано 514 детей с цитогенетически верифицированным синдромом Дауна, находящихся на воспитании в семье, рожденных в период с 2000 по 2011 год. Наблюдались 241 девочка и 273 мальчика. Из них родился доношенным 441 ребенок и 73 родились недоношенными на сроке 35 ±1 недель в среднем. Задержка внутриутробного развития отмечалась у 18,7 %, а морфофункциональная незрелость — у 19 % новорожденных с синдромом Дауна.

Врожденные пороки сердца были выявлены у 45,6 %. Аномалии желудочно-кишечного тракта, такие как болезнь Гиршпрунга, атрезия 12-перстной кишки и др., были диагностированы у 3,5 % исследуемых детей. Гипотиреозом, в том числе субклиническим, страдали 24,2 % младенцев с синдромом Дауна (рис. 1).

В возрасте от 0 до 1 года проводилось динамическое измерение длины, массы тела и окружности головы по стандартным методикам. Показатели физического развития недоношенных детей оценивались в соответствии со скорригированным возрастом.

Половина обследуемых детей (52,7 %) находилась на грудном вскармливании до трехмесячного возраста и только 28,6 % детей — до шести месяцев и дольше. Прикорм вводился по возрасту. При разработке таблиц учитывались данные детей, находящихся как на грудном, так и на искусственном вскармливании.

Статистическая обработка проводилась с помощью компьютерных программ Microsoft XL, SPSS.

Физическое развитие ребенка до года

Проведено 4538 измерений. Средний вес девочек при рождении составил 3,132 ± 0,429 (M±d) кг (табл. 1), мальчиков – 3,236 ± 0,547 кг (табл. 2). Рост – 50,13 ± 2,41 см и 50,82 ± 2,73 см соответственно.

Средний вес девочек с синдромом Дауна в 1 год составил 8,275 ± 1,06 кг, а мальчиков — 9,356 ± 1,41 кг. К 12 месяцам жизни средний рост девочек достиг 72,29 ± 3,34 см, а мальчиков – 73,3 ± 3,89 см.

Среднее значение окружности головы при рождении у детей с синдромом Дауна соответствовало среднему значению окружности головы обычных детей. У девочек это 33,53 ± 1,47 см, у мальчиков – 34,04 ± 1,72 см. В возрасте 12 месяцев средний показатель окружности головы и девочек и мальчиков с синдромом Дауна находился ниже значений 1 стандартного отклонения окружности головы обычных детей (–1d).

Поскольку качественная оценка роста возможна только при анализе динамических измерений ребенка, для оценки темповых изменений отдельных показателей (длины тела, массы тела, окружности головы) нами предложены перцентильные графики, так как они не только позволяют оценить антропометрические показатели в настоящий момент, но и дают представление о темпах роста ребенка в целом (рис. 2—7).

При сравнении медиан массы и длины тела детей с синдромом Дауна, полученных в ходе нашего исследования, с показателями, полученными в Америке и Португалии [2, 3], видно, что темпы физического развития российских детей несколько превышают соответствующие американские и португальские данные (рис. 8, 9). Вероятно, разница связана с расово-этническими отличиями исследуемых групп и временем исследования (американское исследование проведено в конце 80-х гг. XX в., португальское – в 2001 г.).

Разработанные нами графики с успехом могут применяться в практике амбулаторного наблюдения за детьми с синдромом Дауна. Это улучшит диагностику у этих пациентов сопутствующей патологии и позволит провести у них раннюю профилактику нарушений питания.

Рис. 1. Частота сопутствующих патологий в исследуемой группе детей с синдромом Дауна

Показатели массы, длины тела и окружности головы девочек с синдромом Дауна

Показатели массы, длины тела и окружности головы мальчиков с синдромом Дауна

Рис. 2. Перцентильные графики массы тела девочек с синдромом Дауна первого года жизни.

Рис. 3. Перцентильные графики массы тела мальчиков с синдромом Дауна первого года жизни

Рис. 4. Перцентильные графики длины тела девочек с синдромом Дауна первого года жизни

Рис. 5. Перцентильные графики длины тела мальчиков с синдромом Дауна первого года жизни

Рис. 6. Перцентильные графики окружности головы девочек с синдромом Дауна первого года жизни

Рис.7. Перцентильные графики окружности головы мальчиков с синдромом Дауна первого года жизни

Рис. 8. Сравнительные графики медиан массы и длины тела девочек с синдромом Дауна в возрасте от 0 до 12 месяцев[1]

Рис. 9. Сравнительные графики медиан массы и длины тела мальчиков с синдромом Дауна в возрасте от 0 до 12 месяцев

  • Шабалов Н. П. Педиатрия. М., 2003.
  • Characterization of the somatic evolution of Portuguese children with Trisomy 21 — Preliminary results / A. Fernandes et al. // Down Syndrome Reseach and Practice. 2001. Vol. 6, № 3. P. 134—138.
  • Growth charts for children with Down syndrome: 1 month to 18 years of age / C. Cronk, A. C. Crocker, S. M. Pueschel et al. // Pediatrics. 1988. Vol. 81. P. 102–110.
  • [1] В графиках на рис. 8 и 9 использованы данные зарубежных исследований [2, 3].

    downsideup.org

    Особенности психического развития детей с синдромом дауна

    Особенности психического развития детей с болезнью Дауна

    Особенности психического развития детей с болезнью Дауна

    В литературе широко представлены данные об отставании детей с синдромом Дауна от здоровых сверстников, наиболее выраженное в речевой и познавательной областях. Индивидуальный темп и качественные особенности развития детей с синдромом Дауна определяются многими биологическими и социальными факторами: наличием сопутствующих соматических заболеваний, сенсорных и иных нарушений, особенностями социального окружения. Отдельные зарубежные исследования второй половины XX века продемонстрировали более выраженное отставание в развитии у детей с синдромом Дауна, которые воспитывались вне семьи в специальных учреждениях по сравнению с детьми с синдромом Дауна, живущими в семьях или имевшими опыт семейного воспитания. Отечественные публикации, отражающие проблему влияния места воспитания (семья или дом ребенка) на развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна за единичным исключением отсутствуют; не приводятся экспериментальные данные о темпе и уровне психического развития детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях в сравнении с детьми из домов ребенка.

    В представленных в литературе исследованиях раннего взаимодействия матерей и младенцев с синдромом Дауна в целом отмечается более низкая по сравнению с матерями здоровых младенцев способность к подстраиванию, чтению сигналов младенца, более выраженная директивность и гиперстимуляция, что объясняется как особенностью социального поведения младенца с синдромом Дауна, так и эмоциональным состоянием матери. Изменение состояния матери и семьи в целом, а также адаптация родителей к особым потребностям ребенка с синдромом Дауна определяется системой отношений, ценностями и ресурсами семьи, а также доступностью и своевременностью профессиональной помощи. Отмечается, что нарушения в системе семейного взаимодействия могут оказывать негативное влияние на психическое развитие ребенка с синдромом Дауна.

    Исследования продемонстрировали, что социальное окружения детей в домах ребенка, обеспечивая хороший уход, коррекционные и реабилитационные мероприятия, не отвечает основным потребностям младенцев в формировании отношений с близким взрослым. Экспериментальные данные о взаимодействии детей раннего возраста с синдромом Дауна и ухаживающих за ними взрослых в домах ребенка практически не представлены ни в отечественных, ни в зарубежных публикациях.

    Согласно данным литературы программы раннего вмешательства позитивно влияют на речевое, двигательное, когнитивное и другие области развития детей с синдромом Дауна. Отмечается, что наиболее эффективными являются программы, воздействующие на систему мать-младенец , а также обращающиеся к семье в целом. Отдельные отечественные публикации посвящены коррекции психологического взаимодействия детей с синдромом Дауна и их близких взрослых (Панарина, 2004). Однако в целом в отечественной литературе практически не представлена проблема научно обоснованной организации и оценки эффективности программ раннего вмешательства, направленных как на развитие ребенка с синдромом Дауна, так и на взаимодействие в паре мать- младенец .

    Поделиться ссылкой с друзьями:

    Отличительные черты людей с синдромом Дауна

    Люди с синдромом Дауна имеют свои отличительные физические и психические особенности, обусловленные наличием в геноме 47-ой хромосомы.

    Синдром Дауна – генетическая патология генома человека, которая выражается в наличии 47 хромосом вместо обычных 46. Данная патология не является редкостью и встречается в среднем около одного раза на 1000 родов. Люди с синдромом Дауна имеют свои отличительные черты физического и психического развития.

    Физические особенности людей с синдромом Дауна

    Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление характерных для данной патологии внешних признаков:

    • плоское лицо;
    • укороченный череп;
    • особая кожная складка на шее у новорожденных детей;
    • особый разрез глаз;
    • гиперподвижность суставов;
    • плоская форма затылка;
    • недоразвитие средних фаланг пальцев;
    • открытый рот;
    • различные зубные аномалии;
    • плоская переносица;
    • короткий нос.
    • Большинство из внешних признаков человека с синдромом Дауна обусловлено свойственной для данной патологии задержкой внутриутробного развития. Наличие всех этих черт во внешности людей с синдромом Дауна не является обязательным признаком. У кого-то они выражены сильнее и представлены в полном объеме, у кого-то – едва заметные черты (отмечается наличие 1-2 внешних признаков). Однако учеными всего мира доказана связь между распространенностью некоторых врожденных заболеваний и наличием 47-ой хромосомы.

      Люди с синдромом Дауна очень часто страдают патологиями. такими как:

    • мышечная гипотония;
    • катаракта;
    • врожденный порок сердца;
    • косоглазие;
    • деформация грудной клетки;
    • эписиндром;
    • стеноз двенадцатиперстной кишки;
    • лейкоз.
    • Все перечисленные патологии поддаются адекватному лечению. Некоторые из них, такие, например, как катаракта или стеноз двенадцатиперстной кишки, требуют оперативного вмешательства. Остальные же вполне корректируются консервативным лечением. Медицинская помощь людям с синдромом Дауна должна оказываться без оглядки на наличие у них генетического отклонения.

      Психические особенности развития людей с синдромом Дауна

      Характерной особенностью развития человека с синдромом Дауна является несколько замедленное развитие. Оно проявляется как в физическом, так и в психическом плане. Ребенок с синдромом Дауна позже начинает ходить, самостоятельно принимать пищу, говорить.

      До недавнего времени бытовало мнение, что такие дети не способны к обучению. Последние исследования это утверждения опровергают: умственные возможности людей с синдромом Дауна имеют очень широкий диапазон и колеблются от сильной отсталости до средней интеллектуальной деятельности.

      Трудности с обучением детей с синдромом Дауна зачастую связаны с наличием у них проблем со слухом, зрением или развитием речи. Люди с синдромом Дауна учатся в школах и высших учебных заведениях, занимаются музыкой, работают и могут вести нормальный образ жизни.

      Наличие 47-ой хромосомы проявляется в каждой клетке всех людей с синдромом Дауна, что обусловливает их внешнее и внутреннее сходство. Но в то же время они носят и наследственные черты своих родителей, как и все люди на Земле.

      Генетические исследования — новый тренд для сохранения здоровья

      Генетические исследования — новый тренд для сохранения здоровья и долголетия. Об этом рассказывает Жанна Сапожкова, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, член Ассоциации клинических цитологов России, внештатный специалист кафедры клинической лабораторной диагностики Российской медицинской академии постдипломного образования.

      Ученые из китайского Университета Сунь Ятсена в Гуанчжоу сообщили о том, что провели эксперименты по редактированию генома человеческого эмбриона. Такие исследования признаны научным сообществом неэтичными, однако китайские исследователи пренебрегли договоренностями.

      Создан метод оценки генетического старения

      Российские ученые из МФТИ и Института биологии КНЦ РАН в Сыктывкаре разработали простой метод оценки генетических поломок , связанных со старением.

      Согласно новым данным, уникальная в животном мире способность людей говорить и понимать речь окружающих – результат очень давней мутации.

      Исследовательская группа из университета Мичигана предложила радикально новый подход в терапии мышечной дистрофии: вместо воздействия на ген, вызывающий болезнь, действовать на молекулярные механизмы непосредственно в мышцах.

      Стволовые клетки развиваются в зависимости от заселяемой ими поверхности

      Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12 года О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию .

      Особенности психологии детей с синдром Дауна

      Татьяна Мякшина 26 января 2013 г. 20130126

      Зачастую сообщение родителям о синдроме Дауна у их будущего ребенка мгновенно разрушает все мечты и прекрасный образ желанного малыша. Но прежде чем предпринимать какие-либо меры, нужно понять, что психология детей с синдромом Дауна не так уж отличается от психологии здоровых детей.

      Синдром Дауна – это врожденная патология на уровне хромосом. Последствиями этой патологии являются специфические изменения внешности и нарушение интеллектуального развития. В настоящее время нет тенденции по увеличению числа детей с этой болезнью, но психологическая характеристика детей с синдромом Дауна сегодня очень актуальна.

      Перспективы развития

      Степень проявления отставания в умственном, речевом и физическом развитии напрямую зависит от врожденных особенностей и, конечно же, от занятий с таким ребенком. С учетом психологии детей с синдромом Дауна их можно весьма успешно обучать. В свою очередь, занятия с такими детьми по специальным методикам, учитывающим особенности их восприятия и развития, как правило, приводят к весьма неплохим результатам.

      Конечно, наличие лишней хромосомы обусловливает проявление ряда физиологических характеристик, которые будут тормозить полноценное развитие малыша. Ребенку будет сложнее учиться, но все же большинство детей с синдромом Дауна психологически очень сильны, они прекрасно учатся ходить, говорить, писать и читать. Фактически, они могут делать большую часть того, что делают здоровые дети.

      На развитие детей с синдромом Дауна впрочем, как и на развитие обычных детей, огромное влияние оказывает окружающая обстановка, но особенная психология детей с синдромом Дауна должна учитываться. Дети с такой патологией до 1-го года практически не отличаются от здоровых детей их возраста. Но из-за уменьшенного тонуса мышц физическое и развитие психологии детей с синдромом Дауна замедлено.

      Психология детей с синдромом Дауна позволяет родителям относиться к ним как к вполне нормальным здоровым детям. Абсолютно всех детей нужно поощрять, например за любознательность и желание что-то сделать самому. Родителям нужно найти у ребенка сильные его стороны и тщательно их развивать. Очень часто у детей с синдромом Дауна прекрасное зрительное восприятие, развивающее способность к визуальному обучению.

      Зачастую дети с данной патологией учатся в спецшколах или коррекционных школах-интернатах, где разработаны специальные программы интегрирования детей с синдромом Дауна в общество. А для того чтобы психология детей с синдромом Дауна продвигалась в правильном направлении, эти дети проводят там много времени со здоровыми детьми.

      Кроме всего прочего, детей с этим синдромом можно и нужно отдавать в самые обычные школы. Это будет способствовать вполне нормальному психологическому развитию детей с синдромом Дауна, их способностей и, соответственно, их социализации.

      Помните, что темпы развития детей с синдромом Дауна зависят исключительно от условий, которые вы для них создадите.

      Ученые генетически модифицировали эмбрион человека

      Женщин на планете всегда было больше, чем мужчин

      Ученые провели анализ демографической ситуации на Земле за весь период существования человечества.

      Выявлены генетические причины способности людей говорить

      Первое лекарство от мышечной дистрофии возможно найдено

      Ученые обнаружили, что стволовые клетки, которые потенциально могли бы стать одним из возможных 220 типов клеток тела, становятся определенным видом в том числе и под влиянием поверхности, на которой они находятся.

      Рекомендации и мнения, опубликованные на Сайте, включая материалы по персональной диете СлимСмайл, НЕ ЗАМЕНЯЮТ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

      Психические особенности детей с синдромом дауна

      База знаний: Синдром Дауна

      Синдром Дауна – это генетическое заболевание, вызывающее умственную отсталость, задержку физического развития, врожденные пороки сердца. Кроме того, он часто сопровождается нарушением функции щитовидной железы, нарушением слуха, зрения.

      Синдром Дауна является самым распространенным заболеванием, вызванным аномалией хромосом. С возрастом матери риск рождения ребенка с синдромом Дауна увеличивается.

      Заболевание не лечится, степень его тяжести может варьироваться.

      Лечениезависит от проявлений заболевания. Хотя от самого синдрома избавиться невозможно, работа с дефектологом с ранних лет способствует развитию психических функций ребенка.

      Трисомия по 21-й хромосоме, Трисомия G.

      Down Syndrome, Down’s syndrome, Trisomy 21.

      У детей с синдромом Дауна могут наблюдаться специфические черты лица и особенности строения головы:

    • маленькая голова,
    • широкое лицо,
    • короткая шея, избыток кожи на задней поверхности шеи,
    • короткий и широкий нос
    • недоразвитая верхняя челюсть,
    • светло-серые пятна на радужной оболочке глаз вплоть до 12-го месяца жизни,
    • эпикантус – полулунная кожная складка во внутреннем углу верхнего века – «третье веко» – и, как следствие, узкий, монголоидный разрез глаз,
    • маленькие, асимметричные, низко прикрепленные уши,
    • большой язык без центральной борозды, часто открытый рот,
    • неправильно расположенные зубы.
    • Также для больных синдромом Дауна характерны следующие признаки:

    • низкий тонус мышц,
    • непропорциональное телосложение,
    • недоразвитие половых признаков,
    • широкие короткие ладони с одной складкой вместо двух, большой палец расположен низко по отношению к другим пальцам,
    • сандалевидная щель между первым и вторым пальцами ног,
    • относительно короткие, чрезмерно гибкие пальцы.
    • Развитие детей с синдромом Дауна обычно происходит медленнее нормы. Они начинают сидеть, ползать и ходить примерно в два раза позже, чем дети с нормальным развитием.

      Также у больных присутствует умеренная степень умственной отсталости.

      Общая информация о заболевании

      Синдром Дауна – это генетическое заболевание, вызванное аномалией 21-й хромосомы, которое проявляется в виде умственной отсталости, пороков сердца и нарушения развития.

      Он часто сопровождается нарушением работы щитовидной железы, нарушением слуха, зрения.

      В хромосомном наборе человека присутствует 23 пары хромосом. При этом одна хромосома из пары достается от матери, одна – от отца. Всего в организме 46 хромосом.

      Причина болезни Дауна – аномалия 21-й хромосомы, которая характеризуется наличием дополнительных копий генетического материала по 21-й хромосоме в виде трисомии или транслокации. 21-я хромосома влияет почти на все системы органов и отвечает за черты и особенности развития, нарушенные при болезни Дауна.

    • Трисомия по 21-й хромосоме предполагает наличие копии данной хромосомы. То есть вместо двух хромосом 21-я пара представлена тремя. Таким образом, во всех клетках организма присутствует три хромосомы 21-й пары вместо двух.
    • Трисомия составляет 95 % случаев аномалии 21-й хромосомы. Она возникает при нарушении деления клеток во время формирования половых клеток (сперматозоидов и яйцеклеток) родителей. Практически всегда лишняя хромосома передается ребенку с синдромом Дауна от матери. С увеличением возраста матери повышается риск рождения ребенка с синдромом Дауна. Чем старше яйцеклетка, тем больше веротяность неправильного деления клеток.

    • Мозаичный вариант синдрома встречается, когда лишь в некоторых клетках организма присутствует аномальная копия 21-й хромосомы. «Мозаика» из аномальных и нормальных клеток обусловлена нарушением деления клеток после оплодотворения в зародыше.
    • Транслокация 21-й хромосомы на другие хромосомы (чаще на 15-ю или 14-ю). Дети имеют две хромосомы 21 пары и дополнительный материал 21 хромосомы. При этом часть 21-й хромосомы перемещается на другую при нарушении деления хромосом во время формирования сперматозоидов и яйцеклеток родителей (примерно 25 % случаев транслокации) или в момент зачатия (около 75 % случаев).
    • Таким образом, синдром Дауна вызван нарушением деления клеток во время развития яйцеклетки, сперматозоида или зародыша.

      Синдром Дауна не является наследственным заболеванием, хотя предрасположенность к его развитию существует. У женщин с синдромом Дауна вероятность родить больного ребенка составляет 50 %, часто происходит спонтанное прерывание беременности. Мужчины с синдромом Дауна бесплодны, за исключением мозаичного варианта синдрома.

      У носителей генетической транслокации хромосом вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна также будет повышена. Если носителем является мать, ребенок с синдромом Дауна рождается в 10-30 %, если носитель отец – в 5 %.

      У женщин, имеющих ребенка с синдромом Дауна, шанс родить второго больного ребенка составляет 1 %.

      У детей с синдромом Дауна могут возникать следующие осложнения.

    • Пороки сердца. Примерно половина детей с синдромом Дауна рождается с пороками сердца, которые могут потребовать хирургического вмешательства уже в раннем детстве.
    • Лейкемия (злокачественное заболевание кроветворной системы). Дети с синдромом Дауна, особенно в раннем возрасте, более склонны к развитию лейкемии, чем другие дети.
    • Инфекционные заболевания. Из-за нарушений иммунной системы организма дети с синдромом Дауна более восприимчивы к инфекционным заболеваниям.
    • Деменция. После 40 лет у больных синдромом Дауна повышен риск развития слабоумия.
    • Сонное апноэ. Дети с синдромом Дауна предрасположены к сонному апноэ – состоянию, при котором во время сна на 20-30 секунд прекращается вентиляция легких. В тяжелых случаях апноэ может занимать до 60 % всего времени ночного сна. Регулярные апноэ приводят к дневной сонливости, ухудшению памяти, снижению интеллекта, работоспособности и постоянной усталости.
    • Ожирение.

    Продолжительность жизни людей с синдромом Дауна зависит от степени выраженности проявлений и в среднем составляет 50 и более лет.

  • Женщины с синдромом Дауна (мужчины с синдромом Дауна, как правило, бесплодны).
  • Матери после 30 лет. С возрастом риск родить ребенка с синдромом Дауна увеличивается: к 35 годам он составляет 1 к 400, к 45 – 1 к 35. Однако примерно 80 % детей с синдромом Дауна рождается матерями до 35 лет.
  • Отцы старше 42 лет.
  • Носители генетической транслокации хромосом. Если носителем является мать, риск рождения ребенка с синдромом Дауна сост
  • Психологические основы проектирования учебной книги для детей с синдромом Дауна Psychological foundation of projection of an educational book for the children with the D Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

    • THE DuWN#39;S SYNDROME ,
    • АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ,
    • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ,
    • СИНДРОМ ДАУНА ,
    • КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА ,
    • КНИГИ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ,
    • ANORMAL DEVELOPMENT ,
    • MENTAL BACKWARDNESS ,
    • CORRECTIONAL SCHOOL ,
    • BOOKS FOR THE MENTAL BACKWARDNESS CHILDREN
    • научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мосунова Людмила Александровна, Шашина Маргарита Михайловна

      В статье рассматриваются теоретические основы создания специальных развивающих книг для детей с синдромом Дауна: понятия аномального развития, умственной отсталости, синдрома Дауна; научные представления о психических особенностях детей с синдромом Дауна, о направлениях их социальной адаптации. Предлагается оригинальная концепция учебного пособия к курсу «Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд» для учащихся 3-го класса коррекционной школы.

      Abstract 2010 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Mosunova Lyudmila Aleksandrovna, Shashina Margarita Mihaylovna, The Bulletin of Vyatka State Humanities University

      The following theoretical foundation of creation of special developing books for the children with the Dоwn#39;s syndrome is examined in the article: conceptions of anormal development, mental backwardness, the Dоwn#39;s syndrome; scientific vision of mental peculiarities of the children with the Dоwn#39;s syndrome, directions of their social adaptation. An original conception of a training appliance to the course of Self-service and household and consumer family life work for the third-form pupils of correctional school is offered.

      Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Вятского государственного гуманитарного университета , Мосунова Людмила Александровна, Шашина Маргарита Михайловна

      Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

      Мосунова Людмила Александровна, Шашина Маргарита Михайловна Психологические основы проектирования учебной книги для детей с синдромом Дауна // Вестник ВятГГУ. 2010. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osnovy-proektirovaniya-uchebnoy-knigi-dlya-detey-s-sindromom-dauna (дата обращения: 04.10).

      Мосунова Людмила Александровна et al. Психологические основы проектирования учебной книги для детей с синдромом Дауна Вестник Вятского государственного гуманитарного университета 1 (2010). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osnovy-proektirovaniya-uchebnoy-knigi-dlya-detey-s-sindromom-dauna (дата обращения: 04.10).

      Мосунова Людмила Александровна Шашина Маргарита Михайловна (2010). Психологические основы проектирования учебной книги для детей с синдромом Дауна. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osnovy-proektirovaniya-uchebnoy-knigi-dlya-detey-s-sindromom-dauna (дата обращения: 04.10).

      Мосунова Людмила Александровна, Шашина Маргарита Михайловна Психологические основы проектирования учебной книги для детей с синдромом Дауна // Вестник ВятГГУ. 2010. №1 С.131-136.

      Мосунова Людмила Александровна et al. Психологические основы проектирования учебной книги для детей с синдромом Дауна Вестник Вятского государственного гуманитарного университета 1 (2010).

      Мосунова Людмила Александровна Шашина Маргарита Михайловна (2010). Психологические основы проектирования учебной книги для детей с синдромом Дауна. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета

      Дорогие читатели, давайте исполним мечту детей-инвалидов из Ижевска? У нас в городе есть театр «Надежда», в котором играют дети-инвалиды, страдающие синдромом Дауна, глухотой, эпилепсией и др. сложными болезнями. Этих ребят вместе с родителями позвали выступить на Международном арт-фестивале инклюзивных театров «Обыкновенное чудо» в Омске. Стоимость билетов только туда 32 309 рублей. Семьи этих ребят не могут сами купить билеты, так как весь их семейный бюджет уходит на лечение детей. Отправим вместе юных артистов на международный фестиваль? Чтобы перечислить деньги, отправьте смс на номер 3116 со словом ERA (английскими буквами) пробел и сумма, которую вы готовы пожертвовать. Подробнее о актерах театра, а также о том, как перечислить деньги через «Сбербанк-он-лайн» читайте на сайте izhlife.ru/r/mM

      Ссылка izhlife.ru Чтобы купить билеты на поезд 9 артистам и их сопровождающим нужно 32 тысячи рублей.В Ижевске уже три года существует замечательный детский театр кукол «Надежда». Ребята в возраст http://izhlife.ru/r/mM

      Поддержи конкурс Проголосуй

      Уважаемы друзья прошу Вас ставить лайки (голосование) на лучшую работу. Та работа которая наберет больше лайков станет победителем в номинации Приз зрительской симпатии . Районный конкурс Мир животных глазами ребенка Голосуем до 5 октября 2016 года.

      Представлены работы МДОУ Увинский детский сад №8

      vospityvaem-detej.ru

      Особенности развития и психического функционирования детей с синдромом Дауна ?

      Личность, её структура, а также факторы, оказывающие влияние на формирование личности у детей с синдромом Дауна являются малоисследованной областью современных научных знаний. Можно говорить о изученности отдельных личностных черт и сфер, например таких как саморегуляция и некоторые аспекты мотивационной сферы.

      Саморегуляция, у детей с синдромом Дауна развита слабо. Проблемы с саморегуляцией могут быть, предположительно связаны с проблемами в использовании речевых средств языка. В развитии способности к саморегуляции важную роль играют стратегии поведения родителей. Обнаружено, что способность детей к откладыванию наиболее желаемой цели положительно коррелирует с поощрением матери независимости ребенка [15]. Матери, детей с синдромом Дауна обеспечивают менее оптимальные условия для своих детей, так как не в состоянии регулировать свое поведение, чтобы подстроиться под более медленный темп развития ребенка. Они часто берут на себя инициативу во многих жизненных ситуациях, что может быть одним из факторов снижения уровня мотивации достижений у детей с интеллектуальной патологией.

      В отличие от нормально развивающихся детей, которые получают удовлетворение от решения умеренно сложных задач, дети с интеллектуальной патологией демонстрируют большее удовольствия, когда достигают успеха в решении легких задач. Возможно, это происходит из-за того, что дети с интеллектуальной патологией переносят много неудач, а взрослые не делают попыток повлиять на поведение ребенка, у которого таким образом не формируется желание достижения цели ради получения подкрепления извне [15]. Низкий уровень мотивации оказывает влияние на общее развитие детей с синдромом Дауна.

      Особенности познавательной сферы.

      У детей с синдромом Дауна отмечается низкий объем и слабая концентрация внимания, в силу чего они позднее, чем их сверстники без синдрома, начинают предпочитать новые стимулы давно знакомым и привычным для них, выбирая более простые из них. Таким детям легче визуально следить за объектом, нежели совершать с ним манипулятивные действия. Возможно, причиной тому выступает мышечная гипотония. Из-за нарушений функций внимания, дети с синдромом Дауна могут хорошо различать формы и цвета, если они предъявляются последовательно, но теряют способность в ориентации, если нужно различить оба параметра [4].

      На когнитивном уровне дети не умеют анализировать воспринимаемый ими материал, в результате для них характерно поверхностное, глобальное восприятие предмета, резкий контраст между восприятием простого и усложненного материала.

      Отмечается недостаток развития образного мышления — утрата, нивелирование специфических признаков. Они обращают больше внимания на детали формы, нежели на целостную конфигурацию [4] (возникают затруднения в графическом изображении формы в рисунке, связанные с необходимостью опираться на ведущие признаки образца). Вместе с тем, обиходные, привычные для ребенка предметы воспринимаются и различаются достаточно правильно.

      У таких детей замечена тенденция к снижению уровня интеллектуальных способностей с возрастом, от почти близкого к норме в первые месяцы жизни до уровня заметного отставания в школьном возрасте.

      К 10 – 12 годам намечается тенденция перехода к более расчлененному характеру восприятия и связи чувственно воспринимаемого признака со словом. К этому возрасту большинство детей овладевают способностью самостоятельно и правильно называть основные цветовые тона и геометрические формы. Наблюдаются существенные изменения в характеристике перцептивных действий. Более целенаправленным становится характер ориентировки в здании, который свидетельствует о наличии специфических приемов и способов умственных действий в форме примеривания, зрительного соотнесения, контроля, но модификация задания приводит к менее продуктивным способам решения. Намечается тенденция перехода к более расчлененному характеру восприятия и связи чувственно воспринимаемого признака со словом у детей с синдромом Дауна [1].

      Дети 11-12 лет пытаются самостоятельно исправить ошибки и найти верный способ решения, осуществляя контроль за результатом своей деятельности[1]. В этом возрасте дети с синдромом Дауна чувствительны к помощи экспериментатора.

      У детей с синдромом сильно страдает механическая кратковременная память, что определяет нарушения развития тренируемых стратегий поведения.

      Для них основным вариантом поведения является наблюдение и прослеживание, в то время как у здоровых — социальное поведение.

      Глинис Лос (1991г.) выявил, что чтение оказывает благоприятное влияние на когнитивное развитие детей с синдромом Дауна, в частности, лучше развивается их речь и память [28]. При этом, дети с синдромом Дауна не прогрессируют в освоении алфавита с такой скоростью, как обычные дети, несмотря на одинаковый с ними темп чтения. При обучении чтению детей с синдромом Дауна в первый период идет активное усвоение ими языка и фонетики, затем следует развитие памяти и навыки понимания речи.

      При обучении чтению дети с синдромом Дауна помимо стандартных визуальных ошибок, свойственных всем детям, начинающим осваивать чтение, допускали специфические семантические ошибки. Они читают слова, иллюстрированные картинками, не обращая внимания на саму иллюстрацию. Таким образом, если у слова оказывалось несколько значений, ребенок мог произнести то, которое не соответствовало изображению. Ошибки продемонстрировали, что мозг мог пойти прямо от печати до значения, не применяя визуальное изображение слова к его разговорной форме сначала и затем получая доступ к значению. Ранее считалось, что подобные семантические ошибки наблюдались только в чтении взрослых с органическими повреждениями мозга [26]. Не смотря на это, исследователи были удивлены скоростью и точностью обучения чтению детей с синдромом Дауна.

      При обучении письму детей с синдромом Дауна были замечены два интересных эффекта изучения знака. Во-первых, некоторые из детей смогли подписать правильные ответы на карточку без любого дополнительного обучения. Это было иллюстрацией того, что они способные заменить устный ответ письменным по собственной инициативе [28]. Во-вторых, для некоторых из детей письменный ответ оказывался более легким и более быстрым способом ответа, чем речь. Отмечено, что обучение грамматике подростков с использованием письма было более эффективным, чем с использованием изображений.

      Как правило, достижения людей с синдромом Дауна в области математики находятся на более низком уровне развития, чем их успехи в овладении грамматикой. Это может быть связано с задержкой развития речи и, следовательно, ограниченностью базового словарного запаса для называния и понимания количественных отношений, размера, цвета, формы предмета, которыми оперируют в начальной школе. Задержка в развитии мелкой моторики может приводить к уменьшению возможности манипулировать, сортировать и считать мелкие предметы.

      Способность оперировать числами в возрасте 7 лет у дети с синдромом Дауна сильно разница. Некоторые научаются оперировать числами до 5, в то время как другие способны считать до 100, умеют складывать и вычитать до 10 [10]. Начав обучение в школе, некоторые дети с синдромом Дауна способны считать числа «двойками», «пятерками» и «десятками», сначала используя механическую память.

      В некоторых исследованиях говорится об опережении развития, как навыков письма, так и математических представлений у детей, обучающихся в общеобразовательной школе по сравнению с детьми из специализированных школ [2].

      Стоит отметить, что в возрасте 7–12 лет отмечается замедление в развитии познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна. При наличии заинтересованности, мотивации, при использовании в обучении наглядных материалов ребенок с синдромом Дауна может достигать успехов, соответствующих уровню общеобразовательной начальной школы.

      Речь является областью наиболее выраженного отставания в раннем возрасте у детей с синдромом Дауна. Она развивается более медленно, чем познавательная и двигательная активность; эта закономерность сохраняется по мере взросления ребенка. Для речи детей с синдромом Дауна характерно снижение темпа развития речи, неразборчивое произношение, отсутствие плавности речи, хриплый голос.

      Возможно, что ответственность за языковую задержку можно возложить на общую задержку психического развития этих детей. Так же есть ряд причин, оказывающих влияние на развитие речи у детей с синдромом Дауна. Частые респираторные заболевания и легочные гипертензии влияют на объем выдыхаемого воздуха и частоту вибрации голосовых связок. Особенности артикуляционного аппарата – маленький рот, неправильная форма зубов, увеличенный гипотонический язык, нарушение чувствительности языка также влияют на развитие речи.

      На развитие экпрессивной и импрессивной речи влияет несформированность таких психических функций как память, внимание, мышление, воображение. Также на развитие и становление речи влияют эмоциональные факторы и факторы социального окружения (главным образом — общение с матерью). Очень немногие дети с синдромом Дауна способны ясно, свободно и грамматически правильно владеть разговорной речью к 11-летнему возрасту [23].

      В связи со значительной задержкой речевого развития дети вынуждены опираться на невербальные навыки, такие как жест, дольше, чем другие дети [12].

      В целом замечено, что познавательные способности и речевое развитие женщин выше, чем у мужчин. У мужчин же чаще наблюдаются проблемы в поведении, чем у женщин [17].

      Основными причинами нарушения двигательной сферы в школьном возрасте становятся особенности нейромоторной организации движений в сочетании со своеобразием когнитивных функций, ответственных за вариативность и точность при выполнении сложных действий. У детей отмечается нарушение координации движений: они неуклюжи, неловки, не умеют правильно соразмерять движения. В формирование произвольных движений наблюдается однообразие автоматизированных движений. С возрастом и при специальном направленном обучении проявляются положительные сдвиги в состоянии двигательных навыков: большинство детей овладевают базовыми навыками, характерными для обычных детей, хотя их действия и не столь грациозны и ловки, более сложным моторным действиям они обучаются с трудом. Формирование базовых моторных навыков продолжается у них до 3-4 лет [5].

      На развитие навыков крупной моторики могут оказать влияние ряд заболеваний: пороки сердца, заболевания желудка и кишечника, хронические инфекционные болезни верхних дыхательных путей и ушей.

      С возрастом увеличивается разрыв между показателями двигательного развития детей с синдромом Дауна и двигательными навыками здоровых детей.

      Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. У большинства детей с синдромом Дауна крупная моторика может, определенно, стать одной из самых сильных сторон их развития. Часто причинами задержка развития могут быть физические особенности, а часто и заболевания, которые могут стать причиной задержки в развитии тех или иных навыков крупной моторики.

      Детей с синдромом Дауна отличает ряд специфических физических особенностей.

      Как отмечалось выше, им свойственна мышечная гипотония. Пониженный мышечный тонус тормозит развитие навыков, которые требуют участия соответствующих мышц. Как следствие, у детей с синдромом Дауна мышцы слабее, чем у большинства других детей. У них отмечается чрезмерная подвижность суставов. Это объясняется тем, что связки, соединяющие кости, у них менее эластичны и слабее, чем у других детей. Руки и ноги у детей с синдромом Дауна короткие, сравнительно с длиной их туловища. Ребенку труднее научиться садиться, поскольку он не может опереться на руки, пока не наклонится вперед. Эти дети склонны к полноте, что может тормозить их физическое развитие.

      У детей с синдромом Дауна часто наблюдаются органические повреждения анализаторов, приводящие к снижению слуховых и зрительных функций, но эти недостатки могут быть коррегированы. Проблема заключается не столько в анализаторных нарушениях, а в неумении полноценно использовать анализаторы [4].

      Значительное число детей младшего школьного возраста оказываются способными обслужить себя самостоятельно или с небольшой помощью. Статистические данные представлены в таб. 1

      psiholog-kat.livejournal.com

      Дети с синдромом Дауна: развитие и воспитание

      Диагноз «болезнь Дауна» врачи обычно ставят очень рано, чаще еще в родильном доме — слишком типичны и очевидны внешние признаки этой болезни. Дети с болезнью (синдромом) Дауна похожи, их внешний облик однотипен:

    • уменьшенный в объеме череп, часто несколько скошенный сзади,
    • косое расположение далеко отстоящих друг от друга глаз, надбровных дуг,
    • деформированное строение ушной раковины,
    • запавшая переносица,
    • маленький «пуговкой» нос,
    • полуоткрытый маленький рот,
    • пятнистый румянец на щеках.
    • Болезнь Дауна встречается сравнительно редко. Причины, вызывающие изменения в хромосомном механизме наследственности, пока еще полностью не выяснены. Полагают, что чаще всего эти изменения вызваны различными расстройствами здоровья во время беременности: воспалительными заболеваниями, отравлениями и т. п. Выше среднего процент заболевания у детей, рожденных от пожилых или сильно различающихся по возрасту родителей.

      Можно ли вылечить эту болезнь? Как развивать и воспитывать таких детей?

      Особенности физического развития

      Физическое развитие детей с синдромом Дауна нарушено: отмечается отставание в росте, диспластичность телосложения, короткие пальцы рук и ног. Мышечный тонус понижен; это приводит к чрезмерной гибкости суставов.

      Движения детей часто неловкие, неуклюжие, походка неустойчивая. Детям свойственно беспокойство, повышенное стремление к движениям, — так называемое психо-моторное возбуждение. Однако встречаются и дети не темпераментные, а заторможенные. По характеру дети мягки, ласковы, добродушны, охотно вступают в контакт, приветливы.

      Особенности умственного развития

      Болезнь заметно сказывается на умственных способностях. Память снижена, внимание неустойчиво, значительно ослаблена познавательная деятельность; дети долго не понимают назначения предметов окружающей обстановки, не осваивают действий с ними.

      Заметно и отставание в развитии речи: часто дети дауны начинают говорить лишь после 3— 4 лет, говорят неясно, нечетко, с различными дефектами, не всегда понимают обращенную к ним речь.

      Обучение и воспитание

      Детям с болезнью Дауна оказывается медицинская помощь . Лекарственная терапия назначается очень рано, сразу после рождения ребенка. В результате лечения несколько убыстряется темп развития детей: они начинают раньше стоять, ходить, говорить. Лекарства регулярно применяются и позже. Однако коренного улучшения пока добиться не удается.

      Где бессильна медицина, на помощь приходит специальная педагогика . Но заметного успеха в обучении и развитии детей с синдромом Дауна можно ожидать лишь в случае, если своевременно (то есть возможно раньше) обращается внимание и на общее лечение и на правильное воспитание. При правильно организованной повседневной воспитательной работе дети дауны все же продвигаются в своем развитии и приспосабливаются в дальнейшем к элементарным видам трудовой деятельности.

      Подробную консультацию по работе с такими детьми родители могут получить у дефектолога — специалиста по олигофренопедагогике; мы укажем лишь основные моменты этой работы:

      1. Очень важно развитие сенсорных навыков: фиксации взора, направленности слухового внимания и т. п.
      2. Так как ведущая форма деятельности дошкольника— игра, все занятия проводятся в игровой форме — так, чтобы ребенку было интересно.
      3. Очень важно научить ребенка правильно использовать игрушку, нужный предмет, — так будут формироваться элементарные двигательные навыки и умения, будут уточняться пространственные и временные представления.
      4. В виде игры проводятся и занятия по развитию навыков самообслуживания и гигиены: ребенка учат одеваться, умываться, стелить постель, воспитывают привычку к чистоте, навык опрятной еды.
      5. Очень важно использовать присущее таким детям стремление подражать другим.
      6. Поведение близких ребенку взрослых должно быть всегда спокойным, ровным, без всякой нервозности и подчеркнутых проявлений жалости. Вокруг него не должно быть атмосферы несчастья.
      7. И разумеется, абсолютно недопустимы случаи, когда над ребенком смеются, дразнят его и т. п.

      Чаще всего целиком и полностью забота о воспитании таких детей ложится на плечи родителей. Занятия с ними требуют большого упорства, терпения, настойчивости, регулярности, — но такая работа не бесперспективна — ребенок с синдромом Дауна может значительно продвинуться в своем развитии.

      Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

      mamotvet.ru

    About : admin